Управление качеством подготовки специалистов к профессиональной деятельности.
статья по теме

Маркова Нина Николаевна

В статья изложена информация о качестве подготовки специалистов к будущей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маркова Н.Н., к.э.н.,

председатель цикловой комиссии экономических и учетных дисциплин ГБОУ СПО «Калужский торгово-экономический колледж»

Управление качеством подготовки специалистов к профессиональной деятельности

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи первой ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.

        Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Социальные и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, привели к жёсткой конкуренции на рынке труда, которая предъявляет к молодым специалистам всё более высокие требования. В данных условиях возрастает ответственность учреждений профессионального образования за качество подготовки выпускников. В системе образовательного учреждения рассмотрение качества работы определяется в отношении деятельности всего коллектива, качества деятельности каждого преподавателя, которое прогнозирует качество дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

        Качество образовательных услуг можно рассматривать как меру их соответствия государственному образовательному стандарту, социальным ожиданиям потребителя, потенциальным возможностям педагогического коллектива, творческим профессиональным замыслам. Качество педагогической деятельности определяется возможностью измерения, оценивания и управления педагогическими действиями, исполняемыми педагогом в соответствии с правилами, критериями, установленными в образовательной среде колледжа. При этом управление качеством педагогической деятельности предполагает её целенаправленное построение и осознанное преобразование. Основными средствами управления качеством педагогической деятельности являются: её нормирование, проектирование, поддержка, стимулирование, мониторинг и коррекция.

        Педагогический мониторинг качества начинается с определения начального уровня обученности вновь поступивших в колледж студентов. С этой целью ежегодно проводится входящий контроль  знаний студентов нового набора, который предусматривает проведение анализа качества обученности по учебным дисциплинам общеобразовательной подготовки. Последующее обучение студентов в колледже предусматривает систематическую оценку их знаний и отслеживание результативности освоения учебных программ по дисциплинам.

        Анализ текущей успеваемости студентов проводится на основе показателей оценочной деятельности преподавателей. Следующим этапом, обеспечивающим педагогический мониторинг качества обучения студентов колледжа, является промежуточная аттестация. Анализ результатов промежуточной аттестации студентов позволяет определить успешность освоения учебного материала за прошедший семестр.
        Завершающим этапом педагогического мониторинга качества обучения студентов является итоговый контроль качества подготовки специалиста, проводимый в государственной (итоговой) аттестации. Итоговый контроль даёт возможность проанализировать результаты обучения по каждой специальности на предмет их соответствия требованиям ГОС СПО.

        Организация контроля качества образования колледжа строится на принципах, отражающих современные тенденции развития педагогической науки и соответствующих принципам личностно-ориентированной парадигмы образования:

  • системность;
  • преемственность и непрерывность;
  • вариативность (возможность выбора форм, способов, технологий);
  • креативность (создание условий для реализации творческого потенциала педагога);

Считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15% обусловливается знаниями своей профессии, а на 85% - умением общаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т. е. личными качествами и способностями. Реальная практика и жизнь также демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявили активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т. д.

        Учебная деятельность - лишь одна из них. Можно констатировать, что оценка качества подготовки студентов по их знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, не вполне адекватно характеризуют действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности, эффективному выполнению других социальных ролей. Предметные знания и умения - небольшая часть личностных свойств, влияющих на продуктивность работы, общения, поведения специалиста.

        Важным аспектом педагогической деятельности является профессиональная адаптация выпускников колледжа. В этом отношении выпускники колледжа получают преимущества. Потому, что в учебных планах при проведения занятий уделяется значительное время практическому обучению. В тоже время на протяжении всего периода обучения студенты колледжа проходят разные по объёму времени и целям виды практик на предприятиях. Что само собой приводит к ранней профессиональной адаптации выпускников колледжа. Благодаря работе администрации колледжа и преподавательского состава сложились тесные связи с ведущими предприятиями города и области, что позволяет быстро сориентировать выпускников в профессиональной деятельности, повысить уровень востребованности выпускников и подготавливать конкурентных специалистов. Это является необходимым условием в современной конкурентной образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Применение программы AutoCAD и 3DS Max в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов для освоения профессиональных компетенций, реализации и оценки качества подготовки специалиста техника-строителя в СПО

В данной статье содержится обоснование структуры, разработки и реализации содержания занятий  спецдисциплин с использованием программы AutoCAD и 3DS MAX  при выполнении курсовых и дипломных ...

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

Статья "Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов"

В статье обосновано значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки, представлена характеристика исследовательских работ разных типов....

Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования

Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования...

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию услуг в области кинологии.

Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущего кинолога в процессе проведения учебных занятий по МДК.05.01 Управление деятельностью по оказанию усл...