Методические рекомендации обучающимся по выполнению ВСР по БЖ
методическая разработка

Михайличенко Татьяна Викторовна

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций
  • развитию исследовательских умений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_vsr_i_vsr_155_gr.docx118.8 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной

по учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

по профессии 43.02.05 «Флористика»

Преподаватель: Михайличенко Татьяна Викторовна

Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений, обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирования общих и профессиональных компетенций
  • развитию исследовательских умений.


  1. Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» раскрывают у обучающихся формирование системы знаний, практических умений и объяснения уровня образованности, и уровня подготовки обучающихся по профессии 43.02.05 «Флористика».

 Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся необходимых для профессиональной деятельности знаний и навыков.

В результате выполнения внеаудиторной самостоятельной работы у обучающегося формируются умения:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • осуществлять самоконтроль физического развития и подготовленности; определять степень утомления по объективным и субъективным показателям; использовать средства повышения работоспособности в режиме дня.

В результате выполнения у обучающегося формируются и закрепляются следующие знания:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;
  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
  • область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

109

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

73

в том числе:

- практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

- составление кроссворда

- подготовка сообщения

- составление схем, таблиц

- обследование здания

- подборка материала

- написание глоссария

- написание конспекта

- написание эссе

- создание мини-презентации

4

8

7

1

4

4

4

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование тем УД

Вид внеаудиторной самостоятельной работы

Количество часов

Обеспечение безопасности личности в повседневной жизни

  1. Составление кроссворда

2

  1. Подборка материалов о съедобных растениях в условиях окружающей среды.

2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

  1. Подготовка сообщения

2

  1. Составление схемы

2

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

  1. Обследовать помещение здания в целях обнаружения мест, опасных в случае экстренной эвакуации.

1

  1. Составление глоссария

2

Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства

  1. Подготовка сообщения

2

  1. Составление таблицы

2

  1. Создание мини-презентации

2

Пожарная безопасность

  1. Подготовка сообщения

2

  1. Составление кроссворда

2

Основы военной службы

  1. Составление схемы

1

  1. Составление таблицы

2

  1. Написание конспекта

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  1. Подготовка сообщения

2

  1. Составление глоссария

2

Здоровый образ жизни.

  1. Подборка статистических данных о вредных привычках

2

  1. Написание эссе

2

  1. Написание конспекта

2

ИТОГО

36

3. Общие рекомендации обучающемуся
по выполнению
внеаудиторных самостоятельных работ

  1. Внимательно прочитайте название темы, цели и задачи самостоятельной работы.
  2. Внимательно прочитайте рекомендации преподавателя по выполнению самостоятельной работы.
  3. Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы («методичку»).
  4. Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме самостоятельной работы.
  5. Повторите весь теоретический материал по конспектам и другим источникам, относящийся к теме самостоятельной работы, ответьте на контрольные вопросы по изученному материалу.
  6. Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально подготовьте рабочее место.
  7. Продумайте ход выполнения работы.
  8. Если ваша работа связана с использованием ИКТ, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  9. Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить роли и обязанности. Вместе проводите анализ организации и промежуточные результаты самостоятельной работы микрогруппы.
  10. При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  11. В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  12. По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  13. Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  14. Если вы делаете сообщение или доклад, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  15. Участвуйте в обсуждении полученных результатов самостоятельной работы.

3.1. Рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Правила составления кроссвордов:

1.Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.

2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.

3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.

4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

6.Пронумеруйте слова.

7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.

8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).

9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).

10.Оформите кроссворд. Подпишите его.

11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;

12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).  

Требования к оформлению:

  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.
  2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд. Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

  • - Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
  • - Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
  • - Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Составление условий (толкований) кроссворда:

  1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
  2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
  3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Форма контроля и критерии оценки

Критерии оценки:

  • смысловое содержание; грамотность;
  • выполнение правил составления кроссвордов;
  • эстетичность.

При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

  1. Рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Требования к оформлению сообщения

  1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  2. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
  3. Составьте план сообщения, запишите его.
  4. Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
  5. Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
  6. Составьте окончательный текст сообщения.
  7. Оформите материал сообщения.
  8. Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  9. Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
  10. Перескажите сообщение еще раз.
  11. Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

Формы контроля и критерии оценок

Сообщения выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

«Отлично» выставляется в случае, когда объем сообщения составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема сообщения, информация взята из нескольких источников, сообщение написано грамотно, без ошибок. При защите сообщения обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем сообщения составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема сообщения, информация взята из нескольких источников, сообщение написан грамотно. При защите сообщения обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем сообщение составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема сообщения раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, сообщение написан с ошибками. При защите сообщения обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем сообщение составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема сообщения не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите сообщения обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

  1. Рекомендации по выполнению реферата

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Требования к оформлению реферата

1)  Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.

2)  Реферат должен быть выполнен печатным способом на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).

 3)  Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см. 

4)  Выравнивание текста по ширине. 

5) Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание. 

6)  Перенос слов недопустим!

7) Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. 

8)  Подчеркивать заголовки не допускается.

9)  Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела). 

10) Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

11) В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

12) Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.

13) Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами. 

14) Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». 

15) Номер страницы на титульном листе не проставляется!

16) Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.

17) Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:

-фамилия и инициалы автора;

-наименование;

-издательство;

- место издания;

- год издания.

В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Обучающийся, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче зачета по данной дисциплине.

  1. Рекомендации по составлению конспекта

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда обучающийся вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

  1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
  2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
  3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.  
  4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
  5. Составление опорного конспекта.

Форма контроля и критерии оценки

«5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

«2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

  1. Рекомендации по составлению таблицы, схемы

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.  

Форма контроля и критерии оценки

Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ или в рабочей тетради.  

«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.  

«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

3.6. Рекомендации по подготовке доклада

Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада, как правило, составляет 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

В первой фазе доклада рекомендуется использовать:

· риторические вопросы;

· актуальные местные события;

· личные происшествия;

· истории, вызывающие шок;

· цитаты, пословицы;

· возбуждение воображения;

· оптический или акустический эффект;

·неожиданное для слушателей начало доклада.

Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия (мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.

Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей точки зрения.

Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции слушателей. В заключении могут быть использованы:

  • обобщение;
  • прогноз;
  • цитата;
  • пожелания;
  • объявление о продолжении дискуссии; - просьба о предложениях по улучшению; благодарность за внимание.

Формы контроля и критерии оценок

Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок. При защите доклада обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно. При защите доклада обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, доклад написан с ошибками. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

3.7. Рекомендации по подборке информации в Интернете

  • Внимательно изучите тему и формулировку задания;
  • Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
  • Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail);
  • Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
  • Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
  • Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
  • Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
  • Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

Критерии оценки поиска информации в Интернете

Критерии оценки

Работа выполнена

Работа выполнена
не полностью

Работа
не выполнена

Соответствие представленной информации заданной теме

Содержание найденной информации полностью соответствует заданной теме, тема задания раскрыта полностью

  • Содержание найденной информации соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью.
  • Слишком краткий (неполный) либо слишком пространный текст найденной информации.
  • Обучающийся работу не выполнил вовсе.
  • Содержание найденной информации не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.
  • Информационный материал имеет значительные отклонения по структуре, отклонения от требований, в изложении материала значительно нарушена логика;
  • Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в не полном объеме;
  • Отсутствует список использованных интернет-источников
  • Текст материала оформлен неаккуратно.
  • Оформление не соответствует требованиям.
  • Объем текста информационного материала значительно не соответствует регламенту (в меньшую или большую сторону). 
  • Структура, логичность, полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников
  • Информационный материал структурирован согласно требованиям, изложен логично;
  • Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в полном объеме;
  • Список использованных интернет-источников содержит не менее 5 ссылок  
  • Информационный материал структурирован с небольшими отклонениями от требований, в изложении материала незначительно нарушена логика;
  • Содержание информационного материала по изучаемой теме представлено в недостаточно полном объеме;
  • Список использованных интернет-источников содержит менее 5 ссылок  
  • Правильность оформления
  • Текст сообщения оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления и требованиями.
  • Объем текста найденного материала соответствует регламенту.
  • Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно.
  •  Присутствуют неточности в оформлении и незначительные отступления от требований.
  • Объем текста сообщения не соответствует регламенту (в меньшую или большую сторону).

3.8. Рекомендации по созданию глоссария

Глоссарий – это толковый словарь понятий и терминов, употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе.

Для составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте или пользуясь текстовым процессором.

Общие требования составления глоссария

  1. Внимательно прочитайте и ознакомьтесь с текстом. Вы встретите в нем много различных терминов, которые имеются по данной теме.
  2. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.
  3. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей: 1. точная формулировка термина в именительном падеже; 2. содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

  • стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
  • старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;
  • излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;
  • также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
  • при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Критерии оценки результата

Оценка «3» - термины представлены не в полном объеме и расположены в алфавитном порядке, к каждому термину даны определения, рядом с термином не указан использованный источник информации.

Оценка «4» - термины представлены в полном объеме и расположены в алфавитном порядке, к каждому термину даны определения, рядом с термином не указан использованный источник информации.

Оценка «5» -термины представлены в полном объеме и расположены в алфавитном порядке,к каждому термину даны определения, рядом с термином указан использованный источник информации

3.9. Рекомендации по созданию мини-презентаций

 Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где обучается автор проекта.
  • Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.
  • Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные результаты исследования.
  • При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • последними слайдами презентации должен быть список используемых информационных ресурсов.

Критерии оценивания презентации

критерии  

показатели

1.  структура

макс – 10 баллов

- количество слайдов соответствует содержанию и времени выступления (10 слайдов – 7 минут)

2.текст на слайдах -

5 баллов

- выполнен шрифтом не менее 20 – 24 кегля;

- написан грамотно, без ошибок;

- представляет собой опорный конспект.

3.наглядность -

10 баллов

- иллюстрации хорошего качества;

- не отвлекают от содержания;

4.дизайн и настройка –

10 баллов

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию;

- один шаблон оформления;

- презентация не перегружена эффектами

5.содержание – 5 баллов

- презентация отражает все этапы работы.

Нормы оценивания: 

36 – 40 баллов – оценка «Отлично»

31 – 35 баллов – оценка «Хорошо»

25 – 30 баллов – оценка «Удовлетворительно»

3.10. Рекомендации по написанию эссе

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета

Общие требования к эссе.

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Критерии оценивания.

Оценка «5» – тема эссе раскрыта полностью; прослеживается авторская позиция, сформулированы необходимые обоснованные выводы; использована необходимая для раскрытия вопроса основная и дополнительная литература и нормативные правовые акты. Грамотное оформление.

Оценка «4» – в целом тема эссе раскрыта; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованы; использована необходимая как основная, так и дополнительная литература; недостаточно четко проявляется авторская позиция. Грамотное оформление.

Оценка «3» - тема раскрывается на основе использования нескольких основных и дополнительных источников; слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа правовых норм, хотя ссылки на нормативные правовые акты встречаются. Имеются недостатки по оформлению.

Оценка «2» – тема эссе не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на нормативные правовые источники. Имеются недостатки по оформлению работы.

4. Информационное обеспечение выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы

Основные источники:

1) Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. — М. : Издательский центр «Академия», 2018

3) Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Дополнительные источники:

1) Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

2) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. —М. : Издательский центр «Академия», 2015

3) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбязян. — М. : Издательский центр «Академия», 2003

4) Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности  для студентов / В.М. Стрелец. – Ростов н/д.: «Феникс», 2005 (шпаргалки)

5) Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ А.С. Гайсумов, М.Г. Паничев, Е.П. Хроменкова. - Ростов н/д.: «Феникс», 2006

6) Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 2009.

7) Конституция Российской Федерации, 2005

8) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

9) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

10) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

11) Журналы «Основы безопасной жизнедеятельности»

Федеральные законы РФ:

1. ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

2. ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны
  2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга
  3. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
  4. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
  5. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ
  6. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  7. http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
  8. http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности.
  9. http://www.school-obz.orgинформационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

Самостоятельная работа № 1

Задание: составить кроссворд с ключевым словом «Безопасность».

Цель работы: способствовать развитию творческих способностей, обучающихся в процессе использования кроссвордов на уроках безопасности жизнедеятельности.

Форма выполнения: кроссворд

Необходимое оборудование: конспект, учебник

Требования к оформлению:

  1. Сделать анализ учебного текста по теме урока
  2. Составить список слов изучаемого учебного материала
  3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда
  4. Поиск и составление вопросов к биологическим терминам, понятиям, определения
  5. Вычерчивание рисунка сетки в Excel
  6. Нумерация рисунка сетки
  7. Печать текстов вопросов и ответов
  8. Орфографическая проверка текстов
  9. Проверка текстов на соответствие нумерации
  10. Печать кроссворда

Основные источники:

1) Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю.Г.Сапронов. — М. : Издательский центр «Академия», 2018

Электронные ресурсы:

  1. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ
  2. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

Критерии оценки:

  • смысловое содержание; грамотность;
  • выполнение правил составления кроссвордов;
  • эстетичность.

Самостоятельная работа № 2

Задание: подобрать материал о съедобных растениях в условиях окружающей среды.

Цель работы: с помощью дополнительной литературы овладеть информацией о съедобных растениях в условиях окружающей среды.

Форма выполнения: выступление на занятии, по группам или индивидуально

Необходимое оборудование: дополнительные источники, тетрадь

Требования к оформлению:

  • Внимательно изучите тему и формулировку задания;
  • Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
  • Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail);
  • Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
  • Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
  • Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
  • Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
  • Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ
  2. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

Критерии оценки:

  • соответствие представленной информации заданной теме
  • структура, логичность, полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников
  • правильность оформления

Самостоятельная работа № 3

Задание: подготовить сообщение: «О потенциально опасных объектах в районе проживания»

Цель работы: с помощью дополнительной литературы овладеть информацией о потенциально опасных объектах в районе проживания.

Форма выполнения: сообщение

Необходимое оборудование: дополнительные источники, тетрадь

Требования к оформлению:

  • Текст сообщения распечатать на бумаге формата А4.
  • По всем сторонам листа оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 20 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 15 мм.
  • Использовать шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, кегль – 12 пт. Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
  • Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
  • Для абзацев, не являющихся заголовками, установить отступ первой строки на 12,5 мм и выравнивание – по ширине. Расстояние между абзацами – 3 пт.
  • Если в сообщении более одной страницы, то страницы следует нумеровать арабскими цифрами.
  • Обязательно напечатать список использованных источников (название статей, сайтов, или др.  и адреса Web-страниц). В сообщении должны быть ссылки на используемую литературу.
  • Не забудьте подписать сообщение (указать фамилию, имя учащегося, подготовившего сообщение).

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

3. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 4

Задание: опираясь на конспекты составить схему «Классификация ЧС».

Цель работы: закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении схем.

Форма выполнения: схема классификации ЧС.

Необходимое оборудование: учебник Э.А. Арустамова стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетрадь.

Требования к оформлению:

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.
  • Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.
  • Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
  • Подберите факты для составления схемы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.
  • Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.
  • Начертите схему, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
  • Заполните схему данными.
  • Оформите схему в соответствии с требованиями к оформлению схем.
  • Проведите анализ и самоконтроль подготовленной схемы.

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • Соответствие представленной в схеме информации
  • Читаемость, логичность, лаконичность схемы
  • Правильность оформления

Самостоятельная работа № 5

Задание: Обследовать помещение здания в целях обнаружения мест, опасных в случае экстренной эвакуации.

Цель работы: закрепление теоретических знаний и привитие практических навыков по действиям обучающихся колледжа в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Форма выполнения: письменный отчет

Требования к оформлению: отчет оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем сообщения – не более 2 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.
  2. Текст сообщения.

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Критерии оценки:

  • содержательность отчета
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 6

Задание: составить глоссарий по теме «Современный комплекс проблем безопасности социального характера».

Цель работы: повысить уровень информационный культуры; приобрести новые знания; отработать необходимые навыки в предметной области учебного курса.

Форма выполнения: письменный отчет

Требования к оформлению:

отчет оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – не более 2 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру:

Титульный лист.

Текст сообщения.

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • содержательность отчета (термины представлены в полном объеме и расположены в алфавитном порядке, к каждому термину даны определения)
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 7

Задание: подготовить доклад об одном из видов оружия массового поражения.

Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретических знания обучающихся о способах защиты населения от оружия массового поражения, а так же научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме

Форма выполнения: выступление на занятии, по группам или индивидуально

Необходимое оборудование: интернет

Требования к оформлению:

  • Текст доклада распечатать на бумаге формата А4.
  • По всем сторонам листа оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 20 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 15 мм.
  • Использовать шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, кегль – 12 пт. Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
  • Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
  • Для абзацев, не являющихся заголовками, установить отступ первой строки на 12,5 мм и выравнивание – по ширине. Расстояние между абзацами – 3 пт.
  • Если в докладе более одной страницы, то страницы следует нумеровать арабскими цифрами.
  • Обязательно напечатать список использованных источников (название статей, сайтов, или др.  и адреса Web-страниц). В докладе должны быть ссылки на используемую литературу.
  • Не забудьте подписать доклад (указать фамилию, имя учащегося, подготовившего сообщение).

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны
  2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 8

Задание: составить и заполнить таблицу «Отравляющие вещества»

Цель работы: познакомиться с поражающими факторами химического оружия.

Форма выполнения: таблица «Отравляющие вещества»

Необходимое оборудование: тетрадь, учебник

Требования к оформлению:

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.
  • Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.
  • Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
  • Подберите факты для составления таблицы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.
  • Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.
  • Начертите таблицу, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
  • Заполните таблицу данными.
  • Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.
  • Проведите анализ и самоконтроль подготовленной таблицы.

C:\Users\Таня\Desktop\ОВ.jpg

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • Соответствие представленной в таблице информации
  • Читаемость, логичность, лаконичность таблицы
  • Правильность оформления

Самостоятельная работа № 9

Задание: создать мини-презентацию об истории гражданской обороны.

Цель работы: повысить уровень информационный культуры; приобрести новые знания.

Форма выполнения: мини-презентация.

Необходимое оборудование: дополнительные источники.

Требования к оформлению:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где обучается автор проекта.
  • Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.
  • Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные результаты исследования.
  • При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • последними слайдами презентации должен быть список используемых информационных ресурсов.

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценки:

  • соответствие содержанию теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям.

Самостоятельная работа № 10

Задание: подготовить сообщение по теме: «Первичные средства пожаротушения»

Цель работы: с помощью дополнительной литературы овладеть информацией о потенциально опасных объектах в районе проживания.

Форма выполнения: сообщение

Необходимое оборудование: дополнительные источники, тетрадь

Требования к оформлению:

  • Текст сообщения распечатать на бумаге формата А4.
  • По всем сторонам листа оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 20 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 15 мм.
  • Использовать шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, кегль – 12 пт. Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
  • Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
  • Для абзацев, не являющихся заголовками, установить отступ первой строки на 12,5 мм и выравнивание – по ширине. Расстояние между абзацами – 3 пт.
  • Если в сообщении более одной страницы, то страницы следует нумеровать арабскими цифрами.
  • Обязательно напечатать список использованных источников (название статей, сайтов, или др.  и адреса Web-страниц). В сообщении должны быть ссылки на используемую литературу.
  • Не забудьте подписать сообщение (указать фамилию, имя учащегося, подготовившего сообщение).

Основные источники:

1. А Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.  № 69-ФЗ О пожарной безопасности.

Электронные ресурсы:

1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

2. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 11

Задание: составить кроссворд по теме «Пожарная безопасность».

Цель работы: способствовать развитию творческих способностей, обучающихся в процессе использования кроссвордов на уроках безопасности жизнедеятельности.

Форма выполнения: кроссворд

Необходимое оборудование: конспект, учебник

Требования к оформлению:

  1. Сделать анализ учебного текста по теме урока
  2. Составить список слов изучаемого учебного материала
  3. Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда
  4. Поиск и составление вопросов к биологическим терминам, понятиям, определения
  5. Вычерчивание рисунка сетки в Excel
  6. Нумерация рисунка сетки
  7. Печать текстов вопросов и ответов
  8. Орфографическая проверка текстов
  9. Проверка текстов на соответствие нумерации
  10. Печать кроссворда

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы:

1. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ

2. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни

3. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга

Критерии оценки:

  • смысловое содержание; грамотность;
  • выполнение правил составления кроссвордов;
  • эстетичность.

Самостоятельная работа № 12

Задание: опираясь на конспекты составить схему порядка призыва граждан на военную службу

Цель работы: Ознакомиться с законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Форма выполнения: схема порядка призыва граждан на военную службу

Необходимое оборудование: законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», учебник, тетрадь

Требования к оформлению:

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.
  • Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.
  • Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
  • Подберите факты для составления схемы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.
  • Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.
  • Начертите схему, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
  • Заполните схему данными.
  • Оформите схему в соответствии с требованиями к оформлению схем.
  • Проведите анализ и самоконтроль подготовленной схемы.

Основные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования  / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Электронные ресурсы:

  1. http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • Соответствие представленной в схеме информации
  • Читаемость, логичность, лаконичность схемы
  • Правильность оформления

Самостоятельная работа № 13

Задание: составить таблицу «Структура ВС РФ»

Цель работы: познакомиться с видами ВС РФ и их предназначением.

Форма выполнения: таблица «Структура ВС РФ»

Необходимое оборудование: тетрадь, учебник

Требования к оформлению:

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников, изучите рекомендации.
  • Повторите лекционный и учебный материал по выбранной теме.
  • Изучите разделы текста основного источника, установите логические связи между ними.
  • Подберите факты для составления таблицы внутри каждого раздела, выделите среди них основные понятия и определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть каждого основного понятия.
  • Сгруппируйте основные понятия в логической последовательности и дайте название выделенным группам.
  • Начертите таблицу, используя плоскостные геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи.
  • Заполните таблицу данными.
  • Оформите таблицу в соответствии с требованиями к оформлению таблиц.
  • Проведите анализ и самоконтроль подготовленной таблицы.

Вооруженные силы Российской Федерации

Виды ВС

Рода войск

Специальные войска

Войска, не относящиеся к МО

Основные источники: Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Электронные ресурсы: http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • Соответствие представленной в таблице информации
  • Читаемость, логичность, лаконичность таблицы
  • Правильность оформления

Самостоятельная работа № 14

Задание: законспектировать основные положения (статьи) закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Цель работы: Ознакомиться с законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Форма выполнения: конспект

Необходимое оборудование: учебник, тетрадь

Требования к оформлению:

  1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  2. Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками.
  3. Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
  4. Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.
  5. Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
  6. Проводите самоконтроль.

Основные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / (Э.А. Арусматов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Электронные ресурсы: http://www.mil.ruМинистерство Обороны

Критерии оценки:

  • Соответствие представленной в схеме информации
  • Читаемость, логичность, лаконичность схемы
  • Правильность оформления

Самостоятельная работа № 15

Задание: подготовить сообщение о правилах оказания первой помощи пострадавшим

Цель работы: систематизировать и закрепить полученные теоретических знания обучающихся о порядке и правилах оказания первой помощи пострадавшим, а так же научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме

Форма выполнения: выступление на занятии, по группам или индивидуально

Необходимое оборудование: интернет

Требования к оформлению:

  • Текст доклада распечатать на бумаге формата А4.
  • По всем сторонам листа оставить поля от края листа. Размеры: левого поля - 20 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 15 мм; нижнего поля - 15 мм.
  • Использовать шрифт Times New Roman. Цвет шрифта должен быть чёрным, кегль – 12 пт. Можно использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, применяя различные способы начертания.
  • Заголовки следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
  • Для абзацев, не являющихся заголовками, установить отступ первой строки на 12,5 мм и выравнивание – по ширине. Расстояние между абзацами – 3 пт.
  • Если в докладе более одной страницы, то страницы следует нумеровать арабскими цифрами.
  • Обязательно напечатать список использованных источников (название статей, сайтов, или др.  и адреса Web-страниц). В докладе должны быть ссылки на используемую литературу.
  • Не забудьте подписать доклад (указать фамилию, имя учащегося, подготовившего сообщение).

Основные источники:

1) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

2) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

3) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления.

Самостоятельная работа № 16

Задание: составить глоссарий по теме «Первая медицинская помощь».

Цель работы: повысить уровень информационный культуры; приобрести новые знания; отработать необходимые навыки в предметной области учебного курса.

Форма выполнения: письменный отчет

Требования к оформлению:

отчет оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – не более 2 страниц печатного текста.

Отчет должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Текст сообщения.

Основные источники:

1) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

2) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

3) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления

Самостоятельная работа № 17

Задание: найти статистические данные о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Цель работы: познакомиться с основными составляющими здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; с факторами, влияющие на здоровье.

Форма выполнения: выступление на занятии, по группам или индивидуально

Необходимое оборудование: дополнительные источники, тетрадь

Требования к оформлению:

  1. Внимательно изучите тему и формулировку задания;
  2. Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой;
  3. Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми машинами (Яндекс, Google, Rambler, Mail);
  4. Введите запрос и проверьте орфографию запроса;
  5. Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы»;
  6. Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию;
  7. Заполните форму отчета (можно копировать фрагменты информации с сайтов);
  8. Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.

Основные источники:

1) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

2) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

3) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценки:

  • соответствие представленной информации заданной теме
  • структура, логичность, полнота представления материала, достаточность объема списка используемых интернет-источников
  • правильность оформления

Самостоятельная работа № 18

Задание: написать эссе репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

Цель: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Форма выполнения: эссе по заданной теме.

Необходимое оборудование: дополнительные источники, тетрадь

Требования к оформлению:

Эссе- вид самостоятельной работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы.

  1. Подбор и изучение основных источников по теме
  2. Составление библиографии.
  3. Обработка и систематизация материала.
  4. Подготовка выводов и обобщений.
  5. Разработка плана.
  6. Написание.

Основные источники:

1) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник /Елена Евгеньевна Тен. – 2-е изд.стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005

2) Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013

3) Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуации. СПб: «ОАО Медиус», 2005

Электронные ресурсы: http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии

Критерии оценки:

  • соответствие теме
  • содержательность материала
  • эстетичность оформления

Самостоятельная работа № 19

Задание: Законспектировать права и обязанности родителей, прописанных в Конвенции ООН «О правах ребенка».  

Цель работы: Ознакомиться с права и обязанности родителей, прописанных в Конвенции ООН «О правах ребенка».

Форма выполнения: конспект

Время выполнения – 2 часа

Необходимое оборудование: учебник, тетрадь

Требования к оформлению:

  1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
  2. Прочитайте лекционный материал по своему конспекту, стараясь выделить основные понятия, важные определения чернилами другого цвета, формулы обведите рамкой, связи укажите стрелками.
  3. Найдите ответы на контрольные вопросы в своем конспекте и в рекомендованной литературе.
  4. Найдите в словаре значение незнакомых слов и терминов.
  5. Оформите ответы на вопросы по материалу конспекта.
  6. Проводите самоконтроль.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.un.org/ Конвенция ООН «О правах ребенка».

Критерии оценки:

  • Соответствие материала конспекта заданной теме
  • Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы
  • Правильность оформления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама

Методические рекомендации предназначены для обучающихся по специальности 42.02.01 Реклама и представляют собой совокупность требований к организации, выполнению и защите выпускных квалификационных ра...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины : МДК01.01.Средства автоматизации и измерений технологического процесса

Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине МДК01.01.Средства автоматизации и измерений технологического процесса составлены на основе рабочей программы и предназначены для...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению самостоятельной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению самостоятельной работы По ПМ 04 Использование ресурсосберегающих и нанотехнологий в производстве неметаллических строительных изделий и конструкций ...

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ обучающимся по выполнению практических занятий ОП.05 «Общие сведения об инженерных системах»

В настоящее время всё большее значение для специалиста имеют способности использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства.  Студент  должен уметь планировать свою деяте...