разработка открытого занятия по ПМ 03.01 Заправка транспортных средств Горюче смазочными материалами"
статья
Разработка открытого учебного занятия по теме "Заправка Т.С ГСМ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponomarev_i.n._razrabotka_zanyatiya.docx | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока производственного обучения
по теме «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму»
ПМ.01 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами»
Разработал: мастер производственного обучения
Пономарев Игорь Николаевич
2023 г
Тема урока производственного обучения:
«Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму» (слайд 1)
Цели занятия: (слайд 2)
Дидактическая: Формирование умений по освоению приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму. Результат реализации цели – способность обучающихся применять самостоятельно приобретенные умения и сформированные навыки в практической деятельности.
Развивающая: Содействие развитию памяти, внимательности, наблюдательности; развитию профессиональной наблюдательности, умения оценивать свои действия, умения находить главные причины ошибок в работе. Результат реализации цели – формирование ОК01., ОК03., ОК04; ПК 1.1; ПК 1.2.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, профессиональной ответственности, умение управлять эмоциями. Л6.1, Л6.2.
Тип занятия: Урок изучения трудовых приёмов и операций.
Вид занятия: практическое занятие.
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование: тренажёр – имитатор топливораздаточная колонка «Шельф»; Штрих, компьютер, экран, проектор.
- материалы: лента для печати чеков.
- дидактическое оснащение: инструкционно - технологическая карта, задание для практического этапа 8 вариантов, критерии оценивания, раздаточный материал: кроссворд, таблица «Элементы устройства ТРК, их назначение», таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки ТС).
Метод проведения: показ трудовых действий.
Ход учебного занятия
I. Организационный момент (5минут).
- Приветствие;
- выявление отсутствующих;
- проверка готовности рабочих мест, спец. одежды;
- формулировка темы занятия, постановка учебных целей, создание деловой, дружеской атмосферы общения;
- запись темы занятия в рабочих дневниках.
II. Вводный инструктаж
Актуализация знаний обучающихся в форме игры «Знать, значит уметь». (слайд 3)
Мастер предлагает обучающимся пройти несколько туров игры, в ходе которой обучающиеся вспомнят теоретические сведения необходимые для урока производственного обучения. (слайд 3)
Ход игры:
«Я рад приветствовать вас на нашей игре «Знать, значит уметь (презентация). Почему «знать и уметь», а потому что, прежде чем перейти к тренажеру –имитатору, нам необходимо знать теоретический материал и для этого мы пройдём с вами несколько туров (слайд 1), где будем обучаться, развиваться, ускоряться и многое другое, что обязательно пригодится в нашей будущей профессии оператора АЗС. Ну, а результаты мы узнаем, подсчитав полученные баллы за каждый тур и занесённые в таблицу зачётов (слайд 2). Для этого мы с вами поделимся на 2 команды, придумаем название и приветствие»
Мастер производственного обучения предлагает группе разделиться на команды. Команды приветствуют друг друга, и первые результаты заносят в таблицу (слайд 2)
Мастер производственного обучения объявляет «Образовательный тур», который заключается в ответе на вопросы. Каждой команде предлагается ответить на два вопроса, за каждый правильный ответ участники получают по 5 баллов (слайд 3-5). Обучающиеся получают задание.
1 команда |
|
Вопрос 1 Дайте определение автозаправочной станции | Вопрос 1 Дайте определение топливораздаточной колонки |
Ответ Комплекс зданий и сооружений, ограниченный участком площади, назначение которого – заправка жидким топливом, маслами, смазкой, воздухом, автотранспортных средств, продажа масел, смазок запасных частей к автомобилям | Ответ Устройство, предназначенное для измерения и отпуска жидкого топлива в бак транспортных средств или в тару потребителя. |
Вопрос 2. Установите соответствие между элементами устройства ТРК, их назначением (Приложение 1-2) | |
Приёмный клапан | Для предотвращения слива топлива из линии выдачи обратно в резервуар при выключении насоса ТРК |
Фильтр | Предназначен для предохранения гидравлической системы колонок от попадания посторонних твердых частиц, что может привести к износу и поломке насоса и неточному замеру объема нефтепродукта |
Двигатель и насос | Двигатель раскручивает насос, который качает топливо |
Газоотделитель | Предназначен для отделения от топлива воздуха, который может раствориться в нем при сливе топлива в резервуары. |
Измеритель жидкости (счётчик жидкости) | Предназначен для измерения количества выдаваемого топлива. С ним связано отсчетное устройство, которое дает цифровую информацию о количестве отпущенного топлива. |
Раздаточный кран (пистолет) | Для обеспечения выдачи топлива |
Блок управления | Для управления оборудование АЗС |
Затем мастер производственного обучения выслушивает правильные ответы, и результаты заносит в таблицу зачётов.
Мастер производственного обучения объявляет «Тур Эрудит», (слайд 6-7), который заключается в решение кроссворда по охране труда, который состоит из 5 слов. В результате правильных ответов обучающиеся получают 1 балл за каждое правильное слово.
1 Защита от внешних и внутренних угроз нанесения ущерба от пожара (безопасность).
2. Средство для тушения пожара характерное для автозаправочных станций.
3. Одежда, предназначенная для работы (огнетушитель).
4. Таблички с символами, говорящие о предупреждении, безопасности, информации и запрещении (знаки).
5. Средство индивидуальной защиты, защищающее от испарений нефтепродуктов (респиратор).
Обучающиеся дают правильные ответы, и демонстрируют спецодежду предназначенную для работы оператором АЗС при приёме и сдаче смены, а также при проверке уровня топлива в резервуарах, а мастер производственного обучения комментирует детали одежды и заносит количество полученных балов за решение кроссворда в таблицу зачётов.
Далее мастер производственного обучения объявляет следующий «Скоростной тур», (слайд 8- 11), где команды на время (кто быстрее) должны соотнести назначение клавиш в таблице Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта), при помощи жетонов на которых изображены клавиши клавиатуры (приложение 3).
Обозначение | Назначение клавиши Обозначение |
Esc | Клавиша отказа, и выход из системы |
Enter | Подтверждения исполнения операции |
F1-F11 | Функциональные клавиши для использования при выборе вида информационной таблицы |
«+» | Печать чека |
«-» | Возврат чека |
«*» | Сумма |
«/» | Полный бак |
Обучающие первые выполнившие задания, перечисляют рабочие клавиши, соперники дополняют, и мастер производственного обучения подводит итоги, ставя каждому обучающемуся 1 балл и суммировав их объявляет количество набранных баллов в команде. Результаты заносит в таблицу (слайд 2).
Обучающимся было задано домашнее задание подготовить историческую справку по теме «Появление бензина, как топлива для автомобиля» и «Появление первых АЗС», и для её представления мастер производственного обучения объявляет «Познавательный тур» (слайд 12):
1 обучающийся – история появления первых АЗС.
2 обучающийся – история появления бензина как топлива для автомобилей. За каждое сообщение команды получают по 5 балов.
Сообщения обучающихся (Приложение 4)
Мастер подводит итоги игры и за максимальное количество баллов обучающиеся в команде получают медали «Самый Умный» – за 1 место и «За любознательность». (слайд 13 презентации игры)
Формирование ориентировочной основы действий обучающихся
Мастер предлагает обучающимся составить алгоритм выполнения приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами (Устное повторение технологических приемов выполнения заправки транспортных средств по заданной дозе, на предложенную сумму денег) (слайд 4-5) – индивидуальный опрос.
Мастер производственного обучения по алгоритму показывает технологическую последовательности выполнения операций по заправке ТС на заданную дозу и на определённую сумму денег с соблюдением техники безопасности труда. Обучающиеся внимательно следят за действиями мастера производственного обучения. Мысленно повторяют технологическую последовательность выполнения данной операции и правила техники безопасности.
Мастер производственного обучения обобщает и повторяет алгоритм выполнения приёмов заправки транспортных средств горючесмазочными материалами. Выдаёт задание (приложение 5), инструкционно – технологическую карту (приложение 6) и критерии оценивания (приложение 7) (слайд 6-7) для практической работы обучающихся. Обучающиеся осмысливают задания и критерии оценивания предстоящей практической работы.
Информационно-сообщающий метод обучения: наглядные методические приемы – тренажер -имитатор; словесные – беседа, рассказ.
III. Основная часть урока: упражнения (самостоятельная работа), текущий инструктаж
1 целевой обход – организация и руководство упражнениями в выполнении трудовых приемов и операций по заправке по заданной дозе;
2 целевой обход – организация и руководство упражнениями в выполнении трудовых приемов и операций по заправке по заданной сумме;
3 целевой обход – индивидуальное консультирование обучающихся мастером производственного обучения, проверка техники безопасности и организации рабочего места.
IV. Заключительный инструктаж
Мастер производственного обучения обобщает и подводит итоги работы обучающихся путем выставления оценок.
Подведение итогов занятия:
- Выявление основных ошибок (слайд 8-11);
- Определение способов их устранения и предупреждения;
- Рефлексия – фронтальный опрос обучающихся (Слайд 12)
- Клавиша для отпуска топлива
- Клавиша для печати чека
- Клавиша для открытия и закрытия смены
- Комментирование оценок, с использованием критериев оценивания;
- Выдача домашнего задания (слайд 13).
Литература:
- Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций. – ПОТ РМ-021-2009.
- Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. РД 15-3-39.2-080-01.
- Типовая инструкция по охране труда для оператора автотранспортных станций ТОИ Р-112-06-95
- www.http://amastercar.ru
- .http://www.avtoserver.su
- .http://www.automn.ru
- www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения |
| ||||
1. Организационный этап | 5 минуты | - Приветствие; - выявление отсутствующих; проверка готовности рабочих мест, спец. одежды. | Дежурный докладывает о готовности группы к уроку. Диалог с мастером относительно рабочей одежды. | Словесный |
| ||||
Вводный инструктаж:
| 45 минут | - формулировка темы занятия, постановка учебных целей, создание деловой, дружеской атмосферы общения. Высвечивание на экране через проектор тему и цели урока, (слайд 1 и2) ожидаемые результаты изучения темы. | Слушают, записывают тему занятия в рабочих дневниках | Словесный, наглядный, мультимедийное оборудование |
| Проведение в форме игры «Знать, значит уметь» (слайд 3), объявляет туры игры (слайд 1 презентации игры «Знать, значит уметь») 1 Деление на команды, название команд, приветствие команд, Заносит по 5 балов в таблицу зачётов (слайд 2) Объявляет 1 тур Образовательный Задаёт вопрос (слайд 3-5) каждой команду 1 вопрос 1 команде: «Дайте определение автозаправочной станции» 1 вопрос 2 команде: «Дайте определение топливораздаточной колонки» 2 вопрос обеим командам: «Установите соответствие между элементами устройства ТРК, их назначением» (слайд 3) Показывает эталон на (слайде 5), объясняет, что баллы ставят обучающиеся соперникам, сравнивая с эталоном 1 бал за каждое правильное соотношение элемента и назначение и заносит подсчитанные баллы обучающимися в таблицу зачётов (слайд 2) Объявляет следующий «Тур Эрудит» на экране показывает кроссворд и вопросы к нему (слайд 6-7), объясняет, что за каждый правильный ответ на вопрос 1 балл Показывает эталон (слайд 8), заносит баллы в таблицу зачётов (слайд 2) Объявляет следующий (слайд 9-10) «Скоростной тур», объясняет, что необходимо заполнить таблицу «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)» соотнеся при помощи жетонов с изображением клавиш с назначением этих клавиш клавиатуры Показывает эталон (слайд 11), смотрит результаты работы обучающихся, ставит 1 бал каждому члену команды за правильный ответ, если есть одна и более ошибок ответ не считается верным и заносит в таблицу результатов (слайд 2) Подводит предварительные итоги (слайд 2) Объявляет следующий (слайд 12) «Познавательный тур», спрашивает домашнее задание 1 –Сообщение «Появление бензина, как топлива для автомобиля» 2-Сообщение «Появление первых АЗС» Каждой команде ставит 5 баллов Подводит итоги (слайд 13-14 презентации игры), награждает медалью | - слушают, - делятся на команды, придумывают название и приветствие -слушают, смотрят на экран, устно отвечает спикер каждой команды - индивидуально соотносят в таблице элементы устройства ТРК, их назначение - организуют взаимопроверку таблиц с командами, проверяют по эталону и ставят баллы за правильное соотношение элемента и назначения 1 балл - внимательно слушают, смотрят, отвечают письменно всей командой Спикер каждой команды отвечает на вопросы - демонстрирует спец одежду оператора для приёма и передачи смены, проверки уровня топлива в резервуарах, - слушают, смотрят на экран, получают раздаточный материал: таблица «Управление программой отпуска топлива (рабочие клавиши для заправки автотранспорта)», жетоны с изображением клавиш - выполняют индивидуально - слушают, беседуют с мастером, соглашаются с поставленными баллами - зачитывают сообщение и показывают презентацию, остальные слушают и смотрят - смотрят, слушают, соглашаются | Фронтальный наглядный, мультимедийное оборудование Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование Групповой наглядный, мультимедийное оборудование Индивидуальный наглядный, мультимедийное оборудование Наглядный, мультимедийное оборудование | |
| Спрашивает: Вопрос 1 - с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную дозу Корректирует ответ предлагает составить алгоритм. Демонстрирует алгоритм через слайд 4 Вопрос 2 с чего необходимо начать работу по заправке транспортных средств на заданную сумму, Корректирует ответ предлагает составить алгоритм Демонстрирует алгоритм через слайд 5 Проходит к рабочему месту, демонстрирует трудовые приёмы заправки на заданную дозу, проговаривая последовательность действий и указывая рабочие клавиши. Целевая установка: Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную дозу Целевая установка: Воспроизвести последовательность действий по заправке транспортных средств на заданную дозу, соблюдая технику безопасности и последовательность действий Предлагает 1 обучающемуся повторить последовательно заправку на заданную сумму | Вопрос 1 - отвечают, - соглашаются, - запоминают Вопрос 2 - отвечают, - соглашаются, - запоминают - внимательно наблюдают за действиями мастера производственного обучения используют инструкционно –технологическую карту - воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают - воспроизводит действия, комментирует, остальные смотрят, запоминают | Наглядный, мультимедийное оборудование Фронтальный, наглядный, мультимедийное оборудование | |
| Обобщает Выдаёт каждому обучающемуся задание (слайд 6), инструкционно –технологическую карту, критерии оценивания через слайд 7 презентации, проговаривая каждую характеристику оценки, напоминает технику безопасности при работе с электрооборудованием, отвечает на вопросы | - внимательно слушают, готовятся к работе | ||
| 4 часа,45 минут | 1 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной дозе; 2 обход - проверяет организацию выполнения трудовых приемов и операций по заправке по заданной сумме; 3 обход - индивидуально консультирует обучающихся при возникновении вопросов, проверяет технику безопасности и организацию рабочего места. 4 обход – принимает и оценивает работу | - выполняют практическое задание, периодически обращаются к инструкционно - технологической карте и мастеру производственного обучения за консультацией - сдают работу | Словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование |
| ||||
Рефлексия | 25 минут | Подводит итоги работы, за выставляет оценки, комментирует, объявляет лучших обучающихся справившимися с заданием анализирует ошибки на слайде 8-11 презентации, допущенных при организации рабочего места, соблюдении технологической последовательности, выполнении рабочих приёмов, соблюдении требований безопасности труда. Задаёт вопросы - Какая клавиша необходима для отпуска топлива? - Какая клавиша необходима для печати чека? - Какая клавиша необходима для открытия и закрытия смены? (слайд 12) - Довольны ли вы сегодняшним уроком? | - слушают, демонстрируют, анализируют ошибки, приводят аргументы для устранения возникших ошибок в ходе выполнения задания - рассказывают в какой последовательности выполняли работу, какие меры безопасности соблюдали, - отвечают, благодарят за урок | Фронтальный, словесный, практический, наглядный, мультимедийное оборудование |
| Составить кроссворд по теме «Рабочие клавиши» (слайд 13) | Записывают в рабочий дневник | ||
Объявляет о завершение урока и уборке рабочих мест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональный модуль ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Заправка траснспортных средств горючими и смазочными материалами - Квалификация - Оператор заправочных станций....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ. 02 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...
Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.03. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами
Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ.03. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами предназначены для контроля и оценивания элементов профессионального модуля «Заправ...
МАТЕРИАЛЫ для проведения экзамена (квалификационного) по ПМ.03_Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
МАТЕРИАЛЫдля проведения экзамена (квалификационного)по ПМ.03_Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами образовательной программы (ОП) по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо профессиональному модулюПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материаламиобразовательной программы (ОП)по профессии СПО23.01.03 Автомеханик...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму» ПМ.03 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными матер
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей...