Доклад "Основные требования к материально-техническому оснащению столярных мастерских"
материал на тему

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 190

Основные требования к материально-техническому

 оснащению столярных мастерских

(Доклад к инструктивно-методическому совещанию)

Докладчик:

Мастер п\о Крупко Б.В.

п. Каменский, 2016


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские

Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка столяров, токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение.

Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов. 

Столярная мастерская предназначена для проведения производственного обучения по профессии «Столяр строительный».

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских,  от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.

Рабочее место учащегося

Рабочее место учащегося - это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Как уже говорилось, рабочее место учащегося оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям: типичность для профессии; современность конструкции; относительная простота в управлении; сравнительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.

При оснащении рабочих мест учащихся предпочтение отдается универсальному оборудованию, на котором возможно отрабатывать большее количество трудовых приемов, операций, трудовых процессов, предусмотренных программой производственного обучения.

Кроме оборудования рабочее место учащегося оснащается индивидуальными инструментами и другой оснасткой. При определении набора инструментов и оснастки учитывается их универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочее место учащегося оснащается «ходовыми» инструментами, приборами, приспособлениями и др., используемыми повседневно. Другие инструменты, приборы, приспособления учащиеся получают от мастера или в инструментальном отделении (кладовой).

Рабочее место учащегося оснащается также устройствами для расположения и хранения материалов и готовой продукции, документации.

Планировка рабочих мест учащихся в учебной мастерской зависит от характера и содержания оснащения, типичной продукции учебной мастерской, расположения окон, размеров и конфигурации помещения, характера освещения.

Размещение рабочих мест учащихся должно обеспечивать возможность проведения мастером со своего рабочего места коллективного инструктажа всей группы и наблюдения за действиями каждого учащегося в процессе выполнения упражнений; наиболее благоприятные и безопасные условия для работы учащихся; удобный доступ со всех сторон к оборудованию при работе, ремонте, обслуживании, а также при транспортировке материалов, заготовок, деталей и отходов.

Рабочее место мастера производственного обучения

Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения.

Устройство и оснащенность рабочего места мастера зависит от специфики соответствующей профессии, возможностей и общего стиля учебно-материального оснащения учебного заведения. Можно выделить обязательное и дополнительное (создаваемое в порядке совершенствования) оснащение рабочего места мастера. 

К обязательному (оптимальному) оснащению рабочего места мастера относятся: рабочий стол, стул, классная доска; дидактические и технические средства обучения; учебно-техническая документация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам; устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок, и т.п.); устройство для сидения учащихся во время их коллективного инструктирования; устройство для хранения инструментов, приспособлений, материалов, документации, дидактических и технических средств обучения (шкафы, ящики, полки, подставки и т. п.); устройства для использования дидактических и технических средств обучения (демонстрационные щиты, плакатницы, экран и т.п.); специальный щит для подачи на рабочие места учащихся и выключения энергии - электрического тока, и т.п.; специальный стол для приемки выполненных учащимися учебно-производственных работ.

Многие опытные мастера производственного обучения, используя возможности учебных мастерских, проводят большую работу по созданию собственных оригинальных конструкций и оснащению своих рабочих мест. Обобщая передовой опыт, можно выделить наиболее типичные объекты дополнительного оснащения рабочих мест мастера: комбинированный шкаф для хранения, систематизации и использования дидактических и технических средств обучения (во многих учебных заведениях такой шкаф называют «методическим»);

средства оперативной связи с рабочими местами учащихся;

комбинированная доска-экран для демонстрации экранных пособий «на просвет».

При наличии свободных площадей в столярной учебной мастерской дополнительно к рабочему месту мастера организуют препараторскую, что создает наиболее благоприятные условия для работы мастера. В препараторской устанавливаются и хранятся технические средства, необходимое количество шкафов и стеллажей для хранения и подготовки дидактического оснащения уроков, оборудование для изготовления и ремонта наглядных пособий, приспособлений и др.

Разделение оснащения рабочего места мастера на основное и дополнительное весьма условное. Оно постоянно пополняется и обновляется в соответствии с совершенствованием производственного обучения, научными и методическими рекомендациями, достижениями передового педагогического опыта, учитывая при этом, естественно, возможности учебного заведения.

Организуя свое рабочее место, опытные мастера производственного обучения особое внимание уделяют оснащению его необходимым набором специальных и универсальных приспособлений, инструментов, приборов, а также «справочному хозяйству». У опытного мастера на его рабочем месте всегда имеются все необходимые справочные материалы, стандарты, учебники и учебные пособия по соответствующей профессии. Все это вносит порядок и подлинно научную организацию в работу мастера, способствует повышению его авторитета.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

В. А. Скакун. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. Учебное пособие. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Москва. ФОРУМ - ИНФРА-М. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Материально-техническая база предприятия"

Открытый урок по теме: "Материально-техническая база предприятия"...

Списание материально-технических ресурсов каменных работ М-29

Списание  материально-технических ресурсов каменных работ М-29...

«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской».

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на ...

Доклад "Организация практической деятельности обучающихся в столярной мастерской"

Занятия по производственному обучению проводятся в учебных мастерских образовательного учреждения. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок ...

Соблюдение техники безопасности в столярной мастерской

В столярной мастерской без деревообрабатывающего станка не обойтись. Благодаря ему, изделия из дерева изготавливаются быстрее и легче. Несколько функций, собранных в одном станке, позволяют заменить д...

Методическая разработка Урок-игра "Материально-техническое обеспечение сельского хозяйства

Тема занятия: «Материально-техническое обеспечение сельскохозяйственного предприятия»Цели урока: 1. Образовательная  - проверка знаний обучающихся, полученных при изучении теорет...