Доклад "Организация практической деятельности обучающихся в столярной мастерской"
материал на тему
Занятия по производственному обучению проводятся в учебных мастерских образовательного учреждения. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. Обработку древесины выполняют на столярном верстаке. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_praktich_deyatelnosti_-_krupko.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 190
Организация практической деятельности обучающихся
в столярной мастерской
(Доклад к инструктивно-методическому совещанию)
Докладчик:
Мастер п\о Крупко Б.В.
Каменский, 2017
Занятия по производственному обучению проводятся в учебных мастерских образовательного учреждения. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п.
На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инструменты кладут только те, которые нужны на данном уроке. Пользоваться инструментами – режущими, колющими, ударными, измерительными – нужно осторожно, умело, чтобы не получить травму самому и не поранить товарища.
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
в начале урока по указанию мастера занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам.
4. После урока убрать рабочее место и сдать их мастеру.
Основным оборудованием столярной мастерской является верстак. Обработку древесины выполняют на столярном верстаке. Известно много конструкций столярных верстаков. Несмотря на многообразие столярных верстаков, все они имеют деревянное или металлическое основание (подверстачье) и деревянную крышку с зажимами.
Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы ими было удобно пользоваться.
В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С его помощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещение прижимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь.
Высота крышки столярного верстака от пола должна соответствовать росту работающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака и положите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходится наклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно.
На поверхности верстака не должно быть повреждений. Винтовой зажим должен иметь легкий ход.
Одним из основных элементов организации рабочего места является его планировка, при которой учитываются требования научной организации труда.
Для экономии трудовых движений и мышечных усилий все оборудование на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, но в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30%.
По возможности избегают такого размещения оборудования, которое требует поворотов и особенно наклонов корпуса, а также перекладывания предметов из одной руки в другую.
Для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения отражаются в чертеже, эскизе или техническом рисунке.
Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева.
Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу – спецификацию.
На производстве часто применяется эскиз – изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.
Технический рисунок – наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие. Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.
Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок – значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.
Прежде чем изготовить какое-либо изделие, заготовку надо разметить, т.е. указать точками и линиями границу ее обработки. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком.
Столярный угольник предназначен для проведения линий, расположенных под прямым углом друг к другу, и проверки прямых углов.
Измерительная линейка служит для определения размеров после обработки, других измерений, а также для проведения прямых линий.
Рейсмусом наносят разметочные линии от кромки доски или бруска.
От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Не забывайте о припуске. Припуск – слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании – до 5 мм).
Обращаем внимание учащихся на то, что, если деталь из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких сторон и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые сторону и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов. Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Описание технологии изготовления тех или иных изделий может быть изменено исходя из местных условий, опыта работы. Учитель может сам вносить такие изменения, перекрывая (заклеивая) некоторые операции в учебных картах, или предоставлять учащимся возможность самостоятельно разрабатывать технологический процесс, конструировать недостающие детали и т. д. Учебные карты могут быть использованы учителем как раздаточный материал для учащихся при изготовлении конкретного изделия. В зависимости от целей и задач урока, индивидуальных особенностей учащихся, оснащения мастерских возможны следующие варианты использования карт: все учащиеся изготавливают одно и то же изделие (фронтальная работа); учащиеся изготавливают однотипные изделия, отличающиеся конфигурацией и видом отделки (групповая работа); учащиеся изготавливают различные изделия, но схожие по способу изготовления (индивидуальная работа).
I. Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие.
II. При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Современная система средств обучения и учебного оборудования составлена в соответствии с требованиями реформы общеобразовательной и профессиональной школы и предусматривает соответствие новому содержанию образования, новым дидактическим требованиям к организации учебно-воспитательного процесса, новейшим достижениям научно-технического прогресса.
В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.
Одним из вариантов является парная деятельность.
Ученики по желанию разбиваются по парам, и мастером п\о каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Мастером п\о выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв.
Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными мастером п\о заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиления.
Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:
Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.
Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться.
Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.
Вначале мастер п\о проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.
Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.
До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.
При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.
Группы работают под обязательным контролем мастера п\о. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.
В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
«Здоровьесберегающие технологии на уроках профессионально – трудового обучения в условиях столярной мастерской».
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на ...
Доклад "Основные требования к материально-техническому оснащению столярных мастерских"
Специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лаборат...
Методическая разработка «Проектная деятельность обучающихся на уроках спецрисунка как средство активизации исследовательской и практической работы по теме « историческая прическа»
Курсовая работа содержит материал исследования учебной деятельности обучающихся профессии "парикмахер" на уроках спец.рисунка....
Методы и формы организации деятельности обучающихся. Методическая разработка практического занятия
Практическое занятие тема: Проведение обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей...
Соблюдение техники безопасности в столярной мастерской
В столярной мастерской без деревообрабатывающего станка не обойтись. Благодаря ему, изделия из дерева изготавливаются быстрее и легче. Несколько функций, собранных в одном станке, позволяют заменить д...