ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА
статья

Остролуцкая Ольга Александровна

Статья о возможностях мультипликации при использовании мультимедиапрезентаций при  изучении специальных дисциплин строительного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ЦИКЛА


Д.А. Татаринцева, М.Н. Тушканов, О.А. Остролуцкая
ГБПОУ ВО «Воронежский государственный профессионально-
педагогический колледж»

В нашем колледже на отделении СЭЗС ведётся обучение по образовательной программе ППССЗ по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) специальность профиля подготовки "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" и по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Обе специальности предполагают углубленное изучение профессиональных модулей и междисциплинарных курсов профессионального цикла специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Основное внимание, начиная с 1 курса, сосредоточено на методах проектирования зданий и сооружений и технологии строительного производства. По нашему мнению, темы, которые изучаются в рамках МДК, должны быть понятны и интересны для восприятия и для первокурсников, и для тех, кто уже заканчивает обучение.

Во множестве педагогических исследованиях неоднократно отмечалось, что усвоению теоретического учебного материала, повышению интереса и концентрации внимания способствует задействованию одновременно нескольких способов восприятия, например, зрительный и слуховой.

По результатам исследований Сластёнина В.А., Немова Р.С., Г.А.
Волковой, С.Д. Забрамной, известно что, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25% , а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.Следовательно, наиболее доступной и эффективной формой подачи учебного материала на аудиторных занятиях являются презентации, в которых используются не только схемы и рисунки, но и видеофрагменты.

Цель нашей деятельности: использование фрагментов мультфильмов при изучении междисциплинарных курсов (МДК) в образовательном процессе обучающихся отделения СЭЗС, предусматривающая:- осуществление отбора фрагментов мультипликационных фильмов в соответствии с поставленной целью урока;- выявление связи между содержанием мультфильмов и основными этапами
урока;- включения видеофрагментов в образовательный процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами.

Фрагменты известных и популярных мультфильмов – именно это мы предлагаем использовать в подготовке презентаций для проведения аудиторных занятий дисциплин профессионального цикла специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

 Мультипликационные фильмы неслучайно любимы людьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим, воспитательным возможностям игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать мышление и воображение обучающихся, формировать их мировоззрение. Использование мультфильмов способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов.

В ходе исследования был проведён опрос обучающихся отделения СЭЗС, было задано всего 2 вопроса:

  1. Какой мультфильм про стройку Вы знаете?
  2. 2.Какой вид строительных работ показан в названном Вами
    мультфильме?

Были опрошены 112 обучающихся 1-5 курсов. Большинство респондентов назвали мультфильмы «Ну погоди» (10 выпуск), «Песенка мышонка», «Теремок», серия «Осторожно, ремонт» из цикла «Маша и Медведь».

В ходе работы над данной темой были изучены тематические планы и выполнена нарезка из тех фрагментов мультфильмов, которые подходят к той или иной теме. Затем фрагменты мультфильмов были вставлены в презентации, уже созданные в программе Power Point.

Приведём примеры презентаций, в которые было решено вставить анимационные сюжеты.

Одна из первых тем, при изучении МДК.01.01 Архитектура зданий «Основы архитектурно-строительного проектирования». В качестве видеоиллюстрации был выбран фрагмент мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», в котором рассказывается о том, что перед началом возведения любого строительного объекта необходимо выполнить чертежи и расчёты.

При изучении темы «Конструктивные решения стен» в презентацию был вставлен фрагмент мультфильма «Песенка мышонка», где показаны правила перевязки и технология кирпичной кладки стен.

Для изучения темы «Свайные и столбчатые фундаменты» был взят фрагмент из 10 выпуска «Ну погоди», в котором в юмористической форме показан метод забивания свай.

Фрагмент, заимствованный нами из мультфильма «Теремок» идеально подходит для того, чтобы проиллюстрировать технологию возведения бревенчатых домов в теме «Деревянные здания».

10 выпуск «Ну погоди» это находка для изучения строительных дисциплин и модулей. Именно из этого мультфильма были взяты фрагмент к теме «Крупнопанельные здания» в котором показана последовательность монтажа крупнопанельных зданий.

Тот же десятый выпуск «Ну погоди» даёт представление о реновации, которая изучается в рамках МДК.04.02 Реконструкция зданий в теме «Введение в реконструкцию. Основные термины». К этой же теме относится и фрагмент серии «Осторожно, ремонт!» («Маша и медведь»), который удачно иллюстрирует термин «ремонт».

При изучении МДК.03.02 «Охрана труда и техника безопасности» перед началом изучения темы «Безопасная организация труда на строительной площадке» можно посмотреть фрагмент мультфильма «Розовая пантера» и попросить обучающихся назвать как можно больше нарушений техники безопасности, допущенных персонажами.

К теме «Инженерное оборудование и подземные сети» по МДК 04.03«Инженерные сети и оборудование территории зданий и сооружений» подойдёт фрагмент «Ну погоди», в котором в юмористической форме показан монтаж наружных сетей.

Потенциал мультипликации позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования -создавать условия для усвоения основных тем по специальным дисциплинам строительного цикла. Анимация стимулирует активизацию обучающихся, помогает обучающимся получить разрядку и в то же время получить знания, которые пригодятся в профессиональной деятельности.

Специалисты с помощью исследований подтвердили, что анимация способствует повышению эффективности учебного процесса на 89%. Именно презентации позволяют значительно повысить информативность и эффективность учебного занятия при объяснении нового материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала, дают возможность повысить степень наглядности, а также с помощью слайдов легко на заключительном этапе занятия проверить степень усвоения темы урока.

Главное – не зацикливаться  именно на самой обучающей анимации, гармонично распределять количество визуальных эффектов и текстового материала и создавать все условия для качественного восприятия информации обучающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин

О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла....

ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...

Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин

Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...

Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин

В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...

Мотивация обучающихся колледжа к изучению специальных дисциплин.

Мотивация  является  главной  движущей  силой  в  поведении  и  деятельности  человека,  в  том  числе,  и  в  процессе...