МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) для студентов профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
учебно-методическое пособие
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР) для студентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова» | |
| Система менеджмента качества образовательного учреждения |
ТРЕБОВАНИЯ К ВКР По профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР)
для студентов профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
2021
Рассмотрено УТВЕЖДАЮ
Заседании ПЦК Зам.директора по УМР
Председатель ПЦК ___________Е.А. Костина
___________Е.В. Авдонина «____»______________2021
«____»______________2021
Протокол №____ от «___»_______2021 г.
Автор: Колпакова Н.Г.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения……………………………………………………….. | 4 |
2. Организация выполнения выпускных квалификационных работ………………………………………………………………………. | 6 |
3. Содержание и оформление письменных экзаменационных работ……………………………………………………………………….. | 8 |
4. Оформление графической (творческой) части письменной экзаменационной работы………………………………………………… | 15 |
5. Рецензирование выпускных квалификационных работ…………………. | 17 |
6. Организация защиты письменной экзаменационной работы…………… | 18 |
Приложения:
| 20 22 23 24 25 26 |
1. Общие положения
Организация выполнения и защиты выпускных квалификационных работ ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова по профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) осуществляется в соответствии с приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 августа 2013 г. N 968 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИО-НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и ФГОС СПО.
Целью государственной итоговой аттестации является определение соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Видом государственной итоговой аттестации выпускников профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) является выпускная квалификационная работа в виде выпускной практической квалификационной работы (ВПКР) и письменной экзаменационной работы (ПЭР) (для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих служащих).
Этот вид испытаний позволяет наиболее полно проверить освоенность выпускником профессиональных компетенций, готовность выпускника к выполнению видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО.
Объем времени, отводимого на выполнение выпускной квалификационной работы - 4 недели. Объем времени, отводимого на защиту выпускной квалификационной работы - 1 неделя.
Обучающимся предоставляется право выбора темы выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы с обоснованием целесообразности ее разработки.
Темы выпускной квалификационной работы, как правило, можно разделить на две основные группы:
- Технологический процесс электродуговой сварки и наплавки.
В этой части обучающиеся раскрывают технологический процесс выполнения подготовительных работ при производстве электросварочных или наплавочных работ; последовательность наплавки или сварки различных конструкций; рассматривают основные инструменты, оборудование и приспособления для производства электросварочных работ; производят подбор необходимых материалов; определяют процесс выявления возможных дефектов сварных швов и способы их устранения; осуществляют контроль качества сварочных работ; рассматривают вопросы техники безопасности и пожарной безопасности при выполнении электросварочных работ и частично механизированной сварки (наплавки)); изучают передовые методы труда.
- Технологически процесс газовой сварки и резки.
В этой части обучающиеся раскрывают технологический процесс выполнения подготовительных работ при производстве газосварочных работ; последовательность сварки различных конструкций; рассматривают основные инструменты, оборудование и приспособления для производства газосварочных работ; производят подбор необходимых материалов; определяют процесс выявления возможных дефектов сварных швов и способы их устранения; осуществляют контроль качества сварочных работ; рассматривают вопросы техники безопасности и пожарной безопасности при выполнении газосварочных работ; изучают передовые методы труда.
Выпускная квалификационная работа - это комплексная самостоятельная работа, в ходе которой обучающийся решает конкретные практические задачи, развивает практические навыки в реальных условиях производства. При этом используются знания, полученные в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов.
В процессе выполнения ВКР обучающиеся должны выполнить следующие требования:
- освоить выполнение работ на данном производстве;
- изучить элементы современных технологий;
- иметь чёткое построение и логическую последовательность в изложении материала;
- содержать убедительную аргументацию, достаточный иллюстративный материал.
Обучающийся должен показать умение работать с нормативными документами, справочными материалами, литературой и другими информационными источниками.
Выполнение письменной экзаменационной работы призвано систематизировать, углублять и обобщать полученные знания, умения необходимые для дальнейшей практической деятельности выпускника.
Защита письменной экзаменационной работы и выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессиям электросварщик и газосварщик ОК016-94, входящим в профессию15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) проводится с целью выявления соответствующего уровня и качества подготовки, обучающихся Федеральному Государственному образовательному стандарту.
Письменная экзаменационная работа должна иметь актуальность, практическую значимость. Тематика заданий должна отвечать современным требованиям науки, техники, производства, культуры и образования.
Письменная экзаменационная работа - сжатое изложение информации по конкретной теме, она должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объёму знаний, умений и навыков, предусмотренных ФГОС СПО по данной профессии.
Цель письменной экзаменационной работы:
- показать уровень квалификации по окончании техникума;
- показать уровень знаний, навыков по приобретенной профессии;
- показать умение использования теоретических знаний, технической и
справочной литературы;
- показать уровень приобретенных навыков ведения самостоятельной работы.
Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса.
2. Организация выполнения
выпускных квалификационных работ (ВКР)
Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за обучающимися оформляется приказом директора ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова.
Выполнение выпускных квалификационных работ включает следующие этапы:
- ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к ПЭР;
- выбор и утверждение тем ПЭР;
- назначение руководителей ПЭР;
- составление плана и согласование его с руководителями ПЭР;
- выдача обучающемуся задания по ПЭР;
- подбор и изучение литературных источников и нормативно-правовых актов по теме ПЭР;
- сбор и анализ материалов по разрабатываемой тематике на конкретном предприятии;
- написание и оформление ПЭР;
- подготовка ПЭР к защите, в т.ч. получение отзыва руководителя;
- представление готовой ПЭР с отзывом руководителя в Государственную аттестационную комиссию для защиты;
- защита ПЭР.
Для оказания помощи обучающемуся в подготовке ВКР ему назначается руководитель ВКР.
Руководитель ВКР:
- разрабатывает обучающемуся график работы над ПЭР;
- проводит консультации по написанию ПЭР в соответствии с установленным графиком и контролирует его выполнение обучающимся;
- в случае необходимости информирует отделение по профессии о не выполнении обучающимся графика работы над ПЭР;
- проверяет законченную ПЭР на предмет её соответствия требованиям к содержанию, объему, структуре и оформлению выпускной квалификационной работы;
- даёт отзыв на законченную ПЭР, в котором отражает мотивированное решение о допуске или не допуске ПЭР к защите и свою оценку проделанной работе обучающегося.
Обучающийся в процессе написания и подготовки выпускной квалификационной работы к защите обязан:
- в полном объеме и своевременно выполнять план графиков написания и работы над выпускной квалификационной работой;
- выполнять указания и рекомендации руководителя по подготовке выпускной квалификационной работы;
- проведения норма-контроля и проверки на антиплагиат посредством специальной программы;
- своевременно представить письменную экзаменационную работу в бумажном виде на рецензирование и в Государственную экзаме-национную комиссию для защиты.
Выбор темы письменной экзаменационной работы должен начинаться с определения проблемной ситуации и общей формулировки проблемы, актуальной для предприятия, на котором обучающийся проходит производственную практику. Формулировка темы работы должна быть согласована с руководителем производственной практики от предприятия и техникума.
Обучающийся должен собрать необходимую техническую, экономическую и нормативно-правовую документацию, относящуюся к теме работы.
Для работы над заданием обучающийся должен изучить современные технологии сварочного производства и особенности технологического процесса изготовления сварных металлоконструкций; правила использования необходимого оборудования, приспособлений и инструмента; собрать сведения о способах контроля отдельных операций в процессе выполнения работ, а также проводимых мероприятиях, обеспечивающих безопасность производства электро- и газосварочных работ.
При работе над ВКР следует использовать следующую документацию:
- РД 34.15.132-96 «Сварка и контроль качества сварных соединений»;
- СНиП - Строительные нормы и правила;
- ГОСТ 231188-99 «Конструкции стальные строительные»;
- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть I «Общие требования»;
- техническую и технологическую документацию предприятия, на котором обучающийся проходит производственную практику;
- Внутренний стандарт предприятия СТП-2021 «Единые требования к оформлению выпускных квалификационных работ в ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова».
Кроме этого, не следует упускать из виду возможность получения информации из сети Интернет.
По выполнению выпускной квалификационной работы обучающийся обязан представить готовую письменную экзаменационную работу в бумажном виде и на электронном носителе.
3. Содержание и оформление письменных экзаменационных работ
3.1. Общие требования к содержанию
Общий объем ПЭР колеблется в пределах от 10 до 20 листов машинописного текста (без учета приложений), выполненного в соответствии с требованиями, определяемыми Внутренним стандартом предприятия
СТП-2017«Единые требования к оформлению выпускных квалификационных работ в ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова» и изложенными в вышеуказанной учебно-методической разработке по оформлению письменных работ.
ПЭР не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. ПЭР должна быть написана с применением нейтральных формулировок, например: «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование».
В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Письменная экзаменационная работа (ПЭР) включает следующие элементы:
- Титульный лист;
- Задание;
- Содержание;
- Введение;
- Пояснительная записка;
- Заключение;
- Литература;
- Приложения
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ выполняется по форме, приведенной в Приложение В
ЗАДАНИЕ выполняется по форме, указанной в ПриложенииА.
СОДЕРЖАНИЕ сдержит все разделы и пункты, против каждого указывается страница начала. Конкретный состав разделов, их количество, круг рассматриваемых в них вопросов, выделяемых в отдельные пункты (параграфы) определяется студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем. Наименование разделов должно полностью совпадать с заданием на ПЭР и содержанием работы. Образец оформления приведен в Приложение Б.
ВВЕДЕНИЕ раскрывает вопросы, касающиеся значения сварочного производства при изготовлении и монтаже металлоконструкций. Сварка, как способ получения неразъемного соединения материалов, открывает широкие возможности снижения трудоемкости изготовления и монтажа конструкций, расширяет возможности использования в конструкциях рациональных типов сечений, позволяющих существенно снизить металлоемкость, создание высокопроизводительных сварочных процессов, оборудования и материалов.
Рост технического уровня сварочного производства повышает требования к уровню общеобразовательной и технической подготовки электросварщиков.
Необходимо отразить краткую характеристику предприятия, организации, где проходил обучающийся производственную практику. Объём введения должен быть небольшим –1-1,5 страницы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ является подведением итога выполнения ПЭР. Оно содержит основные выводы, которые должны быть краткими и вытекать один из другого. Нумеровать выводы не следует. Не допускается использование таблиц. Объем заключения должно быть в пределах 1-1,5 страниц.
Заключение не должно содержать ничего нового, по сравнению с основным текстом работы. Здесь дается лишь обобщение, более концентрированное выражение основных мыслей и выводов, изложенных ранее в отдельных главах. Из заключения должно быть ясно, к каким результатам пришел студент, насколько решена поставленная перед ним задача. В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов, приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. В заключении не допускается повторение содержания введения и основной части.
Список использованных источников (лист ЛИТЕРАТУРА) размещается в конце работы после ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Он должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой. Он должен содержать достаточно обширный перечень не только книг, но и законодательных и нормативных актов национального масштаба, постановления, стандарты, методические материалы, справочные, информационные источники, научные статьи и другие материалы из периодической печати, Интернета, в некоторых случаях, внутриорганизационные материалы. Образец списка литературы приведен в Приложении Д.
ПРИЛОЖЕНИЯ не являются обязательным элементом ПЭР, а включаются в него в случае необходимости и содержат вспомогательный материал, на который студент ссылается в основном тексте. Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы, и могут включать: материалы, дополняющие текст, таблицы вспомогательных данных, иллюстрации, инструкции и т.п. – все то, что имеет смысл продемонстрировать, но не загружать этим основной текст работы. Все листы Приложения помещаются в конце работы, нумеруются как его продолжение, но не учитываются в общем объёме работы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка письменной экзаменационной работы состоит из следующих разделов:
-Технологическая часть;
-Организационная часть.
В разделе «Технологическая часть» излагаются теоретические аспекты темы, краткая характеристика работы и ее назначение, характеристика используемых материалов, инструмента, оборудования; технологический процесс выполнения подготовительных и основных работ при производстве сварочных работ; контроль качества. Содержание технологической части должно строго соответствовать теме ПЭР. Особое внимание следует уделить технологическим приемам при выполнении работ, отразить состояние существующих проблем на данный момент и представить различные технологические подходы к выполнению процесса сварочных работ, а также дать свою оценку существующих и новых технологических операций. Объем
технологической части составляет от пяти до десяти листов.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ подтверждает принятые в работе решения по безопасной организации сварочных работ и может быть представлена набором различных инструкций по технике безопасности, рациональной организации рабочего места, применимой к конкретной теме.
Необходимо описать наиболее приемлемую форму организации рабочего места при выполнении данной работы (операций), размещение инструмента и оборудования, материалов и заготовок (допускается разработка схемы рабочего места). При описании рабочего места, описать требования к освещению, цветовому оформлению, гигиенической воздушной среде, шуму, вибрации и др. факторам.
Изложить правила техники безопасности, электробезопасности и противопожарные мероприятия на рабочем месте. Наличие предупреждающих надписей и плакатов, требуемой документации по охране труда на рабочем месте способствуют предупреждению и сокращению травматизма и числа несчастных случаев на производстве. При изложении раздела использовать опыт предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику. Объем третьего раздела составляет от двух до четырех листов.
Графическая часть ПЭР должна отражать основные ее элементы результаты и наглядно подтверждать изложенный в тексте материал. Она может быть представлена в виде схем, рисунков, графиков, диаграмм, таблиц, карт и др.Графическая часть может быть заменена по согласованию со старшим дипломным консультантом на разработку презентаций и других материалов, которые могут быть применены в учебном процессе для укрепления материально-технической базы техникума.
3.2. Оформление работы
Пояснительная записка выполняется в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 2.105-95 "Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 8 августа 1995 г. N 426).
Пояснительная записка подшивается скоросшивателем в папку белого цвета с двумя отверстиями без надписи на титульном листе или с надписью «ПЭР».
Оформление титульного листа. Титульный лист выполняется по установленному образцу (ПриложениеВ).
Оформление содержания. Содержание работы - это перечень заголовков всех содержащихся в работе структурных частей (введения, разделов, параграфов, приложений и т.п.) с указанием номера страницы, с которого начинается данная рубрика. Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка симметрично тексту. Номера и названия заголовков должны точно соответствовать их записи в тексте. Выполняется по форме, приведенной в
Приложение Б.
Правила нумерации рубрик. Нумерации подлежат лишь разделы и пункты ПЭР, а остальные рубрики (введение, заключение, список используемых источников, приложения) не нумеруются. Номера глав проставляются арабскими цифрами без точки в конце, а номера пунктов (вторая ступень деления) состоят из двух чисел, разделенных точкой (точка в конце также не ставится). Первое из них соответствует номеру раздела, а второе – номеру пункта (1.1, 1.2). В конце записи заголовка в оглавлении делается отточие (т.е. печатаются точки до конца строки), а по правому краю листа проставляется номер страницы, с которого начинается рубрика.
Оформление списка использованных источников (библиографического списка). Библиографический список является важной компонентой ПЭР, так как содержит информацию о том, с какими источниками автор ознакомился и на какие данные опирался при изучении темы. Давая библиографическое описание источников, необходимо проявить особую тщательность и аккуратность. Для оформления библиографического описания источников принят межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003. В работе (в данном случае-ПЭР) можно использовать упрощенный подход к библи-ографическому описанию использованных источников.
Библиографический список включает все использованные в работе источники, в него должны входить текстовые или электронные публикации: законодательные и нормативные акты, документы, учебная, научная и справочная литература, статьи из специальных журналов и газет, сборников трудов, информация из Интернета и т.д. По всем приводимым источникам должна иметься ссылка на них в тексте работы. Все использованные источники указываются в алфавитном порядке.
Библиографическое описание книги проводится в общем случае по схеме: Фамилия автора – Название - Выходные данные. Под фамилиями описывают книги, имеющие не более трех авторов. Книги, имеющие четырех и более авторов, описывают под названием.
Примеры библиографического описания книг:
1. Галкин И. Г. Технология и организация строительного производства, Москва, 2011.
4. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть I «Общие требования», разделы.
В библиографическом описании официальных документов указываются вид документа (ГОСТ, Закон, Постановление и т.п.), его регистрационный номер и/или дата введения документа в действие. В ряде случаев отражается также, взамен какого документа введен данный документ. При описании законов, указов, постановлений, инструкций и других официальных документов рекомендуется использовать запись под заглавием, т.е. вначале записывают название документа, после чего через двоеточие указывается вид документа и прочие сведения. Сведения об издании даются или по правилам описания книг, если документ выпущен отдельным изданием, или по правилам описания материалов, входящих в состав сборников.
Примеры описания официальных документов:
- Об особых экономических зонах в Российской Федерации: [федер. закон №116-ФЗ: принят Гос. Думой 22 июля 2005 г. : по состоянию на 27 июля 2005 г.]. // Российская газета. Федеральный выпуск №3831. – 2005. – 27 июля.
Оформление списка. Если список занимает меньше одной страницы, можно увеличить верхнее поле листа перед заголовком рубрики и интервал между описанием отдельных источников. В больших библиографических списках, наоборот, внутри одного описания рекомендуется использовать уменьшенный межстрочный интервал (например, единичный), а между источниками – сохранять принятый в работе полуторный.
Оформление текстовой части работы. Текстовая часть письменной экзаменационной работы оформляется в соответствии с СТП-2021 «ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСК-НЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТИ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)В ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова (глава 4 Требования к ВКР).
Каждая рубрика, часть письменной работы начинается с заголовка, который (включая нумерацию) должен полностью соответствовать оглавлению. Перед заголовком проставляется их номер арабскими цифрами без точки в конце. Заголовки печатают с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок занимает более одной строки, то внутри него рекомендуется делать расстояние между строками равное 1 интервалу. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Каждая рубрика и глава начинаются с новой страницы, а пункты (параграфы) внутри глав – как продолжение предыдущего. Расстояние между заголовком и текстом равно 3-4 интервалам (15 мм), а между заголовками раздела и подраздела (главы и параграфа) – 2 интервала (8мм). Если в конце параграфа (пункта) на странице остается мало места, достаточного лишь для написания заголовка и 1-2 строк текста, то новый параграф следует начинать с новой страницы.
Сам текст работы печатают через 1,5 интервала с использованием шрифта TimesNewRoman 14. Разрешается использовать компьютерные возможности (курсив, полужирный шрифт, подчеркивание, разрядка текста и др.) для акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, ключевых словах. Текст должен быть форматирован «по ширине» (т.е. выровнен по вертикали, как с левой, так и с правой стороны листа), абзацный отступ - 1,25 см (5 знаков). Вся работа выполняется в одном (черном) цвете, за исключением рисунков, которые могут быть и цветными.
4. Оформление графической (творческой) части письменной экзаменационной работы
4.1. Содержание и объем графической части
Графическая часть письменной экзаменационной работы обычно составляет по объему два листа формата А1. Она состоит из технологической карты, в которой оформляются результаты разработки технологического процесса изготовления (обслуживания, ремонта, сборки, разборки) детали, узла, агрегата и рабочего чертежа (сборочный чертеж, чертеж общего вида, габаритный чертеж, монтажный чертеж). При необходимости на листах формата Al разрешается выделять меньшие форматы - А2, A3.
Распределение графической части по листам, как и выбор масштаба, согласуется с преподавателем специальных дисциплин и консультантом по техническому черчению. Графическая часть, требующая наличие спецификации, предъявляется к последней. При выполнении графической части руководствуются стандартами ЕСКД.
4.2. Рабочий чертеж, требования к его оформлению
Рабочий чертеж детали, узла, агрегата должен иметь все необходимые размеры, сечения и разрезы, позволяющие спроектировать и осуществить технологический процесс, разрабатываемый в письменной экзаменационной работе.
В качестве исходного материала для выполнения чертежа служат заводские чертежи, схемы, рисунки, позволяющие осмыслить все элементы, составляющие конструкцию. Окончательное оформление чертежа производится только после внесения всех изменений с учетом стандартов ЕСКД.
Чертеж выполняется карандашом на листе чертежной бумаге. Обрамляющая линия должна наноситься на расстоянии 5-10 см от линии обрезки листа. В рабочих чертежах на всехповерхностях, подлежащих обработке, должна быть указана шероховатость. При необходимости на чертеже указываются марка материала детали (деталей), их масса и др. данные, а также технические условия на изготовление (обслуживание, ремонт, сборку, разборку).
Рабочий чертеж должен иметь все необходимые проекции, сечения и размеры, которые определяют точность обработки (ремонта, обслуживания, разборки, сборки).
4.3. Технологическая карта
Технологическая карта выполняется на листе формата А 4 и в силу того, что является учебным документом, может отличаться от стандартных заводских технологических карт.
Технологическая карта должна иметь «шапку», содержащую исходные данные. В графах технологической карты указываются порядковые номера электромонтажных операций, наименование инструментов и оборудования, основные технические требования к выполнению работы.
При необходимости указывается время, затраченное на операцию, технологический перерыв, размеры инструментов и т.д.
Технологическая карта выполняется по установленному образцу, приведенному в ПриложенииЕ.
4.4.Оформление графической части
Графическая часть после проверки подписывается консультантом по техническому черчению. Технологическую карту подписывает также преподаватель специальных дисциплин. Оценка за выполнение графической части не выставляется, а включается в общую оценку, с которой письменная экзаменационная работа допускается к защите.
Графическая часть по согласованию с преподавателем может быть заменена ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
4.5. Оформление презентаций
Обоснование использования компьютерной презентации в редакторе РР с целью иллюстрации результатов выпускной квалификационной работы.
Компьютерная презентация (далее КП) дает ряд преимуществ перед обычной, то есть бумажно-плакатной. Компьютерная презентация позволяет использовать ее студенту-выпускнику, с одной стороны, как легальную шпаргалку, а с другой стороны, позволяет членам Государственной аттестационной комиссии одновременно изучать квалификационную работу и контролировать выступление обучающегося. Поэтому желательно сопровождать выступление презентацией.
Основными принципами при составлении КП являются:
- лаконичность, ясность, конкретность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов).
- отсутствие большого количества текста на слайде.
Каждая мысль и каждый элемент, представленные на слайде должны доказывать результативность (эффективность) выполненной обучающимся работы и обеспечивать раскрытие разработанной темы.
Необходимо начать КП с заголовочного слайда и завершить итоговым. Основное требование— каждый слайд должен иметь заголовок, количество слов в слайде не должно превышать 40. Фон и текст слайда - контрастный. Фон должен быть ровным, без эффектов неровности (ряди), что может помешать восприятию точек внимания на слайде.
Необходимо использовать интерактивные элементы. Для управления своей КП используются интерактивные кнопки (вперед-назад) или, в крайнем случае, клавиатуру PUp-PDn. Особенно это может пригодиться при ответе на вопросы, когда комиссия попросит вернуться к определенному слайду.
Требования к оформлению презентации:
- количество информации в презентации: не более 15-20 слайдов, включая титульный и итоговый слайды;
- содержание слайдов:
1 слайд – титульный;
2 слайд – цели, объект, предмет исследования;
3слайд - задачи исследования;
4 слайд – гипотеза исследования;
5 слайд - методы исследования;
с 5-15-19 слайды основные тезисы выступления, отражающие содержание, результаты исследования, проведённого обучающимся.
итоговый слайд - выводы исследования;
- один слайд – одна идея;
- 3-5 точек внимания (картинка, фото, тезис);
- без анимации
5. Рецензирование выпускных квалификационных работ
По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель пишет отзыв.
Отзыв должен включать:
- заключение о соответствии письменной экзаменационной работы заданию
на нее;
- оценку степени самостоятельности и качества работы студента над
заданием;
- оценку качества выполнения каждого раздела письменной экзаменационной
работы;
- оценку степени разработки новых вопросов, оригинальности решений
(предложений), практической значимости работы;
- оценку письменной экзаменационной работы.
Содержание отзыва доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за день до защиты письменной экзаменационной работы. Внесение изменений в письменную экзаменационную работу после получения отзыва не допускается.
Форма рецензии представлена в Приложении Г.
6. Организация защиты письменной экзаменационной работы
Как правило, местом работы экзаменационной комиссии является кабинет специальной технологии по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Необходимо, чтобы помещение имело торжественный вид, было украшено цветами, создавая атмосферу приподнятости. Наглядные пособия из комплекта кабинета, плакаты, макеты и объемные средства наглядности должны быть установлены так, чтобы были хорошо видны с места, где располагаются члены экзаменационной комиссии, а выпускники имели свободный доступ к ним.
В кабинете на столах заранее расставляются выполненные творческие работы; несколько столов ставится отдельно - за ними будут сидеть выпускники, ожидая своей очереди и слушая ответы товарищей.
Хорошо иметь в кабинете магнитную доску или заранее выкрашенный и закрепленный на стене металлический лист толщиной 0,8.... 1,5 мм, к которому прикрепляются магнитными прижимами два листа формата А1. Для этой же цели можно использовать бытовые магнитные защелки. Установленные по краям чертежных листов прямо на их поле, они надежно крепят графическую часть письменной экзаменационной работы к металлическому листу и быстро снимаются после окончания защиты.
Перед началом экзаменов староста строит группу (в кабинете) и докладывает председателю экзаменационной комиссии о готовности группы к сдаче экзаменов.
В помещение, где проводятся выпускные квалификационные экзамены, приглашаются несколько выпускников, один из которых прикрепляет графическую часть работы, а папку с пояснительной запиской и дневник учета учебно-производственных работ передает в комиссию. Выпускнику разрешается пользоваться пояснительной запиской.
Руководитель практики зачитывает производственную характеристику обучающегося и сообщает разряд выполненной работы, процент выполнения нормы выработки и оценку качества, а затем передает характеристику и наряд за выполненную квалификационную (пробную) работу в комиссию. Председатель комиссии разрешает выпускнику начать подготовленный рассказ по теме своей работы.
Следует особо оговорить несколько моментов, имеющих место в практике работы комиссии, о которых заранее должны быть проинформированы обучающиеся:
1. Разряд выше установленного квалифицированной характеристикой (повышенный) присваивается обучающемуся, имеющему оценки «5» по:
- Выпускной квалификационной работе повышенной сложности при условии выполнения установленной нормы;
- Письменной экзаменационной работе;
- Устному ответу на выпускном экзамене;
- При наличии производственной характеристики лишь с отличным отзывом о работе за период производственной практики и рекомендацией о присвоении повышенного разряда. Невыполнение хотя бы одного из указанных условий не дает права претендовать на повышенный разряд
2. Диплом с отличием (аттестат с отличием) может получить обучающийся, имеющий:
- Оценку «5» по производственному обучению;
- Оценку «5» за ответ на выпускных квалификационных экзаменах;
- Оценку «5» не менее чем по 75% предметов учебного плана, а по остальным предметам оценки «4».
Следует иметь в виду, что диплом с отличием не дает автоматически права на получение повышенного разряда.
- В характеристике рекомендуется присваивать повышенный разряд, а дневник учета выполненных учебно-производственных работ содержит сведения лишь о работах низких разрядов. Комиссия вправе поставить под сомнение возможность присвоения повышенного разряда. Эта же ситуация возникает, если в дневнике не прослеживается систематическое выполнение норм выработки или есть указание о низком качестве продукции.
- Если решением педагогического совета учащийся не допущен к выпускным квалификационным экзаменам, он получает вместо диплома (аттестата) справку установленной формы.
- Выпускные квалификационные экзамены считаются несданными, если обучающийся:
- Допустил брак в выпускной квалификационной работе (не выполнены технические условия);
- Не выполнил нормы времени, установленную для работы;
- Не выполнил письменную экзаменационную работу;
- При устном ответе на экзамене показал отсутствие у него знаний, предусмотренных квалификационной характеристикой.
В этих случаях вместо диплома (аттестата) выдается упомянутая выше справка.
После окончания экзаменов комиссия обсуждает и перед группой выпускников объявляет итоги с указанием оценки, полученной на экзамене каждым выпускником, и присвоенным разрядом (классом) по профессии. В обязательном порядке выпускникам задается вопрос о возможных претензиях к комиссии и при наличии таковых дается доказательный ответ (если необходимо - со ссылкой на пункты Инструкции).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение | |
ОП-4-2017 | Система качества образовательного учреждения |
Задание для письменной экзаменационной работы |
Приложение А
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
________ Е.А.Костина
«____»_________2021 г.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Обучающийся: _____________________
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Кстово 2021 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение | |
ОП-4 | Система качества образовательного учреждения |
Задание для письменной экзаменационной работы |
Темы письменной экзаменационной работы:
1.Технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами металлоконструкций и стали 20 толщиной 10 мм.
2.Технология газовой сварки стыковых швов трубопроводов из низколегированной стали.
Перечень вопросов подлежащих разработке:
1. Введение
2. Технологическая часть:
1.1 Краткая характеристика работы.
1.2. Описание конструкции ее назначение.
1.3.Характеристика материалов, оборудования, инструмента и приспособлений.
1.4. Технологический процесс выполнения подготовительных работ.
1.5.Технологический процесс выполнения ручной дуговой сварки покрытыми электродами.
1.6. Технологический процесс выполнения газовой сварки.
1.6.Контроль качества.
2. Организационная часть:
2.1. Организация рабочего места.
2.2.Техника безопасности при выполнении ручной дуговой сварки покрытыми электродами.
2.3. Техника безопасности при выполнения газовой сварки.
3. Заключение.
Дата выдачи задания «___» декабря 2020г.
Срок сдачи студентом письменной
экзаменационной работы «___» июня 2021г.
Руководитель работы __________________________/______________/
Председатель предметно-цикловой комиссии___________/_____________/
Приложение Б
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Технология ручной дуговой сварки 7
1.1.1.Краткая характеристика работы 8
1.1.2. Характеристика материалов, оборудования, инструмента и
приспособлений 9
1.1.3. Технологический процесс выполнения подготовительных работ 10
1.1.4. Технологический процесс дуговой сварки покрытыми электродами металлоконструкции из стали 20 толщиной10мм
1.1.5. Контроль качества 16
1.2. Технология газовой сварки.
1.2.1. Краткая характеристика работы 18
1.2.2.Характеристика материалов, оборудования, инструмента и
приспособлений 19
1.2.3.Технологический процесс выполнения подготовительных работ 21
1.2.4. Технологический процесс газовой сварки стыковых швов трубопроводов из низколегированной стали 22
1.2.5. Контроль качества 2 4
2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
2.1. Техника безопасности при выполнении дуговой сварки покрытыми электродами 25
2.2. Техника безопасности при выполнении газовой сварки 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 27
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПриложениеВ
Профессия: 15.01.05. Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Технология ручной дуговой сварки покрытыми электродами металлоконструкции из стали 20, толщиной 10 мм.
Технология газовой сварки стыковых швов трубопроводов из низколегированной стали.
Выполнил обучающийся Петров Иван Петрович
Группы 20-СВ-1 ___________________(подпись)
Руководитель ПЭР
_______________________ ___________________(подпись)
Председатель предметно-цикловой комиссии
_______________________ ___________________(подпись)
Оценка и дата защиты:
_______________________ «______»____________2021 г.
________________________
Приложение Г
ОТЗЫВ
о выполнении письменной экзаменационной работы
обучающегося _________________________
ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова
Профессия:15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Тема задания: 1._________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
1. Общая характеристика письменной аттестационной работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соответствие задания по объему и степени разработки основных разделов письменной экзаменационной работы
_______________________________________________________________________
3. Положительные стороны работы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Недостатки в пояснительной записке и ее оформлении
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Характеристика графической (творческой) части работы_________________________________________________________________
6. Степень самостоятельности обучающегося при разработке вопросов темы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка работы руководителем _______________________________________
Руководитель работы ____________Н.Г. Колпакова
«_____» 2021г.
ПриложениеД
ЛИТЕРАТУРА
Перечень учебныхизданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» ://нэб.рф/
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ
- ГОСТ 21.104-85 Системы автоматического управления технологическими процессами и ПАЗ на базе вычислительного техники
- ГОСТ 21.404-85 Система проектной документации для строительства. Автоматизация технологических процессов. Обозначения условные приборов и средств автоматизации в схемах.
Основные источники:
- Чернышов Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов: учебник для НПО.-М.:ПрофОбрИздат, 2007.-496 с.
- Маслов В.И. Сварочные работы: учебник для НПО.-3-е изд.стериотип.-М.Академия, 2005-240 с.
- Овчинников В.В. Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов: учебник для НПО.-М.: КНОРУС, 2010.-304 с.- (Начальное профессиональное образование)
- Овчинников В.В. Современные виды сварки: учеб.пособ. :Академия 2011.
- Линьков Ф.С. Современные методы сварки.- Кстово,2009.
- Виноградов В.С. Электрическая дуговая сварка: учебник .-М.:Академия, 2010
- Интернет-ресурсы:
://docs.cntd/document/gost-16037-80
://www.welding.su/articles/arcwelding/arcwelding_240.html
ПриложениеЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯКАРТА
№№ п/п | Технологическая операция | Содержание операции | Оборудование, инструмент | Контроль качества |
1. | Слесарная. | Разметка. Резка. Зачистка кромок свариваемых элементов металлоконструкции и прилегающие к ним участки на ширину 20 мм до металлического блеска. | Комплект для газовой резки, металлическая линейка, рулетка, шлифмашинка, металлическая щетка | |
2. | Контрольная. | Проверить качество подготовки кромок под сварку. | лупа10-тикр., УШС-3, штанген-циркуль | Набор ВИК |
3. | Сборочная. | Собрать элементы металлоконструкции между собой на прихватках. Прихватки расположить на равном расстоянии друг от друга. | Сварочное оборудование, электроды УОНИИ -13/45А | |
4. | Контрольная. | Проверить качество сборки, качество выполнения прихваток. | Лупа 10-тикрат., УШС-3, штанген-циркуль | Набор ВИК |
5. | Сварочная. | Произвести сварку элементов металлоконструкции. При сварке первого слоя прихватки полностью переплавить. | Сварочное оборудование, электроды УОНИИ-13/45А | |
6. | Контрольная. | Послойно-визуальный контроль. Внешний осмотр и измерение сварного шва. | лупа10-тикрат., УШС-3, штанген-циркуль | Набор ВИК |
Руководитель работы ______________/________________/
«_____» 2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 Ручная дуговая сварка (резка, наплавка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа по ПМ02...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Частично механизированная сварка (наплавка) плавлением по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа ММ03...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по УП.02. Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Методическая разработка...
Методические рекомендации для выполнения практических работ по ПМ.05 Газовая сварка (наплавка) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы профессионального модуля ПМ.05 Газовая сварка (...
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))» дисциплины МДК 04.01 Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе, в рамках профес
План открытого урока надеюсь поможет моим коллегам подготовить материалы к урокам по направлению сварочные технологии...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИХМАО-ЮГРЫБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫНЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧА...