Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы»
методическая разработка

Гиба Татьяна Андреевна

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомендована для преподавателей экономических и бухгалтерских дисциплин, молодых преподавателей с целью повышения качества и успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_ekonomika_bezrabotitsa.docx348.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«БРЮХОВЕЦКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика

на тему «Понятие, виды и причины безработицы»

G:\100D5100\DSC_0078.JPG

Выполнила:

преподаватель экономических и бухгалтерских

дисциплин ГБПОУ КК «БАК»

Гиба Татьяна Андреевна

2021 г.

Рассмотрено

УМО ЭБД

№ _____  от ___________ г.

Председатель УМО ЭБД

________________ Л.Н. Компаниец

Методическая разработка комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы» рекомендована для преподавателей экономических и бухгалтерских дисциплин, молодых преподавателей с целью повышения качества и успеваемости.

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение

4

1 Подготовка к уроку

6

2 Методика проведения урока

6

Заключение

11

Список использованных источников и литературы

12

Приложения

13

Приложение 1

13

Приложение 2

15

        

ВВЕДЕНИЕ

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого урока с применением технологии критического мышления по дисциплине ОДП 13 Экономика на тему «Понятие, виды и причины безработицы».

Целью занятия является ознакомление с понятием видами и причинами безработицы. Задачи: ознакомиться с понятием безработицы; изучить виды безработицы; изучить причины безработицы; ознакомиться с последствиями безработицы

Актуальность технологии критического мышления состоит в ее целях -  научить обучающегося самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение

В настоящее время студентов нелегко мотивировать, поэтому приходится постоянно придумывать, как их заинтересовать. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов.

Люди, мыслящие критически – уверены  в себе, целеустремлены, менее чувствительны к манипуляциям, более защищены в своей системе убеждений. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Обучение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск обучающимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая студентов думать подобным образом, преподаватель тем самым поощряет их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.

Представленный методический материал оказывает помощь преподавателю в подготовке к проведению уроков, а также знакомит с принципами, формами, методами организации учебного процесса.

1.         Подготовка к уроку:

  1. Продумывается тема урока согласно календарно-тематического плана;
  2. Группа оповещается о дате и теме открытого урока. Необходимо напомнить о том, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятие подготовленными, не опаздывать. Так же студенты предупреждаются о том, что на уроке будут присутствовать гости;
  3. Группа разбивается на пары;
  4. Разрабатываются задания для проверки домашнего задания (прием «угадай ключевое слово»);
  5. Разрабатывается лекция и авторская мультимедийная презентация;
  6. Подбираются формы и методы обучения в соответствии с выбранной технологией критического мышления;
  7. Разрабатываются критерии оценки знаний;
  8. Подготавливается ведомость для выставления оценок на уроке;
  9. Разрабатывается поурочный план;
  10. Непосредственно перед занятием подготавливается аудитория, необходимо подготовить мультимедийный проектор и доску для приема «ЗХУ».

2.         Методика проведения урока

2.1.         Организационный момент

На интерактивной доске на первом слайде написана тема урока, дата.

Преподаватель здоровается со студентами, разрешает им сесть, затем делает перекличку и отмечает в журнале отсутствующих.

Создание рабочего микроклимата. Преподаватель делает акцент на том, что обучающиеся работают в парах, они не должны мешать друг другу, в целом рабочий шум допускается в пределах норм.

Преподаватель озвучивает тему урока, выводит на экран второй слайд, где отражены цели и задачи, которые так же озвучиваются. Преподаватель отмечает, что полученные знания смогут пригодиться в дальнейшей жизни для отслеживания состояния рынка труда, востребованности выбранной профессии бухгалтер.

Сообщение системы оценки знаний.

На экран выводится третий слайд, на котором описывается критерии оценки: в течение всего урока студенты за каждый этап урока получать плюсики в ведомость. Всего этапов урока 4: домашнее задание; корзина идей, метод «Знаю-Хочу знать-Узнаю», синквейн. 4 плюса – это оценка 5, 3 плюса – оценка 4 и 2 плюса – это оценка 3.

2.2.         Актуализация опорных знаний

Парный метод с приемом «Угадай ключевое слово». Заранее составляются задания для проверки знаний по теме «Основные формы оплаты труда». Задание включает в себя восемь вопросов, которые нужно вписать в клеточки. Для того, чтобы получить ключевое слово, нужно правильно ответить на восемь заданий и вписать в ключевое поле первые буквы ответов. Данное задание разъясняется студентам, после чего они попарно начинают его выполнять, каждый ряд получает по одному бланку. Когда бланк с заданием достигает конца ряда, его передают на первую парту. В данном случае было три ряда по четыре парты. Каждая парта сделала по два задания.

Когда ключевое слово получено, бланк ответов передается преподавателю, выставляются плюсы в ведомость, подводятся итоги, обговариваются вопросы, вызвавшие затруднения.

2.3.         Основная часть: вызов

На этой фазе возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо и т.д.

В данном случае использован прием «Корзина идей». На экран выводится слайд, кратко объясняется в чем сущность приема и студенты начинают выполнение. Далее предлагается с соседом быстро обсудить свои корзины, выбрать по одному пункту и сообщить преподавателю, при этом термины, факты и т.д. не должны повторяться. Преподаватель записывает сказанное на отдельной доске.

Этот метод вызывает из памяти учащихся все, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

Данный метод позволяет структурировать и систематизировать изучаемый материал. При применении таблицы «ЗХУ» в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. В ходе заполнения таблицы студенты учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

2.4.         Основная часть: осмысление

На стадии осмысления происходит работа с новой информацией, используется прием «ЗХУ». Колонку «знаю» студенты заполнили в процессе составления корзины идей, теперь предлагается добавить колонку «хочу узнать». Обучающиеся записывают все в колонку и сообщают преподавателю. Преподаватель кратко записывает информацию на доске рядом с терминами из корзины идей.

Далее преподаватель выдает новый материал, опираясь на колонку «хочу узнать», а студенты по ходу урока делают записи в колонке «узнали».

2.5.         Основная часть: рефлексия

На стадии рефлексии происходит присвоение новых знаний, размышление, собственное отношение к изучаемому материалу. Проверяется заполненость колонки «узнал», используется прием «синквейн».

На доску выводится слайд с примером синквейна, объясняется методика его написания. Затем каждый студент пишет в тетради синквейн к слову «безработица», обсуждает его с соседом и каждая парта выбирает один и зачитывает.

Хотя синквейн имеет простую форму представления, он является мощным инструментом для рефлексии. С помощью синквейна можно резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Он является эффективным, динамичным приемом, позволяющим преподавателю получить своевременные сигналы о работоспособности обучающихся на уроке, об их эмоциональном восприятии.

2.6.         Подведение итогов и выставление оценок

На подведении итогов используется фронтальный метод. Преподаватель сообщает, что урок цели достиг, все хорошо поработали и теперь пришло время поощрить студентов хорошими оценками.

Зачитывается количество плюсов в ведомости и в соответствии с этим выставляются оценки.

2.7.         Выдача домашнего задания:

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

На экран выводится шестой слайд презентации, на котором написано домашнее задание. Выдается задание из основного учебника и их учебника электронной библиотеки.

Заключение

Делая анализ проведенного открытого урока, можно сделать вывод, что урок цели достиг, был интересным, наблюдалась высокая активность студентов, обратная связь, большая часть заданий выполнялась студентами самостоятельно, заявленная образовательная технология критического мышления позволила добиться высокой результативности.

Данная технология позволила обучающимся повысить эффективность восприятия информации, повысила интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, развивает умение критически мыслить, умение работать в сотрудничестве с другими, повысить качества образования.

Технология критического мышления развивает мыслительные навыки обучающихся, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)

Использование различных методов позволило сделать урок более интересным и заинтересовать студентов.

Результативность урока: Качество – 100%, Успеваемость - 100%

Список использованных источников и литературы

  1.  Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах: учебное пособие — Москва: Русайнс, 2018. — 94 с.
  2. Бойченко Г.Н. , Кундозерова Л.И. Психология и педагогика: курс лекций — Москва: Интуит НОУ, 2016. — 279 с. 
  3. Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 —11 классов. — М., 2017.
  4. Куликов Л.М.  Основы экономической теории: учебное пособие — Москва: КноРус, 2018. — 247 с. 
  5. Липсиц И.В.  Экономика: учебник — Москва: КноРус, 2018. — 277 с.
  6. Носова С.С.  Основы экономики (СПО). Учебник: учебник — Москва: КноРус, 2019. — 312 с.
  7. Павелко Н.Н. , Павлов С.О. Психология и педагогика: учебное пособие — Москва: КноРус, 2018. — 495 с.
  8. Самыгин С.И. , Столяренко Л.Д. Психология и педагогика : учебное пособие— Москва: КноРус, 2018. — 474 с. 
  9.  Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
  10. Шимко П.Д.  Основы экономики: учебник — Москва: КноРус, 2017. — 291 с.

Приложение 1

Группа

Дата

План

часового занятия № 38

УД, МДК ОДП 13 Экономика

наименование

Тема урока  Понятие, виды и причины безработицы

Время 1 час

Вид занятия Комбинированный урок

Тип урока, применяемая современная образовательная технология критического мышления

Цель занятия

Учебная Познакомиться с понятием, видами и причинами безработицы

Воспитательная Воспитывать положительное отношение к знаниям, умению, трудовую дисциплину, дисциплинированность, готовность к социальному общению

Развивающая Развивать мыслительные навыки, умения аналитического мышления, анализировать различные стороны явлений

Деятельностная Умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей.

Межпредметные связи

Обеспечивающие, Основы бюджетной грамотности

Обеспечиваемые Анализ хозяйственной деятельности, Финансы, денежное обращение и кредит

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздаточный материал: бланки-задания

Учебные места (для ПЗ, ЛЗ) Аудитория 45

Литература:

Основная:

А.И. Гомола, В.Е.Кириллов, П.А. Жанин Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Учебник Рекомендовано УМО – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352с.

Дополнительная:

  1. Официальный сайт Сбербанка и Региональных банков
  2. Министерство финансов РФ. Официальный сайт / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http://http://www1.minfin.ru, http://info.minfin.ru/.
  3. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. — Москва: КноРус, 2018. — 277 с. — Для СПО. — ISBN 978-5-406-06287-6.
  4. Основы экономической теории : учебное пособие / Л.М. Куликов. — Москва : КноРус, 2018. — 247 с. — СПО. — ISBN 978-5-406-03214-5.
  5. Основы экономики. Практикум (СПО). Учебное пособие : учебное пособие / П.Д. Шимко. — Москва: КноРус, 2018. — 199 с. — ISBN 978-5-406-06515-0.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемента

Элементы занятия, учебные вопросы

формы и методы обучения

время

1.

Организационная часть

1.1. Взаимное приветствие,

1.2. Проверка посещаемости,

1.3. Создание рабочей атмосферы

1.4. Сообщение темы занятия, постановка целей, задач

1.5. Система оценки знаний

Беседа

3 мин.

2.

Актуализация опорных знаний

2.1. Опрос по теме «Основные формы оплаты труда»

Парный метод с приемом «Угадай ключевое слово»

7 мин.

3.

Основная часть:

Вызов:

3.1. Мотивация на лучшее усвоение

Объяснительно-иллюстрационный индивидуальный с приемом «Корзина идей»

4 мин.

Осмысление:

Выдача нового материала по плану урока:

3.2.Понятие безработицы

3.3. Виды безработицы

3. 4. Причины безработицы

Объяснительно-иллюстрационный с приемом «ЗХУ»

22 мин.

Рефлексия:

3.5 Закрепления полученных знаний по теме «Понятие, виды и причины безработицы»

Индивидуальный метод с приемом

«Синквейн»

5 мин.

4.

Подведение итогов урока и выставление оценок

Фронтальный метод

2 мин.

5.

Задание на дом

Л. 1. Стр. 167-169

Фронтальный метод

2 мин.

 

Приложение 2

Карточка для проверки домашнего задания

  1. заработная плата представляет собой выплаты за неотработанное время, предусмотренные трудовым законодательством?

1

  1. относится заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ?

2

  1. форма оплаты труда применяется тогда, когда можно учитывать количественные показатели результата труда?

3

  1. это таблица с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого, низшего разряда?

4

  1. начисление вознаграждения за выполнение комплекса трудовых действий в оговоренный срок-  форма оплаты труда?

5

  1. это размер оплаты за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени?

6

  1. Временное освобождение от работы для отдыха, являющееся выплатами за неотработанное время?

7

  1. расходы работодателей на социальное обеспечение; расходы на профессиональную подготовку; расходы на социальные услуги называются?:

8

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

1

2

3

4

5

6

7

8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике

Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...

Методическая разработка комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на тему: «Планирование расходов семейного бюджета»

В данной методической разработке представлен опыт проведения комбинированного открытого практического занятия с применением коллективной технологии обучения по ОГСЭ.05 Основы бюджетной грамотности на ...

Открытый урок с применением технологии дистанционного обучения

Технологическая карта урока по теме "Способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитному договору."...

Открытый урок с применением технологии дистанционного обучения

Технологическая карта урока по теме "Конверсионные операции"...

Открытый урок с применением технологии игрового обучения

технологическая карта урока по теме " Мультвалютный вклад"...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...

Методическая разработка урока по математике с применением технологии критического мышления: «Показательные уравнения»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения урока связанного с определением показательного уравнения и основными методами решения простейших показательных уравнений....