РОЛЬ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ
статья на тему

В статье рассмотрена роль основ безопасности жизнедеятельности в процессе формирования военной ориентации молодежи, а также влияние общеобразовательных дисциплин гуманитарного типа в сочетании с грамотно организованной физической подготовкой. Проанализированы эффективные способы поддержания готовности молодых людей к прохождению военной службы.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, военная подготовка, молодежь, военная служба, физическая подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_osnov_bzhd_v_voennoy_podgotovke_molodezhi.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

О.А. Смычков

Преподаватель

Белгородский строительный колледж

г. Белгород, Российская Федерация

РОЛЬ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрена роль основ безопасности жизнедеятельности в процессе формирования военной ориентации молодежи, а также влияние общеобразовательных дисциплин гуманитарного типа в сочетании с грамотно организованной физической подготовкой. Проанализированы эффективные способы поддержания готовности молодых людей к прохождению военной службы.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, военная подготовка, молодежь, военная служба, физическая подготовка.

В настоящее время Российская Федерация находится в ситуации внешнеполитического давления, когда внешние вызовы и угрозы определяют необходимость развития не только дипломатических отношений, но и наращивания военной мощи как гаранта территориальной целостности и безопасности государства. В связи с этим вопросам военно-патриотического воспитания молодежи необходимо уделить повышенное внимание, поскольку негативные тенденции относительно желания и готовности молодых людей служить в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) являются сигналом, на который необходимо незамедлительно реагировать.

В настоящее время работой по подготовке допризывников к военной службе занимаются организации в системе общего образования. Их деятельность по подготовке молодежи по военным специальностям контролируется военными комиссариатами. Важность подготовки молодежи в системе общего образования обусловлена рядом факторов [4, 5]:

  • всесторонняя подготовка молодого поколения к защите Родины остаётся важным фактором укрепления обороноспособности страны;
  • при значительном сокращении ВС РФ и снижении военных расходов, переходе на контрактную систему прохождения службы, сокращении сроков службы военнослужащих по призыву возникает настоятельная потребность подготовки обученного пополнения для ВС РФ;
  • повышение роли подготовки будущих защитников РФ в значительной мере определяется влиянием на развитие военного дела научно-технического прогресса, который предъявляет высокие требования к военной и технической подготовке военнослужащих. Воинский труд в современных условиях стал более дифференцированным. Например, если к началу первой мировой войны основных военных специальностей было 15-20, в годы второй мировой войны - 160, то сейчас в армиях насчитывается более 2 тысяч военных специальностей, многие из которых предполагают серьезную подготовку;
  • изменившиеся нравственные устои общества порождают правовой нигилизм, политическую наивность, потребительскую психологию и пацифистские настроения большей части подростков. В значительной степени утратили свою роль и идеи патриотизма, без которых невозможно возрождение страны. Исследование показало, что если в середине 90-х годов прошлого века каждый второй из числа опрошенных считал такие понятия как патриотизм, честь, воинский долг, ушедшими в прошлое и лишенными смысла. Свыше 35% молодых людей заявляли о готовности покинуть Россию, а около 70% - о бессмысленности военной службы. В настоящее время социальная ситуация значительно улучшилась. Проведенные в ходе исследования опросы показали, что сейчас большинство молодежи все же считают военную службу необходимой, а намерение покинуть страну высказывают единицы.

Важным шагом на пути повышения важности военной подготовки молодого поколения является утвержденная в 2010 году Правительством РФ «Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года». В данной концепции определены цели, задачи и основные направления политики государства в области подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года. Более того, обозначены базовые положения общефедеральной системы подготовки граждан к военной службе, и определена система мер, направленная на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществление военно-патриотического воспитания граждан, повышение качества подготовки по основам военной службы и военно-учетным специальностям, восстановление системы массовых занятий видами спорта из числа видов спорта, признанных в установленном порядке в Российской Федерации, в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе.

И в данном контексте важно определить роль такой преподаваемой в учебных учреждениях дисциплины, как «Основы безопасности жизнедеятельности», которая предусматривает военно-патриотическое воспитание молодежи, в том числе обучение азам военной подготовки, формирует в сознании будущего призывника понимание важности воинской службы и высокой степени ответственности, которую она несет.

М.М. Биджосов в своих трудах выделяет конкретные задачи военно-патриотического воспитания, а именно [1]:

  • формирование у допризывников научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга в мирное и военное время;
  • вооружение старшеклассников знаниями о сущности, содержании, характере, типах и причинах современных войн, особенностях и способах ведения современных боевых действий, применении новейших вооружений и боевой техники;
  • изучение старшеклассниками военно-политической обстановки в мире, в сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны на основе Конституции, военной доктрины, действующих законов и общевоинских уставов;
  • воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовность к самопожертвованию во имя защиты и активное противодействие настроениям пацифизма; борьба с безнравственностью, наркоманией, антиармейской пропагандой и другими негативными явлениями;
  • воспитание на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, воинское товарищество;
  • воспитание уважения к законам, к требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности, способности противостоять страху, панике, слухам, проявлять выдержку, волю и т. д.

При этом большое значение имеет физическое воспитание молодежи, поскольку на воинской службе призывникам предстоит переносить большие физические нагрузки, для чего необходимо развивать физическую выносливость и терпение, следить за состоянием здоровья. Укреплению здоровья, гармоничному развитию личности способствуют регулярные занятия физической культурой и спортом [2].

В 2013 году был утвержден законопроект, предусматривающий изменения в статью 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этим изменениям предусматриваются дополнительные меры по подготовке в образовательных организациях граждан к военной службе [6, 7]. Данная мера нормативного характера была предпринята в связи с тем, что сегодня число граждан, освобожденных от армии по состоянию здоровья, неуклонно растет, и в недалеком будущем некого будет призывать на воинскую службу. При этом отсутствие у данных лиц навыков военной службы, не требующихся в повседневной жизни, может отрицательно сказаться в случае чрезвычайных ситуаций или в военное время [3].

В завершение отметим, что в сложившейся ситуации, когда налицо страх родителей и нежелание молодых людей исполнить долг перед Родиной и пройти службу в рядах ВС РФ, все большую роль в вопросе разъяснения необходимости воинской службы и обеспечения допризывной подготовки граждан к ее прохождению, играет учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Сегодня в решении проблемы уклонения от воинской службы наметились положительные тенденции, и в перспективе она будет решена. Однако для этого высшее руководство страны и Министерство обороны РФ и далее должны двигаться по заданному вектору и совершенствовать предпринимаемые меры в целях демонстрации высокой социальной значимости и статуса отслуживших молодых людей, предоставлять им возможность строить карьеру, выбрав военную службу в качестве профессиональной деятельности, и социальные гарантии.

Список использованной литературы:

  1. Биджосов М.М. Военно-патриотическое воспитание молодежи в системе профессиональной деятельности тренера-преподавателя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2009.- № 113.- С. 91-95.
  2. Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д., Стрельников В.А. Организация физкультурно-образовательной деятельности в развивающем обучении // Вестник Бурятского госуниверситет. - 2012. - Спецвып. В. - С. 97-105.
  3. Зюкин А.В. Показатели ориентации на военную службу у школьников и призывников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2012.- № 8(90).- С. 12-15.
  4. Книтель Н.Ю. Генезис проблемы военной подготовки молодежи в системе общего образования // Транспортное дело России.- 2013.- №6.- С. 194-196.
  5. Книтель Н.Ю. Основы безопасности жизнедеятельности, как фактор допризывной подготовки учащейся молодежи // Транспортное дело России.- 2015.- №3.- С. 6-7.
  6. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года [Электронный ресурс]: режим доступа: http://mil.ru/
  7. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации N 134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

© О.А. Смычков, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности" тема: Военные сборы

ОТЧЕТ по дисциплине: "Безопасность жизнедеятельности" тема: Военные сборы...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в рамках подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Материал КОС для промежуточной аттестации в форме экзамена составлен на основании ФГОС и соответствующей программы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". Материал охватывает все раз...

Статья на тему: "Роль семьи в формировании опыта безопасной жизнедеятельности дошкольника в быту".

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности...

Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»

В статье приведен анализ основных учебников ОбЖ на возможность включения в программу подготовки  обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей....