Профилактика нарушений осанки и зрения подростков
консультация на тему

Пивнева Людмила Петровна

Рекомендовано для преподавателей и родителей.

В настоящее время всё чаще связывают ухудшение здоровья детей с учёбой, но, как известно, любой человек в течение жизни приобретает болезни. Тем не менее, давайте внимательнее отнесёмся к данному вопросу, так как учёба действительно является фактором, который провоцирует ухудшение здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений осанки и зрения подростков

Пивнева Л.П.

преподаватель ОБЖ

ХТК, г.Кировск

  В настоящее время всё чаще связывают ухудшение здоровья детей с учёбой, но, как известно, любой человек в течение жизни приобретает болезни. Тем не менее, давайте внимательнее отнесёмся к данному вопросу, так как учёба действительно является фактором, который провоцирует ухудшение здоровья.

  При анализе результатов медосмотров подростков видно, что 1 место среди диагнозов, занимает снижение зрения. Можно выделить много факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся: климатогеографические условия, неправильное питание, ведущее к гипо- и авитаминозам, нарушение гигиенических требований к освещению, мебели и др. причины.

  Для её решения проблем, связанных со снижением остроты зрения, используются методики, предложенные Базарновым, Демирчогляном Г. Г., рекомендации Аветисова Э. С. Сюда входят: точечный массаж, зрительная гимнастика, пальминг и рекомендации по питанию. Обязательно проводят беседы с родителями по оборудованию рабочего места учащихся дома. Например: источник света должен быть расположен слева, если ребёнок пишет правой рукой, и прямо, если ребёнок пишет левой рукой, кроме того, высота настольной лампы h и расстояние от основания лампы до книги (тетради) L представляются в виде формулы:  

  Для защиты глаз от прямого слепящего действия солнечных лучей рекомендуется использовать раздвигающиеся занавески из легкой материи.

  Правильный выбор света при окраске учебных помещений и предметов их оборудования улучшает условия зрительной работы учащихся.

  Научно доказано, что зеленый свет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Именно поэтому светло-зеленый свет должен найти преимущественное применение при окраске панелей стен, крышек учебных столов, парт.

  Светлая окраска не только повышает освещенность рабочих мест за счет отраженного света, но она имеет и психологическое значение. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся, в результате они бывают более внимательными и активными на занятиях.

В учебных помещениях принята система общего освещения с использованием в качестве источника света люминесцентных ламп или ламп накаливания. Слепящая яркость незащищенных ламп особенно вредна для зрения. Поэтому надо заключать лампы в соответствующие осветительные арматуры, чтобы раскаленная нить лампы не раздражала глаза.

  В учебных мастерских, где зрительная работа особенно напряжена, наряду с общим освещением рекомендуется и местное.

  Для создания равномерного освещения в классе следует располагать светильники в два ряда.

  Освещенность от ламп в классных комнатах, на партах и классной доске должна быть не менее 150 люксов при использовании ламп накаливания и 300 люксов при освещении люминесцентными лампами.  

  В классных помещениях и учебных мастерских лучше устанавливать коричневые или зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.  Классные доски размещают на передней стене так, чтобы их середина находилась на уровне глаз школьников, а нижний край на расстоянии 85 см. от пола в начальных классах и 95 см. - в старших.

  Надо строго следить за тем, чтобы поза детей во время занятий была правильной. Это имеет большое значение для сохранения зрения.

  Правильной она считается в том случае, если ученик сидит прямо с небольшим наклоном головы, плечи его находятся на одном уровне, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах, поясничная часть спины упирается в спинку стула, ступни ног - о подножку или о пол, две трети или три четверти бедра лежат на сидении.

  Очень важно соблюдать расстояние от глаз до рассматриваемых предметов, которые при хорошем зрении или при его коррекции очками должно составлять 30-35 см. При таких соотношениях условия для зрительной работы наиболее благоприятны.

  Как видим из приведённых рекомендаций, нарушение зрения и осанки тесно взаимосвязаны и нарушение осанки занимают второе место по частоте после нарушений зрения. Причина этого в школах кроется, прежде всего, в кабинетной системе, когда дети разного роста вынуждены сидеть за одинаковой по размеру мебелью, например: при росте 130см (5 класс), высота стула 38см, стола – 62см, а при росте 150см (7 класс) высота стула должна быть 41см, стола – 68см. Понятно, что если рост учащихся больше, то и нарушения больше. При дальней учёбе в колледжах и других учебных заведениях профессионального образования мы обычно имеем уже сформировавшиеся нарушения здоровья, тем не менее, мы можем рекомендовать следующее:

  1. Следите за позой во время сна. Мягкая постель, высокая подушка, привычка спать на одном боку приводят  к боковому искривлению позвоночника, а обыкновение спать «калачиком» — к круглой спине.

  2. Не рекомендуется спать на раскладушках или кроватях с сеткой, которые сильно изгибаются под весом тела. Это приводит к смещению лопаток, сдавливанию ребер верхней половины грудной клетки, искривлению позвоночника. Следует использовать ровный твердый матрац и плоскую подушку.

  3. Приучайте себя правильно сидеть за столом:

голову держать вертикально или слегка наклонить вперед, плечи в горизонтальной плоскости и параллельно краю стола, туловище вертикально, ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом, ступни полностью поставлены на пол. Спина должна касаться спинки стула. Не допускайте, чтобы ребенок, сидя за столом, опирался на него грудью, подгибал под себя ногу, опускал голову на плечо. Разница между высотой стола и сидением составила 22—27 см.

  4. Часто можно наблюдать, как родители ведут ребенка за руку, при этом у него одно плечо высоко поднято, а другое — опущено. Такая поза отрицательно отражается на осанке. Только при переходе улицы следует брать детей за руку, а все остальное время они должны идти возле взрослых, свободно размахивая руками.

  5. В случаях стойких нарушений осанки у ребенка он должен быть направлен в детскую поликлинику или физкультурный диспансер для занятий лечебной физкультурой.

  6. Одним из основных средств, способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обливанием прохладной водой, а также физкультурные паузы при приготовлении домашних заданий.

    Даже выполнение таких простых рекомендаций поможет вам сохранить правильную осанку и улучшить качество вашей жизни. Здоровья вам!

Рекомендуемая литература.

  1. Аветисов Э. С., «Охрана зрения детей», М., «Медицина», 1975.
  2. Дубровский В. И., «Валеология», М., «Флинта RETORIKA-A», 1999.
  3. Демирчоглян Г. Г., «Тренируйте зрение», М., «Советский спорт», 1990.
  4. Мазуревич В. И., «Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере», Мурманский областной научно-методический центр системы образования», 1994.
  5. Похлёбкин В. П., «Уроки здоровья», М., «Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

Рекомендуемые упражнения при нарушениях осанки

МБОУ СОШ № 46  Рекомендации по теме:  «Формы и методы используемые на уроках физкультуры в специальных медицинских группах»...

Базовый комплекс корригирующей гимнастики при нарушении осанки и сколиозе 1 степени

Базовый комплекс  корригирующей гимнастики   при нарушении осанки и  сколиозе 1 степени...

Комплекс упражнений при нарушении осанки в сагиттальной плоскости

Комплекс упражнений при нарушении осанки в сагиттальной плоскости...

"Профилактика нарушения осанки"

Студенческая конференция «Международный день здоровья. Медицина для всех»  Презентация "Профилактика нарушения осанки"...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» с 3-7 лет.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клет...

Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"

В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения....