Программа по изучению предмета Авиационные материалы
методическая разработка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки 160100 Авиастроение, 160108 Производство летательных аппаратов, 160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Техникум «ПРИМОРСКИЙ»
Рассмотрено и принято На заседании Педагогического Совета СПб ГБ ПОУ Техникум «ПРИМОРСКИЙ» Протокол №__ от «___»___201_ г. | Утверждаю Председатель Педагогического совета Директор СПб ГБ ПОУ Техникум «ПРИМОРСКИЙ» ______________ (В.А. Малюта) «____»___________________________201_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Санкт-Петербург
2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки 160100 Авиастроение, 160108 Производство летательных аппаратов, 160108.02 Слесарь-сборщик авиационной техники
Организация-разработчик:
СПб ГБПОУ Техникум «ПРИМОРСКИЙ»
Разработчики:
Романова И.Ф., преподаватель
Рассмотрено на заседании Методической комиссии __________________________________
«___»____________2012г.
Эксперт (ы) от работодателя _______________________________________________________
«____» ___________201_________
«____»____________201________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Авиационные материалы»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий Авиационная и ракетно-космическая техника, по направлению подготовки Авиастроение, Производство летательных аппаратов, Слесарь-сборщик авиационной техники.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована после соответствующей корректировки при профессиональном обучении по профессиям рабочих:
24.01.01 Слесарь-сборщик летательных аппаратов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
пользоваться справочником для определения свойств материалов;
расшифровывать марки материалов, определять по маркам химический состав и область применения материалов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
механические и технические свойства металлов и сплавов и требования к их обработке;
основные виды неметаллических материалов, их свойства и применение в промышленности. (Вариатив на изучение новейших композиционных материалов).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе 18 часов вариатива идут на увеличение количества лабораторных, практических занятий, контрольных работ и лекций по теме 2.1.
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 5 |
практические занятия | 5 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
домашняя работа (работа с различными источниками информации) | 14 |
домашняя работа (выполнение работы по заданным условиям) | 11 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Авиационные материалы»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Введение | Роль материалов в современной технике. История развития науки. | 1 | 1 | |||
Раздел 1. Металлические материалы | ||||||
Тема 1.1. Строение, свойства, производство металлов и сплавов | Содержание учебного материала | |||||
3 | 2 | |||||
Черные и цветные металлы, сплавы. Механические, технологические свойства применяемых металлов и сплавов: прочность, твердость, упругость, ковкость, пластичность, вязкость, порог хладноломкости, усталость материалов и др. Строение, структура, свойства металлов и сплавов, связь между структурой и свойствами металлов и сплавов. Определение твердости методами Бринелля и Роквелла. Общие сведения о статических и динамических испытаниях(пробы на изгиб, скручивание, сплющивание, разрыв). | ||||||
В том числе вариатив лабораторная работа № 1 | 2 | |||||
Измерение твердости материала по Бринеллю и Роквеллу. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь определения понятий: аллотропия, электропроводность, теплопроводность, жаропрочность, температуры плавления и затвердевания, плотность материала, кислотостойкость. | ||||||
Тема 1. 2. Сплавы железа с углеродом | Содержание учебного материала | |||||
8 | 2 | |||||
Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства чугуна. Классификация чугунов в зависимости от химического состава углерода, форм графитовых включений. Классификация сталей по химическому составу, назначению, качеству. Углеродистые и легированные, конструкционные и инструментальные стали. Основные марки углеродистых и легированных сталей. | ||||||
В том числе вариатив лабораторная работа № 2 | 1 | |||||
Определение структуры, свойств сталей и чугунов макрометодами. | ||||||
В том числе вариатив практическое занятие № 1 | 2 | |||||
Расшифровка марок чугунов, сталей и соотнесение марок с областью применения. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||||
Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку сталей с особыми свойствами: износоустойчивые, с высокой магнитной проницаемостью, немагнитные, коррозионно-стойкие. По данному образцу продолжить составление мнемонической таблица маркировки железоуглеродистых сплавов. | ||||||
В том числе вариатив контрольная работа по теме «Производство металлов и сплавов» | 1 | |||||
Тема 1.3. Термическая и химико-термическая обработка стали и чугуна | Содержание учебного материала | |||||
5 | 2 | |||||
Назначение процесса термической обработки. Изменение структуры железоуглеродистых сплавов при нагревании и охлаждении. Виды термической обработки: отжиг, нормализация, закалка, отпуск. Температура нагрева, время выдержки, условия охлаждения, закалочные среды. Структура, механические и технологические свойства оттоженной, нормализованной и закаленной углеродистой стали. Структура и механические свойства углеродистой стали после отпуска. Особенности термической обработки легированной стали. Дефекты термической обработки стали; причины их возникновения и способы предупреждения. Химико-термическая обработка стали и её назначение. Краткая характеристика процессов ХТО: цементация, азотирование, цианирование и др. Особенности термической обработки чугуна. | ||||||
В том числе вариатив лабораторная работа № 3 | 2 | |||||
Определение влияние термической обработки на структуру и свойства черных сплавов. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь краткие характеристики (описание по подобию в тетради из аудиторного занятия) процессов ТО и ХТО: искусственное старение, поверхностная закалка, диффузная металлизация, гальванические покрытия. На основе заданного источника выписать определения: закаливаемость и прокаливаемость стали. | ||||||
Тема 1.4. Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала | |||||
11 | 2 | |||||
Медь и её свойства. Сплавы меди с цинком, оловом, алюминием, свинцом, бериллием, никелем. Механические и технологические свойства сплавов и их применение. Обозначение марок меди и её сплавов по ГОСТу. Алюминий и его свойства. Деформируемые и литейные алюминиевые сплавы, их механические и технологические свойства, применение. Обозначение марок алюминия и его сплавов по ГОСТу. Магний, титан и их свойства. Механические и технологические свойства сплавов и их применение. Обозначение марок магния , титана и их сплавов по ГОСТу. Антифрикционные сплавы. Основные требования, предъявляемые к антифрикционным сплавам. Подшипниковые сплавы. Оловянные и свинцовые баббиты. Твердые сплавы и область их применения . | ||||||
В том числе вариатив практическое занятие № 2 | 2 | |||||
Расшифровка марок цветных сплавов и соотнесение марок с областью применения | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||
Домашняя работа: На основе заданного источника выписать в тетрадь маркировку специальных бронз, назначение и маркировку припоев и электродов, маркировку твердых сплавов | ||||||
В том числе вариатив контрольная работа по теме «Расшифровка марок сталей» | 1 | |||||
Раздел 2. Неметаллические материалы | ||||||
Тема 2.1. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 222222222 | ||||
5 5 | 2222 22 | |||||
В том числе вариатив Пластичные массы. Структуры полимеров. Простые и композиционные пластмассы. Термореактивные и термопластичные полимеры. Слоистые пластмассы: гетинакс, текстолит, древеснослоистые, асботекстолит; их свойства и применение. Полиэтилен, поливинилхлорид, фторопласты, тефлон, полистирол, полиамид, органическое стекло. Каучуки. Основные свойства резиновых материалов и область их применения. Основные склеивающие и вспомогательные материалы; их свойства и применение. Назначение склеивающих материалов. Белковые, синтетические и универсальные клеи. Прочность склеивания. Древесина, кожа, асбест, войлок, текстильные и бумажные материалы; их основные свойства и применение. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||
Домашняя практическая работа Составить эксплуатационную характеристику (перечень материалов) по использованию склеивающих и вспомогательных материалов | ||||||
Тема 2.2. Коррозия и способы защиты | Содержание учебного материала | |||||
4 | 2 | |||||
| Классификация коррозионных процессов по механизму и характеру разрушений, времени возникновения, мест локализации, частоты возникновения. Отсроченность вредных воздействий коррозионных процессов. Виды защиты металлических материалов от коррозии. | |||||
В том числе вариатив практическая работа № 3 | 1 | |||||
Ознакомление с технологическим процессом применения ЛКМ | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||
Домашняя практическая работа: На основе заданного источника составить опорный конспект по вопросу: Защита металлических материалов и сплавов от коррозии способом гальванического и газотермического напыления. Выписать все виды лакокрасочных материалов. | ||||||
В том числе вариатив контрольная работа по теме « Способы противодействия и защиты от коррозии» | 1 | |||||
обязательная аудиторная учебная нагрузка | 50 часов | |||||
самостоятельная работа | 25 часов | |||||
ИТОГО | 75 часов |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины необходим кабинет профессиональной подготовки слесарей-сборщиков.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение», в т.ч. на электронных носителях;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- твердомер;
- печи для термического нагрева;
- лупы;
- вискозиметр, плотнометр;
- наборы топлив, масел, охлаждающих и тормозных жидкостей;
- стеклянные бесцветные цилиндры и мерные стаканы;
- пробирки химические;
- пипетки;
- штатив;
- электроплитка;
- 10% спиртовой раствор йода;
- термометры;
- секундомер;
- водяной термостат с электроподогревом и мешалкой;
- комплект оборудования для термической обработки черных сплавов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Адаскин А.М. Материаловедение.– М.: « Академия», 2010.–308 с.
2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения.– М.: « Академия», 2009.–256 с.
3. Заплатин В.Н. Пособие по материаловедению (металлообработка).– М.:
« Академия», 2009.–224 с.
Дополнительные источники:
1. Григорьев П.М., Ростовцев А.А. Технология конструкционных материалов. – М.: «Машиностроение», 1989 г.
Электронные ресурсы:
- http://www.delba-grup.ru
- http://www.paxildefects.net.
- http://www.metsplavy.ru
- http://metalloobrabotka.su
- http://www.sovet.bos.ru
- http://www.dic.academic.ru
- http://www.krugosvet.ru
- http://www.revolution.allbest.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Выбирать материалы для профессиональной деятельности. |
Практические работы №№ 1-3 Лабораторные работы №№ 1-3 Внеаудиторная самостоятельная работа по решению ситуационных заданий выбора материалов |
Определять основные свойства материалов по маркам. | Практические работы №№ 1-3 Внеаудиторная самостоятельная работа с различными источниками информации и решению ситуационных заданий выбора материалов |
Знания: | |
Основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов. | Лабораторные работы №№ 1-3 Внеаудиторная самостоятельная работа с печатными материалами Контрольные работы № 1,2,3 |
Разработчики:
СПб ГБ ПОУ Техникум
«ПРИМОРСКИЙ» _преподаватель__ ___ Степанов С.В
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ
Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...
КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Понятие “поколение” является родовым по отношению к таким понятиям, как потомки (рожденные от одного предка), ровесники (рожденные в один и тот же год), сверстники (имеющие сходный образ жизни), когор...
Изучение предмета ОБЖ как необходимое условие развития самостоятельности у обучающихся
Статья раскрывает значение изучения предмета ОБЖ в среднем образовании...
Изучение предмета ОБЖ как необходимое условие развития самостоятельности у обучающихся
Статья раскрывает значение изучения предмета ОБЖ в среднем образовании...