РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины: Управление техническими системами, специальность: Производство летательных аппаратов
учебно-методический материал

Киселева Наталья Павловна

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

                   - читать и составлять структурные схемы по исходным  схемам 

                 - производить расчет оператора автоматизированной системы;

 

- пользоваться нормативными документами и справочной литературой при выборе и расчете типовых элементов автоматики

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

                      - функциональные элементы автоматических систем;     

                      - структуру систем автоматического управления и регулирования;    

 

    -  устройство и принцип действия элементов систем автоматики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 24.02.01.rp_uts_3l-2425._kiseleva.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины: Управление техническими системами

код, специальность: 24.02.01. Производство летательных аппаратов.

(ДЛЯ ГРУПП 3Л- 24, 25, 21Л-32)

Москва

2020 г.

ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией___________________

Протокол № 1

от «28 » августа 2020 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

 24.02.01. Производство летательных аппаратов.                  

 

Председатель предметной (цикловой) комиссии___________

__________________Белова В.В..

Заместитель директора по ПО                     _____________И.В. Бойцова

Начальник УИМО

_________М.А. Аксиньева

Проверил методист:

____________/        В.В. Гущин 

        (подпись)                И.О. Ф.

Составитель  Киселева Н.П. , преподаватель.

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

 Рецензенты:                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО. Учебная дисциплина Управление техническими системами является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания необходимые для освоения специальных дисциплин.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина принадлежит к общепрофессиональному циклу.

Специалист производства летательных аппаратов должен обладать следующими общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу команды, за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Специалист производства летательных аппаратов должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Анализировать объект производства: конструкцию летательного аппарата, агрегатов, узлов, деталей, систем, конструкторскую документацию на их изготовление и монтаж.

ПК 2.1. Анализировать техническое задание для разработки узлов изделия и оснастки. Производить увязку и базирование элементов изделия и оснастки по технологической цепочке их изготовления и сборки.

ПК 2.2. Выбирать конструктивное решение узла.

ПК 2.3. Выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании.  

ПК 2.4. Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с ЕСКД.

Для данной специальности знания по предмету будут необходимы для выполнения дипломной работы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

                   - читать и составлять структурные схемы по исходным  схемам  

                 - производить расчет оператора автоматизированной системы;

- пользоваться нормативными документами и справочной литературой при выборе и расчете типовых элементов автоматики

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

                          - функциональные элементы автоматических систем;    

                      - структуру систем автоматического управления и регулирования;        

    -  устройство и принцип действия элементов систем автоматики.

        

     1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающихся 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 60 час, из которых на практические работы отводится 10 часов; самостоятельные работы обучающихся - 30 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

     практические занятия

10

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

Разработка структурной схемы автоматизированной системы.

Определение по схеме автоматического регулятора типы динамических звеньев, входящих в данный регулятор.

Определение по схеме АР законов регулирования.

Амплитудно-частотные и амплитудно-фазовые характеристики  динамических звеньев АР

Критерии устойчивости автоматических регуляторов. Критерии Гурвица, Найквиста и Михайлова.

Датчики давления, датчики сопротивления, датчики температуры, датчики угловой скорости, датчики уровня, пьезодатчики, тензодатчики.

Определение оператора электромашинного усилителя.

Устройство и принцип действия электромагнитных переключающих устройств. Особенности конструкции реле переменного тока.

Устройство электрических исполнительных систем.

Разработка структурной схемы автоматизированного контроля.

Принцип работы автоматического регулятора скорости и технологических параметров на станке-автомате.

Разработка структурных схем следящих систем.

Принцип работы адаптивного автоматического регулятора.

Расчет следящего привода.

Структурные схемы контроля геометрических размеров заготовок на станках-автоматах.

 Устройство промышленных роботов.

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Теоретические основы управления техническими системами

24

Тема 1.1.

Функциональные элементы автоматических систем.

Содержание учебного материала

6

Введение. Значение автоматизированных систем в производстве. Назначение задающих устройств, первичных и вторичных преобразователей, измерительные блоки, устройства, устройства сравнения, устройства защиты и блокировки.

              4

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка структурной схемы автоматизированной системы

2

Тема 1.2.

Понятие элементарного динамического звена

Содержание учебного материала

9

Понятие элементарного динамического звена, виды динамических звеньев, понятие переходного процесса, передаточная функция звена, операторная форма записи законов регулирования.

              6

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Определение по схеме автоматического регулятора (АР) типы динамических звеньев, входящих в данный регулятор.

3

Тема 1.3

Способы соединения типовых динамических звеньев.

Содержание учебного материала:

6

Последовательное, параллельное и комбинированное соединения типовых динамических звеньев.

             2

Практическое занятие.

1.  Изучение конструктивных схем динамических звеньев.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Определение по схеме АР законов регулирования

2

Тема 1.4.

Устойчивость и   качество систем автоматического управления

Содержание учебного материала

3

Понятие об устойчивости и качестве систем автоматического управления (контроля и регулирования). Установившийся режим работы системы. Переходный режим работы системы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Амплитудно-частотные и амплитудно-фазовые характеристики динамических звеньев АР

Критерии устойчивости автоматических регуляторов. Критерии Гурвица, Найквиста и Михайлова

1

Раздел 2.

 Элементы автоматических систем

21

Тема 2.1. 

Датчики

Содержание учебного материала

9

Датчики. Их классификация и применение в САР и САУ

               2

**

Практические занятия

2.Виды и характеристики потенциометрических датчиков.

3.Изучение схем и характеристик индуктивных датчиков.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Датчики давления, датчики сопротивления, датчики температуры, датчики угловой скорости, датчики уровня, пьезодатчики, тензодатчики

3

Тема 2.2

Усилители

Содержание учебного материала

3

Назначение усилителей, их классификация. Основные требования, предъявляемые к усилителям. Устройство и принцип действия электронных, магнитных, электромашинных, пневматических и гидравлических усилителей. Область их применения.

2

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Определение оператора электромашинного усилителя.

1

Тема 2.3

Переключающие устройства

Содержание учебного материала

6

**

Назначение, классификация и основные характеристики переключающих устройств

2

Практическое занятие

4. Изучение устройства и характеристики электромагнитного реле.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Устройство и принцип действия электромагнитных переключающих устройств. Особенности конструкции реле переменного тока.

2

Тема 2.4

Исполнительные механизмы

Содержание учебного материала

3

Назначение и классификация исполнительных механизмов. Требования, предъявляемые к ним. Устройство и принцип действия электромагнитных, гидравлических и пневматических ИМ.

2

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Устройство электрических исполнительных механизмов

1

Раздел 3

Системы управления технологическими процессами

21

**

Тема 3.1.

Системы технологического контроля и сигнализации

Содержание учебного материала 

3

Виды и назначение систем автоматического контроля. Структурные схемы систем автоматического контроля и сигнализации. Область их применения. Измерительные блоки, устройства сравнения, устройства защиты и блокировки.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка структурной схемы автоматизированного контроля.

1

Тема 3.2.

Системы автоматического регулирования

Содержание учебного материала

6

**

Понятие об автоматическом регуляторе. Требования, предъявляемые к САР. Виды регулирования. Функциональная схема САР. Типы автоматических регуляторов.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

Принцип работы автоматического регулятора скорости и технологических параметров на станке-автомате.

2

Тема 3.3

Следящие системы автоматического управления

Содержание учебного материала

3

Назначение и виды следящих систем. Гидравлические следящие системы. Область применение следящих систем. Копировальные системы со следящим приводом.

2

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Разработка структурных схем следящих систем.

1

Тема 3.4.

Адаптивные системы управления

Содержание учебного материала

9

Назначение и принцип действия адаптивных систем управления. Законы регулирования для адаптивных систем. Состав адаптивных систем регулирования.

Функции элементов адаптивных систем.

6

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Принцип работы адаптивного автоматического регулятора.

3

Раздел 4.

Системы управления технологическими процессами

21

Тема 4.1.

Автоматизация механической обработки

Содержание учебного материала

9

**

Область применения станков с ЧПУ. Виды программоносителей. Способы записи программ.

4

Практическое занятие

5. Расчет автоматизированных следящих систем.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Расчет следящего привода.

3

Тема 4.2.

Автоматизация технологического контроля на станках автоматах

Содержание учебного материала

9

**

Автоматические сортировщики. Системы автоматического активного контроля на станках.

6

Самостоятельная работа обучающихся:

Структурные схемы контроля геометрических размеров заготовок на станках-автоматах

3

Тема 4.3

Промышленные роботы

Содержание учебного материала

3

Область применения промышленных роботов. Технологические и транспортные ПР. Функциональные блоки ПР.

4

**

Самостоятельная работа обучающихся:

Устройство промышленных роботов

2

Итого

90

Для характеристики уровня освоения учебного материала в графе 4 используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, лаборатории

Оборудование учебного кабинета: 15 столов, рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: Компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Шишмарев В.Ю.

Автоматика: учебник для студ. сред. проф. Образования / В.Ю. Шишмарев. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

 Клюев А.С. Автоматизированные системы управления и регулирования 2003г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- вычислять оператор автоматизированной системы управления;

- использовать полученные знания при выполнении дипломной работы.

- практические работы.

Знания:

           - виды элементарных динамических звеньев и их расчет;

        - структуру автоматических систем управления и регулирования.

- практические занятия;

- внеаудиторная самостоятельная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 200401 «Биотехнические и медицинские аппараты и системы»

Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов

Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...

Рабочая программа учебной дисциплины АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ специальность 35.02.03 технология деревообработки

1.Цель дисциплиныОвладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными и общими компетенциями2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучени...

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.

Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины: Гидравлические и пневматические системы. Специальность: Производство летательных аппаратов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- читать и составлять простые принципиальные схемы гидро- и пневмосистем;- производить расчет основных параметров гидро- и пневмоприводов;- по...