Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения»
методическая разработка на тему
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее) СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._ukaz._po_vypolneniyu_prak._rabot_pibdd.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»
РАССМОТРЕНА на заседании ЦК «ТЭПТСДМиО, АМ» Протокол № 1 от «14» сентября 2018г Председатель ЦК __________ /Э.С. Чимитова/ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий по УМР __________/С.К. Доржиева/ «____»___________ 2018 г |
Методические указания
по выполнению практических работ
по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения»
Для обучающихся специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Улан-Удэ
2018 г.
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее) СПО) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Составитель: Будажапов Б.Б. преподаватель специального цикла
Содержание
Введение…………………………………..………………………….……………. 1. Темы практических работ ………………….……………………...……. 2. Критерии оценки ………...…………………………………………………… 3. Список основной и дополнительной литературы…………. Практическая работа № 1…..………………………………….…………... Практическая работа № 2…………………………………….………..…... Практическая работа № 3……………….……………………….…………. Практическая работа № 4………………..……………………….…...……. Практическая работа № 5………….……………………………….…...….. Практическая работа № 6………….………………………………..…….... Практическая работа № 7………….………………………………..…..….. Практическая работа № 8………….………………………………...……... | 4 6 7 7 9 9 10 10 11 11 12 13 |
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Правила и безопасность дорожного движения» созданы в помощь для работы на занятиях, изучению правил дорожного движения и правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, студент долежн внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического занятия, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практическому занятию должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Объем учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения" по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» в соответствии с рабочей программой составляет:
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к разделам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), подготовка к практическим занятиям, решение комплексных задач, подготовка к зачетам. | 70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- безопасно и эффективно управлять транспортным средством (составом транспортных средств) в различных условиях движения;
- соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством (составом транспортных средств);
- управлять своим эмоциональным состоянием;
- конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении;
- выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства (состава транспортных средств);
- устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства (состава транспортных средств);
- обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
- выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
- информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
- использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
- прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);
- своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
- выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;
-совершенствовать свои навыки управления транспортным средством (составом транспортных средств).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
- правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- цели и задачи управления системами "водитель - автомобиль - дорога" и "водитель - автомобиль";
- особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
- способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
- порядок вызова аварийных и спасательных служб;6
- основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
- основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
- проблемы, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями;
- правовые аспекты (права, обязанности и ответственность) оказания первой помощи;
- современные рекомендации по оказанию первой помощи;
- методики и последовательность действий по оказанию первой помощи;
- состав аптечки первой помощи (автомобильной) и правила использования ее компонентов.
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности проведения практических работ, определении их содержания, установления требований к оформлению и результатам практических работы.
2. Темы практических работ
Количество часов | Наименование разделов и тем | Вид практической работы | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Дорожные знаки. | Решение практических задач. | |
4 | Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части | Решение практических задач. | |
6 | Проезд перекрестков. | Решение практических задач. | |
2 | Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | Решение практических задач. | |
6 | Дорожные условия и безопасность движения. | Решение практических задач. | |
2 | Устранение неисправностей | Заполнение нормативной документации. | |
8 | Управление транспортным средством в нештатных ситуациях | Решение практических задач. | |
6 | Доврачебная помощь пострадавшим | Решение практических задач. Отработка приемов и техники проведения доврачебной помощи |
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Контроль результатов практической работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Итог практической работы обучающихся проводится в виде отметки, которая выставляется в журнале теоретических занятий.
Критерии оценки результатов.
Критерии оценки результатов практической работы обучающегося оформляются в соответствии с тематикой.
Оценка практических работ:
Выполнение практической работы играет обучающую функцию.
Её сдача – контролирующую и контрольно–корректирующую, воспитательную.
- Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок.
- Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более не более трёх ошибок
- Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 всей работы.
- Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 1/2 всей работы.
- Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
4. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
- Рожков Л.Б., Найдина И.В. Психологические основы безопасного управления транспортным средством. – М.: ООО «Издательский дом «Автопросвещение», 2012.-
- Куперман А.И. Безопасность управления автомобилем. - М.: Транспорт, 2005.- 220с.
- Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения : учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «D», «Е»- М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 256 с.
- Папышев Н.П. Водителю о первой медицинской помощи. - М.: Транспорт, 2005. – 60с.
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Стандартные экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами, утверждённых Главным Управлением ГИБДД МВД России
- О безопасности дорожного движения. Федеральный закон. Принят Государственной Думой. 2009. «Российская газета»
- Домке, Э.Р. Организация и безопасность движения. Введение в профессию: учебное пособие / Э.Р. Домке, В.Ю. Акимова. – Пенза: Изд-во ПГУАС, 2012. – 168 с.
- Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7.
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до
- 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации
- от 22 ноября 2008 г. № 1734-р
Дополнительные источники:
- Афанасьев Л.А., Дьяконов А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Машиностроение, 2008.- 175с.
- Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 2003.- 217с.
- Илларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 2009.- 87с.
- Илларионов В.А. и др. Водитель и автомобиль. - М.: Транспорт, 2005.- 64с.
- Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения. - М.: Транспорт, 2005.- 328с.
- Мишурин В.М. и др. Надежность водителя и безопасность движения. - М.: Транспорт, 2007.-324с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.autorussia.ru.
- http://pddmaster.ru.
- http://www.pdd24.ru
Практическая работа № 1
Тема Дорожные знаки.
Время выполнения 6 часов
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1. Выписать правила: Тема: Дорожные знаки (классификация и назначение)
2.2. Решить 20 тестовых заданий по теме «Дорожные знаки». Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ»
(раздел «Дорожные знаки»)
2.3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Классификация дорожных знаков.
2. Назначение каждой из подгрупп дорожных знаков
3. Места установок каждой из подгрупп дорожных знаков
4. Зоны действия каждой из подгрупп дорожных знаков
Практическая работа № 2
Тема Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части
Время выполнения 4 часа
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1.Выписать правила: Тема: Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.
2.2.Решить 20 тестовых заданий по теме «Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части». Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ» (раздел «Порядок движения и расположение транспортных средств на проезжей части.»)
2.3.Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Правила определения числа полос на проезжей части.
2. Значение сигналов, подаваемых руками.
3. Правила обгона.
4. Движение по трамвайным путям.
Практическая работа № 3
Тема Проезд перекрестков.
Время выполнения 6 часа
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия :
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1.Выписать правила: Тема - Проезд перекрестков.
2.2.Решить 20 тестовых заданий по теме «Проезд перекрестков».
Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ» (раздел «Проезд перекрестков.»)
2.3.Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Правила проезда регулируемых перекрестков.
2. Правила проезда нерегулируемых равнозначных перекрестков.
3. Правила проезда нерегулируемых неравнозначных перекрестков.
Практическая работа № 4
Тема Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
Время выполнения 2 часа
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия :
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1.Выписать правила: Тема - Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
2.2.Решить 20 тестовых заданий по теме «Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов».
Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ» (раздел «Проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов»)
2.3.Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Правила проезда пешеходных переходов.
2. Правила проезда мест остановок маршрутных транспортных средств.
3. Правила проезда железнодорожных переездов.
Практическая работа № 5
Тема: Дорожные условия и безопасность движения.
Время выполнения 6 часов
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1.Выписать правила: Тема - Дорожные условия и безопасность движения.
2.2.Решить 20 тестовых заданий по теме «Дорожные условия и безопасность движения».
Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ» (раздел «Дорожные условия и безопасность движения»)
2.3.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения.
2. Назовите основные элементы пассивной безопасности дорог.
3. Назовите основные элементы активной безопасности дорог.
4. Предложите меры по повышению безопасности дорожного движения.
Практическая работа № 6
Тема: Устранение неисправностей.
Время выполнения 2 часа
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: Транспортное средство, мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1. Составить план-схему диагностического осмотра транспортного средства.
2.2. Осмотреть транспортное средство на предмет наличия возможных неисправностей.
2.3. Составить дефектовочную ведомость по прилагаемой форме:
№ п/п | Марка АТС | Год выпуска | Дата осмотра | Осмотренные узлы и агрегаты | Выявленные дефекты и неисправности | Принятые меры | Подпись |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Контрольные вопросы:
1. Правила проверки и доведения до нормы уровня масла в системе смазки двигателя.
2. Правила проверки и доведения до нормы уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
3. Проверка состояния аккумуляторной батареи.
4.Правила проверки и доведения до нормы давления воздуха в шинах колес.
Практическая работа № 7
Тема: Управление транспортным средством в нештатных ситуациях.
Время выполнения: 8 часов
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Инструктаж по выполнению практической работы
2. Выполнение студентами практической работы
2.1.Выписать правила: Тема - Управление транспортным средством в нештатных ситуациях
2.2. Решить 20 тестовых заданий по теме «Основы безопасного управления».
Источник: Мультимедийная учебная программа – тренажер «Автошкола МААШ»
2.3.Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные нештатные ситуации.
2. Назовите основные элементы пассивной безопасности дорог.
3. Назовите основные элементы активной безопасности дорог.
4. Предложите меры по повышению безопасности дорожного движения.
Практическая работа № 8
Тема: Доврачебная помощь пострадавшим.
Время выполнения 6 час.
Цель: обобщить, отработать и закрепить знания обучающихся по данной теме путем решения практических задач.
Оборудование: мультимедийная система, компьютер с программным обеспечением, плакаты, тренажер-манекен, средства оказания первой медицинской помощи, рабочее место преподавателя, рабочее место обучающегося, подборка нормативной документации по теме.
Форма выполнения: индивидуальная
План занятия:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Инструктаж по выполнению практической работы
4. Выполнение студентами практической работы
4.1. Изучить плакаты с алгоритмом оказания первой медицинской помощи
4.2. На тренажере-манекене отработать оказание первой медицинской помощи согласно алгоритму с использованием соответствующих средств.
4.3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
- Что может вам угрожать при оказании помощи на месте дорожно-транспортного происшествия?
- Что необходимо сделать для определения наличия дыхания?
- Какие виды кровотечения могут быть у пострадавшего?
- На какое время накладывается кровоостанавливающий жгут?
- Какое положение должен принять пострадавший при травме груди?
- Чем опасна травма живота?
- Как можно определить площадь ожога?
- Как оказать помощь при отморожении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Информационная безопасность"
Данные методические указания содержат рекомендации по выполнению студентами специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» практических работ по дисциплине «Информационная безопасност...
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения»
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Правила безопасности дорожного движения» Для обучающихся специальности 23.02.04 «Техническая ...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности"
Методические указания...
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Методические указания для выполнения практических работ по ОП 09 Безопасность работ в электроустановках разработанны на основе рабочей программы и предназначенны для реализации государственных требова...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" для обучающихся по специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Методические указания по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности. Реализация программы обеспечит компетентност...