Технологическая карта урока по биологии "Солнечное излучение"
методическая разработка на тему

Прохоренко Марина Валентиновна

Технологическая карта урока  по биологии разработана по технологии Развитие Критического мышления через чтение и письмо В  работе указаны

цели и задачи урока, дается описание урока с применением некоторых методов технологии. Урок полезен для учителей биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии «Солнечное излучение»

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности  абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые   организмы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить учащихся с абиотическими факторами среды; раскрыть их особенности,   рассмотреть  влияние  солнечного света   на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора;

Развивающая: развивать умение проводить сравнительный анализ строения различных видов живых организмов, развивать наблюдательность за живыми объектами.  

Воспитательная:   Воспитывать бережное отношение к природе, необходимости относится к ней как к живому организму.

Работать над формированием нравственных качеств личности. Научить работать с дополнительной литературой. Развивать коммуникативные навыки обучающихся владения монологической и диалогической речью, высказывание и аргументация мнения, умение работать в группе, делать совместные выводы


Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо.


 Ожидаемые результаты:
- обучающиеся знают классификацию экологических  факторов, особенности солнечного излучения
- обучающиеся знают влияние солнечного излучения на организм

- Выделяют группы животных и растений по отношению к солнечному свету

- Знают положительное и отрицательное воздействие солнечного излучения на живые организмы

Приложение 1.

Солнечный свет

Свет. Свет, с одной стороны, служит для организмов первичным источником энергии, без которого невозможна жизнь. С другой стороны, прямое воздействие света на клетку смертельно для организмов. Эволюция биосферы в целом была направлены на «укрощение» поступающего солнечного излучения, использование его полезных составляющих и защиту от вредных. Следовательно, свет - это не только жизненно важный, но и лимитирующий фактор, как на минимальном, так и максимальном уровнях.

Солнечный свет представляет собой электромагнитное излучение с различными длинами волн.

Жесткий ультрафиолет с длиной волны менее 290 нм губительный для живых клеток, до поверхности Земли не доходит, так как отражается озоновым экраном. Мягкий ультрафиолет с длиной волны от 290 до 390 нм несет много энергии и вызывает образование витамина D в коже человека, он же воспринимается органами зрения многих насекомых; эти лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, повышают содержание витаминов, увеличивают устойчивость к болезням. Видимый свет с длиной волны от 390 до 760 нм используется для фотосинтеза фототрофными организмами (растениями, фотосинтезирующими бактериями, сине-зелеными) и животными для ориентации. Инфракрасная часть солнечного спектра (тепловые лучи) с длиной волны более 750 нм вызывает нагревание предметов, особенно важна эта часть спектра для животных с непостоянной температурой тела - пойкилотермных.

На биосферу из космоса падает солнечный свет с энергией 2 кал. на 1см2 в 1 мин. Эта так называемая солнечная постоянная. Этот свет, проходя через атмосферу, ослабляется и до поверхности Земли в ясный полдень может дойти не более 67% его энергии. Проходя через облачный покров, воду и растительность, солнечный свет еще больше ослабляется, и в нем значительно изменяется распределение энергии по разным участкам спектра.

Лучистая энергия, достигающая земной поверхности в ясный день, состоит примерно на 10% из ультрафиолетового излучения, на 45%- из видимого света, на 45% - из инфракрасного излучения. Меньше всего при прохождении через облака и воду ослабляется видимый свет. Следовательно, фотосинтез может идти и в пасмурные день, и под слоем чистой воды некоторой толщины. Свет необходим всем живым организмам. Но, некоторые организмы могут развиваться в полной темноте. Например, многие грибы и бактерии.

Особое значение в жизни всех организмов имеет видимый свет. С участием света у растений и животных протекают важнейшие процессы: фотосинтез, транспирация, фотопериодизм, движение, зрение и т.д. На свету происходит образование хлорофилла и осуществляется процесс фотосинтеза, т.е. синтез органических веществ из неорганических. Фотосинтезирующая деятельность зеленых растений обеспечивает планету органическим веществом. Все организмы зависят в питании от земных фотосинтезирующих растений. Растения для фотосинтеза используют, в основном, синие и красные лучи. По отношению к свету их принято делить на светолюбивые (растения степей), теневыносливые (большинство лесообразующих пород) и теневые (мхи, папоротники).

Движение Земли вокруг Солнца вызывает закономерные изменения длины дня и ночи по сезонам года. Сезонная ритмичность в жизнедеятельности организмов определяется, в первую очередь, сокращением световой части суток осенью и увеличением весной. Продолжительность светового дня является важным регулирующим фактором в жизни живых организмов. Сезонные изменения физиологической активности живых организмов в ответ на изменение продолжительности дня и ночи называют фотопериодизмом.

Длина светового дня, в отличие от других абиотических факторов, для каждой местности изменяется строго закономерно (известно, что самый короткий день 22 декабря, а самый длинный - 22 июня, известна продолжительность любого дня года). В результате естественного отбора выживали организмы, чьи физиологические функции регулировались продолжительностью светового дня. Если продолжительность светового дня искусственно поддерживать более 15 часов, наши листопадные деревья становятся вечнозелеными, а если весной с помощью ширмы устроить им осенний день (меньше 12 часов), их рост прекращается, они сбрасывают листву и у них наступает состояние зимнего покоя.

Приспособленность к сезонному изменению продолжительности светового дня привела к появлению длиннодневных и короткодневных растений. Длиннодневные зацветают в начале лета, до осени успевают созреть плоды и семена - это растения средней полосы и северных зон (z.B. наши злаки - рожь, пшеница, овес), короткодневные (астры, георгины, хризантемы) - растения южного происхождения, где продолжительность светового дня около 12 часов, поэтому они у нас зацветают при коротком дне осенью.

Уменьшение светового дня в конце лета ведет к прекращению роста, стимулирует отложение запасных питательных веществ организмом, вызывает у животных осенью линьку, определяет сроки группирования в стаи, миграции, переход в состояние покоя и спячки. Увеличение длины светового дня стимулирует половую функцию у птиц, млекопитающих, определяет сроки цветения растений.

Технологическая карта урока.


Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировоч

ная норма времени

Организационный момент

Отмечаются отсутствующие. Обучающиеся разделяются на группы (количество определяется в зависимости от численности группы и особенностей помещения).

  2мин.

Вызов

Преподаватель предлагает обучающимся записать в тетрадях что они знают о солнечном излучении и влиянии на живые организмы в виде 4 – 5 тезисов.

В начале работа проходит  индивидуально. Учащиеся записывают термины которые знают. Затем,  учащиеся объединяются в пары, проговаривают свои термины. Каждый дополняет свой список.

 Мозговая атака

( индивидуальная),

 мозговой штурм

(групповая)

Рабочая тетрадь, ручка

 15 минут

Осмысление

1.Обучающиеся знакомятся с текстом  «Солнечный свет» (приложение 1), получают новую информацию.                                                        2.Выполняют маркировку текста.

Ребята, вам необходимо прочитать текст и делать пометки Insert. ("V" я это знал, "+" это для меня новое, "-" это противоречит тому что я знал, "?" я хочу знать)    

По окончании работы с текстом каждый обучающийся заполняет таблицу

«V»

«+»

«_»

«?»

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Преподаватель все время консультирует работу обучающихся

Чтение с пометками инсерт

 

Текст «Солнечный свет»

Рабочая тетрадь

 15 минут

Рефлексия

Вернуть обучающихся к первоначальным предложениям, установить причинно-следственные связи между блоками информации.

- обучающиеся соотносят новую информацию со "старой", используя знания полученные на стадии осмысления.

- обмениваются мнениями друг с другом, своими словами выражая новые идеи и мысли.

Преподаватель обязательно выясняет есть ли у обучающихся вопросы (4 столбец таблицы)

Обобщение изученного.

Заполнение и анализ маркировочной таблицы

Рабочая тетрадь, ручка

10 минут

Домашнее задание

Составить кластер по пройденной теме.

 кластер

Рабочая тетрадь, ручка

 3мин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...