ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Профессионального обучения по профессии «14621 Монтажник санитарно – технических систем и оборудования» с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Сантехника и отопление»
план-конспект занятия
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Профессионального обучения
по профессии «14621 Монтажник санитарно – технических
систем и оборудования»
с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции
«Сантехника и отопление»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Профессионального обучения
по профессии «14621 Монтажник санитарно – технических
систем и оборудования»
с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции
«Сантехника и отопление»
2021
«ОДОБРЕНО» Предметной (цикловой) методической комиссией « Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» и « Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» протокол № ___ от ______2021 Председатель_________ /Г.Н. Смольянинова./ | « УТВЕРЖДЕНО» Научно - методическим советом протокол № ___ от ____________2021 Председатель _________/ Л.В. Финашина/ |
Составитель: Симонова Е.В., преподаватель ГБПОУ КО «ККСТ», им.И.К.Ципулина
Тема: Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции «Сантехника и отопление». Разделы спецификации.
План изучения темы:
1.Введение.
2. Цель и миссия.
3.Движение WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия.
4. Стандарты WorldSkills.
5. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции.
6. Разделы спецификации.
Краткое изложение теоретических вопросов.
WORLDSKILLS – ЭТО МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛУЧШИХ ПРАКТИК И СТАНДАРТОВ ВО ВСЕМ МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТОВ КАК В КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ, ТАК И ВО ВСЕМ МИРЕ В ЦЕЛОМ.
МИССИЯ
Развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.
ЦЕЛЬ
Повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
WORLDSKILLS В РОССИИ
Автономная некоммерческая организация “Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)” – официальный оператор международного некоммерческого движения WorldSkills International, миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров. Наш девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!» («Improving the world with the power of skills!»).
Раз в два года одна из 84 стран-участниц движения проводит мировой чемпионат профессионального мастерства. В 2019-м он прошел в России (WorldSkillsKazan 2019).
WorldSkills Russia проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства по пяти направлениям:
Конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет. Раз в год победители региональных первенств соревнуются на Национальном финале «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Из победителей формируется расширенный состав национальной сборной для участия в мировом чемпионате WorldSkills Competition. С 2017 года появилась отдельная возрастная линейка – юниоры WorldSkills (16 и младше лет).
Корпоративные чемпионаты, которые проводятся на производственных площадках крупнейших российских компаний. В них принимают участие молодые рабочие в возрасте от 16 до 28 лет. Победители представляют свою корпорацию на ежегодном финале WorldSkills Hi-Tech.
Чемпионат в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора – DigitalSkills. Участники – студенты профильных вузов и колледжей, а также специалисты крупнейших компаний, включая «Лабораторию Касперского», «Кибер Россию», «Ростелеком» и «Фирму «1C». Возрастное ограничение – до 28 лет.
AgroSkills – отраслевой чемпионат профессионального мастерства среди сотрудников компаний из сектора сельского хозяйства (возраст 18-28 лет). Соорганизатор – Министерство сельского хозяйства РФ. Проводится по трем компетенциям: «агрономия», «ветеринария», «эксплуатация сельскохозяйственных машин».
Межвузовский чемпионат по стандартам WorldSkills – конкурс профессионального мастерства между студентами высших учебных заведений. Победители вузовских чемпионатов встречаются в национальном финале.
Помимо организации чемпионатов, Автономная некоммерческая организация “Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)” занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования. В 2017 году около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia. По сути, прошли через единственную в России независимую оценку практических навыков. По итогам испытания, студенты получили Skills-паспорта, а работодатели - чётко структурированную информацию о профессиональном уровне молодых специалистов.
Стандарты Worldskills Основные принципы организации соревнований:
1.Публичность;
2.Чёткое выполнение правил;
3.Знание критериев оценивания:
4.Доступ к регламентным документам (план площадки для соревнования, правила безопасности и пр.).
Какие типы компетенций существуют в Worldskills Перечень компетенций Ворлдскиллс состоит из 6 блоков:
1.Информационные и коммуникационные технологии.
2.Производство и инженерия.
3.Строительство.
4.Транспорт.
5.Сфера услуг.
6.Творчетсво и дизайн.
Основные регламентирующие документы чемпионата по стандарту WorldSkills по компетенции.«Сантехника и отопление»
Кодекс этики — регламентирующий документ, устанавливающий
этические нормы поведения лиц, вовлеченных в чемпионаты
по стандартам WSR.
Данный документ является единым для всех чемпионатов WorldSkills.
Регламент чемпионата — регламентирующий документ,
устанавливающий основные организационные требования
к проведению конкретного чемпионата по стандартам
WorldSkills, содержащий правила, общие для всех компетенций.
Техническое описание компетенции — документ, определяющий
рамки знаний и навыков, которыми должен обладать конкурсант
конкретной компетенции. Основано на актуальных и доступных
широкому кругу профессионалов передовых технологиях на момент
его разработки и актуализации.
Актуализируется один раз в год на Национальном чемпионате.
В актуализации принимают участие сертифицированные эксперты.
Конкурсное задание — документ (или набор документов), который
подробно описывает задачи, стоящие перед конкурсантами
на площадке в рамках чемпионата.
Конкурсное задание состоит из модулей, количество которых может
быть от 3 до 9. Каждый модуль имеет свой вес в баллах
Вспомогательные документы чемпионата
по стандарту WorldSkills по компетенции
«Сантехника и отопление»
План застройки площадки — документ, в котором графически и схематично с использованием условных обозначений изображается вся необходимая инфраструктура площадки: от стульев
и столов, до расположения станков и другого оборудования, все необходимые подключения
(электричество, вода, сжатый воздух, вентиляция, освещение, мусорные корзины и т.п.).
Инфраструктурный лист — документ, содержащий список всего необходимого оборудования,
инструмента, расходных материалов, офисного оснащения и принадлежностей, необходимых
для работы площадки. Все позиции, указанные в инфраструктурном листе, предоставляются
организаторами чемпионата.
Вспомогательные документы чемпионата
по стандарту WorldSkills по компетенции
«Сантехника и отопление»
Тулбокс — список инструмента и расходных материалов,
который должен (или имеет право) привести с собой участника.
Список «тулбокса» указывается в техническом описании.
Спецификация стандарта WorldSkills(WSSS) компетенции «Сантехника и отопление». Основные разделы WSSS.
1.Задания по стандартам WorldSkills, устанавливающие базовый уровень владения
профессией и результаты выполнения которых дают возможность определить
настоящую работу профессионала.
2.Возможность определить развитие национальных и региональных стандартов
для членов движения WorldSkills.
3.Возможность профессионалам быть востребованными в современном мире в условиях
глобализации экономики и рынка труда.
Значимость WSSS в процентном соотношении от выполнения общего полного задания.
РАЗДЕЛ №: ВАЖНОСТЬ(%):
1.Организация и управление работой (10)
2.Компетенции общения и межличностных отношений (10)
3.Планировать и адаптировать системы данной установки (10)
4.Устанавливать кронштейны и изготавливать сборочные узлы (40)
5.Подключать, проводить испытания и вводить в эксплуатацию узлы и приборы (15)
6.Принимать и применять решения по обслуживанию, ремонту и замене (15)
ВСЕГО 100%
Тема: Актуальные требования рынка труда, современные технологии в профессиональной сфере.
Особенности рынка труда в России: что изменилось в 2020 году
В 2020 году все компании находились в режиме краткосрочного планирования. Но уже сейчас HRD стараются спрогнозировать развитие рынка труда, чтобы спланировать опережающие действия. Выделим основные тенденции на рынке труда в 2020 году.
Сокращения персонала .Идут постоянные сокращения офисных работников во всех индустриях из-за снижения прибыльности компаний. Плюс, рабочие места исчезают из-за автоматизации. Многие организации приходят к тому, что нерентабельно тратиться на аренду офисов и сотрудников, если можно отдать часть функций на аутсорс или нанять временный персонал под проект или конкретную задачу.
Пандемия — это повод, чтобы избавиться от офисного планктона, а остальных заставить делать двойную работу. Ряды офисных экономистов, юристов, HR-ов, бухгалтерия редеют. Сокращают и «старых» топов, которые занимались развитием и капитализацией компании, выходом на IPO, тратили огромные бюджеты на расширение бизнеса.
Безработица .Если брать весь столичный офисный персонал за 100%, то безработица или скрытая безработица составляет примерно 7–8%. До первой пандемии было 3–4%. По мировым меркам это немного, но для России увеличение в два-три раза существенно.
Компании снижают издержки. Компании сокращают ФОТ и прочие расходы, связанные с персоналом. Эта негативная тенденция продолжится и дальше. Организации по максимуму будут уменьшать издержки, особенно в ситуации, когда резко сокращается.
Изменился спрос на профессии. Престижными стали три типа профессий: специалисты по выводу на рынок продуктов и услуг, стратегическому планированию, которые помогут компаниям находить кратчайшие пути выхода и точки роста, IT и диджитал и массовые специальности, которые пока дорого или в целом нельзя заменить роботами и ботами. Например, один из самых востребованных сотрудников в 2020 году — курьер.
Актуальные вакансии в 2020–2021 году.
Несмотря на массовые сокращения в 2020 – начале 2021 года, начался рост количества вакансий, которые еще несколько лет назад считались невостребованными, неперспективными, ненужными.
В первую очередь, стали массово требоваться специалисты, которые перешли на удаленный график работы. Для работодателя это очень выгодно, поскольку на работу можно нанять человека с высокой квалификацией из другого города и даже региона. При этом нет необходимости платить за аренду помещения, искать оборудование, офис.
В топ профессий, которые были востребованы в конце 2020 – начале 2021 года, входили:
1.Работники заводов и промышленных предприятий: сварщики разного направления, электрики, фрезеровщики.
2.Инженеры. Особо ценились специалисты, которые могли работать и в другой смежной сфере.
3.Программисты.
4.Медсестры, медбратья, санитары.
5.Врачи.
6.Специалисты, которые занимались продажами.
7.Водители.
8.Логисты.
9.Операторы колл-центров.
Рынку труда в 2021 году мешают развиваться такие факторы:
1.Возрастная дискриминация. Работодатели снижают зарплаты людям, которые переступили пенсионный порог или находятся рядом с ним.
2. по опыту работы. Молодые специалисты не могут получать достойную зарплату, поскольку руководители не готовы платить людям без опыта столько, сколько специалистам с опытом.
3.Люди не хотят работать в бюджетных организациях.
4.Сокращение числа работников через оптимизацию с одновременным наделением других сотрудников более широкими обязанностями.
5.В зоне риска постоянно находятся медики, учителя, воспитатели, преподаватели, продавцы, кассиры, бухгалтеры.
В 2021 году процессы трудоустройства охватили большинство регионов страны.
Например, в январе этого года количество безработных (официально зарегистрированных) снизилось в 37 административных субъектах РФ. При этом ситуация не изменилась совсем в Чеченской Республике, а увеличилось количество безработных в 47 субъектах Федерации. К основным регионам, где наблюдается рост безработных, относятся:
1.Республика Тыва — на 9 %.
2.Крым — на 5,5 %.
3.Омская область — на 5 %.
4.Ивановская область — на 4,6 %.
5.Татарстан — на 4,2 %.
Тема: Современные технологии в профессиональной сфере, соответствующей компетенции.
План:
1.Современные технологии в профессиональной сфере, в том числе
цифровые.
2. Оборудование, материалы и инструменты, применяемые при монтаже
внутренних инженерных систем ОВ и ВК.
3. Научная организация труда.
4.Принципы
бережливого производства, зарубежный опыт.
5.Ознакомление с материалами, оборудованием и инструментом.
Каждый человек хоть раз написавший какую-либо программу, достаточно хорошо может представить себе, как разработать «небольшую» программу, решающую обычно одну конкретную несложную задачу и предназначенную, чаще всего, для использования одним человеком или узкой группой людей.
Сложные или «большие» программы, называемые также программными системами, программными комплексами, программными продуктами, отличаются от «небольших» не столько по размерам (хотя обычно они значительно больше), сколько по наличию дополнительных факторов, связанных с их востребованностью и готовностью пользователей платить деньги как за приобретение самой программы, так и за ее сопровождение и даже за специальное обучение работе с ней. Обычно сложная программа обладает следующими свойствами.
• Она решает одну или несколько связанных задач, зачастую сначала не имеющих четкой постановки, настолько важных для какихлибо лиц или организаций, что те приобретают значимые выгоды от ее использования.
• Существенно, чтобы она была удобной в использовании. В частности, она должна включать достаточно полную и понятную пользователям документацию, возможно, также 12 специальную документацию для администраторов, а также набор документов для обучения работе с программой.
• Ее низкая производительность на реальных данных приводит к значимым потерям для пользователей.
• Ее неправильная работа наносит ощутимый ущерб пользователям и другим организациям и лицам, даже если сбои происходят не слишком часто.
• Для выполнения своих задач она должна взаимодействовать с другими программами и программно-аппаратными системами, работать на разных платформах.
• Пользователи, работающие с ней, приобретают дополнительные выгоды от того, что программа развивается, в нее вносятся новые функции и устраняются ошибки. Необходимо наличие проектной документации, позволяющей развивать ее, возможно, вовсе не тем разработчикам, которые ее создавали, без больших затрат на обратную разработку (реинжиниринг).
• В ее разработку вовлечено значительное количество людей (более 5-ти человек). «Большую» программу практически невозможно написать с первой попытки, с небольшими усилиями и в одиночку.
• Намного больше количество ее возможных пользователей, и еще больше тех лиц, деятельность которых будет так или иначе затронута ее работой и результатами.
Строго говоря, ни одно из указанных свойств не является обязательным для того, чтобы программу можно было считать «большой», но при наличии двух-трех из них достаточно уверенно можно утверждать, что она «большая». На основании некоторых из перечисленных свойств можно сделать вывод, что «большая» программа или программная система чаще всего представляет собой не просто код или исполняемый файл, а включает еще и набор проектной и пользовательской документации.
Изучением организационных, инженерных и технических аспектов создания ПО, включая методы разработки, занимается дисциплина, называемая программной инженерией. Большая часть трудностей при разработке программных систем связана с организацией экономически эффективной совместной работы многих людей, приводящей к практически полезному результату. Это требует рассмотрения следующих аспектов.
• Над программой обычно работает много людей, иногда географически удаленных друг от друга и из различных организаций. Их работа должна быть организована так, чтобы затраты на разработку были бы покрыты доходами от продаж и предоставления услуг, связанных с полученной программой. В затраты входят зарплаты разработчиков, затраты на закупленное оборудование и программные инструменты разработки, на приобретение лицензий и патентование собственных решений, часто еще и затраты на исследование потребностей клиентов, проведение рекламы и другой маркетинговой деятельности.
• Значимые доходы могут быть получены, только если программа будет предоставлять пользователям в реальных условиях их работы такие возможности, что они готовы будут заплатить за это деньги (которым, заметим, без труда можно найти другие полезные применения). Для этого нужно учесть множество аспектов. Доходы от продаж значительно снизятся, если многие из пользователей не смогут воспользоваться программой только потому, что в их компьютерах процессоры слишком медленные или мало оперативной памяти, или потому что данные к системе часто поступают в искаженном виде и она не может их обработать, или потому что они привыкли работать с графическим интерфейсом, а система требует ввода из командной строки, и т.п. Важно отметить, что практически полезная сложная программная система не обязательно является «правильной».
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ
При проектировании водопровода одним из основополагающих факторов является выбор материалов, которые зависят от требований нормативных документов, назначения и бюджета проекта. Ни одно современное здание не обходится без качественного проекта по водоснабжению.
В серьезной строительной компании имеется собственное проектное подразделение. Опытные специалисты отдела ВК выполняют полный спектр услуг по проектированию водоснабжения и канализации объектов капитального строительства:
Проектирование водоснабжения и канализации (наружные и внутренние сети).
Проектирование водозаборных узлов (ВЗУ).
Проектирование очистных сооружений (ливневые и хоз.-бытовые).
Проектирование водопроводных насосных станций (ВНС).
Проектирование канализационных насосных станций (КНС).
Разработка балансов водопотребления и водоотведения.
Прочие проектные работы связанные с водоснабжением и водоотведением.
Системы отопления являются основным инструментом, позволяющим создавать и поддерживать тепловые комфортные условия в зданиях и сооружениях. В настоящее время к этим функциям добавилась функция управления параметрами микроклимата, что в совокупности с требованиями энергосбережения выводит на первую роль именно системы отопления.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ
Компании, профессионально занимающиеся установкой систем отопления, ни при каких обстоятельствах не будут выполнять монтаж без разработки и утверждения проектной документации. Объясняется это достаточно просто. Гарантировать эффективную работу системы отопления при любых параметрах наружного воздуха можно только выполнив тепловой и гидравлический расчеты. Выполнить такие расчеты без разработки проектной документации невозможно. Компании, предлагающие монтаж отопительных установок без проектной документации, подбирают оборудование по укрупненным показателям с большими запасами.
Стоимость профессионально разработанного проекта отопления с подробной спецификацией составляет 5-10% от сметной стоимости устройства системы отопления. В то же время при использовании укрупненных показателей для подбора оборудования коэффициент запаса принимается 1,3-1,5. Таким образом, при отказе от разработки проекта отопления заказчик переплачивает около 30%.
Научная организация труда (НОТ) — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуют обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (например, предприятия) или общества в целом. Конечной целью применения методов научной организации труда является экономия времени, затрачиваемого в процессе труда.
Задачи, которые решаются в рамках НОТ:
1.Совершенствование форм разделения труда;
2.Улучшение организации рабочих мест;
3.Рационализация методов труда;
4.Оптимизация нормирования труда;
5.Подготовка рабочих кадров.
История развития научной организации труда:
Россия
В настоящее время в России вопросами эффективной организации труда и бизнес-процессов в целом в рамках Национального проекта — Производительность труда и поддержка занятости занимается Федеральный центр компетенций.
СССР
Одним из известнейших авторов научной организации труда был Алексей Капитонович Гастев.
В отличие от Фредерика Тейлора, особо выделявшего систему и организации, и Генри Форда, сосредоточившегося на совершенствовании техники производства, Гастев акцентировал особое внимание на человеческом факторе, что он открыто и озвучивал в своей книге «Как надо работать», указав, в первую очередь, на отсутствие культуры труда у большинства советских граждан и необходимость её привития. Он считал, что главную роль в работе предприятия играет человек; эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте — в частности, с эффективного использования времени".
Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 года при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.
Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу. С этой целью в ЦИТ были созданы курсы инструкторов, на которых готовились инструкторы по слесарно-кузнечному, станочному, монтажному и др. делам. Подготовленные инструкторы посылались на предприятия с задачей наблюдать за выполнением трудовых установок, инициировать разработку новых, более совершенных установок и прививать навыки постоянного улучшения действующих установок всем рабочим. В качестве объекта для изучения трудовых установок была выбрана элементарная операция — рубка зубилом и опиловка. Изучение этой операции длилось в ЦИТ три года, развернулось в 64 самостоятельные научные проблемы, но так и не было завершено. Недостатком концепции трудовых установок Гастева является слабая проработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой основы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Гастев считал необходимым распространить трудовые установки не только на производственный процесс, но и на быт и общую культуру людей, называя их в этом случае уже не трудовыми, а культурными установками. Гастев стал соавтором идеи Пролеткульта.
В 1930-е годы в Японии был создан специальный институт по изучению опыта советской индустриализации. Этот институт выписывал абсолютно все журналы, которые выходили в СССР на русском языке, посвящённые вопросам научной организации труда, психологии труда и управления. Все эти статьи тщательно изучались и огромное количество идей, подходов и технологий, разработанных в рамках Центрального института труда были заимствованы и творчески переработаны японскими исследователями. Идеи А. К. Гастева и О. А. Ерманского легли в основу бережливого производства.
В Российской империи и затем СССР одним из первых теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов, автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука».
Практически сразу же после выхода в свет «Принципов научного менеджмента» (1911), новые системы организации труда были представлены в книжной серии «Административно-техническая библиотека», публиковавшейся издательством инженера Леонтия Арнольдовича Левенстерна. «Библиотека» переводила и издавала труды таких авторов, как Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт, Ф. Паркгорст. Также Л. А. Левенстерн опубликовал свою работу «Научные основы заводоуправления. Схема научной организации завода», в которой излагались основные идеи Ф. Тейлора и приводились примеры научной организации работы предприятия.
В 1914 году вышла книга инженера — специалиста по теории резания металла А. В. Панкина «Научная организация труда», опубликованная первоначально в журнале «Электричество», а затем в указанной выше серии. В ней детально излагались взгляды Тейлора и очерчивалась сфера применения его теоретических построений[4].
Крупным теоретиком в области организации труда в первые годы советской власти был профессор Осип Аркадьевич Ерманский (1866—1941), который ввёл в научный оборот сам термин «научная организация труда», или «НОТ». В 1918 году вышла его книга «Система Тейлора». Затем — книга «Научная организация труда и производства и система Тейлора», которая выдержала с 1922 по 1925 год пять изданий, переведена в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах. В ней он писал, что проблема научной организации труда «представляет собой редкое сочетание глубокого теоретического интереса с практическим значением остро актуальной задачи». Наиболее известной работой О. А. Ерманского была «Теория и практика рационализации», изданная в 1925 году и переизданная до 1933 года пять раз.
Основная статья: Центральный институт труда
Видным деятелем в области научной организации труда и производства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882—1939). Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 году Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 году в Центральный институт труда (ЦИТ), бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины.
В 1955 году был создан Научно-исследовательский институт труда — НИИ труда, в проблематику исследований которого вошли вопросы организации, нормирования, оплаты и условий труда.
Связь с механизацией и автоматизацией
Использование промышленных роботов является одним из инструментов автоматизации производства
НОТ начала развиваться в эпоху, когда механизация и автоматизация уже применялись, но их использование было ещё в зачаточном состоянии. Развитие НОТ сыграло существенную роль в переходе от ремесленного производства к индустриальному, а также от производства, в котором рабочие были основными исполнителями, к внедрению производств с минимальным участием человека.
Бережли́вое произво́дство (от англ. lean production, lean manufacturing) — концепция управления производственным предприятием, которая основана на постоянном стремлении предприятия к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.
Виды потерь
1.потери из-за перепроизводства;
2.потери времени из-за ожидания;
3.потери при ненужной транспортировке;
4.потери из-за лишних этапов обработки;
5.потери из-за лишних запасов;
6.потери из-за ненужных перемещений;
7.потери из-за выпуска дефектной продукции.
История
Основателем концепции «бережливого производства» считается Тайити Оно, создававший производственную систему в Toyota в 1950-е годы. Значительный вклад в развитие теории и практики бережливого производства внёс коллега и помощник Тайити Оно — Сигео Синго, создавший в числе прочего метод быстрой переналадки (SMED)[2]. И если Тайити Оно знал, что нужно для устранения потерь, Сигео Синго знал, как это осуществить.
В 1930-е годы в Японии был создан специальный институт по изучению опыта советской индустриализации. Этот институт выписывал абсолютно все журналы, которые выходили в СССР на русском языке, посвящённые вопросам научной организации труда, психологии труда и управления. Все эти статьи тщательно изучались и огромное количество идей, подходов и технологий, разработанных в рамках Центрального института труда были заимствованы и творчески переработаны японскими исследователями. Идеи советских специалистов по организации труда А. К. Гастева и О. А. Ерманского легли в основу бережливого производства[3].
Американские специалисты изучили систему и концептуализировали под наименованием lean production (lean manufacturing), термин «lean» был впервые предложен Джоном Крафчиком. Сначала концепцию бережливого производства применяли в отраслях с дискретным производством, прежде всего в автомобилестроении. Затем концепцию адаптировали к условиям процессного производства. Позднее идеи «бережливого производства» стали применяться в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, системе образования, вооружённых силах, секторе государственного управления и во многих других видах деятельности.
В 2000-е годы популярность обрели идеи совместного применения концепций бережливого производства и «шести сигм» (предусматривающей непрерывное повышение качества каждого из процессов).
Элементы набора монтажных инструментов:
ПАЯЛЬНИКИ: для пайки соединений при монтаже радиоаппаратуры, как правило, применяют электрические паяльники непрерывного действия,нагревательный элемент которых представляет собой спираль из нихромовой проволоки, охватывающую медный стержень паяльника или расположенную внутри последнего.
Электропаяльник должен обеспечивать интенсивный подвод тепла к месту пайки. Это достигается соответствующим подбором мощности нагревательного элемента и диаметра медного стержня паяльника, который должен обладать достаточной теплоемкостью и быстро нагревать место пайки, не понижая своей температуры. Обычно применяют паяльники мощностью 40—60 вт со стержнем диаметром 10—12 мм. Паяльник должен быть рассчитан на питание переменным током от понижающего трансформатора напряжением 12 или 36 вольт. Паяльники с питанием от сети 127—220 В применять не рекомендуется, так как в случае пробоя изоляции между нагревателем и стержнем паяльника можно попасть под опасное для жизни напряжение. Для пайки микросхем обычно используют паяльники, рассчитанные на напряжение 5—36 вольт мощностью не более 20 Вт.
ПЛОСКОГУБЦЫ. В комплекте монтажных инструментов обычно имеется двое плоскогубцев. Одни размером 150—170мм. с насечкой на губках, которые служат для вытягивания или выпрямления толстых одножильных проводов, поджатая различных крепежных стоек и других подобных работ. Другие плоскогубцы —меньших размеров, 100—120 мм, с более тонкими и узкими губками без насечки, применяют для формовки деталей, укладки изолированных проводов и т.п.
КРУГЛОГУБЦЫ. Круглогубцев в комплекте также двое. Первые — размером 40—50мм, тонкие, ими удобно сгибать спирально-проволочные выводы радиоэлементов. Вторые—размером 150 мм с прочными губками, применяют для монтажа голым проводом. Ими удобно делать кольца на конце проводов для крепления под гайку.
КУСАЧКИ. Для монтажных работ наиболее удобны боковые кусачки - бокорезы, которыми можно откусывать лишние концы проводов. Режущие кромки таких кусачек должны быть острыми и плотно сходиться. Боковыми кусачками можно резать провода до 2 мм.
Провода большего диаметра режут торцовыми кусачками. Они менее удобны при монтажных работах, так как ими иногда трудно подобраться к откусываемому проводу. Боковые и торцовые кусачки берут обычно одного размера —не более 150 мм.
ПИНЦЕТЫ. Монтажнику пинцет также необходим, как и паяльник. В практике используют хирургические пинцеты размером не более 130—140 мм и часовые. Пинцет должен хорошо пружинить. Пинцет применяют для поддержки проводов при пайке, заводки концов проводов на детали, выгибания и закрепления провода на детали и т.п.
МОНТАЖНЫЙ НОЖ. В набор входит монтажный нож размером 150— 170 мм с одним или двумя лезвиями. Он служит для зачистки изоляции на проводах, обрезки ниток и изоляции и других подобных операций.
ОТВЕРТКИ. Отвертки применяют для завертывания винтов крепящих деталей, монтажных планок, опорных точек и т.п.. Отвертка должна соответствовать размеру головки завертываемого винта как по длине, так и по его ширине. В набор монтажных инструментов должны входить 4—5 отверток разных по длине и ширине.
ПОДСТАВКА ДЛЯ ПАЯЛЬНИКА. Паяльник устанавливают на подставке. Подставка может быть различной конструкции и, как правило, имеет коробку, разделенную на две части: для флюса и припоя. Количество флюса в коробке не должно превышать 4—5 см3, его надо часто менять полностью. Припой также кладут в коробку в небольших количествах.
Инструменты раскладывают по ящикам рабочего стола или размещают на подставке с гнездами. При хранении инструментов "в навал" происходит их порча, во время работы много времени уходит на их поиски, а это снимает производительность труда и придает неопрятный вид рабочему месту.
Требования к монтажу радиоэлектронной аппаратуры
Электрический монтаж радиоэлементов связи производится в соответствии с требованиями, изложенными в сборочным чертежах, принципиальной электрической схемой, с требованиями, указанными в технической документации, и в соответствии с установленным эталоном (образцом).
Монтаж должен обеспечивать нормальную работу аппаратуры связи в условиях тряски, вибрации, повышенной влажности и воздействия положительных и отрицательных температур. Конструкция и электрический монтаж аппаратуры должны обеспечивать доступ к отдельным элементам для их осмотра, проверки и замены. Маркировочные знаки, нанесенные на шасси, платы и детали, не должны закрываться и быть легко читаемыми.
Припои и флюсы.
Припой выбирают в зависимости от вида соединяемых металлов или сплавов, размера деталей, требуемой механической прочности и устойчивости против коррозии. Для пайки толстых проводов используют припой с температурой плавления более высокой, чем для пайки тонких проводов. В некоторых случаях необходимо учитывать и электропроводность припоя. К твердым припоям относятся медно-цинковые (ПМЦ) и серебряные (ПСр). (Приложение №5).
Для пайки алюминия и его сплавов применяют специальные припои.
Флюсы предназначены для растворения и удаления окислов с поверхности спаиваемых деталей. Флюсы должны надежно защищать поверхности металла и припоя от окисления. (Приложение №6).
Выбор флюса зависит от соединяемых пайкой металлов или сплавов и применяемого припоя, а также от вида монтажно-сборочных работ. Температура плавления флюса должна быть ниже температуры плавления припоя.
Флюсы разделяют на активные (кислотные), бескислотные, активированные, антикоррозийные и защитные.
Активные флюсы интенсивно растворяют оксидные пленки на поверхности металла, что обеспечивает высокую механическую прочность соединения. Такие флюсы используют в тех случаях, когда можно полностью удалить их остатки с поверхности соединения и основного металла. При монтаже электро- и радиоаппаратуры активные флюсы применять нельзя.
Бескислотные флюсы изготовляют на основе канифоли, которая при пайке очищает поверхность от окислов и защищает ее от окисления. Эти флюсы широко используют при монтаже радиоаппаратуры.
Активированные флюсы изготовляют на основе канифоли с добавкой активизаторов. Эти флюсы пригодны для соединения металлов и сплавов, плохо поддающихся пайке.
Антикоррозийные флюсы не вызывают коррозии при пайке.
Защитные флюсы не оказывают химического воздействия на металл и предохраняют ранее очищенную поверхность металла от окисления. К защитным флюсам относятся неактивные материалы: воск, вазелин, оливковое масло, сахарная пудра и др. При высокотемпературной пайке в качестве флюсов используют главным образом буру (Na2B407) и смеси ее с борной кислотой(Н3В03)5 борным ангидридом (В203) и некоторыми другими солями.
Модуль 3.
Тема:3.1. Регистрация в качестве самозанятого .
Кто такой самозанятый
Самозанятыми называют людей, которые выплачивают налог на профессиональный доход (НПД). Размер налога фиксированный, его ставку обещают не изменять в течение всего срока эксперимента.
Быть самозанятым хорошо: платишь налог столько раз, сколько заработал – не более, и остаешься в рамках закона
НПД – не дополнительный, а новый налоговый режим. Перейти на него можно добровольно. Стать самозанятыми могут как подростки (с 14 лет с письменного согласия родителей), так и пенсионеры.
Пример: Олеся работает учителем английского языка в школе и в свободное время занимается репетиторством. Заработок от репетиторства такой же, как на основной работе. Чтобы он был прозрачным, Олеся оформила режим самозанятости. Теперь она будет платить налог 4% или 6% и больше не боится получить штраф.
Режим самозанятости подойдет тем, кто:
занимается самостоятельной деятельностью или сдает жилье в аренду;
не имеет работодателя, с которым заключил трудовой договор;
не нанимает работников;
зарабатывает не более 2,4 млн рублей в год;
не попадает в перечень исключений из статей 4 и 6 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
К деятельности, запрещенной для самозанятых, относят:
работа, для которой нужен статус индивидуального предпринимателя или юрлица;
торговля товарами, которые облагаются акцизами или подлежат маркировке (например алкоголь, духи, табак);
добыча полезных ископаемых;
перепродажа товаров и их доставка в интересах других лиц (например перепродажа чужих тортов, курьерская доставка без ККТ);
работа на основе агентского договора, договора поручения и комиссии.
Как работает самозанятость
Самозанятые платят со своего заработка только НПД, НДФЛ платить не нужно. НПД выплачивается только в месяцы, когда гражданин получал за работу деньги. Лимитов на ежемесячный доход нет – заработать можно сколько угодно, главное, остаться в рамках годового лимита в 2,4 млн рублей.
Например, репетитор Олеся получает доход с занятий 9 месяцев в году. НПД она выплачивает только в этот период. Летом, когда у Олеси нет дохода с подработок, нет и налога.
Размер налога определяется тем, кто платил за услугу или товар.
4% – если деньги поступили от физлица
6% – если деньги поступили от ИП и юрлиц
Совет от банка:
ИП и юрлицам выгодно работать с самозанятыми. Если бы Олеся не оформила самозанятость, ее работодателю – образовательной платформе онлайн курсов – пришлось бы выплатить за нее 13% НДФЛ и страховые взносы. А так ей выплатят зарплату, с которой Олеся самостоятельно оплатит налог в 6%. Больше никаких выплат не будет. Этот вариант выгоднее и быстрее для работодателя, чем работа с физическими лицами.
егистрация самозанятости: пошаговая инструкция
Чтобы оформить самозанятость и платить НПД, нужно зарегистрироваться в новом статусе. Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», на сайте или через банки. Там же можно регистрировать доход, формировать чеки и оплачивать налоги. Обращаться в налоговую службу и вносить госпошлину за регистрацию не придется.
Оформление самозанятости через банк позволяет проводить все финансовые операции в одном приложении и использовать дополнительные бонусы.
Пошаговая инструкция по регистрации через мобильное приложение:
Скачайте приложение
В AppStore или Google Play.
Выберите способ регистрации
Пройти регистрацию можно тремя способами.
Регистрация через Госуслуги самая быстрая. Введите учетную запись Госуслуг и все необходимые данные загрузятся с портала.
По ИНН. Используйте ИНН и пароль от личного кабинета на сайте.
По скану паспорта. В приложении отсканируйте паспорт гражданина РФ в развернутом виде. Сделайте селфи для проверки и моргните в камеру для подтверждения.
Введите номер телефона
Введите ваш действующий номер телефона, и на него придет код подтверждения в виде смс-сообщения.
Придумайте пин-код
Придумайте и подтвердите пин-код. Также можете подтвердить вход по отпечатку пальца.
Выберите регион
Выберите регион, в котором будете вести деятельность. Вы можете жить в Казани, а услуги предоставлять в Москве.
Выберите вид деятельности
Пролистайте список и выберите деятельность, которая вам подходит – всего можно выбрать до 5 вариантов.
Важно: Госслужащие могут стать самозанятыми только для сдачи жилых помещений в аренду.
Прикрепите карту
В специальном разделе можно ввести и сохранить данные банковской карты, с которой будет проходить оплата налогов, или настроить автоплатеж.
Если вы проводите регистрацию через банк или в личном кабинете, просто подайте заявление – манипуляции с паспортом не понадобятся.
Совет от банка:
НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Если предприниматель был на УСН, ЕСХН или ПСН, нужно направить уведомление об отказе и только потом переходить на режим самозанятости. Если индивидуальный предприниматель был на общей системе налогообложения, заявление не понадобится.
Налоговая служба проверяет заявление в течение 6 дней. Если в нем будут ошибки, отказ придет в виде уведомления в приложении, в личном кабинете или в банке.
Тема3.2.Налог на профессиональный доход – особый режим налогообложения для самозанятых граждан
Особенности налогообложения
Большое преимущество самозанятости – в комфортном взаимодействии с налоговой службой. Прямого контакта нет: ходить в налоговую, забирать или относить документы не придется. Все взаимодействие происходит онлайн через мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет плательщика НПД.
Размер налога определяется работой с физлицом – 4%, или юрлицом и ИП – 6%.
При регистрации всем самозанятым предоставляется налоговый вычет в размере 10 тысяч рублей. Он позволяет снизить налоговую ставку – 3 и 4% соответственно. Вычет действует до тех пор, пока самозанятый не сэкономит на НПД 10 тысяч рублей. Он применяется ко всем платежам автоматически.
Сумма налога формируется в течение налогового периода. Он длится один календарный месяц. Налоговая служба рассчитывает размер налога, в зависимости от заработка, учитывает налоговый вычет и указывает сумму в приложении. До 12 числа самозанятому приходит уведомление об оплате, а заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца. Или настроить автоплатеж для автоматического списания.
Пошаговая инструкция по оформлению чеков:
Получите деньги от клиента.
Зайдите в личный кабинет в приложении или сайте.
Укажите от кого вы получили деньги, за какую услугу и в каком размере.
Проведите оплату.
Отправьте клиенту чек электронно или в бумажном виде. Вы имеете право не дублировать электронную версию чека бумажной.
Если вы сформировали чек с ошибкой – указали неправильную сумму к оплате или ваш клиент отказался от услуги и попросил вернуть деньги – вы можете удалить платеж. Для этого зайдите в личный кабинет в приложении или на сайте и выберите нужную причину из списка. Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и размер налога.
У самозанятых нет страховых взносов, а значит, нет ни отчислений в пенсионный фонд, ни фиксации трудового стажа. Но вложиться в свою пенсию можно. Для этого нужно подать заявление через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда. После регистрации вы сможете узнать сумму взносов для уплаты в этом году, увидеть предыдущие платежи и размер страхового стажа. Взносы можно вносить единоразово до 31 декабря или периодическими отчислениями. Уплата фиксированного платежа приравнивается к одному году страхового стажа.
Деньги от уплаты налогов самозанятых поступают в региональный бюджет того региона, который вы указали при регистрации – 63%, и в фонд обязательного медицинского страхования – 37%.
Тема 3.3. Работа в качестве самозанятого.
Стоит ли оформлять самозанятость
Без статуса самозанятого, как и без любого другого официального статуса типа ИП, человек продолжает работать нелегально и не платить налоги. Если когда-нибудь об этом узнает налоговая — доначислит неуплаченные за 3 года налоги, взыщет штраф и пени.
Ну и что?
Налоговая нашла бизнес в соцсети и заставила подать декларацию 🍌
Кому выгодно оформить. Раньше у мелких предпринимателей был выбор только между ИП и ООО. Оба варианта были не из самых простых: нужно было общаться с налоговой, подавать декларацию, а в случае ООО — еще и составлять бухгалтерскую отчетность.
НПД — быстрый способ заявить о своих доходах государству и работать легально. Заявление о постановке на учет подается через интернет, идти в налоговую не нужно, госпошлины нет. Подробнее об этом расскажу ниже.
Но бывают ситуации, когда все-таки лучше зарегистрироваться в качестве ИП.
Официальный статус. Регистрация в качестве самозанятого делает заработки легальными. Самозанятый «чист» перед государством, работает «в белую», без рисков получить штраф за неуплату налогов. Официальный статус также позволяет защищать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики.
Иногда легальный статус оказывается выгодным. Например, во время эпидемии коронавируса государство вернуло самозанятым уплаченный налог за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый капитал в размере МРОТ — 12 130 Р. Этот капитал будет автоматически списываться в счет уплаты налога до исчерпания лимита.
Модуль 4.
Тема 4.1. Общие требования охраны труда
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационнотехнические, санитарно-гигиенические, учебно- профилактические, реабилитационные и иные
мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,
оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, влияние которого на
работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работника
вредных и опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не
превышают установленных нормативов.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть
в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты – технические средства, используемые
для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных
производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия по охране труда (сертификат безопасности)– документ,
удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным
нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением
средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающие в
себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных
видов услуг.
Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения
ущерба.
Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в
производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда. Техника безопасности
содержит требования, выполнение которых должно обеспечить необходимый уровень
безопасности предприятия в целом, отдельных его помещений, оборудования и других элементов
производственной инфраструктуры.
В свою очередь, охрана труда использует достижения в таких областях научных
исследований, как "Гигиена труда", "Промышленная санитария", "Эргономика", "Техническая
эстетика", "Техника безопасности", «инженерная психология» и др.
Гигиена труда - это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой
деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и
иные мероприятия.
1. Общие требования охраны труда
1.1.На основе данной Инструкции разрабатываются инструкции по охране труда работников, занятых в отраслях, использующих стеклопластики.
1.2.При механической обработке стеклопластиков в воздушную зону производственных помещений выделяется стеклянная пыль и пыль отверждающих и связующих веществ. Комплекс веществ, выделяющихся в воздух рабочей зоны производства стеклопластиков, зависит от рецептуры применяемых связующих и других видов сырья.
1.3.В производстве изделий из стеклопластика с использованием механической обработки в воздух рабочей зоны поступают пыли стекловолокнистых материалов, готовых стеклопластиков, талька, силумина, красителей.
1.4.При переработке стеклопластиков на основе полиэфирных смол в воздух могут выделяться стирол либо перекись метилэтилкетона, фталевый и малеиновый ангидриды, метакриловая кислота. Из стеклопластиков на основе фенолформальдегидных смол выделяются при переработке фенол, формальдегид, анилин. Если обрабатываемый стеклопластик был получен на основе эпоксидных смол, происходит выделение эпихлоргидрина, бутилового спирта, толуола.
1.5.При применении, в том числе при механической или другой переработке стеклопластиков, на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
выделяющиеся в атмосферу химические реагенты, оставшиеся в стеклопластике при его производстве;
отлетающие в зоне переработки (резанием, шлифовкой) частицы стеклоткани.
1.6.На занятого в процессе, связанном с использованием стеклопластиков, работника могут также воздействовать и другие опасные и вредные производственные факторы: подвижные части механического оборудования, перемещаемые сырье, полуфабрикаты, тара, повышенная температура поверхностей оборудования, повышенная температура воздуха рабочей зоны, повышенная подвижность воздуха, повышенное значение напряжения электрической цепи, физические перегрузки.
1.7.К выполнению работ, в которых используются стеклопластики, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда, освоившие безопасные методы и приемы работ, в том числе методы и приемы правильного обращения со стеклопластиками и используемыми при работе с ними химическими веществами, а также освоившие методы и приемы правильного обращения с механизмами, приспособлениями, инструментами и грузами.
1.8.При работах со стеклопластиками, включающих любые процессы, необходимо соблюдать принятую технологию их переработки. Не допускается использовать способы, приводящие к нарушению требований охраны труда.
1.9.В случае, если в процессе работы возникают какие-либо вопросы, связанные с ее безопасным выполнением, необходимо обратиться к своему непосредственному или вышестоящему руководителю.
1.10.Необходимо соблюдать принятые технологии очистки органическими растворителями заготовок и деталей из стеклопластика.
1.11.Работники должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.
1.12.Работников, занятых работой со стеклопластиками, необходимо обеспечивать согласно установленным нормам спецодеждой и средствами индивидуальной защиты: полукомбинезоном хлопчатобумажным, респиратором, обувью антистатической.
1.13.Воздух, удаленный с места механической обработки стеклопластиков, следует подвергать очистке.
1.14.Помещение, в котором производится работа со стеклопластиками или изделиями из них, следует изолировать от других производственных участков и оснастить системой приточно-вытяжной вентиляции с очисткой воздуха и сбора образующихся при переработке этих материалов отходов.
1.15.Камеры для работы должны быть герметичны и оборудованы приспособлениями для перемещения деталей. Управление такими приспособлениями необходимо осуществлять с внешней стороны камеры. Наблюдение за процессами в камере следует производить через специальные окна со стеклами необходимой прочности.
1.16.Лазы для рук в камеру закрытого типа не должны иметь зазоров, через которые мелкие частицы или пары токсичных веществ могут проникнуть в помещение. Эластичные перчатки и нарукавники в лазах для рук необходимо выполнять как одно целое.
1.17.В случае возникновения пожара следует использовать средства пожаротушения: пену, распыленную воду, песок, кошму, углекислотные или пенные огнетушители.
1.18.Работнику при поступлении на работу, где применяются стеклопластики, необходимо пройти инструктаж по охране труда на рабочем месте. Проведение вводного и первичного инструктажа регистрируется в журнале учета инструктажей по охране труда в установленном порядке.
Повторные инструктажи и проверка знаний по охране труда проводятся один раз в три месяца с регистрацией в журнале учета инструктажей.
1.19.В обязанности работника входит:
выполнение инструкций по охране труда, правил внутреннего распорядка, указаний руководителя, работников охраны труда и противопожарной безопасности и общественных инспекторов по охране труда;
применение средств индивидуальной защиты только по назначению (выносить их за пределы организации не допускается), информирование руководства о необходимости химчистки, стирки, сушки, ремонта спецодежды;
недопущение на свое рабочее место посторонних лиц;
соблюдение правил личной гигиены.
Курение и употребление алкогольных напитков на рабочем месте не допускаются.
1.20.При несчастном случае работник должен прекратить работу, известить об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя и обратиться за медицинской помощью.
1.21.Работник должен соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи и после окончания работы мыть руки теплой водой с мылом; пищу следует принимать в специально оборудованных для этой цели помещениях.
1.22.Работники несут ответственность за нарушение требований настоящей Инструкции в соответствии с действующим законодательством.
1.23.Инструкция по охране труда после прохождения работником первичного инструктажа на рабочем месте выдается ему под расписку или вывешивается на рабочем месте.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1.Получить инструктаж по охране труда у руководителя перед выполнением новых видов работ и при изменении условий труда.
2.2.Осмотреть рабочее место, привести его в порядок, освободить проходы и не загромождать их.
2.3.Надеть спецодежду, осмотреть, привести в порядок и надеть средства индивидуальной защиты.
2.4.Рабочий инструмент, материалы, приспособления расположить в удобном и безопасном для использования порядке.
2.5.Проверить исправность кранов паропроводов, воздухопроводов, водопровода.
2.6.Проверить прочность крепления и соединения шлангов.
2.7.Включить и проверить работу вентиляции. Все работы со стеклопластиками производить только при действующей вентиляции.
Вентиляцию включать не менее чем за 5 минут до начала работы.
2.8.Проверить наличие и исправность:
ограждений и предохранительных приспособлений для всех вращающихся и подвижных деталей;
токоведущих частей электрической аппаратуры (пускателей, трансформаторов, кнопок и других частей);
заземляющих устройств;
предохранительных устройств для защиты от образующейся пыли из стеклопластиков, защитных блокировок;
средств пожаротушения.
2.9.Проверить освещенность рабочего места. Напряжение для местного освещения не должно превышать 50 В.
2.10.При работе с грузоподъемными механизмами проверить их исправность и соблюдать требования соответствующей инструкции по охране труда.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1.Содержать рабочее место в чистоте, не допускать его загромождения.
3.2.Не допускается работа с применением поврежденных средств индивидуальной защиты.
3.3.Резку стеклопластиков необходимо производить при включенной вентиляции и только внутри вытяжных шкафов.
3.4.Во время очистки стеклопластика или изделия из него не допускать разлива растворителей на пол, а в случае разлива немедленно убрать их.
3.5.Очистку стеклопластика или изделия из него хлорированными углеводородами необходимо производить в герметизированных установках.
3.6.Не допускается пользование электронагревательными приборами и курение на рабочем месте, а также производство любых работ, связанных с появлением искры или пламени.
3.7.Промывать детали из стеклопластика в ванне необходимо только в резиновых перчатках.
3.8.В обеденный перерыв промывочные ванны и емкости с растворителем следует закрывать крышкой.
3.9.Очищенные заготовки и детали из стеклопластика следует транспортировать на выделенный для следующей операции участок с помощью подъемного механизма.
3.10.Детали из стеклопластиков следует укладывать таким образом, чтобы они находились в устойчивом положении.
3.11.Необходимо постоянно контролировать исправность системы блокировок, сигнализации, конечных выключателей, цепей, крюков и приспособлений для подвешивания деталей и надежность их крепления.
3.12.Чистку и ремонт оборудования, содержащего остатки органических растворителей, следует производить после продувания его воздухом или паром до полного удаления паров растворителей. При продувке необходимо включить вентиляционные устройства, предотвращающие загрязнение воздуха помещения парами органических растворителей.
3.13.Не допускать к работе на установке очистки органическими растворителями посторонних лиц.
3.14.Переносить продукты и сырье следует только в исправной таре. Не допускается загрузка тары сверх разрешенной инструкцией массы.
3.15.При приготовлении моющих растворов следует применять только разрешенные органами здравоохранения моющие средства.
3.16.При появлении напряжения ("бьет" током) на корпусе оборудования, кожухе пускорегулирующей аппаратуры, возникновении постороннего шума, запаха горящей изоляции, самопроизвольной остановке или неправильном действии механизмов и элементов оборудования его следует остановить (выключить) кнопкой "Стоп" выключателя и отключить от электрической сети с помощью пускового устройства. Сообщить об этом непосредственному руководителю и до устранения неисправности не включать.
3.17.При применении воды для удаления пыли со стен, окон и конструкций электрические устройства во время уборки необходимо отключить от электрической сети.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1.При возникновении поломок оборудования необходимо:
прекратить его эксплуатацию, а также подачу к нему электроэнергии, газа, воды, сырья;
доложить о принятых мерах непосредственному руководителю или работнику, ответственному за безопасную эксплуатацию оборудования, и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2.В случае аварии необходимо:
оповестить об опасности окружающих работников, доложить непосредственному руководителю о случившемся и действовать в соответствии с планом ликвидации аварий;
при несчастных случаях следует оказать пострадавшему доврачебную помощь и по возможности сохранить обстановку, в которой произошел несчастный случай (если это не угрожает окружающим).
4.3.При поражении электрическим током необходимо принять меры к скорейшему освобождению пострадавшего от действия тока и оказать ему доврачебную помощь.
4.4.При захвате вращающимися частями машин, стропами, грузовыми крюками или другим оборудованием частей тела или одежды подать сигнал о прекращении работы и по возможности принять меры к остановке машины (оборудования). Не следует пытаться самостоятельно освободиться от захвата, если есть возможность привлечь окружающих.
4.5.При возникновении пожара необходимо:
прекратить работу;
отключить электрооборудование;
сообщить непосредственному или вышестоящему руководителю о пожаре и вызвать пожарную охрану;
по возможности принять меры по эвакуации людей и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1.Выключить установку и другое оборудование.
5.2.Отключить вентиляцию.
5.3.Отключить электрооборудование от сети.
5.4.Закрыть краны паропровода, воздухопровода и водопровода.
5.5.Перед сдачей смены проверить исправность установки и занести результаты проверки в журнал приема и сдачи смены, сообщить руководителю о неисправностях.
5.6.Привести в порядок рабочее место, сложить инструменты и приспособления в инструментальный ящик.
5.7.Снять спецодежду и другие средства индивидуальной защиты и повесить их в специально предназначенное место.
5.8.Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, принять душ
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Билеты по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования. Электрогазосварщик.
Для проверки теоретических знаний по курсу "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования. Электрогазосварщик"...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 04. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО) по профессии Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)(ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.14 Монт...
Рабочая программа ОУП.06 Физическая культура по профессии 08.01.14 Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
Предмет ОУП.06 Физическая культура изучается на базовом уровне. Содержание предмета направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. ...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ профессиональная подготовка по профессии: 14621 «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
Цель программы: профессиональное обучение лиц, ранее не имеющих профессии рабочего или должности служащего, формирование у слушателей профессиональных знаний, умений и навыков с целью получения профес...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ профессиональная переподготовка по профессии: 14621 «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
Цель программы: профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения профессии рабочего или должности служащего по профессии «Монтаж санитарно...
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ повышение квалификации по профессии: 14621 «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
Цель программы: программа повышения квалификации рабочих направлена на обучение в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего бе...