Презентация «Радиоактивные излучения и здоровье человека»
презентация к уроку на тему
Цель моей работы - рассмотреть радиоактивные
излучения, их использование в современном мире и влияние на здоровье человека.
Задача работы – выяснить подвергаются ли студенты нашего колледжа отрицательному влиянию радиоактивных излучений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppt0000002.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель моей работы - рассмотреть радиоактивные излучения, их использование в современном мире и влияние на здоровье человека. Задача работы – выяснить подвергаются ли студенты нашего колледжа отрицательному влиянию радиоактивных излучений.
Разновидности одного и того же химического элемента, атомы которых имеют одинаковый заряд ядра, но отличаются значениями массы ядра называются изотопами . Они делятся на две основные группы: стабильные – атомы которых устойчивы нестабильные - атомы которых самопроизвольно распадаются.
Изотопы применяются в химии, биологии, физиологии, биохимии, агрохимии, ядерной энергетике, медицине. С помощью изотопов были раскрыты механизмы развития ряда заболеваний, их используют при изучении обмена веществ и в медицинской диагностике.
Изотопы вводят в организм в крайне малых количествах. Излучение, возникающее при распаде изотопа, регистрируют радиометрическими приборами.
Состояние большого и малого круга кровообращения, сердечного кровообращения, скорости кровотока, изображение полостей сердца, различные воспалительные процессы в легких, их опухоли, определяют с помощью соединений, включающих изотопы.
Распад нестабильных изотопов сопровождается невидимым ионизирующим излучением , энергия которого, достаточна для ионизации облучаемой среды - биоткани, воздуха и т.д., для создания в ней заряженных атомов и молекул – ионов разного знака.
α–лучи – дважды ионизированные атомы гелия, обладают высокой ионизирующей и малой проникающей способностью; β–лучи - электроны или позитроны, ионизирующая способность значительно меньше, а проникающая, гораздо больше, чем у альфа-частиц. γ–лучи - не отклоняется электрическим и магнитными полями, представляют собой электромагнитные волны или потоки быстрых нейтронов, обладающие относительно слабой ионизирующей способностью и очень большой проникающей способностью.
Установлено, что одной из важнейших причин заметного действия радиоактивного излучения на живую ткань является его высокая ионизирующая способность . Ионизирующая способность гамма-лучей характеризуется экспозиционной дозой излучения. На практике в качестве её единицы применяют рентген - Р. Наибольшую ионизирующую способность имеют альфа-лучи, поэтому их используют для ионизации воздуха в помещениях.
Универсальной мерой воздействия любого вида излучения на вещество является поглощенная доза излучения, равная отношению энергии, переданной ионизирующим излучением веществу, к массе вещества: D=E/m За единицу поглощенной дозы в СИ принят грей (Гр).
Поглощенная доза D, умноженная на коэффициент качества k, характеризует биологическое действие поглощенной дозы и называется эквивалентной дозой : H=Dk Единицей эквивалентной дозы в СИ является зиверт (Зв). Корпускулярное ионизирующее излучение представляет собой поток элементарных частиц с массой покоя, отличной от нуля это нейтроны и протоны.
Естественными природными источниками ионизирующих излучений являются высокоэнергетические космические частицы, солнечная радиация, которые при взаимодействии с атмосферой Земли, теряя энергию, порождают радиоактивные изотопы и большое количество вторичных излучений.
Распад урана и тория сопровождается образованием радиоактивного газа - радона, который из горных пород постоянно поступает в атмосферу и гидросферу , не имеет ни запаха, ни вкуса, прозрачен и бесцветен, это наиболее редкий и самый тяжелый радиоактивный газ. Радон свободно растворяется в жирах и установлено, что радон накапливается в мозге человека - это приводит к заболеванию раком крови. Обеспечение радоновой безопасности - одна из важнейших проблем экологии, которая активно обсуждается в последние два десятилетия.
Искусственные источники ионизирующих излучений Атомные ледоколы Радоновые ванны Рентгеновские аппараты Атомные подлодки
Больные онкологическими заболеваниями, проходящие радиационную и лучевую терапию также являются источниками излучения.
Искусственные источники радиации сейчас составляют 13% от общего облучения человека.
Вклад атомной энергетики составляет всего 0,1%. Но нельзя забывать и о её потенциальной опасности, вспомним аварию на Чернобыльской АЭС !
Контролем за безопасным применением ядерной энергии в мирных целях занимается, созданное при ООН, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), т.к. на планете множество объектов являются радиационно – опасными.
Установлено, что ионизация приводит к разрыву молекулярных связей, изменению структуры химических соединений и к разрушению нуклеиновых кислот и белка. Под действием радиации поражаются клетки тканей, прежде всего их ядра. Нарушаются способность клеток к делению и обмену веществ . Механизм биологического действия радиоактивного излучения сложен и до конца не изучен.
Наиболее чувствительны к радиационному воздействию кроветворные органы - костный мозг, селезенка, лимфатические железы, эпителии слизистых оболочек кишечника и щитовидной железы.
В результате действия радиоактивных излучений на органы человека возникают тяжелейшие заболевания: лучевая болезнь, злокачественные опухоли и т.д.
При облучении человека смертельной дозой гамма-излучения, равной 6 Гр, в его организме выделяется энергия, равная примерно: E=mD E=70 кг·6 Гр=420 Дж.
Процессы ионизации происходят в клетке за миллионные доли секунды. Биохимические изменения, обусловлены образованием новых молекул, чуждых нормальной клетке, они начинаются сразу после облучения, но не завершаются за короткое время. Некоторые следствия таких изменений в клетке проявляются уже через несколько секунд после облучения, другие могут привести к гибели клетки или ее раковому перерождению через десятилетия. Одним из первых следствий действия облучения на живую клетку является нарушение функций органов и тканей организма, в которых происходит деление и образование новых клеток.
В повседневной жизни мы, сами того не подозревая, часто подвергаемся радиоактивному излучению от самых разнообразных источников. Многие люди не знают, что основные источники естественной радиоактивности в домах— это строительные материалы и радоновый газ и некоторая аппаратура.
Современные жилые дома, при условии повышенной радиоактивности исходных компонентов строительных материалов, могут интенсивно излучать частицы радиоактивного распада. Воздух в таких помещениях, становится опасным!
Меня заинтересовала проблема радиационной безопасности студентов нашего колледжа и поэтому я решила провести свое исследование. Мы обратились за помощью в «Куйбышевский филиал Федерального центра гигиены и эпидимиалогии по железнодорожному транспорту» в лабораторию ионизирующего излучения и её сотрудники – врач радиологической гигиены Хохлов Сергей Анатольевич и фельдшер – лаборант Палова Светлана Генадьевна, согласились предоставить нам необходимые для измерений приборы. Мне показали, как работают приборы, измеряющие уровень радиоактивного излучения, научили ими пользоваться.
Поисковый альфа - радиометр РА-20П2
Эквивалентная равновесная объемная активность радона в воздухе МЭД РА-20П2 – поисковый альфа - радиометр (Родон) Актовый зал 17±7 Бк/м 3 Спортивный зал 154±6 Бк/м 3
Произведены измерения мощности эквивалентной дозы рентгеновского и гамма излучения приборами ДКГ – О2У Арбитр (поисковый) и СПР – поисковый дозиметр (точечный)
№ кабинета ДКГ – О2У Арбитр (поисковый) СПР – поисковый дозиметр (точечный) РА-20П2 – поисковый альфа радиометр (Родон) 18 к. 0,06 – 0,15 мк Зв/ч 0,09 - 0,13 мк Зв/ч Бк/м 3 МЭД - мощность эквивалентной дозы гаммы излучения 17 к. 0,07 - 0,09 мк Зв/ч 0,12 – 0,16 мк Зв/ч 13 к. 0,06 – 0,11 мк Зв/ч 0,15 мк Зв/ч коридор 0,08 мк Зв/ч 9а к. 0,06 – 0,08 мк Зв/ч 0,10 – 0,14 мк Зв/ч метод. к. 0,12 – 0,18 мк Зв/ч 12 к. 0,15 -0,18 мк Зв/ч 0.09 – 0,12 мк Зв/ч 6 к. 0,08 – 0,17 мк Зв/ч 0,06 – 0,14 мк Зв/ч 5 к. 0,09 – 0,15 мк Зв/ч 0,06 – 0,11 мк Зв/ч 4 к. 0,09 – 0,13 мк Зв/ч 0,07 – 0,09 мк Зв/ч 3 к. 0,08 – 0,12 мк Зв/ч 0,06 – 0,08 мк Зв/ч 3а к. 0,08 – 0,11 мк Зв/ч 0,06 – 0,09 мк Зв/ч 3в к. 0,11 – 0,14 мк Зв/ч 0,09 – 0,11 мк Зв/ч 1к. 0,08 – 0,11 мк Зв/ч 0,05 – 0,09 мк Зв/ч Спорт. зал 0,09 – 0,14 мк Зв/ч 0,08 – 0,11 мк Зв/ч Среднее: 0,09±0,02 Актовый зал 0,07 – 0,09 мк Зв/ч 0,05 – 0,08 мк Зв/ч 17±7 Бк/м 3 Измерения находятся в пределах от 0,05 до 0,19 мк Зв/ч, что вполне соответствует норме для жилых и учебных помещений (0,5 мкЗв/ч)
Изучив различные источники можно с уверенностью сказать, что радиационные и гамма- излучения пагубно влияют на организм человека, но наличие минимальных доз радиации неизбежно, т.к. многие исследования, проводимые с её использованием направлены на лечение заболеваний и , в конечном счёте на укрепление здоровья людей. Каждый человек, при малейших сомнениях, может проконтролировать уровень радиации в своей квартире, на рабочем месте и так далее, обратившись в специализированные лаборатории. Проведенная в кабинетах ГОУ СПО «Самарский медико – социальный колледж» радиометрическая съемка свидетельствует об их удовлетворительном состоянии по наличию радиационного и гамма - излучения. Вентиляция закрытых помещений и озеленение снижает уровень радиации. Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Происхождение человека" (11 класс)
цели и задачи урока: 1.Сформировать у учащихся представления об общих предках человека и человекообразных обезьян, о древнейших, древних и ископаемых людях современного типа.2. Научить школьников...
Презентация на тему "Скелет человека".
Презентация на тему "Скелет человека" по немецкому языку для учащихся медицинских колледжей....
Урок обществознания в 10 кл. (презентация) Свобода в деятельности человека
Урок проводился с применением Системы согласованного обучения, отрабатывались мыслительные операции, общенения, умозаключения....
Презентация "Общие закономерности развития человека"
Дорогие друзья, предоставляю вашему вниманию презентацию к лекции "Общие закономерности развития человека". Надеюсь, она обдегчит вам освоение данной темы....
Презентация на тему "генетика человека 9 класс"
Презентация на тему "генетика человека 9 класс"...
Презентация "Поэтапное рисование головы человека"
Презентация наглядно показывает этапы рисования головы человека...
Презентация "Радиоактивность"
Презентация как сопровождение урока по теме "Радиоактивность"...