Излучения, которые нас окружают
опыты и эксперименты на тему

Пивнева Людмила Петровна

Цель нашей работы: изучить влияние излучений на организм человека, выяснить, как можно определить наличие излучений и определить комплекс мер по снижению их вредного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Излучения, которые нас окружают.

Буев Иван, ХТК

Дегтяренко Лика, ХТК

Дегтярёв Александр

Добриян Наталья, ХТК

Руководитель – Пивнева Л.П., ХТК

Мы не первый год участвуем в конференциях в медицинском колледже, и в прошлом году наше внимание привлекла работа одного из участников, посвящённая излучениям от бытовой техники. К сожалению, работа носила обзорный характер, поэтому мы решили расширить тему  и подробнее изучить данную проблему.

Цель нашей работы: изучить влияние излучений на организм человека, выяснить, как можно определить наличие излучений и определить комплекс мер по снижению их вредного воздействия.

Свою работу мы разделили на два блока:

Первый блок - радиоактивное излучение и второй блок - электромагнитное излучение (ЭМИ), работа в каждом блоке  проводилась по следующим этапам:

 

- Теоретический – подбор и изучение материала по предложенной теме;

- Анкетирование – мнение студентов, их знания в области излучений различной природы;

- определение источников ионизирующего излучения (рентгеновского) и наличия ЭМП при изучении второго блока;

- Выводы и практические рекомендации.

При изучении первого блока нас заинтересовали прежде всего атомные электростанции, особенно после последних событий в Японии (АЭС Фукусима).  На сегодняшний день в России 14 действующих и одна строящаяся АЭС (Балтийская).

Мы провели анкетирование среди студентов колледжа, чтобы выяснить их отношение к атомной энергетике, альтернативным способам добычи энергии, определить уровень осведомлённости в отношении опасностей, которые могут возникать при эксплуатации АЭС и пришли к следующим выводам: студенты имеют представление о возможных опасностях АЭС и многие склоняются к альтернативным видам энергии, но в то же время плохо представляют себе, какое действие, помимо угрозы повышения уровня радиации, оказывают АЭС на окружающую среду, начиная с момента выбора места для строительства.

Вопрос (50 чел)

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

  1. Развитие общества возможно без электроэнергии

43

7

  1. Я представляю, что такое электроэнергия и как её получают

44

6

  1. АЭС необходимы на современном этапе развития общества

42

4

4

  1. Необходимо использовать альтернативные формы получения энергии

40

5

5

  1. Я знаю о недостатках альтернативных способов получения энергии

39

5

6

  1. Я считаю опасным эксплуатацию АЭС эксплуатация

29

12

9

  1. Я знаю о последствиях аварий на АЭС

38

8

4

  1. Я считаю, что опасность АЭС преувеличена

22

24

4

  1. Я знаю, какие требования предъявляют для постройки АЭС

18

22

10

  1. Я представляю устройство АЭС

28

11

11

  1. Я примерно представляю, что такое ионизирующее излучение и его действие на живые организмы

21

15

13

  1. Я – потребитель, меня это не интересует

17

15

18

Влияние АЭС на окружающую среду заключается в проявлении физических, химических, радиационных и других факторов, но наиболее существенными являются следующие:

  1. Выбор места для расположения АЭС (наличие водоёма или реки вблизи, ровная площадка и др.), локальное механическое влияние на рельеф при строительстве;
  2. Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты;
  3. Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС (импактное воздействие);
  4. Изменение микроклиматических характеристик прилегающих районов из-за теплового воздействия сброса технологических вод, что влияет на популяции, флору и фауну экосистем.

В то же время общепризнанно, что АЭС при их нормальной эксплуатации намного, не менее чем в 5-10 раз, "чище" в экологическом отношении тепловых электростанций (ТЭС) на угле. Однако при авариях АЭС могут оказывать существенное радиационное влияние на людей, экосистемы, поэтому обеспечение безопасности экосферы и защита окружающей среды от вредных влияний АЭС - большая научная и технологическая задача ядерной энергетики, которая обеспечивает ее будущее.  Не нужно забывать, что есть естественное фоновое облучение, а к дополнительному облучению приводит профессиональная деятельность человека. Средневзвешенная годовая эффективная доза облучения населения земного шара, без учета аварийных ситуаций, составляет около 4 мЗв, начальная стадия развития лучевой болезни возникает при облучении в 1Зв.                                                                                                  Главными источниками, которые формируют эту дозу, являются облучение:                     при медицинских обследованиях (30 %); природные источники ионизирующих облучений (70 %), где более 50 % дозы определяется наличием радона в воздухе жилых помещений.   

Естественный фон    4-15 микрорентген, остаток от Чернобыля в атмосфере 0,002 мЗв/час; радон – 1,2 мЗв, от АЭС – 0,0002 мЗв.

Есть понятие «Грэй» - это поглощённая доза, при этом биологический эффект а-частиц в 20 раз выше, чем у гамма-излучения.             

Анализируя источники, мы поняли, что при авариях на АЭС чаще всего заражение происходит внутри санитарно-защитных зон, глобальные катастрофы, примерами которых являются Чернобыль и Фукусима, происходят, к счастью, редко. Где тогда человек ещё может подвергаться радиоактивному облучению? Нас заинтересовал тот факт, что при прохождении досмотра багажа в аэропорту используются источники рентгеновских лучей. Мы провели следующий эксперимент: были взяты два индивидуальных дозиметра, один помещён в багаж, второй (контрольный) находился в зале ожидания на расстоянии примерно 1,5 – 2 м от источника. На первом риска ушла из поля зрения, на втором изменений не отмечалось, что говорит о достаточной защите персонала и пассажиров от действия рентгеновского излучения.

После этого мы приступили к изучению другого вида излучения – электромагнитного.

Электромагнитное поле - это особая форма материи, через которую осуществляется взаимодействие между заряженными частицами, оно представляет собой взаимосвязанные переменные электрическое поле и магнитное поле, то есть любое изменение в одном поле приводит к изменению в другом, мало того, эти переменные поля друг друга порождают, распространяясь в пространстве от источника. Благодаря конечности скорости распространения электромагнитное поле может существовать автономно от породившего его источника и не исчезает с устранением источника.  Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому мы его практически не опасаемся. Между тем если суммировать электромагнитное излучение всех приборов на планете, то уровень естественного геомагнитного поля Земли окажется превышенным в миллионы раз. Все приборы, работающие на электрическом токе –  источники электромагнитных полей. Наиболее сильными из них остаются микроволновые и электрические печи, кухонные вытяжки, пылесосы и холодильники с системой «no frost». Наибольшее магнитное поле излучают микроволновые печи.

При анкетировании мы пришли к следующим выводам: студенты имеют представление о природе ЭМП, но плохо понимают, какое действие оно оказывает и какие методы защиты есть и насколько они важны.

Необходимо помнить, что ЭМИ даже в обычных дозах даёт ощущение постоянной слабости и недомогания, снижение иммунитета, раздражительность, нарушение психических процессов, снижение работоспособности, особенно это проявляется при работе с компьютером, монитором старого образца. Электромагнитное излучение у этих приборов исходит от задней и боковых стенок, поэтому устанавливать их надо так, чтобы этими местами они не были направлены на то место, где вы спите или сидите, работая у письменного стола

Не рекомендуется пользоваться мобильным телефоном в метро и местах со слабым уровнем сигнала оператора, так как в этом случае сигнал от телефона возрастает многократно; не стоит носить мобильный телефон на теле в кармане или на груди; не надо долго говорить по мобильному телефону, что также касается и домашних переносных радиотелефонов, которые не менее опасны, помните, что сигнал от него проникает в мозг на 3,5 см. Необходимо помнить о вредном воздействии ЛЭП и других подобных источников излучения.

В целом, проанализировав рекомендации по профилактике воздействия излучений, мы пришли к выводу, что меры безопасности одинаковы:

  1. Изменение конструкции источников излучений;
  2. Экранирование источника;
  3. Удаление источника (защита расстоянием);
  4. Средства индивидуальной защиты;
  5. Выполнение правил безопасности при работе с источниками излучений.

В заключении хочется сказать, что ядерная энергетика рассматривается как самая перспективная,  в нашей стране есть достаточное количество запасов ядерного топлива, она не требует огромных денежных затрат на перевозку, исходный продукт превышает количество сырья, чего нельзя сказать о нефти и угле. Влияние ЭМИ будет расширяться,  научно-технический прогресс невозможно остановить и влияние негативных факторов техносферы будет увеличиваться, оказывая влияние не только на физическое здоровье, но и на психофизиологическую сферу. Поэтому с целью профилактики этих воздействий необходимо разрабатывать новые технологии, оптимизировать условия труда на вредных и опасных производствах, строго выполнять требования санитарно-гигиенических нормативов, повышать валеологическую грамотность населения.

Источники:

  1. Delta-grup.ru/bibliot/16/62.htm/
  2. Ohrana-bgd.narod.ru/bgdps14.html
  3. Uchebnikionline.ru
  4. www.knigafund.ru/books/106363
  5. www.dialekt.spb.ru/book
  6. Электромагнитная безопасность - википедия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Излучения, которые нас окружают

Слайд 2

Цели работы Изучить влияние излучений на организм человека Выяснить, как можно определить наличие излучений Определить комплекс мер по снижению их вредного воздействия

Слайд 3

Ход работы Первый блок - радиоактивное излучение Второй блок - электромагнитное излучение (ЭМИ) Теоретический – подбор и изучение материала по предложенной теме; Анкетирование – мнение студентов, их знания в области излучений различной природы определение наличия ЭМП при изучении второго блока Выводы и практические рекомендации

Слайд 4

Наличие и расположение АЭС в России Академик Ломоносов - плавучая атомная электростанция Балаковская - Саратовская обл. Балтийская - строящаяся в Неманском районе Калининградской области Белоярская - Свердловская обл. Билибинская - Чукотский автономный округ Калининская - Тверская обл. Кольская - Мурманская обл. Курская Ленинградская Ленинградская 2 Нововоронежская Нововоронежская 2 Обнинская - Калужская обл Ростовская Смоленская

Слайд 5

Результат анкетирования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормы Естественный фон – 4-15 микрорентген / час Остаток от Чернобыля в атмосфере – 0,002 мЗв /час Радон – 1,2 мЗв Учитываем, что 100 рентген =100 рад =100 бэр =1 Зв, начальная стадия острой лучевой болезни начинается с 1 зиверта Есть понятие «Грэй» - это поглощённая доза, при этом биологический эффект а-частиц в 20 раз выше, чем у гамма-излучения

Слайд 2

Эксперимент «Два дозиметра»

Слайд 3

Виды излучения Ф оновое облучение Источники: космическое излучение естественные радиоактивные вещества, находящиеся в материалах земной коры и в теле человека

Слайд 4

Дополнительное Источники: добыча и использование руд, содержащих естественные радионуклиды глобальное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами в результате испытаний ядерного оружия наука и медицина, промышленность использование самолетов, космические полеты атомные электростанции и другие ядерные установки

Слайд 5

Радиоактивные изотопы Изотопы трех радиоактивных рядов ( 238 U, 235 U, 232 Th) некоторые радионуклиды, не входящие в эти ряды ( 14 C, 40 K, 87 Pb и др.)

Слайд 6

Воздействие облучения на человека Кальций, радий, стронций накапливаются в костях Изотопы йода вызывают повреждение щитовидной железы Равномерно распределяются изотопы цезия, рубидия, вызывая угнетение кроветворения, повреждение семенников, опухоли мягких тканей

Слайд 7

Электромагнитное поле - это особая форма материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между заряженными частицами

Слайд 8

Все приборы, работающие на электрическом токе – источники электромагнитных полей

Слайд 9

NBM – 550

Слайд 10

SRM - 3000

Слайд 11

Прибор «ГАРМОНИЯ»

Слайд 12

Компас

Слайд 13

Воздействие ЭМИ на человека

Слайд 14

Излучение

Слайд 15

Способы защиты

Слайд 16

Результат тестирования Я имею представление что такое ЭМИ 15 9 2 Я знаю как действует ЭМИ на здоровье человека 8 10 8 Я знаю бытовые источники ЭМИ 20 1 5 Я знаю способы защиты 6 15 5

Слайд 17

Выводы Ядерная энергия самая перспективная сфера Влияние ЭМИ будет расширяться Необходима разработка новых технологий Необходимы общие знания об ЭМИ Необходимы знания общих правил безопасности

Слайд 18

Спасибо за внимание! Авторы: Буев Иван, ХТК Дегтяренко Лика, ХТК Дегтярёв Александр Добриян Наталья, ХТК Руководитель: Пивнева Л.П., ХТК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Радиоактивные излучения и здоровье человека»

Цель моей работы - рассмотреть радиоактивные излучения, их использование в современном мире и влияние на  здоровье человека.   Задача работы – выяснить подвергаются ли студенты нашего к...

Уметь слушать тишину природы - это тоже искусство. Прислушайтесь внимательно ко всему, что вас окружает на прогулке, и вы откроете для себя и для своего ребенка новый мир звуков. Учимся слушать.

Учимся слушать.В лесу, на лугу, у реки обитает множество жителей, которых мы часто не замечаем. А ведь наблюдения за ними очень привлекательны для ребенка, особенно городского. Конечно, если во время ...

Ионизирующее излучение

Потоки фотонов элементарных частиц или осколков деления атомов,способные ионизировать вещество....

Технологическая карта урока по биологии "Солнечное излучение"

Технологическая карта урока  по биологии разработана по технологии Развитие Критического мышления через чтение и письмо В  работе указаныцели и задачи урока, дается описание урока с применен...

Мультимедийная презентация "Что нас окружает?" для мотивирования второклассников на изучение темы и формирование основных представлений об окружающем мире

Данная презентация составлена в помощь учителям 2-х классов , работающих по системе Виноградовой. Цель данной работы смотивировать учащихся на изучение данной темы...