Методическая разработка открытого урока "Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание. Приёмы набивки драни"
план-конспект урока на тему
Инструкционно-технологическая карта: Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание, технологическая схема набивки драни, итоговый тест качества и производительности труда, технические требования к производству работ, критерии оценок. План открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_na_22_aprelya_2016_g.doc | 332.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Комаричский механико–технологический техникум
Методическая разработка урока
по УП 01.01 «Выполнение штукатурных работ»
тема: «Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание. Приёмы набивки драни»
Разработала: мастер производственного обучения первой
квалификационной категории
В.Н.Гапеева
Навля 2016г.
Пояснительная записка
Главная задача, стоящая перед мастером производственного обучения, связана с поиском более эффективных и прогрессивных методов организации труда,
организации учебного и воспитательного процессов на основе индивидуализации, активизации и включения механизмов личностного развития.
Основная цель производственного обучения – на основе полученных знаний сформировать умения и навыки, необходимые для освоения данной профессии.
Предлагаемая классификация уроков п/о:
1. Вводный урок
– производственная экскурсия;
- урок-инструктаж
2.Выполнение операций и трудовых приёмов (ВОиТП)
- урок упражнений;
-бинарный урок (преподаватель - мастер)
-интегрированный урок;
3.Уроки по выполнению комплексных работ (ВКР)
- урок – конкурс профмастерства;
- урок-зачёт;
- урок-практикум;
-семинар;
-производственная конференция;
-урок – деловая игра;
- урок с участием новаторов производства;
4.Контрольно-проверочный урок:
- урок – конкурс профмастерства;
- аукцион ученических изделий;
- урок-практикум;
- производственная конференция;
-бинарный урок (преподаватель, мастер)
-интегрированный урок;
- урок изобретения и рационализации;
Результатом освоения учебной практики является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности: Выполнение штукатурных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Тема: «Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для СПО по
УП 01.01 «Технология штукатурных работ», по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Обучающая цель урока:
- Формировать усвоения навыков и умений по набивке драни на деревянную поверхность
- Развитие умения выполнять набивку драни по технологической схеме и инструкционно-технологической карте
Задачи: на уроках учебной практики вырабатывать профессиональные качества
- аккуратность и настойчивость в работе;
-бережное отношение к инструментам и материалам;
-безопасные методы труда;
-умение самостоятельно выполнять трудовые операции
Тип урока: Урок по выполнению операций и трудовых приёмов (ВОиТП)
Вид урока: Урок упражнений
Структура урока состоит из следующих этапов:
1.Организационная часть
II. Вводный инструктаж
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование
IV. Заключительный инструктаж
План открытого урока на 22 апреля 2016 г.
ПМ.01 Выполнение штукатурных работ
УП. 01. Выполнение штукатурных работ
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве
штукатурных работ
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Урок 3. Тема урока: «Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание, приемы набивки драни»
Обучающая цель урока:
- Формировать усвоения навыков и умений по набивке драни на деревянную поверхность
- Развитие умения выполнять набивку драни по технологической схеме
Воспитательная цель урока:
- Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду
- Воспитание аккуратности, настойчивости при выполнении работ
- Воспитать у учащихся бережное отношение к инструментам и материалам
Развивающая цель урока:
- Развивать у учащихся формирование приемов умственной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять трудовые операции;
- развивать интерес к профессии
Тип урока: Урок по выполнению операций и трудовых приёмов (ВОиТП)
Вид урока: Урок упражнений
Межпредметные связи: Основы технологии отделочных строительных работ – последствия усадки зданий;
Физика – свойства драни и деревянных поверхностей;
Геометрия – отмеривание расстояний и углов при разметке поверхностей под обшивку дранью.
Материально-техническое оснащение:
- Молоток, гвозди
- Дрань штучная
- Угольник, метр
- Уровень угловой
- Шаблон для отмеривания нужного расстояния между драницами
- Наглядные пособия:
инструкционные карты, технологическая схема набивки драни
инструкции по т/б
Приспособления:
-деревянная стенка – тренажер
Литература:
1.Ивлиев A.A., Kaльгин A.A., Cкoк O.M. Oтделoчные cтpoительные paбoты.
M.: Aкaдемия, 2001
2.Kуликoв O.H., Рoлин E.И. Oxpaнa тpудa в cтpoительcтве. M.: Aкaдемия, 2004
Ход урока:
1.Организационная часть – 5 минут
-проверка посещаемости: проверить явку учащихся по журналу
-осмотреть внешний вид учащихся на соответствие одежды Т.Б.,
-безопасность рабочих мест
II. Вводный инструктаж – 45 минут.
1. Сообщение темы и цели урока. Результатом освоения учебной практики является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями
2. Актуализация знаний учащихся:
- Какие поверхности требуют подготовки под оштукатуривание?
Кирпичные, бетонные, деревянные, разноимённые
А) Виды поверхностей, подлежащих обивке дранью:
-деревянные стены из бревен и брусьев, межкомнатные перегородки из досок;
Б) Определение и виды драни в зависимости от способа изготовления
Дрань – узкая тонкая дощечка, которая делится на
- щипаная (делится на рядовую, отборную и шпоновую);
- пиленая дрань изготавливается из отходов древесины, такая дрань хуже щипаной.
В) Для чего набивают дрань на деревянную поверхность?
- Штукатурка и деревянная поверхность имеют самые худшие показатели по прочности при соединении. Для того чтобы укрепить эти соединения штукатурки с деревянной поверхностью, на деревянные поверхности для создания шероховатости набивают дрань.
Г) Требования, предъявляемые к рейкам для драни:
Оптимальная ширина драни 15-20мм; обоснуем:
- ширина рейки должна быть не шире 20мм, т.к. при большей ширине рейка под мокрым раствором покоробится и разорвёт штукатурку;
- ширина рейки должна быть не уже 15мм, т.к.более узкая рейка может расколоться при прибивании её к стене;
Оптимальная толщина драни 3-5мм; обоснуем:
- толщина рейки должна быть не более 5мм, т.к.большая толщина рейки повлечет увеличение толщины намета штукатурки и при короблении может разорвать высохшую штукатурку толщиной более 25 мм.
- толщина рейки должна быть не менее 3мм, т.к. между выходной драницей и поверхностью создаются пустоты, под которые попадает наносимый раствор и прочно сцепляется с набитой выходной дранью, при меньшей толщине драни раствор может не проникнуть под образованную выходной дранью пустоту и не будет с ней сцепляться
- Виды драни в зависимости от расположения на поверхности:
- простильная образует нижний ряд, выходная образует 2-ой верхний слой
Д) Правила сортировки драни для набивки на деревянные поверхности:
- для простильного ряда отбираем дрань потоньше 3мм и рейки более узкие 15мм, допускается даже небольшая кривизна реек;
- для выходного ряда отбираем рейки наиболее гладкие и широкие 20мм,
толщиной 5мм;
- длина всех видов драни 1000-2500мм., отбраковываем рейки более короткие;
- дрань должна быть многослойной, не иметь повреждений гнилью и плесенью;
- выбирая между щипаной и пиленой дранью, предпочтение отдаём щипаной драни, т.к. у пиленой драны перепилены годичные слои, что уменьшает её прочность при нагрузках.
-Для чего набивают рогожу или мешковину на деревянные поверхности перед набивкой на них драни?
- Чтобы уменьшить теплопроводность и звукопроводность деревянных перегородок, на них до набивки драни натягивают рогожу, мешковину или войлок. С этими материалами раствор хорошо сцепляется, а доски меньше намокают и не коробятся, что в значительной степени сохраняет штукатурку от растрескивания.
Е) Назовите более прогрессивные методы оштукатуривания деревянных поверхностей: Целесообразнее при отделке деревянных поверхностей применять сухой метод облицовки стен гипсокартонными листами на деревянных брусках или металлических профилях. Этот метод снижает трудоемкость подготовки деревянных поверхностей, обеспечивает высокое качество последующей отделки.
При мокром способе оштукатуривания подготовку деревянных поверхностей можно облегчить щитами заводского изготовления, или набивкой сетки металлической размером ячеек не более 40х40мм.
.
3. Инструктаж учащихся по материалу темы:
- значение штукатурных работ в строительстве;
- объект работы: деревянная стенка - тренажёр
- демонстрация инструментов и приспособлений, их назначение при набивке поверхностей дранью;
- ознакомление учащихся с технологической схемой набивки драни и инструкционно-технологической картой (ИТК и технологическая схема прилагаются)
- правила безопасности труда при подготовке деревянных поверхностей под оштукатуривание:
Осмотреть рабочее место и проверить правильность размещения материалов, проверить исправность инструмента, инвентаря, приспособлений.
- Перед началом работы необходимо проверить состояние инструмента,
работать можно только исправными инструментами, к которым предъявляются следующие требования:
- металлические части и ручки инструментов не должны иметь трещин и сколов;
- молотки, кувалды и другие ударные инструменты должны быть крепко насажаны на прочные ручки;
- деревянные рукоятки ручных инструментов должны быть изготовлены из твердых и вязких пород древесины (береза, кизил, бук) влажностью не более 12%;
- Во время работы с ударным инструментом рабочий должен находиться в защитных очках и перчатках. Штукатур должен быть в специальном комбинезоне,
- Средства подмащивания: рабочие настилы должны быть ровными и прочными, иметь ограждения при высоте настилов 1,3 м и более.
- После работы инструмент очищают и убирают в специально отведенные места.
- Рабочее место содержать в чистоте. После окончания работы рабочее место убрать.
Последовательность операций при обивке деревянных поверхностей дранью:
- сортировка простильной и выходной драни ( драницы должны быть ровными и прямыми, ширина драниц -15-20 см., толщина простильной драни -3мм, толщина выходной драни – 4-5мм).
- прибиваем простильную дрань под углом 45 град. к поверхности пола на расстоянии 45 мм друг от друга в свету, закрепляя одним гвоздём.
- перпендикулярно к простильной драни прибиваем выходную дрань, забивая гвозди через две клетки на третью. При наращивании драниц между ними оставляют расстояние 2-3мм, нельзя прибивать вплотную, т.к. при усадке здания может покоробиться штукатурка.
- показ приемов набивки простильной и выходной драни;
- воспроизведение учащимися показанных приемов;
- ознакомление учащихся с приемами самоконтроля в процессе выполнения работы и рациональной организацией рабочего места;
- типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:
Расстояние между драницами простильного и выходного ряда должно быть 45 мм.
Ячейка должна быть в виде ромба. Концы выходной драни необходимо закрепить, прибив гвоздями, так как, увлажняясь, они могут коробиться и разорвать штукатурку.
- закрепление материала инструктажа :
Изучить инструкционно- технологическую карту: «Подготовка деревянных поверхностей под оштукатуривание» и технологическую схему
5. Выдаю задания: Произвести набивку штучной драни на деревянные поверхности;
Норма выработки в смену – 3м2 на 1-го учащегося.
6. Разбиваю учащихся на звенья по 2 человека, расставляю их по местам.
7. Назначаю дежурного по мастерской.
III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование – 4ч. 40 минут
- Обход с целью проверки организации рабочих мест и готовности звеньев к выполнению задания.
- Обход с целью контроля правильности выполнения операций. Коллективное текущее инструктирование.
- Обход с целью проверки правильности ведения самоконтроля.
- Обход с целью проверки соблюдения правил техники безопасности и выявления недостатков в работе.
- Обход с целью приема практической работы, оценивание, выбор лучших работ.
IV. Заключительный инструктаж – 30 минут
- Анализ упражнений и разборка типичных ошибок
- Выставляю оценки за урок (Критерии оценок прилагаются)
- Отмечаю лучшие работы (Экран соревнования прилагается)
- Выдаю задание на дом и объявляю тему следующего урока (Подготовка разноимённых поверхностей под оштукатуривание)
ИТК "Подготовка деревянных перегородок под оштукатуривание»
Наименование операций, орудия труда | Характеристики приемов труда | Эскизы |
1.Организация рабочего места Дрань, рогожа, мешковина Ножницы | Перед началом работы осмотреть рабочее место и проверить правильность размещения материалов, проверить исправность инструмента, инвентаря, приспособлений. Инструмент должен быть исправным и использоваться по назначению. Штукатур должен быть в специальном комбинезоне. | |
2.Сортировка драни | Отсортировать дрань на простильную (для набивки нижних рядов) и выходную (для набивки верхних рядов). Для простильного ряда отбираем дрань потоньше 3мм и рейки более узкие 15мм, допускается даже небольшая кривизна реек; для выходного ряда отбираем рейки наиболее гладкие и широкие20мм, толщиной 5мм | |
3.Подготовка поверхности Молоток, стамеска, топор | Для мокрой штукатурки используют стены из бревен и брусьев, досок, межкомнатные перегородки. Доски в конструкциях стен, перегородок следует надколоть, чтобы избежать их коробления и разрыва штукатурного слоя Для этого: -надеть рукавицы; -взять в левую руку зубило, в правую молоток; -поставить зубило на середину доски; -нанести короткие сильные удары по зубилу; -надколоть доски -в надколы необходимо забить деревянные клинья, чтобы образовались щели шириной 5 - 12 мм | |
4. Натягивание рогожи или мешковины | Для уменьшения звуко- и теплопроводности деревянных поверхностей перед набивкой драни их закрывают рогожей,или мешковиной. Рогожа - это полотно, сотканное из мочала. Оно не должно иметь дыр и загрязнений, грязную рогожу моют и сушат. Мешковина бывает толстая и тонкая в рулонах или кусках, можно использовать чистые мешки. Полосы мешковины и рогожи накладывают внахлёст.и прибивают гвоздями к поверхности. | |
5. Разметка поверхности под набивку дранью | Перед набивкой драни необходимо выполнить разметку поверхности. а)Угол 45 град. отмеряем угловым уровнем и прибивае 1-ю дрань, затем приставляем шаблон к первой закреплённой драни для того, чтобы выдерживать расстояние 45 мм между драницами. б) угол 45 градусов можно разметить с помощью угольника, отложив от угла в обе стороны одинаковые расстояния и соединив их дранью | |
6. Набивка простильной драни Подмости дрань, гвозди Молоток Уровень, отвес | Для простильного ряда используют кривую и узкую дрань толщиной 3мм. Набивку драни начинают с низа стен под углом 45градусов к полу. Крепить драницы только по концам (наживить).Во время работы штукатурные гвозди насыпают в левый карман спецодежды и берут из него сразу по несколько штук, зажимая их тремя пальцами. Забивать гвозди следует быстро, с двух ударов, вставляя их только по центру драницы. | |
7.Набивка выходной драни | По отношению к простильной драни выходную дрань располагают под углом 90 градусов. Между драницами должно быть расстояние 45 мм. Сначала прибивают концы драни – один гвоздь прямо, другой с натяжкой под углом 45 с направленным остриём гвоздя в сторону конца драни. Затем вбивают промежуточные гвозди: на стенах – через две простильные драни в третью; Концы драни впритык соединять не надо. Оставляйте между концами зазоры в два—три миллиметра, иначе набухшая от раствора древесина вспучится и разорвет штукатурку. | |
8. Контроль качества | 1.Расстояние между драницами простильного и выходного рядов необходимо выдерживать 45мм. 2.Ряды простильной и выходной драни располагают под углом 90 град. один к другому, а по отношению к полу – 45 град. 3. Расположение драни под углом 45град. по отношению к доскам перегородок скрепляет их и придаёт жёсткость 4. Выдерживание зазора 2-3мм при наращивании драниц |
Технологическая схема набивки драни
Итоговый тест качества и производительности труда
Профессия: «Мастер отделочных строительных работ»
Специальность: «Штукатур»
Объект тестирования: Набивка драни на деревянные поверхности
Норма выработки: 2м2 за 45 минут на звено из 2 учащихся
Технические требования к выполнению практического задания:
- соблюдение технологии выполнения задания;
- соблюдение правил безопасности труда;
- рациональность организации рабочего места;
- степень производственной самостоятельности учащихся;
- производительность труда;
- качество выполненной работы;
- выполнение норм времени и выработки
Критерии оценки практического задания:
Качество выполненных работ | Баллы |
1.Расстояние между драницами простильного и выходного рядов необходимо выдерживать 45мм | 10 баллов |
2.Ряды простильной и выходной драни располагают под углом 90 град. один к другому, а по отношению к полу – 45 град. | 10 баллов |
3. Гвозди забиты через две простильных драни в третью в шахматном порядке | 10 баллов |
4. Выдерживание зазора 2-3мм при наращивании драниц | 10 баллов |
5.Выполнение норм выработки на 100 процентов | 10 баллов |
Максимальное количество баллов за практическое задание 50 баллов
на оценку «5» - 45 - 50 баллов
на оценку «4» - 35 - 45 баллов
на оценку «3» - 30 – 35 баллов
на оценку «2» - менее 30 баллов
При частичном некачественном выполнении требований СНиП по позициям 1-4 баллы вычисляем дифференцированно по коэффициенту от объёма работ
Экран соревнований по профмастерству
№ звена | Фамилия, инициалы учащихся | Количество баллов | Оценка |
№1 | Зеленов Николай | 50 | 5 |
Полякова Юлия | |||
№2 | Фролов Сергей | 40 | 4 |
Грохотова Валентина | |||
№3 | Макухин Юрий | 48 | 5 |
Корябин Максим | |||
№4 | Колесникова Светлана | 45 | 5 |
Гавриков Яков | |||
№5 | Егоричев Дмитрий | 40 | 4 |
Колесник Екатерина | |||
№6 | Сидякина Людмила Соколова Юлия | 43 | 4 |
1-е место – звено №1
2-е место - звено №3
3-е место - звено №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".
Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01. 01. Управление территориями и недвижимым имуществом на тему: «Структурная модель и порядок разработки схемы землеустройства административного района»
В данной методической разработке открытого урока представлена методика проведения практического занятия с применением элементов технологии коллективного обучения.Рекомендована для использования ...
методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных
В методической разработке раскрыты особенности подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях, применение методических приемов и методов на разных этапах ...
Методическая разработка открытого урока «Разработка тестового приложения. Организация перехода между диалоговыми окнами»
Данная разработка составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для оказания практической помощи преподавателям колледжа при проведении открытых уроков в виде лабораторной работы для усвоения умени...
Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме «Освоение приёмов заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами на заданную дозу и определённую сумму» ПМ.03 «Заправка транспортных средств горючими и смазочными матер
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей...
Методическая разработка занятия (мастер-класса) по программе Изо: "Приём в акварельной живописи - отпечатывание стрейч-пленкой". "Старая ива. Зима"
Методическая разработка занятия по ДООП программе «Изобразительное искусство»Мастер-класс: приём в акварельной живописи «отпечатывание стрейч-плёнкой». "Старая ива. З...