Методическое пособие для практического занятия по учебной дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности"
учебно-методический материал
Методическое пособие представляет из себя учебные материалы для проведения практического занятия с обучающимися по программам ПО по теме "Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм" учебной дисциплины "Основы юезопасности жизнедеятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся по программе профессионального обучения.
Тема практического занятия: «Изучение и освоение основных приёмов оказания первой помощи при различных видах травм».
Код | Квалификационные характеристики, установленные образовательной организацией на основе квалификационных требований, указанных в ОППО. |
Уметь |
Оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях |
Знать |
Основы БЖД |
Безопасность жизнедеятельности.
Закрепления знаний:
Основы БЖД
Формирование практических умений:
Оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях
Цель занятия: ознакомиться с основными видами травм и приёмами оказания первой помощи при травмах пострадавшим в ЧС мирного
и военного времени.
Практические навыки: овладеть основными приёмами оказания первой помощи при кровотечениях.
Оснащение: перевязочные средства, раздаточный материал, методические указания по ПЗ.
Продолжительность:45мин.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ |
Время выполнения практического задания 40 минут
Основное содержание практического задания | Критерии оценки выполнения задания |
1. Изучить виды травм и правила оказания 2. Изучить порядок оказания первой помощи при травмах 3. Ответить на контрольные вопросы 4. Практически отработать наложение повязки | - знание теоретического материала по теме; - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых - рациональное распределение времени - умение работать самостоятельно, оперативно; - умение составлять отчет исделать вывод |
Порядок выполнения заданий:
- Вспомните изученный теоретический материал по данной теме;
- Внимательно прочитайте задание;
- Выполните задание;
- Ответьте на контрольные вопросы;
- Оформите отчет.
Требования к отчету:
- Тематика практического задания;
- Цель работы;
- Вывод.
Теоретическая часть
Задание .Изучить виды травм и правила оказания первой помощи при различных видах травм, ответить на контрольные вопросы
Методическое руководство к заданию №1.
Экстремальные ситуации, возникающие в результате стихийных бедствий или техногенных катастроф, например крупные ДТП, часто приводят к одновременному появлению большого количества пострадавших, нуждающихся в экстренном оказании первой помощи.
Первая помощь оказывается непосредственно на месте происшествия
в основном в порядке само- и взаимопомощи с использованием аптечки первой помощи, если она имеется, и других подручных средств.
При задержке оказания первой помощи в течение 1 часа погибают 30% пострадавших с тяжёлыми и крайне тяжёлыми травмами, а через
6 часов-уже 90%. Поэтому оказание первой помощи часто имеет решающее значение для сохранения жизни.
Основные цели первой помощи:
- сохранение жизни пострадавшим;
- предупреждение серьёзных осложнений;
- прекращение или ослабление действия травмирующих факторов- необходимо вытащить пострадавшего из транспортного средства, отнести
в безопасное место, потушить горящую одежду, вынести из воды или зоны действия угарного газа.
- остановка наружного кровотечения.
- подготовка пострадавшего к транспортировке в больницу.
В случае, когда в результате ЧС появилось несколько пострадавших, помощь сначала оказывается тем, у которых жизнь находится в наибольшей опасности. При наличии большого числа тяжело травмированных людей помощь в первую очередь оказывается детям.
Остановка наружного кровотечения и наложение повязок
на травмированные части тела часто являютсямерами первой помощи
при ЧС.
Травма (или повреждение организма) - это нарушение целостности или функций органовили тканей организма пострадавшего. Травма может возникнуть в результате воздействия вредных факторов окружающей среды.
Неблагоприятные факторы делятся:
- на механические, когда травмы возникают в результате удара, растяжения, сдавливания;
-физические, когда травмы возникают из-за действия высокой или низкой температуры, удара электрическим током
-химические, когда организм травмируется воздействием кислот, ядовитых веществ;
- психические, когда причиной травмы становится сильный стресс, испуг.
Травмы бывают открытыми и закрытыми.
Если в результате травмирования нарушается целостность кожных покровов или органов тела, речь идёт об открытых травмах. К ним относятся открытые переломы, ожоги и все виды ран. Ушибы, растяжения, сдавливания, вывихи, сотрясения головного мозга, закрытые переломы костей считаются закрытыми травмами.
Основные виды ран:
- резаные;
- огнестрельные;
- ушибленные;
- с потерей пальцев,
- колотые;
- конечностей и др.
- рваные;
Основные этапы первой помощи при ранениях.
1. Если рана кровоточит, остановить кровотечение. Различные способы остановки кровотечений описаны в учебнике «Безопасность жизнедеятельности».
2. Произвести первичную доврачебную обработку. Раны обрабатывать только чистыми руками. При отсутствии воды руки протирают спиртом, водкой, одеколоном. Одежда пострадавшего аккуратно снимается
или удаляется с его тела путём разрезания, чтобы дополнительно
не травмировать человека. Кожу вокруг раны очищают от инородных предметов, обрабатывают раствором йода, спиртом, перекисью водорода, раствором фурацилина или марганцовки для дезинфекции. Рану
не рекомендуется промывать водой или спиртом, накладывать на неё мази или порошки. Это может вызвать ожог раневых тканей, инфекции. Если
из раны выпали внутренние органы, то категорически запрещается вправлять их обратно, это может сделать только врач.
3. Перевязать рану. Повязка должна быть стерильной. Для этого используют бинты, марлю, стерильные салфетки, или другой материал.
Виды повязок:
-простые- защищают раны от проникновения инфекции;
-давящие- останавливают венозные или капиллярное кровотечение;
-иммобилизирующие- обеспечивают неподвижность раненых частей тела при перевозке пострадавшего в больницу;
-коррегирующие- исправляют неправильное положение какой-либо части тела.
Повязки из бинта - самые распространённые, т.к. они просты, надёжны, особенно при повреждениях на подвижных частях (область суставов), не вызывают аллергических реакций, легко модифицируются, позволяют усилить давление. Бинты бывают 3 основных размеров:
- узкий (ширина3-7см, длина 5м);
- средний (ширина10-12см, длина 5м);
- широкий (14-16см, длина 5м).
Узкие бинты употребляются при перевязке пальцев кисти и стопы, средние - головы, шеи, кисти, предплечья, стопы и голени, широкие - грудной клетки, молочной железы, плеча, бедра.
Правила бинтования:
- перед началом бинтования стоять лицом к пострадавшему, насколько этовозможно (наблюдение за пострадавшим);
- во время перевозки разговаривать с пострадавшим и до наложения повязки объяснить её назначение (привлечение пострадавшего к содружеству, контроль состояния);
- пострадавший должен находиться в удобном положении;
- перевязываемая часть тела(конечность) должна быть неподвижной. Следует создать упор, например, при повязке на голень пострадавшего усадить, стопу поместить на табурет, подставку;
- повязка должна быть наложена удобно для пострадавшего с учётом того, будет ли он ходить или лежать после перевязки, будет ли двигаться пострадавшая часть тела:
- во время бинтования бинт держат в правой руке, а его начало в левой;
- повязку делают в направлении слева направо и снизу вверх.
Бинтовать начинают с закрепления конца бинта. Каждый новый виток (тур) бинта должен придерживать часть предыдущего бинта;
- бинт не следует накладывать слишком туго или слишком свободно, чтобы он не сползал;
- бинтование ног проводят в их разогнутом состоянии, бинтование рук
- в полусогнутом. Затем руку закрепляют в полусогнутом положении косынкой или шарфом;
- бинтование заканчивают выше места раны, конец бинта закрепляют
или завязывают.
Различают несколько видов бинтовых повязок: циркулярные, спиральные и крестообразные. Не бинтовыми повязками являются лейкопластырные и косыночные. Лейкопластырные накладываю при ранах живота, рёбер.
Косыночные повязки представляют собой кусок перевязочного материала треугольной формы, в котором различают основание (длинная сторона), верхушку (угол, лежащий против основания) и концы - остальные
2 угла. Применяют косыночные повязки для наложения на различные части тела и для подвешивания руки при травмах её и ключицы.
Контрольные вопросы
1. Что такое травма?
2. Какие факторы приводят к травмам?
3. Приведите примеры открытых и закрытых травм.
4. Каковы основные этапы первой помощи при ранениях?
5. Какие виды повязок вы знаете?
6. Бинты каких размеров используют для выполнения повязок?
7. Расскажите о правилах бинтования.
8. Приведите примеры бинтовых повязок. Какие из них самые распространённые?
9. Как выполняется циркулярная бинтовая повязка?
10. Как выполняется спиральная бинтовая повязка?
11. Что такое крестообразная повязка?
12. Приведите примеры не бинтовых повязок.
13. В каком случае применяются косыночное бинтование?
14. Как выполняется "черепашья" повязка?
15. Как выполняется бинтовая повязка "чепец"?
16. Как выполнить повязку на глаз?
Задание 2. Для понятий из столбца 1 подберите определения из столбца
2 или продолжите фразу. При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию 1.
№ п/п | 1 | № п/п | 2 |
1 | Травма -это | 1 | Нарушение целостности или функций органов или тканей организма пострадавшего |
2 | К закрытым травмам относятся | 2 | Если нужно забинтовать значительную часть тела, например, грудь. туры бинта накладываются снизу - вверх по косой линии так, чтобы они не сползали. Каждый верхний виток бинта придерживает часть нижнего. |
3 | К открытым травмам относятся | 3 | Самые распространённые, т.к. они просты, надёжны, особенно при повреждениях на подвижных частях (область суставов), не вызывают аллергических реакций, легко модифицируются, позволяют усилить давление. |
4 | Основные виды ран | 4 | Наложенный на раневую поверхность перевязочный материал, закрепляют несколькими параллельными полосками липкого пластыря, прикреплёнными |
5 | Основные эта -пы первой помощи | 5 | Один виток бинта |
6 | Виды повязок | 6 | Представляют собой кусок перевязочного материала треугольной формы. Она широко применяется |
7 | Спиральная повязка накладывается | 7 | её следует осторожно размочить 3-процентным раствором перекиси водорода и только после этого снять. |
8 | Повязку на глаз накладывают следующим образом: | 8 | используют для бинтования ран на груди, на затылочной области, кисти руки, голеностопного сустава, |
9 | Повязки из бинта- | 9 | относятся к не бинтованным повязкам. |
10 | Тур-это… | 10 | резаные, колотые, рваные, рубленые, ушибленные, огнестрельные и др. |
11 | при выполнении лейкопластырной повязки | 11 | является наиболее прочной, т. к. в ней все обороты бинта ложатся один на другой. Применяется при перевязках конечностей в области голени, предплечья, а также накладывается га лоб, шею, живот. |
12 | Косыночная повязка | 12 | круговым горизонтальным ходом бинт закрепляют через лоб, сзади спускают на затылок, ведут под ухом |
13 | Циркулярная (круговая повязка) | 13 | простые, давящие, иммобилизирующие, коррегирующие |
14 | Если повязка приклеилась | 14 | открытые переломы и все виды ран |
15 | Лейкопластыр - ные и косыноч -ные повязки. | 15 | если рана кровоточит, остановить кровотечение, произвести первичную доврачебную обработку раны; перевязать рану. |
16 | Крестообразные повязки. | 16 | ушибы, растяжения, сдавливания, вывихи, сотрясение головного мозга, закрытые переломы костей. |
Задание №3. Отработайте навыки наложения пострадавшим различных видов повязок:
- повязка «чепец» с бинтованием головы;
- «черепашьей» повязки с бинтованием коленного сустава;
- повязки на глаз;
- спиральной повязки на грудь; крестообразной повязки на кисть.
Техническое оснащение: подстилка на пол, стул, бинты различной ширины, лейкопластырь, косынка, салфетки, муляж человека или обучающиеся
- добровольцы.
Задание №4. Внимательно прочитайте утверждения, оцените
их правильность и разместите их в соответствующие столбцы таблицы («Правильно», «Неправильно»). При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал к заданию1.
№ | Правильно | Неправильно |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 |
1. Неблагоприятные факторы, вызывающие травмы, могут быть механическими.
2. Бинтовую повязку накладывают в направлении справа налево и снизу вверх.
3. Бинтовую повязку накладывают в направлении слева направо и снизу вверх.
4. Бинтовую повязку накладывают в направлении справа налево и сверху вниз.
5. Для наложения расходящейся «черепашьей» повязки на колено пострадавшего бинт начинают накладывать с кругового витка вокруг коленной чашечки.
6. Циркулярная (круговая) повязка является наиболее прочной, т.к. в ней
все обороты бинта ложатся один на другой в форме 8.
7. Различают несколько видов бинтовых повязок: циркулярные, спиральные, крестобразные, лейкопластырные и косыночные.
8. Косыночная повязка служит для перевязки головы.
9. Крестобразные (восьмиобразные) повязки используют бинтования ран
на груди, на затылочной области, кисти руки, голеностопного сустава,
т.е. для бинтования частей тела с неправильной поверхностью.
10. Крестобразную повязку при травме кисти начинают делать с круговых витков бинта в области лучеообразного сустава.
12. Иммобилизирующая повязка исправляет неправильное положение какой-либо части тела.
13. Повязки из бинта- самые распространённые, т.к. они просты, надёжны, особенно при повреждениях на подвижных частях (область суставов),
не вызывают аллергических реакций, легко модифицируются, позволяют усилить давление.
14. Циркулярная (круговая повязка применяется для закрытия больших ран. При её наложении туры бинта идут в косом направлении вверх,
на 2/3 прикрывая предыдущий ход.
Критерии оценки:
Оценка «отлично»:
- полученные знания обучающийся свободно применяет
при выполнении практических заданий;
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
- в письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнены
все записи;
- при ответах на контрольные вопросы обучающийся правильно понимает их сущность, дает точное определение и истолкование основных понятий, использует специальную терминологию дисциплины, не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы, сопровождает ответ примерами.
Оценка «хорошо»
- выполнены требования к оценке «отлично», но допущены
2 – 3 недочета при выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи
преподавателя;
- в письменном отчете по работе делает незначительные ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности, но затрудняется в применении знаний в новой ситуации, приведении примеров.
Оценка «удовлетворительно»
- практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы;
- в ходе выполнения работы студент продемонстрировал слабые практические навыки, были допущены ошибки;
- обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
- в письменном отчете по работе допущены ошибки;
- при ответах на контрольные вопросы правильно понимает
их сущность, но в ответе имеются отдельные пробелы
и при самостоятельном воспроизведении материала требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно»:
- практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;
- в письменном отчете по работе допущены грубые ошибки, либо
он вообще отсутствует;
- на контрольные вопросы обучающийся не может дать ответов,
так как не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями
программы.
Используемая литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ (Э.А. Арустамов. Н.А. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). - 9 - е изд. стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. -176 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. - 5 изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2016. -144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для практических занятий по ПМ 05 "Выполнение работ по профессии Кассир"
Методическое пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" и в соответствии с работчей программой по профессиона...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №6 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (наименование дисциплины) Тема: Оказание первой медицинской помощи при: обморожении; ожогах; поражении электрическим током.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.
Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальностей 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Методические указания к практическим занятиям по разделам “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН” “ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ”
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине МДК.03.01.02 «Профилактика травматизма в строительном производстве» по специальности 270802 «Строительство и эксп...

Методические указания к выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Методические указанияк выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»...

Учебно-методическое пособие для практических занятий по ПМ.07 специальности 19.02.10
Цель учебно-методического пособия - оказание помощи учащимся в приобретении необходимых знаний для проведения технологических расчетов, в умении пользоваться справочными материалами, сборниками рецепт...