Самообразования
материал
Инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразования | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурыгина Марина Павловна
преподаватель
СГОБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Смоленская область, г. Рославль
Тема самообразования:
Инновационная деятельность преподавателя в современном образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения
Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Для выявления сущности данной педагогической категории обратимся к толкованию понятия «инновация». Всем известно, что «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Следовательно, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования [1, с.124].
Рассмотрим более подробно инновационную деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО.
Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО 3-его поколения – это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов. Например, целью изучения курса информатики может являться формирование информационной компетентности; целью изучения информационных технологий – формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий.
Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.
С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При этом мероприятия должны нести не только познавательный характер, позволять студентам показать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать, проявлять, развивать творческое профессиональное мышление. Большое количество таких мероприятий международного и всероссийского уровня можно найти, например, на сайте Интернет-издания «Профобразование», на портале «РосКонкурс».
Вторым направлением инновационной деятельности является внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. А порой издание учебников с обновленной информацией допущенных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для студентов среднего профессионального образования запаздывает, поэтому следует не забывать дополнять материал занятий необходимыми новыми сведениями. Например, по дисциплинам информационного блока требуется постоянно расширять круг изучаемых программ и более детально знакомить с актуальными на данный момент. Разрабатывать методические указания по проведению практических занятий с использованием более новых версий прикладных программ, проектировать задания с междисциплинарным характером, или отражающие различные стороны профессиональной деятельности. Также следует проводить бинарные уроки с дисциплинами информационного блока и интегрированные мероприятия.
Третьем направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения. Согласно ФГОС СПО 3-его поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях преподаватели используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних специальных учебных заведениях подтверждаются теми преподавателями, которые их активно используют на своих уроках [2]. Но существуют и проблемы использования информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ специальной литературы и методической деятельности преподавателей позволил выделить следующие:
· недостаточная информационная компетентность преподавателей (отсутствие навыков работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной среды);
· отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов (не разработанность программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания «под себя»);
· трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий (сложность поиска и подготовки учебного материала, «нехватка» времени);
· разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;
· недостаточная техническая база для проведения занятий.
Перспективы для широкого использования информационных технологий в образовании связаны не только с имеющимися проверками вышестоящих органов, системы материального и морального поощрения, курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, но и:
· наличием в каждом из учебников рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе дисков с компьютерной поддержкой уроков, которые позволят преподавателю использовать на уроках сертифицированные и адаптированные к процессу обучения программные средства;
· изменением должностной инструкции преподавателя, где следует указать о его профессиональной компетентности в области информационных технологий, а именно: преподаватель должен знать дидактические возможности использования ресурсов сети Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе;
· кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, заведующий информационным центром (медиатекой), системный администратор. Без работы которых, невозможно эффективно использовать образовательные возможности информационных технологий, а также автоматизировать процесс управления образовательным учреждением в целом.
Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента. С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов. Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.
Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка , создание портфолио , оценивание студентами друг друга .
Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.
По нашему мнению, объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.
В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его подготовки к будущей профессиональной деятельности. При этом портфолио не влияет на итоговую оценку, но в случае возникновения спорных ситуаций может быть использовано при её выставлении.
Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.
Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций. Согласно ФГОС 3-го поколения, преподаватели специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим все преподаватели специальных дисциплин обязаны проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели всё чаще принимают участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещают свои материалы в сети Интернет.
По рассмотренным шести направлениям инновационной деятельности преподавателями достигнуты различные результаты. Где-то они выше, где-то ниже. Но непрерывная работа и творческое проявление педагогов обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников средне специальных учебных заведений.
Библиографический список
- Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
- Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-4.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.
- Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
- Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист. – 2010.- № 1. – С. 47 – 48.
- Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января.http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Разработка индивидуального плана самообразования...
Самообразование - путь к успеху.
Соданная мною презентация является мотивирующим пособием для учителей внедряющих новые стандарты ФГОС. В ней описаны компетенции ,которыми должен владеть учитель нового времени....
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
В плане профессионального самообразования подробно расписаны цели и задачи, которые я поставила перед собой, моя методическая цель, ожидаемый результат, а также подродный план на 3 года по самообразов...
Самообразование как один из аспектов личностно-профессионального роста учителя
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невоз...
Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов
Доклад для педконференции или педсовета......
Самообразование
«Подвижные игры как средство развития физических качеств школьника.»...
Методическая разработка на тему: Самообразование-самовоспитание мастера производственного обучения.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал....