Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалистов в техникуме строительства
статья
Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалистов в техникуме строительства
Галина Геннадьевна Кушнарева
Светлана Александровна Пузакина
Сегодня качество образования выпускника техникума как цель обучения не может определяться лишь знаниями, умениями и навыками. Знания – потенциал, который надо уметь реализовывать в практической деятельности. Для выпускников педагогическая деятельность – один из сложных видов труда; для преподавателей – вечный вопрос: как измерить ее результаты, установить связь между процессом и результатом.
В техникуме накоплен достаточно богатый опыт учебно- методической работы преподавателей. Принципиальной способностью является открытость инновационной деятельности, многообразие и гибкость применяемых технологий обучения и контроля. И тем не менее, анализ современных методов оценки качества образования будущих специалистов не отражает в полной мере характер и уровень образования в целом, культуру, профессионализм, способность принимать самостоятельное решение.
Выпускник, отлично и хорошо успевающие в техникуме, порою не могут использовать знания в практической деятельности. И не потому, что их знания не соответствуют задачам практической деятельности, а потому, что студенты не всегда способны и умеют использовать знания в определенном сочетании. Вместе с тем мы знаем, что в профессиональной деятельности педагога, как правило, типовых задач не существует. Есть проблемы, которые необходимо увидеть, изучить и разрешить. Это уже другой уровень образования, тип мышления, ориентированный на поиск проблем и исследования их содержания.
Качество образования – это и фактор времени, продолжительность формирования профессионального сознания (объем, структура знаний в профессиональной деятельности живут и меняются во времени).
Научно - педагогическая информация в наши дни становится главным звеном, связывающим науку и практику, научно- исследовательскую и учебно- воспитательную деятельность. Поэтому обновление содержания образования по преподаваемым дисциплинам в техникуме происходит каждые три года и подчиняется трем законам: 1-й закон информационного взрыва и его быстрого старения; 2- закон генерализации; 3- закон комулирования. Поясняя 2-й закон, отмечу, что мы учим студентов выделять главное, перспективное. На разных этапах педагогического образования знания будущего специалиста усваиваются на уровне практического, творческого использования.
С этой целью по каждому блоку дисциплин учебного плана выделены знания по видам формам их использования в профессиональной деятельности. Каждым преподавателем в рабочих программах по предмету выделены знания по 3 уровням: знания на уровне здравого смысла как общеобразовательные; знания как фундамент общей культуры будущего специалиста; знания как основа творческой деятельности.
Исходя из разно уровневого подхода к знаниям студентов, в техникуме существует альтернативный вариант организации учебного процесса – таблица 1.
Таблица 1
Обучаемый из слушателя превращается в собеседника, отходит от пассивного созерцания готовых истин к совместному думанию. В процессе коллективной мыследеятельности обучаемые берут на себя часть преподавательских функций: сами решают, что и зачем им надо изучать, составляя индивидуальные планы и выбирая по своему усмотрению спецкурсы. Обучаемые, обогащая свой творческий потенциал, интеллектуальные и духовные потребности, приходят к выводу о самообразовании и самоконтроле. | Преподаватель становиться педагогическим технологом, организатором инновационной деятельности обучаемых. Преподаватель в роли консультанта: указывает основные направления обучения студентов и их деятельности; стимулирует творчество обучаемых, развивает самостоятельность, креативность мышления. Преподаватель переходит от информационно- репродуктивного изложения готовых знаний к поисково – исследовательскому, методологическому уровню преподавания и диалоговому общению. Разрабатывает методические рекомендации для студентов по самообразованию и самоуправлению. |
Говоря о законе комулирования, поясню, что это умение структурировать информацию вокруг основного категориального аппарата. Понятия составляют основу речи, сознания и мышления будущего педагога.
Важнейшим профессиональным качеством преподавателя - педагогическое мышление, под которым понимается способность глубоко, всесторонне отражать педагогические явления, оперировать педагогическими категориями, творчески подходить к решению учебно - воспитательных задач. В этом направлении одним из путей формирования творческого мышления, творческих способностей будущих учителей является их участие в научно - исследовательской работе, которая вооружает методологией и методикой научного поиска, формирует творческий подход к решению практических задач.
Участие в научно - исследовательской работе способствует развитию научной интуиции, педагогического мышления; формирует социально - психологическую готовность студентов к исследовательской деятельности в будущем.
Изучив мотивы участия студентов в научно- исследовательской работе и их влияние на формирование исследовательских умений, можно сделать вывод, что большинство студентов связывают свое участие в научно- исследовательской работе с будущей профессиональной деятельностью. Это отражает стремление стать квалифицированным специалистом (профессионально- ценностные мотивы). Студенты техникума считают, что важным звеном в деятельности педагога является активное изучение личности ребенка. Поэтому участие в научно- исследовательской работе дает возможность получить ответ на вопрос о способах получения нужной информации, о методологических обоснованиях объективности тех или иных диагностических методов.
Анализ работы студентов идет по таким направлениям, как участие студентов в исследовательской работе в период педагогической практики; непосредственно через учебный процесс (ежегодно в техникуме проводятся смотр готовности специалиста, уроки творчества, конкурсы, конференции республиканского и межрегионального уровня, предметные недели, где студенты представляют свои работы по исследуемым проблемам); организация научно-исследовательской работы студентов через научные студенческие сообщества).
Анализ результатов по формированию исследовательских умений у студентов экспериментальной и контрольной групп (в первой группе он составил 4,8; во второй – 3,2 по пятибальной шкале) подтвердил, что студенты имеют разный уровень сформированности исследовательских умений. «5» баллов соответствовало научно- продуктивному уровню (сформулирована система научных знаний, исследовательских умений по изучаемой проблеме); «4» - творческо- продуктивному (достаточно сформирована система предметных знаний, исследовательских умений); «3» - творческо- репродуктивному (в практической деятельности студенты не проявляют новизны); «2» - репродуктивному (студенты работают с учащими в период практики по готовым методикам); «1» - интуитивному (студенты не умеют прогнозировать результаты своей деятельности).
Результаты анализа проводимой работы с2021г. по 2022г. Позволяют сделать вывод, что к выпускному курсу у студентов развитие исследовательских умений достигает научно- продуктивного и творческо- продуктивного уровня: студенты к преддипломной педагогической практике подходят творчески; учебно- воспитательный процесс планируют на основе глубокого анализа психолого- педагогических особенностей каждого ученика класса.
Педагогическая практика – один из важнейших этапов профессиональной деятельности. По каждому виду практики детально анализируются следующие компоненты педагогической деятельности студента:
1. Педагогический анализ условный деятельности (формирование умения научно обосновывать свои действия; стремление проникнуть в причинно- следственные связи внутри педагогического процесса).
2. Планирование (исходя из анализа конкретной ситуации, уровня обученности учащихся, студент намечает общую цель и конкретные задачи педагогического взаимодействия; проектирует способы и варианты педагогического взаимодействия).
3. Реализация (осуществление намеченных целей педагогического взаимодействия с детьми; умение управлять деятельностью детей и собственной).
4. Педагогический самоанализ (в основе лежит сопоставление запланированных и реально осуществимых действий).
Деятельность студентов в профессионально - деятельностном аспекте эффективна, если kср 4>,7 по пятибальной шкале.
Результаты преддипломной практики (2021 – 22 уч. год) студентов по специальности: «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений» позволяют сделать вывод, в какой степени у будущих специалистов сформированы компоненты педагогической деятельности (см. таблицу 2).
Таблица 2
№№ Пп/п | группа | Анализ условий педагогического взаимодействия (диагностика) | Планирование (конструктивно- проектировочная деятельность) | Реализация педаго- гического взаимо- действия | Педагогический самоанализ | Итоговый показатель |
1 | 410 В | 4,8 | 4,9 | 4,6 | 4,8 | 4,7 |
2 | 410 Б | 4,5 | 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,5 |
3 | 408 В | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 4,7 |
ср |
| 4,6 | 4,7 | 4,6 | 4,7 | 4,6 |
Обобщая опыт работы преподавателей техникума по контролю и отслеживанию качества подготовки специалистов на разных этапах педагогического образования, надо отметить, насколько удовлетворены студенты образовательным процессом.
Социологический опрос, проведенный среди студентов и учащихся лицея, показал, что среди всех предложенных качеств преподавания и качеств личности преподавателя студенты выделяют следующие: излагает материал ясно и доступно 98,7%; разъясняет сложные места, выделяет главные моменты 97.9%; следит за реакцией аудитории 97%; демонстрирует высокую эрудицию 98,1%; ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности 97%; умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 97%.
На вопрос, в какой степени в обращении с вами (группой) проявились нижеперечисленные качества личности работающих с Вами (группой) преподавателей, студенты отметили творческий подход и интерес к своему делу, требовательность объективность в оценки качества знаний студентов, терпение.
Диагностично поставленные цели обучения на всех этапах педагогического образования, методика объективного контроля по их достижению и удовлетворенность студентов образовательным процессом создают систему управления качеством образования специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалистов в техникуме строительства
Галина Геннадьевна Кушнарева
Светлана Александровна Пузакина
Сегодня качество образования выпускника техникума как цель обучения не может определяться лишь знаниями, умениями и навыками. Знания – потенциал, который надо уметь реализовывать в практической деятельности. Для выпускников педагогическая деятельность – один из сложных видов труда; для преподавателей – вечный вопрос: как измерить ее результаты, установить связь между процессом и результатом.
В техникуме накоплен достаточно богатый опыт учебно- методической работы преподавателей. Принципиальной способностью является открытость инновационной деятельности, многообразие и гибкость применяемых технологий обучения и контроля. И тем не менее, анализ современных методов оценки качества образования будущих специалистов не отражает в полной мере характер и уровень образования в целом, культуру, профессионализм, способность принимать самостоятельное решение.
Выпускник, отлично и хорошо успевающие в техникуме, порою не могут использовать знания в практической деятельности. И не потому, что их знания не соответствуют задачам практической деятельности, а потому, что студенты не всегда способны и умеют использовать знания в определенном сочетании. Вместе с тем мы знаем, что в профессиональной деятельности педагога, как правило, типовых задач не существует. Есть проблемы, которые необходимо увидеть, изучить и разрешить. Это уже другой уровень образования, тип мышления, ориентированный на поиск проблем и исследования их содержания.
Качество образования – это и фактор времени, продолжительность формирования профессионального сознания (объем, структура знаний в профессиональной деятельности живут и меняются во времени).
Научно - педагогическая информация в наши дни становится главным звеном, связывающим науку и практику, научно- исследовательскую и учебно- воспитательную деятельность. Поэтому обновление содержания образования по преподаваемым дисциплинам в техникуме происходит каждые три года и подчиняется трем законам: 1-й закон информационного взрыва и его быстрого старения; 2- закон генерализации; 3- закон комулирования. Поясняя 2-й закон, отмечу, что мы учим студентов выделять главное, перспективное. На разных этапах педагогического образования знания будущего специалиста усваиваются на уровне практического, творческого использования.
С этой целью по каждому блоку дисциплин учебного плана выделены знания по видам формам их использования в профессиональной деятельности. Каждым преподавателем в рабочих программах по предмету выделены знания по 3 уровням: знания на уровне здравого смысла как общеобразовательные; знания как фундамент общей культуры будущего специалиста; знания как основа творческой деятельности.
Исходя из разно уровневого подхода к знаниям студентов, в техникуме существует альтернативный вариант организации учебного процесса – таблица 1.
Таблица 1
Обучаемый из слушателя превращается в собеседника, отходит от пассивного созерцания готовых истин к совместному думанию. В процессе коллективной мыследеятельности обучаемые берут на себя часть преподавательских функций: сами решают, что и зачем им надо изучать, составляя индивидуальные планы и выбирая по своему усмотрению спецкурсы. Обучаемые, обогащая свой творческий потенциал, интеллектуальные и духовные потребности, приходят к выводу о самообразовании и самоконтроле. | Преподаватель становиться педагогическим технологом, организатором инновационной деятельности обучаемых. Преподаватель в роли консультанта: указывает основные направления обучения студентов и их деятельности; стимулирует творчество обучаемых, развивает самостоятельность, креативность мышления. Преподаватель переходит от информационно- репродуктивного изложения готовых знаний к поисково – исследовательскому, методологическому уровню преподавания и диалоговому общению. Разрабатывает методические рекомендации для студентов по самообразованию и самоуправлению. |
Говоря о законе комулирования, поясню, что это умение структурировать информацию вокруг основного категориального аппарата. Понятия составляют основу речи, сознания и мышления будущего педагога.
Важнейшим профессиональным качеством преподавателя - педагогическое мышление, под которым понимается способность глубоко, всесторонне отражать педагогические явления, оперировать педагогическими категориями, творчески подходить к решению учебно - воспитательных задач. В этом направлении одним из путей формирования творческого мышления, творческих способностей будущих учителей является их участие в научно - исследовательской работе, которая вооружает методологией и методикой научного поиска, формирует творческий подход к решению практических задач.
Участие в научно - исследовательской работе способствует развитию научной интуиции, педагогического мышления; формирует социально - психологическую готовность студентов к исследовательской деятельности в будущем.
Изучив мотивы участия студентов в научно- исследовательской работе и их влияние на формирование исследовательских умений, можно сделать вывод, что большинство студентов связывают свое участие в научно- исследовательской работе с будущей профессиональной деятельностью. Это отражает стремление стать квалифицированным специалистом (профессионально- ценностные мотивы). Студенты техникума считают, что важным звеном в деятельности педагога является активное изучение личности ребенка. Поэтому участие в научно- исследовательской работе дает возможность получить ответ на вопрос о способах получения нужной информации, о методологических обоснованиях объективности тех или иных диагностических методов.
Анализ работы студентов идет по таким направлениям, как участие студентов в исследовательской работе в период педагогической практики; непосредственно через учебный процесс (ежегодно в техникуме проводятся смотр готовности специалиста, уроки творчества, конкурсы, конференции республиканского и межрегионального уровня, предметные недели, где студенты представляют свои работы по исследуемым проблемам); организация научно-исследовательской работы студентов через научные студенческие сообщества).
Анализ результатов по формированию исследовательских умений у студентов экспериментальной и контрольной групп (в первой группе он составил 4,8; во второй – 3,2 по пятибальной шкале) подтвердил, что студенты имеют разный уровень сформированности исследовательских умений. «5» баллов соответствовало научно- продуктивному уровню (сформулирована система научных знаний, исследовательских умений по изучаемой проблеме); «4» - творческо- продуктивному (достаточно сформирована система предметных знаний, исследовательских умений); «3» - творческо- репродуктивному (в практической деятельности студенты не проявляют новизны); «2» - репродуктивному (студенты работают с учащими в период практики по готовым методикам); «1» - интуитивному (студенты не умеют прогнозировать результаты своей деятельности).
Результаты анализа проводимой работы с2021г. по 2022г. Позволяют сделать вывод, что к выпускному курсу у студентов развитие исследовательских умений достигает научно- продуктивного и творческо- продуктивного уровня: студенты к преддипломной педагогической практике подходят творчески; учебно- воспитательный процесс планируют на основе глубокого анализа психолого- педагогических особенностей каждого ученика класса.
Педагогическая практика – один из важнейших этапов профессиональной деятельности. По каждому виду практики детально анализируются следующие компоненты педагогической деятельности студента:
1. Педагогический анализ условный деятельности (формирование умения научно обосновывать свои действия; стремление проникнуть в причинно- следственные связи внутри педагогического процесса).
2. Планирование (исходя из анализа конкретной ситуации, уровня обученности учащихся, студент намечает общую цель и конкретные задачи педагогического взаимодействия; проектирует способы и варианты педагогического взаимодействия).
3. Реализация (осуществление намеченных целей педагогического взаимодействия с детьми; умение управлять деятельностью детей и собственной).
4. Педагогический самоанализ (в основе лежит сопоставление запланированных и реально осуществимых действий).
Деятельность студентов в профессионально - деятельностном аспекте эффективна, если kср 4>,7 по пятибальной шкале.
Результаты преддипломной практики (2021 – 22 уч. год) студентов по специальности: «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений» позволяют сделать вывод, в какой степени у будущих специалистов сформированы компоненты педагогической деятельности (см. таблицу 2).
Таблица 2
№№ Пп/п | группа | Анализ условий педагогического взаимодействия (диагностика) | Планирование (конструктивно- проектировочная деятельность) | Реализация педаго- гического взаимо- действия | Педагогический самоанализ | Итоговый показатель |
1 | 410 В | 4,8 | 4,9 | 4,6 | 4,8 | 4,7 |
2 | 410 Б | 4,5 | 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,5 |
3 | 408 В | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 4,7 |
ср | 4,6 | 4,7 | 4,6 | 4,7 | 4,6 |
Обобщая опыт работы преподавателей техникума по контролю и отслеживанию качества подготовки специалистов на разных этапах педагогического образования, надо отметить, насколько удовлетворены студенты образовательным процессом.
Социологический опрос, проведенный среди студентов и учащихся лицея, показал, что среди всех предложенных качеств преподавания и качеств личности преподавателя студенты выделяют следующие: излагает материал ясно и доступно 98,7%; разъясняет сложные места, выделяет главные моменты 97.9%; следит за реакцией аудитории 97%; демонстрирует высокую эрудицию 98,1%; ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности 97%; умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету 97%.
На вопрос, в какой степени в обращении с вами (группой) проявились нижеперечисленные качества личности работающих с Вами (группой) преподавателей, студенты отметили творческий подход и интерес к своему делу, требовательность объективность в оценки качества знаний студентов, терпение.
Диагностично поставленные цели обучения на всех этапах педагогического образования, методика объективного контроля по их достижению и удовлетворенность студентов образовательным процессом создают систему управления качеством образования специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление качеством подготовки специалистов к профессиональной деятельности.
В статья изложена информация о качестве подготовки специалистов к будущей профессии....
Взаимодействие работодателей и СПО в процессе оценки качества подготовки выпускника педагогического колледжа.
В настоящее время на рынке труда преобладает спрос на квалифицированные кадры, однако работодатель может приобрести «кота в мешке» вместо ценного и перспективного работника. Как известно ошибка с кадр...
Взаимодействие работодателей и СПО в процессе оценки качества подготовки выпускника педагогического колледжа.
В настоящее время на рынке труда преобладает спрос на квалифицированные кадры, однако работодатель может приобрести «кота в мешке» вместо ценного и перспективного работника. Как известно ошибка с кадр...
Педагогические измерительные материалы для проведения контрольного среза для оценки качества подготовки обучающихся во время аккредитационной экспертизы по профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обработке информации»
Педагогические измерительные материалы для проведения контрольного среза для оценки качества подготовки обучающихся во время аккредитационной экспертизы по профессии 230103.02 «Мастер по цифровой обра...
Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО
В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX при выполнении курсовых и дипломных ...
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выдержки из ФГОС8.3Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Одной из ключевых задач профессиональной подготовки специалистов в области строительства в настоящее время является адаптация к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.Умение ...