Методическая разработка открытого занятия по теме: « ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
методическая разработка

Жук Игорь Евгеньевич

Методическая разработка

открытого занятия

по теме: « ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_istoriya_vs_rf_2024_.docx109.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»  

Методическая разработка

открытого занятия

по теме: « ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

Дисциплина: ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ

Специальность 34.02.01  Сестринское дело, базовая подготовка

Курс:   1       Семестр:    2

Москва

2024год

ОДОБРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

ОПД

ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

от «____» _________ 201_ г.

протокол № _

Председатель ПЦК ОУД, ОГСЭ, ЕН

_________/Е.Ю. Максименко/

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

от «20»  ноября 2024 г.

протокол №

Председатель ___________/С.В. Полоса/

Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности  34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка и Рабочей программы по ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ

Автор: И.Е. Жук, преподаватель дисциплины «ОБЗР, первой квалификационной  категории  

        

Рецензенты:

Е.Ю. Молодова – преподаватель ПМ, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Я.А. Солоненко – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Рецензия

на методическую разработку занятия по теме

«ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Дисциплина ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ Автор: И.Е.Жук, преподаватель дисциплины «ОБЗР, первой квалификационной  категории   ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Данная методическая разработка составлена для проведения теоретического занятия по дисциплине ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ по теме «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

В своей структуре методическая разработка имеет методический блок, включающий цели обучения, хронокарту и мотивацию, информационный блок,   задания для систематизации и закрепления знаний, блок контроля эффективности обучения в виде заданий в тестовой форме, рефлексию, список литературы, приложения. Структура данной методической разработки соответствует современным требованиям.

Информационный блок содержит современный научный материал, позволяющий понять принцип образования терминов, важность знаний терминоэлементов при дальнейшем изучении клинических дисциплин. Наглядность изложения материала реализуется с помощью мультимедийной презентации. Содержание материала для закрепления полученных знаний актуально для современных дисциплин. Информационный материал представлен логично, последовательно, информативно. Обилие наглядного материала позволяет обучающимся легче и лучше понять, усвоить и запомнить ИСТОРИЮ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, применять эти знания в курсах дисциплин.

Для лучшего усвоения нового материала обучающиеся выполняют ряд упражнений.  

Блок контроля эффективности обучения представлен в виде заданий, которые позволяют выявить, какие разделы  были усвоены обучающимися в меньшей степени, преподаватель может проанализировать причины  этого и рекомендовать обучающимся обратить внимание на эти вопросы при подготовке к практическому занятию.    

Этап рефлексии включает беседу с обучающимися о том, что понравилось и не понравилось в данном занятии, что вызвало наибольшие затруднения, стимулирует обучающихся к анализу причин этих затруднений.

Особенностью данной разработки является то, что преподаватель старается донести до обучающихся  важность владения данным материалом при изучении смежных дисциплин и дальше в работе медицинской сестры.

Данная методическая разработка соответствует требованиям  и современным психолого-педагогическим технологиям и может быть рекомендована для проведения теоретического занятия по теме «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рецензенты:

 ____________________/ Е.Ю. Молодова

____________________/Е.В. Боровкова  

Оглавление

№ п\п

Страница

1

Пояснительная записка

6

2

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

7

2.1

Цели занятия и компетенции

7

2.2

Оснащение занятия

8

2.3

Межпредметные связи

9

2.4

Хронокарта

10

2.5

Мотивация

11

3

БЛОК КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

12

3.1

Вопросы фронтального опроса

12

4

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

13

Примерный текст лекции с заданиями для закрепления и систематизации знаний

13

5

БЛОК КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

22

5.1

Задания

22

6

Рефлексия, подведение итогов

23

7

Домашнее задание

24

8

Литература для обучающихся

24

9

ПРИЛОЖЕНИЯ

25

9.1

Слайды презентации

9.2

Критерии оценки работы обучающихся на занятии

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ  по теме «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

В соответствии с рабочей программой целью данного теоретического занятия является получение обучающимися знаний по ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и важность умения составлять и понимать терминологию при дальнейшем обучении.

Занятие проводится в форме лекции, для лучшего усвоения нового материала создана презентация, используются таблицы по теме занятия.    

Методическая разработка содержит следующие части: методический блок с указанием целей, внутри- и межпредметных связей, хронокартой, мотивацией; блок контроля исходного уровня знаний с указанием примерных вопросов для фронтального опроса;  информационный блок , примерным текстом лекции; блок контроля эффективности обучения, содержащий задания позволяющие и преподавателю, и обучающимся выявить те разделы лекции, в усвоении которых возникли трудности. В конце занятия предусмотрена рефлексия, которая позволяет обучающимся  оценить степень достижения целей, проанализировать причины затруднений, возникших на занятии.

Тема: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебная дисциплина: ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ

Форма проведения: теоретическое

Тип занятия: комбинированное занятие

Время: 90 мин.

Цели занятия: 

Учебные

В результате изучения темы обучающийся должен:

знать:

  • Роль и задачи армии. Войны на территории Руси. Вооруженные силы Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии.

  • Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение;

 уметь:

  • уметь правильно определять         основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе;
  • уметь формулировать функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления;
  • формировать умение  находить и анализировать необходимую информацию, выделять главное;
  • развивать познавательный интерес к пониманию темы;
  • развивать профессиональное клиническое мышление.

Воспитательные:

  • продолжить воспитывать заинтересованное отношение к учебе, активность и самостоятельность на занятии;
  • продолжить воспитывать чувство значимости Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск  и использование информации, необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.

ПК 1.3. Участвовать в проведении изучения Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе.  

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном виде.

ПК 2.6 Вести утвержденную документацию.

Оснащение занятия:

  1. Нормативные документы: Рабочая программа, Календарно-тематический план  ОУП.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ РОДИНЫ, технологическая карта занятия;
  2. Учебно – методическое обеспечение:
  • текст лекции;
  • презентация по теме
  1. Учебно – наглядные пособия:
  • раздаточный материал для обучающихся:

              ТСО: компьютер с мультимедийным проектором

Технологическая карта урока ОБЗР теме:

 «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

для преподавателя «Основ безопасности и защиты Родины»

Подробная технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы работы

Средства обучения

Оценочные средства

Организационный момент

- Приветствие учащихся.- Перекличка (проверка присутствия).- Проверка готовности учебных материалов.- Проверка внешнего вида учащихся.- Инструкции о правилах поведения.

- Приветствие учителя.- Ответы на вопросы о готовности.- Подготовка учебных материалов.

- Устная беседа- Инструктаж

- Компьютер- Проектор- Экран

- Наблюдение за выполнением инструкций

Актуализация усвоенных знаний

- Опрос на тему предыдущего занятия (права и обязанности граждан в области защиты от ЧС).- Обсуждение результатов опроса и ключевых моментов.

- Ответы на вопросы.- Обсуждение своих знаний по предыдущей теме.

- Опрос- Работа с текстом- Обсуждение

- Учебник- Плакаты- Тесты

- Оценка правильности ответов- Оценка активности

Вступительное слово

- Сообщение темы урока: "Оборона страны как обязательное условие благополучного развития страны".- Объяснение целей и задач занятия.- Мотивация учащихся к изучению темы.

- Слушание учителя.- Запись темы и целей урока.

- Лекция- Мотивация

- Презентация- Плакаты с ключевыми терминами

- Оценка готовности учащихся к активному участию

Основная часть

- Проведение лекции по разделам:1. Россия в современном мире- Обсуждение геополитического положения России.- Анализ экономического и военного потенциала.- Обсуждение угроз. 2. Понятие обороны страны.- Объяснение правовых основ и значения.3. Угрозы военной безопасности.- Классификация угроз и обсуждение потенциальных источников. 4. Оборона как условие развития.- Обсуждение концепции сдерживания и её влияния. 5. Вооруженные Силы РФ.- Рассмотрение структуры и задач ВС.6. Роль гражданского общества.- Обсуждение патриотического воспитания и подготовки к службе.

- Участие в лекции: задавание вопросов и ответы на них.- Работа в группах по обсуждению и анализу.- Обсуждение результатов мозгового штурма по угрозам.

- Лекция- Дискуссия- Групповая работа

- Презентация- Карта России и мира- Плакаты с изображением ВС РФ

- Оценка участия в обсуждениях- Оценка активности в группах

Рефлексия

- Организация рефлексии:- Задание вопросов для самооценки.- Помощь в анализе собственных достижений и трудностей.- Уточнение, что нового узнали.

- Оценка своего состояния и эмоций.- Анализ результатов своей деятельности и усвоенного материала.

- Рефлексия- Самооценка

- Лист для рефлексии- Презентация для вопросов

- Оценка осознания собственного прогресса и затруднений

Заключение

- Подведение итогов урока:- Обобщение изученного материала.- Мотивация учащихся к самостоятельному изучению темы.- Обсуждение значимости обороны для благополучия.

- Слушание итогов.- Участие в обсуждении выводов.- Принятие мотивационных слов.

- Подведение итогов- Мотивация

- Плакаты- Презентация

- Оценка понимания итогов урока- Оценка мотивации

Домашнее задание

- Объявление домашнего задания:- Подготовка эссе на тему "Роль молодежи в укреплении обороноспособности страны".- Изучение статей 1-4 ФЗ "Об обороне".- Подготовка краткого сообщения о ВС РФ.

- Запись домашнего задания.- Подготовка к выполнению заданий.

- Инструктаж- Ответы на вопросы

- Учебник- Тетрадь для записей

- Контроль за выполнением домашних заданий на следующем уроке

Эта тех.карта детализирует все этапы урока, включая действия учителя и учащихся, методы и формы работы, средства обучения и оценочные средства.

Этап работы

Время (мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающийся

1

Организационный момент

2

Проверяет присутствующих и готовность учащихся к занятию

Быть готовыми к занятию: наличие рабочей тетради, ручки

2

Мотивация познавательной деятельности

2

Объявляет тему, цели  и план занятия, использует раздел «Мотивация»

Знакомятся с целями занятия

3

Актуализация и коррекция исходных знаний

6

Проводит фронтальный опрос, оценивает исходные знания обучающийся

Отвечают на вопросы

4

Изложение нового материала с заданиями для закрепления и систематизации знаний

60

В ходе лекции  с элементами беседы подробно объясняет новый материал, демонстрирует презентацию, Дает задания для закрепления

Записывают конспект лекции, отвечают на вопросы преподавателя

5

Оценка эффективности  усвоения материала

10

Проводит методом выполнения заданий (разного уровня сложности)

Выполняют задания, осуществляют взаимоконтроль

6

Рефлексия

7

Предлагает обучающийся  обобщить изученный материал,  оценить степень достижения целей

Обобщают изученный материал, оценивают    степень достижения целей, причины затруднений и достигнутые успехи

7

Подведение итогов

2

Объявляет итоги занятия, оценивает работу  обучающийся

Слушают итоги и оценку своей работы

8

Домашнее задание

1

Задает домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетради

Всего

90

Развитие и становление Вооруженных Сил России.

Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы должны отвечать своему предназначению — защите страны от внешней агрессии.

Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназначение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в интересах защиты государства от внешней агрессии.

На всем протяжении истории Российского государства русским людям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В истории страны в период с XIV по XVII в. почти нет времени, когда все рубежи государства были бы мирными и не нужно было бы давать отпор неприятелю.

Поэтому государство было постоянно готово к войне, и все его устройство отвечало этим требованиям. Все социальные группы и сословия делились на тех, кто сражался с врагами, и на тех, кто поддерживал бойцов материально или духовно.

.  

Вопросы фронтального опроса.

Контроль знаний учащихся:

- В соответствии с каким государственным документом организуются мероприятия гражданской

обороны в общеобразовательном учреждении?

- Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?

- С какой целью в общеобразовательном учреждении создается объектовая комиссия по ЧС?

- Какие важные мероприятия предусматриваются для защиты учащихся и персонала учебного

заведения в случае чрезвычайной ситуации?

   План занятия:

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

1. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопросы:

 А. Что представляла военная организация древних славян?

 Б. Какова была организация военного дела славян во время знакомства с ними византийских историков?

 В. В чём сущность военной реформы царя Ивана Грозного? При ответе используйте дополнительные источники информации.

 Г. Раскройте содержание военных реформ царя Петра I.

 Д. В чём заключались военные преобразования в 1905—1912 г. после поражения России в русско-японской войне?

 Е. Когда были созданы Рабоче-крестьянская армия  (РККА) и Рабоче-Крестьянский Красный флот?

Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения (Приложение А, Презентация, слайд 5)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Кратко опишите наиболее значительные битвы одного из трёх русских полководцев — Святослава Игоревича, Александра Ярославича Невского, Дмитрия Ивановича Донского.

2. Подготовьте сообщение на тему: «Великая Отечественная война 1941—1945 гг., источники

победы».

3.Подготовьте сообщение на тему: «Российские Вооружённые Силы на современном

этапе».

4. Ответьте на вопрос: «Какими вы видите Вооружённые Силы России»

Работа по теме урока. Лекция. Заполнение таблиц.

История знает много примеров побед, но ни одна победа не обходилась без проведённых реформ. И сегодня мы вместе разберём самые яркие и эффективные реформы, заполним таблицу.

Реформы русской армии.

Год проведения реформы

Руководитель проводимых реформ

Основная цель реформы

Виды вооружения

Потом сделаем вывод и прогноз, какие приоритеты может иметь реформа армии в настоящее время, и какой, на ваш взгляд, должна быть современная армия.

Регулярная русская армия была создана при Петре 1 в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение русских войск в 1700 г. под. Нарвой от шведской армии Стрелецкий полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную свою беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тысяч человек и всю артиллерию.

С созданием армии Петр 1 Великий (вклейка, фото 3) ввел новую систему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда, 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру 1 увеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку.

Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия.

Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летние лагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу России в Северной войне П700-1721).

Совершенствование вооруженных сил России продолжилось при правлении Екатерины II. В это время Военная коллегия перестала зависеть от Сената и постепенно превращалась в военное министерство. Сухопутная армия состояла из 4 гвардейских, 59 пехотных полков и 7 егерских корпусов (егеря — вид легкой пехоты и легкой кавалерии, сформированный из лучших стрелков, действовали в рассыпном строю). Численность армии возросла до 239тыс. человек.

Талантливый полководец екатерининских времен Петр Александрович Румянцев сформулировал новую тактику ведения боевых действий. Он разбил пехоту на небольшие каре (каре — боевой порядок пехоты в виде одного или нескольких квадратов — прямоугольников) по 2—3 тыс. человек. За пехотой следовала кавалерия. Артиллерия размещалась впереди, по флангам или в резерве. Это позволило быстро перестраивать войска, сообразуясь с обстановкой в бою.

Военные реформы Петра I, организация вооруженных сил и управление ими во времена Екатерины II принесли русским войскам немало побед в отдельных сражениях и целых кампаниях (русско-турецкие войны 1768—1774, 1787—1791).

Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853—1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств.

Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время — максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численность войск Уменьшилась с 1 млн 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до 553 тыс. человек.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая воинская повинностькоторая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной готовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразовании в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия имела 107 боевых паровых судов.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. стала серьезной проверкой эффективности проводимых реформ. Через несколько лет после войны сам Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной».

В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

Русско-турецкая война завершилась победой русской армии. Главный ее итог — возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков находившегося под турецким игом.

В память о героических событиях тех лет, во славу русских и болгарских воинов на Шипке сооружен величественный памятник.

В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904— 1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за Раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась Первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.

19 июля Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франция. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

2. Вооруженные силы Республики Советов.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее государственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы.

Правительству Республики Советов пришлось в первые месяцы создавать новые вооруженные силы с учетом нового общественного устройства страны, внешних угроз и материальных возможностей.

В первые месяцы Советской власти ее военной опорой являлась Красная гвардия — вооруженные отряды рабочих. Красная гвардия создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков, к началу 1918 г. в ней насчитывалось 460 тыс. человек.

Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не могла противостоять вторжению германских войск. Угроза вторжения германских войск вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 января 1918 г. был принят декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29 января 1918 г. — об организации Рабоче-Крестьянского Красного ФлотаАрмия и флот создавались на добровольных началах.

В феврале 1918 г. молодой Красной Армии и морякам Балтийского флота пришлось отражать натиск германских войск. В ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию для защиты Отечества и мужественного сопротивления отрядов Красной Армии германским захватчикам день 23 февраля стал отмечаться как День Советской Армии и Военно-Морского Флота, а с 1992 г. — как День защитников Отечества.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. Главным родом войск являлась пехота. Кавалерия была основным подвижным родом войск. Морские силы Республики включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых вооруженных сил использовался опыт Русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В 1925 г. был принят Закон «Об обязательной военной службе», в 1939 г. — Закон о всеобщей воинской обязанности. В армии были введены воинские звания, боевые награды, была установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась Вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала: в 1935г. — 930 тыс., 1938 г. — 1,5 млн. и к началу 1941 г. — 5,7 млн. человек.

Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и вооружения. Совершенствовалась организационно-штатная структура вооруженных сил. В 1937 г. Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА. ВМФ в это время включал в себя: Балтийский, Северный, Черноморский и Тихоокеанский флот, Каспийскую, Амурскую, Дунайскую и Пинскую военные флотилии. Страна и ее вооруженные силы готовились к войне.

Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независимость страны. В этот период отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников (Г. К, Жуков, К. К. Рокоссовский, Н. Ф. Ватутин, А. М. Василевский, И. С. Конев, А. И. Еременко, И. X. Баграмян, Н. Н. Воронов, Л. А, Говоров, А. Г. Головко, Н. Г. Кузнецов, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, А. А. Новиков, И. Е. Петров, Ф. И. Толбухин, В. Ф. Трибуц, И. Д. Черняховский). Наши полководцы искусно осуществляли военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции сил нацистской Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неисчерпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

После войны продолжалось совершенствование и укрепление Вооруженных Сил в соответствии с прогнозом международной обстановки и политикой, проводимой Советским правительством. В середине 50-х гг. началось коренное преобразование Советских Вооруженных Сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими новейшими видами орудия и военной техники.

В 1960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил UXP — Ракетные войска стратегического назначения.

В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Вооруженные Силы включали в себя Тыл Вооруженных Сил, штабы и Войска гражданской обороны.

Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР). Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР.

3. Вооруженные Силы Российской Федерации.

После распада Советского Союза основным правопреемником Вооруженных Сил СССР стала Российская Федерация, были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации наследовали структуру ВС СССР, но с 1998 года Войска ПВО вошли в состав ВВС и ВС РФ перешли к четырехвидовой структуре (РВСН, СВ, ВВС и ВМФ), а в 2002 году – к трехвидовой (СВ, ВВС и ВМФ), при этом РВСН, Космические войска и ВДВ преобразованы в самостоятельные рода войск.

Меняются структура государства, политический строй, политика правительства, но задача по защите Отечества всегда остается первостепенной, поэтому Вооруженные Силы всегда должны отвечать своему предназначению — защите страны от внешней агрессии.

Выводы

1. Вооруженные Силы были и остаются защитниками нашего Отечества на протяжении веков.

2. Регулярную российскую армию в начале XVIII в. создал царь Петр Великий.

3.Дело по строительству вооруженных сил России успешно продолжили императрица Екатерина Великая (во второй половине XVIII в.) и военный министр Д.А.Милютин (в XIX в.).

4. В советской России и в СССР были созданы новые вооруженные силы, которые успешно противостояли гитлеровской агрессии в 1941-1945 гг.

Дополнительные материалыАрмия Московского государства в XVI—XVII вв.

По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150—200 тыс. воинов.

В наиболее серьезных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения - ополчение.

Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей земельные владения с крестьянами (поместья).

За долгие годы занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо служилых людей из дворян, немалую часть вооруженных сил Московского государства составляли служилые люди по найму, которые получали не поместья, а денежное жалованье. Среди них самыми многочисленными были стрельцы — пехота, вооруженная пищалями (фитильными ружьями) и боевыми топорами (бердышами).

Первые постоянные части стрельцов были сформированы при Иване Грозном (около 1550 г.). В дальнейшем численность стрелецкого войска быстро росла, и к концу XVI в. стрельцов уже было 20-30 тыс., а в середине XVII в. - около 50 тыс. человек.

В походах и сражениях русская армия совершенствовала свою организационно-штатную структуру. Во второй половине XV — начале XVII в. она стала делиться на полки.

Роль Министерства обороны в Московском государстве играл Разрядный приказ, ведавший назначением на должности, формированием полевых действующих армий и крепостных гарнизонов, а также обеспечением служилых людей землей.

Историки отмечают, что в допетровское время русская система военной организации и управления войсками была хорошо приспособлена к решению стоящих перед ней задач.

В период 1632-1634 гг. в Московском государстве появились полки нового строя. Было сформировано несколько солдатских полков из русских людей, в которых офицерами были находившиеся на русской службе иноземцы. К 1680 г. полки нового строя составляли до 67% всего войска, в них числилось до 90 тыс. человек. Эти полки носили черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом организовывались строевые и тактические занятия. Однако после похода рядовой состав и часть офицеров распускались по домам, оружие сдавалось, т. е. это были еще не в полном понимании слова регулярные войска.

В дальнейшем при Петре I полки нового строя составили основу дня создания регулярной армии.

Задания для закрепления полученных знаний, представленные в презентации, имеют следующие цели:

  1. Систематизация полученных знаний
  2. Закрепление
  3. Кто составит больше клинических терминов
  4. Закрепление материала:
  5. Как строилась организация вооруженных сил Московского государства в XV—XVII вв.?
  6. - Кто после распада Советского Союза стал основным правопреемником Вооруженных Сил СССР?

Данные задания используются не с целью контроля знаний обучающихся (т.к. за короткий промежуток времени был дан большой объем новой информации для обучающихся,  и сразу качественно усвоить всю эту информацию невозможно), а с целью проверки усвоения отдельных разделов лекционного материла для того, чтобы преподаватель мог в дальнейшем что-то изменить в изложении  для более эффективного усвоения.

Обучающимся рекомендуется обращать внимание на те вопросы, которые вызывают серьезные затруднения, чтобы при подготовке к практическим занятиям по данной теме уделить им больше времени.

 Домашнее задание: Задания: 1. Подготовьте доклад об одном из выдающихся

Задания: 1. Подготовьте доклад об одном из выдающихся полководцев (или флотоводцев) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Используя историческую литературу и раздел «Дополнительные материалы», подготовьте

сообщение на тему «Стрельцы — основа русской армии в XVII в.».

3. Используя историческую литературу и Интернет, подготовьте сообщение на тему «Причины

поражения России в Русско-японской войне».

  1. Используя учебник по истории, приведите примеры успешных военных операций Советской армии в

годы Великой Отечественной войны.

. Познакомить обучающихся с историей создания вооруженных сил России. Сформировать представление о содержании военных реформ как условии создания армии.
2. Развивать и совершенствовать общеучебные умения и навыки.
3. Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: компьютерный слайд-фильм, таблицы, раздаточный материал, портреты.

ХОД УРОКА.

Преподаватель предлагает обучающимся кратко сформулировать, что нового они узнали на данном занятии; были ли достигнуты, по их мнению, цели занятия; что больше всего запомнилось и что, наоборот, показалось неинтересным; с какими трудностями они столкнулись в ходе этого занятия; преподаватель  стимулирует обучающийся к анализу причин неудач и затруднений.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После занятия мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…"

Литература для обучающихся

  1. Основные печатные издания
  1. Основы безопасности жизнедеятельности : 10-й класс : учебник / Б. О. Хренников,

Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов - Москва : Просвещение, 2023. - ISBN 978-5-09-102337-4. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» :[сайт].- URL:        https://www.studentlibrary.ru/book/ISBNP9785091023374T .html (дата

обращения: 21.03.2024). - Режим доступа : по подписке.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности :11-й класс : учебник / Б. О. Хренников,

Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная, М. В. Маслов - Москва : Просвещение, 2023. - ISBN 978-5-09-102338-1. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» :[сайт]. - UR:        https://www.studentlibrary.ru/book/ISBNP 97850910233811.html (дата

обращения: 21.03.2024). - Режим доступа : по подписке.

3.2.1.3 Михайлов, А. А. Основы военной службы : учебное пособие / А. А. Михайлов и др. - Москва : Инфра-Инженерия, 2023. - 344 с. - ISBN 978-5-9729-1356-5. - Текст : электронный // ЭБС «Консультант студента» : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785972913565.html

  1. Электронные издания
  1. Бурлаков, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / А. А. Бурлаков. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - ЭБС «Консультант студента».
  2. Аюбов, Э. Н. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э. Н. Аюбов, Д. 3. Прищепов, М. В. Муркова, А. Ю. Тараканов. - Москва : Русское слово - учебник, 2021. - ЭБС «Консультант студента».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение Б

Критерии оценки работы обучающегося на занятии

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • Дает правильные формулировки, точные определения терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания обучающийся данного материала.
  • Уверенно и правильно проводит разбор ошибок.
  • Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5».
  • Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

Отметка «3»ставится, если обучающийся:

  • Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировках.
  • Допускает частичные ошибки.
  • Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • Обнаруживает незнание соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировках, искажающие их смысл.
  • Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка открытого занятия по теме "Изменчивость организма"

Методическая разработка занятия по теме "Изменчивость организма" показывает роль изменчивость организмов в природе, дает возможность использовать различные методы изучения нового материала, формироват...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...

методическая разработка по дисциплине ОБЖ на тему "История создания Вооруженных сил России"

Разработка для преподавателей ОБЖ по теме "История ВС России"....

Методическая разработка открытого занятия на тему "Культура" по дисциплине «Обществознание»

Предмет: Обществознание.Группа: АП-1109Преподаватель: Апарин Александр Николаевич.Тема: «Культура».Тип занятия: урок изучения нового материала.Форма занятия: активная лекция.Цели занятия: ...

Тема 3.2 "Вооруженные Силы Российской Федерации".

Вооруженные Силы (ВС) РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российско...

Методическая разработка открытого занятия по теме "Поколения ЭВМ"

Учебная дисциплина: ИнформатикаТема занятия: Поколения ЭВМТип занятия: урок усвоения знаний на основе имеющихся.Форма проведения: комбинированный урок.Образовательные цели:сформировать систему теорети...