Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап» Дисциплина: «История»
методическая разработка по теме
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»
Дисциплина: «История»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
начальный период Великой Отечественной войны | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Колледж сферы услуг №3
Методическая разработка
Методическая разработка комбинированного занятия по теме: «Великая Отечественная война. Начальный этап»
Дисциплина: «История»
Специальность: 260807.01Повар, кондитер
Рассмотрена и одобрена:
На заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол №
Председатель ПЦК Маслова И.В.
Утверждаю:
Оглавление:
Пояснительная записка …………………………… 4
План учебного занятия ……………………… 5
Ход занятия ……………………………………… 6
Структура занятия ………………………………… 16
Кроссворд…………………………………………….. 17
Пояснительная записка.
Методическая разработка занятия по теме: Великая Отечественная война. Начальный период» отражает реализацию программы история по профессии «повар, кондитер».
Главная цель занятия: повторение материала по предыдущей теме «СССР накануне Второй Мировой войны», изучение основных событий, происходящих в первые месяцы войны, причины поражения Красной Армии, меры по мобилизации страны, даты основных сражений.
Тип учебного занятия – комбинированный урок, с использованием ИКТ.
В ходе урока учащиеся имеют возможность повторить пройденный материал, изучить события первого периода войны. В ходе самостоятельной работы учащиеся готовят сообщения, и представляют их, используя презентацию.
Такой вид работы позволяет учащимся изучить события Великой Отечественной войны, развитие самостоятельности и творческих навыков при подготовке сообщений, воспитать у учащихся чувство патриотизма за своё Отечество.
Для контроля полученных знаний используются несколько видов заданий:
1) Вопросы для устного ответа;
2) Кроссворд для письменной работы.
План
открытого учебного занятия
Профессия: повар, кондитер
Курс 2 группа 203
Тема: «Великая Отечественная война. Начальный период».
Цели занятий:
Образовательные: повторение материала по предыдущей теме «СССР накануне Второй Мировой войны», изучение основных событий, происходящих в первые месяцы войны, причины поражения Красной Армии, меры по мобилизации страны, даты основных сражений.
Развивающие: развитие самостоятельности и творческих навыков при подготовке сообщений.
Воспитывающие: воспитать у учащихся чувство патриотизма за своё Отечество.
Тип занятия: комбинированный с использованием ИКТ
Задачи урока:
- Определить международное положение СССР накануне войны.
- Выявить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.
- Дать оценку действиям советского руководства.
- Разобрать примеры мужества советского народа.
- Подвести итоги начального периода войны.
Материально – техническое оснащение: проектор, компьютер, проекционный экран.
Ход урока.
- Организационная часть: проверка наличия учащихся.
- Начало демонстрации презентации – «Обращение к советскому народу о начале Великой Отечественной войны».
- Сообщение темы урока и целей урока.
План урока.
1.Вторжение. Причины поражения Красной Армии
2. Мобилизация страны
3.Героизм советских людей на фронте.
4.Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
5.Битва под Москвой.
Методическое обеспечение урока:
I. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме – преподаватель задает вопросы, учащиеся отвечают на вопросы:
Задача этапа: повторить материал по теме « СССР накануне войны».
Метод обучения: словесный, демонстрационный.
Форма обучения индивидуальная.
Деятельность преподавателя: демонстрация слайда – план «Барбаросса», дополняет ответы учащихся.
Деятельность учащихся – отвечают на вопросы.
Слайды 5 – 6
- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 г.
- Когда немецкое командование под руководством А. Гитлером начало разрабатывать план нападения на СССР.
- Явились ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства.
- Почему И. В. Сталин не прислушался к предупреждению советских разведчиков.
Ответы:
1. 1 сентября 1939 года – начало второй Мировой войны к лету 1941 года были захвачены: Польша( 1939), Дания, Норвегия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Югославия, Греция. Практически вся Европа находилась под контролем Германии.
2. Летом 1940 года немецкое командование начинает разработку плана нападения на СССР – « Барбаросса», который Гитлер решил применить после разгрома Англии; утвердил план « Барбаросса» в декабре 1940 года. Цель: молниеносная война – блицкриг, разгром советских войск с помощью применения авиации, танковых войск, внезапностью нападения, выход к линии Архангельск – Волга – Астрахань. Сосредоточение основных немецких войск у границы с СССР.
Группа армии « Север» - разбить советские дивизии в Прибалтике, под Ленинградом.
Группа армии « Центр» - уничтожение советских сил в Белоруссии, взятие Москвы.
Группа армии « Юг» - разгромить советские войска на Украине.
Итог: 1942 год – достичь Ирана, захватить Индию, заставить Англию капитулировать.
Дата нападения на СССР – май 1941 года, окончательное наступление 22 июня 1941 год.
3. Приготовления Германии к войне не были секретом для руководства СССР: стягивались войска к границе, самолеты находились на необорудованных аэродромах, техника размещалась под открытым небом.
4. Сталин сомневался в достоверности информации о вторжении Германии в Советский Союз, надеялся оттянуть войну до 1942 года, чтобы лучше к ней подготовиться. На провокации со стороны немецких войск Сталин потребовал не отвечать, надеясь предотвратить войну. Также руководство страны предполагало, что Гитлер не начнет войну, пока не покорена Англия.
II. Сообщение нового материала.
Задача этапа: дать определение понятию Великая Отечественная Война, назвать основные этапы войны, причины поражения Красной Армии. Подвиг советского народа в первые месяцы войны. Значение Смоленской битвы и битвы под Москвой.
Метод обучения: словесный, наглядный – демонстрационный.
Форма обучения: коллективная.
Деятельность преподавателя: объяснения темы, демонстрация карт боевых действий в первые месяцы войны.
Деятельность учащихся: запись темы в тетрадь, запись периодов войны, сообщения подготовленных докладов.
Слова преподавателя:
«22 июня начинается вторжение Германии и союзников на территорию СССР без объявления войны, наступление начинается на фронте от Северного Ледовитого океана до Черного моря. С первых минут немецкие войско нанесли тяжелые удары по советским войскам. Были уничтожены большая часть самолетов и танков. Немцы получили преимущество за счет тактики блицкриг.
Север- советские войска оставили Лиепаю- военно – морскую базу.
Центр – германские войска углубились на 600 км вглубь страны;
Юг – Луцк, Дубно и Берестечко – задержав на некоторое время противника, советские войска вынуждены были отойти.»
Далее преподаватель говорит о потерях в первые месяцы войны среди Красной Армии, соотношении немецких войск и войск СССР. На экране идет проекция слайда.
Периодизация войны – учащийся, используя материал слайда, называют периоды войны.
Преподаватель, используя, слайд, рассказывает, какие территории заняты немецкими войсками, основные операции в летне – осеней кампании.
Называет причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны, на экране в этот момент проектируется одноименный слайд.
2. Рассматривая вопрос, преподаватель обращает внимание учащихся на мобилизацию всех ресурсов в стране: «Нападение Германии оказалось неожиданным для советского руководства. Несмотря на тяжелое положение в стране идет мобилизация всех ресурсов для отпора нападения врага.»
С помощью слайда преподаватель объясняет учащимся о мерах, направленных на мобилизацию страны.
«Кроме мер, направленных на укрепление власти в стране, переводе всей промышленности на военные рельсы, в стране происходит рост патриотического движения, люди записываются добровольцами на фронт.»
3. Рассматривая вопрос, преподаватель говорит о героическом сопротивлении Красной Армии. Сопротивление врагу приобретает массовый характер. Первый кто встал на пути у немецкой армии – защитники Брестской крепости.
( на экране идет показ слайдов защитников Бреста, звучит песня: «Священная война»).
Учащиеся используют подготовленные доклады о защитниках Бреста, обороне Севастополя, Моонзундской операции.
Моонзу́ндская оборони́тельная опера́ция (6 сентября — 22 октября 1941 года) — оборона советскими войсками Моонзундских островов от немецких войск во время Великой Отечественной войны. Соответствующая немецкая наступательная операция называлась «Беовульф» (нем. Unternehmen Beowulf).
Боевые действия с 6 сентября по 22 октября 1941
Сразу после начала войны немецкие лётчики совершали полёты вглубь советской территории, вплоть до Москвы. Во второй половине июля налёты стали массовыми. При этом немцы считали, что угрозы ответных налётов со стороны советской авиации не существует.
Советское командование решило это опровергнуть и попытаться деморализовать немцев. Для решения задачи из состава 1-го минно-торпедного полка ВВС КБФ было отобрано 10 самолетов ДБ-3 под командованием командира полка Евгения Николаевича Преображенского. Затем авиагруппа была увеличена до 33 самолетов. На базе ВВС Красной Армии была сформирована 81-я авиационная дивизия бомбардировочной авиации дальнего действия в составе 432, 433-го бомбардировочных авиаполков, вооруженных четырехмоторными самолетами ТБ-7. Эта авиадивизия была создана для ударов по глубокому тылу противника. Считается, что именно она послужила базой для создания авиации дальнего действия.
Разведывательный полёт был осуществлён в ночь на 5 августа — 5 самолетов ДБ-3 с острова Эзель (Сааремаа) успешно произвели пробный полет на Берлин.
8 августа 15 самолетов нанесли ночью первый бомбовый удар по Берлину. Все самолеты благополучно возвратились на аэродром Кагул.
Повторный налёт был произведён в ночь на 9 августа. Не обошлось без потерь. Так, самолёт ТБ-7 командира М. В. Водопьянова был подбит и совершил вынужденную посадку.
Налёты повторялись до начала осени (5 сентября), когда снабжение авиагруппы стало невозможным в связи с перебазированием КБФ из Таллина в Кронштадт.
Всего на Берлин было произведено десять налетов, сброшено более 36 т. бомб, вызвавших 32 пожара. Потери КБФ составили в общей сложности 17 самолётов.
Многие из участников полетов были награждены гос. наградами, а Е. Н. Преображенский, П. И. Хохлов, В. А. Гречишников, А. Я. Ефремов, В. И. Малыгин, М. П. Плоткин и В. И. Щелкунов были удостоены звания Героя Советского Союза.
За лето немцы успели продвинуться вглубь территории СССР, заняли Прибалтику. К началу осени Моонзундский архипелаг оказался в глубоком тылу у немцев. Немецкое командование предприняло попытку занять острова.
Силы сторон
Острова обороняли 3-я отдельная бригада8-й армии Ленинградского фронта и части береговой обороны Балтийского флота (всего около 24 тыс. человек). Береговая артиллерия имела 16 батарей (55 орудий калибра 100—180 мм). На аэродроме острова Сааремаа находилось 12 истребителей. На островах базировались 6 торпедных катеров, 17 тральщиков и несколько мотоботов. Руководил обороной комендант береговой обороны Балтийского района генерал-майор А. Б. Елисеев. Для захвата архипелага немецкое командование привлекло 61-ю и 217-ю пехотные дивизии, инженерные части, артиллерию и авиацию (свыше 50 тыс. человек). Войска поддерживали 3 крейсера и 6 миноносцев.
Проведение операции
- 6 сентября немцы с побережья Эстонии начали боевые действия по захвату Моонзундских островов. В тот же день советские береговые батареи острова Осмуссаар отразили попытку высадки вражеского десанта.
- 8 сентября немцам удалось высадиться на острове Вормси и захватить его после трехдневных боев.
- 14 сентября началась высадка войск противника на остров Муху, гарнизон которого оборонялся 4 суток.
- 17 сентября развернулись бои на острове Сааремаа. Советское командование, не имея возможности задержать наступление врага на широком фронте, отвело войска на удобный для обороны полуостров, где были подготовлены оборонительные позиции. Упорные бои здесь продолжались около 2 недель. В ночь на 3 октября небольшая часть гарнизона полуострова Сырве была эвакуирована на остров Хийумаа.
- 12 октября немцы высадились и на этот остров, где также развернулись ожесточенные бои. По приказу Военного совета Балтийского флота гарнизон острова Хийумаа 19-22 октября частично был эвакуирован на полуостров Ханко.
Итог
Советские войска упорной обороной островов препятствовали действиям немецкого флота в Рижском и Финском заливах, отвлекли значительные силы противника, ослабив тем самым его группировку, наступавшую на Ленинград.
Оборона Севастополя (1941—1942)
Штурм начался 7 июня. Упорная борьба и контратаки защитников продолжались более недели. В атакующих немецких ротах осталось, в среднем по 25 человек. Перелом наступил 17 июня: На южном участке атакующие заняли позицию, известную как «орлиное гнездо» и вышли к подножию Сапун-горы. На северном участке был захвачен форт «Сталин» и подножие Мекензиевых высот. В этот день пало ещё несколько фортов, включая «Максим Горький-1».
С этого момента немецкая артиллерия могла обстреливать Северную бухту и подвоз подкреплений и боеприпасов стал невозможен. Однако внутреннее кольцо обороны ещё сохранилось и лобовой штурм не предвещал немцам ничего хорошего. Манштейн принял решение атаковать внутреннее кольцо не в лоб с юго-востока, а во фланг с севера, для чего предстояло переправиться через Северную бухту. Южный берег бухты был сильно укреплён, и десант представлялся практически невозможным, именно поэтому Манштейн решил сделать ставку на неожиданность. В ночь с 28-го на 29-е июня без артиллерийской подготовки передовые части 30-го корпуса на надувных лодках скрытно переправились через бухту и внезапно атаковали. 30 июня пал Малахов Курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Октябрьский получил разрешение Ставки ВГК на эвакуацию. План эвакуации предусматривал вывоз только высшего и старшего командного состава армии и флота, партактива города. Картина не поддающаяся описанию. Малая часть, смогли уйти на лёгких плавсредствах Черноморского флота. Последние защитники Севастополя погибали в боях на мысе Херсонес. По ночам люди искали боеприпасы, пили морскую воду... Ужас добивания продолжался и после 4 июля. Среди командиров обороны стоит запомнить эти имена - начальник штаба Береговой обороны Иван Кобалюк и комиссар авиачастей Борис Михайлов - они не бросили солдат, не стали "эвакуироваться" - остались и приняли смерть в бою. И вечная им память.
Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё 3 дня. Немецкий генерал Курт фон Типпельскирх заявил о захвате на мысе Херсонес 100 тыс. пленных, 622 орудий, 26 танков и 141 самолётов[17][18], однако по советским архивным данным число пленных не превышало 78 230 человек[18], а захвата авиационной техники не было: остававшиеся в строю на момент 3-го штурма самолёты были частично передислоцированы на Кавказ, частично сброшены в море и затоплены[18]. В период с 1 по 10 июля 1942 года из Севастополя всеми видами транспортных средств было вывезено 1726 человек, в основном командно-политический состав армии и флота.[19].
За взятие Севастополя командующий 11-й армией Э. фон Манштейн получил звание фельдмаршала, а весь личный состав армии — специальный нарукавный знак «Крымский щит»
Оборона Брестской крепости
Ночью на 23 июня, отведя войска на внешние валы крепости, немцы начали артобстрел, в перерывах предлагая гарнизону сдаться. Сдалось около 1900 человек. Но, тем не менее, 23 июня остававшимся защитникам крепости удалось, выбив немцев из примыкающего к Брестским воротам участка кольцевой казармы, объединить два наиболее мощных из остававшихся на Цитадели очагов сопротивления — боевую группу 455 сп, возглавляемую лейтенантом Виноградовым и капитаном Зубачевым, и боевую группу т. н. «Дома офицеров» (подразделениями, сосредоточившимся здесь для намечаемой попытки прорыва, руководили полковой комиссар Фомин, старший лейтенант Щербаков и рядовой Шугуров (ответственный секретарь комсомольского бюро 75 отдельного разведывательного батальона)).
Встретившись в подвале «Дома офицеров», защитники Цитадели попытались скоординировать свои действия: был подготовлен датированный 24 июня проект «Приказ № 1», в котором предлагалось создать сводную боевую группу и штаб во главе с капитаном Зубачевым и его заместителем полковым комиссаром Фоминым, подсчитать оставшийся личный состав. Однако на следующий же день внезапной атакой немцы ворвались в Цитадель. Большая группа защитников Цитадели во главе с лейтенантом Виноградовым пыталась прорваться из Крепости через Кобринское укрепление. Но это окончилось неудачей: хотя группе прорыва, разделившейся на несколько отрядов, удалось вырваться за главный вал, её бойцы были пленены или уничтожены подразделениями 45-й пд, занимавшими оборону у огибавшего Брест шоссе.
К вечеру 24 июня немцы овладели большей частью крепости, за исключением участка кольцевой казармы (Дом офицеров) возле Брестских (Трехарочных) ворот Цитадели, казематов в земляном валу на противоположном берегу Мухавца (т. наз. п. 145) и расположенного на Кобринском укреплении т. н. «Восточного форта» (его обороной, состоявшей из 400 бойцов и командиров Красной Армии, командовал майор П. Гаврилов). В этот день немцам удалось пленить 1250 защитников Крепости. Последние 450 защитников Цитадели были пленены 26 июня после подрыва нескольких отсеков кольцевой казармы «Дома офицеров» и п. 145, а 29 июня, после сброса немцами авиабомбы весом в 1800 кг, пал Восточный форт. Однако окончательно зачистить его немцам удалось лишь 30 июня (из-за начавшихся 29 июня пожаров). 27 июня немцы начали использовать артиллерию калибра 600-мм Karl-Gerät, стрелявшую бетонобойными снарядами весом более 2-х тонн и фугасными массой 1250 кг. После разрыва снаряда 600-мм орудия образовывались воронки диаметром 30 метров и наносились ужасающие травмы защитникам, включая разрыв легких у тех, кто скрывался в подвальных помещениях крепости, от ударных волн.[1]
Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы, собиравшиеся в группы и вновь рассеивавшиеся и погибавшие, либо пытавшиеся прорваться из крепости и уйти к партизанам в Беловежскую пущу (некоторым это удалось). Гаврилов был пленен раненым в числе последних — 23 июля. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. Суммарные потери немцев в Брестской крепости составили до 5% от общих потерь Вермахта на Восточном фронте за первую неделю войны.
4.На этом этапе преподаватель раскрывает причины и значение победы под Ельней – предотвращение дальнейшего продвижения немецких войск на Восток, поднятие морального духа, способность побеждать немецкую армию. Также преподаватель говорит о катастрофе на Украине, где в результате просчетов в окружение попали 4 армии.
5. Рассматривая вопрос, учащиеся записывают в тетрадь даты обороны и наступления под Москвой. Преподаватель говорит о важности сдерживания врага на подступах к Москве.
Учащийся делает доклад о подвиге героев – панфиловцев.
Преподаватель говорит о причинах победы Красной Армии под Москвой, и значении победы.
Слайды 7- 26.
В заключении преподаватель говорит о тяжелых потерях в первые месяцы войны, о принятых мерах по мобилизации войны, в результате сдерживании немецких войск произошло крушение плана молниеносной войны.
Слайд- 27.
III. Закрепление нового материала.
Задача этапа: закрепление основных понятий, дат, событий
Метод обучения: словесный, наглядно – демонстрационный, практический.
Форма обучения: индивидуальная.
Деятельность преподавателя: объясняет учащимся о выполнении задания, используя слайд с вопросами для повторения. Также преподаватель раздает задания с кроссвордом.
Деятельность учащихся: выполняют задания самостоятельно.
Слайд – 28.
IV. Итог урока. Домашнее задание.
Задача этапа: подведение итогов самостоятельной работы, закрепление основных понятий, дат.
Форма обучения: индивидуальная, коллективная.
Деятельность преподавателя: подведение итогов, сообщение оценок за урок, сообщает домашнее задание.
Деятельность учащихся: запись домашнего задания.
Структура занятия
№ п/п | Этапы занятия | Методы и приемы | Время, (мин) |
1. | Организационная часть | Мотивация | 3 |
2. | Ответы на вопросы предыдущей темы | Постановка проблемы | 5 |
3 | Сообщение нового материала | Информация | 15 |
4 | Подготовка дополнительного материала, сообщений | Выполнение самостоятельного задания | 5 |
5 | Закрепление знаний. Ответы на вопросы и кроссворд. | Выполнение самостоятельных заданий | 8 |
6 | Рефлексия. Подведение итогов занятия | Рефлексия | 6 |
7 | Домашнее задание | Информация | 3 |
Кроссворд
1. Название германского плана по нападению на СССР.
2. Командующий группой армии «Центр».
3. Какой город героически оборонялся с июня по сентябрь 1941 года.
4. Первая победа советских войск под городом…
5. Командующий Калининским фронтом.
6. Крепость, защитники которой оказывали сопротивление немецким войскам до августа 1941 года.
1 | 6 | 2 | 3 | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
| 5 | |||||||||
|
|
|
| |||||||||
|
|
| ||||||||||
| 4 |
|
|
|
|
| ||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стержневые линии в преподавании темы "Великая Отечественная война 1941-1945 гг". Презентация
Данная презентация создана в помощь учителю истории. Материал можно использовать при планировании уроков по теме "Великая Отечественная война". Весь материал темы нашел отражение в стержневых линиях. ...
Разработка классного часа на тему : " Великая Отечественная война в литературных произведениях"
В данной публикации излагается ход урока по теме Великой Отечественной войны в литературных произведениях...
Презентация классного часа на тему: "Великая Отечественная война в литературных произведениях"
В данной презентации изложен материал на тему Великой Отечественной войны, представлены краткие биографии поэтов...
Методическая разработка открытого учебного занятия на тему "Великая Отечественная война. Страницы военной истории"
Методическая разработка содержит развернутый конспект проведения учебного занятия по дисциплине "История", по типу студенческой научно-практической конференции, на тему " Великая Отечес...
Методическая разработка учебного занятия «Своя игра «75-летие победы в Великой Отечественной войне» По дисциплине «История»
Данная методическая разработка адресуется студентам, преподавателям, классным руководителям, всем читателям, которые интересуются историей Великой Отечественной войны....
Тест по истории на тему "Великая Отечественная война"
Данный материал предназначен для проверки знаний по дисциплине "История" у студентов 1-2 курсов....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:"Великая Отечественная война в судьбе моей семьи"
Война -очень страшное слово. Это короткое слово, но, сколько горя, страдания,страха, слез, разрухи, голода и смерти она прине...