Организация самостоятельной работы в виде учебно-творческого проекта при изучении профессиональных модулей.
проект на тему
Девизом своей методической разработки я выбрала слова :
«Для того, чтобы переварить знания их надо поглощать с интересом» А. Франс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_org_sam_rab_stud_tvorch_proekt.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
«Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина
Научно – методическая разработка
Тема : «Организация самостоятельной работы в виде учебно-творческого проекта при изучении профессиональных модулей.»
ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »
МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»
Для очной формы обучения
Для специальности 08.02.07Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
2016
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.2 |
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………3
1.1. Актуальность исследования…………………………………………………..3
1.2. Проблема исследования………………………………………………………..3
1.3 Тема исследования……………………………………………………………....3
1.4. Объект исследования………………………………………………………….4
1.5 Предмет исследования…………………………………………………………4
1.6 Цель исследования……………………………………………………………..4
1.7 Гипотеза исследования……………………………………………………….5
2 Основная часть……………………………………………………………….5
3 Заключение………………………………………………………………………8
4 Список литературы…………………………………………………………….8
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.3 |
- Введение
Девизом своей методической разработки я выбрала слова :
«Для того, чтобы переварить знания их надо поглощать с интересом» А. Франс
Организация самостоятельной работы студентов при очной форме обучения неразрывно связана с формированием профессиональных компетенций конкурентно-способного выпускника. Студенты специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств , кондиционирования воздуха и вентиляции» приступают к освоению профессионального модуля ПМ01с второго семестра второго курса, качество освоения профессиональных модулей студенты показывают на защите дипломного проекта. В данной научно-методической разработке показано как с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по профессиональному модулю ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха » формируются профессиональные компетенции. Для учебно-творческого проекта предложена тема «Элементы систем отопления».
1.1. Актуальность исследования
Актуальность исследования состоит в определении уровня самостоятельных действий студентов 3 курса ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина при создании учебно-творческого проекта. Особую привлекательность для исследовательской работы имело, то что студенты изучают теоретический материал по ПМ03 два семестра, сдают квалификационный экзамен во втором семестре, выполнение учебно-творческого проекта позволит не только еще раз вспомнить пройденный материал, но и более углубленно его изучить, а также изложить в виде устных выступлений и презентации.
- Проблема исследования
Проблема исследования состоит в умении организовать выполнение самостоятельности у студентов. Информацию для самостоятельной работы и реализации учебно-творческого проекта современные студенты черпают из интернета с использованием ИКТ, поэтому с одной стороны каждый студент проявляет умение найти информацию, обработать информацию, выделить главное и оценить возможность применения. Проект выполняется в малых группах и поэтому у студентов формируется умение работать в команде, учитывать мнение команды и распределять выполнение частей проекта пропорционально возможностям каждого студента.
1.3 Тема исследования
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.4 |
Создание учебно-творческого проекта учебной группой студентов третьего курса по теме «Элементы системы отопления». Основная тема разделена на три части :
- Трубопроводы систем отопления.
- Узел управления.
- Отопительные приборы.
Каждая группа подготавливает по своему разделу устное выступление, презентацию и печатную продукцию.
1.4Объект исследования
Объектом исследования является формирование профессиональных компетенций при выполнении самостоятельной работы у студентов третьего курса специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции» при изучении профессионального модуля ПМ03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Темы 3.2 «Отопление и тепловые сети»
1.5 Предмет исследования
Педагогические условия для обеспечения процесса формирования профессиональных и общих компетенций будущего конкурентно-способного выпускника по специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
1.6 Цель исследования
Формирование профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе будущего конкурентно-способного выпускника при изучении профессионального модуля ПМ03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »МДК 03.01 «Особенности проектирования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» Темы 3.2 «Отопление и тепловые сети».
ПК 3.1. Конструировать элементы систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.2. Выполнять основы расчета систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
ПК 3.3. Составлять спецификацию материалов и оборудования систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.5 |
воздуха на основании рабочих чертежей.
Профессиональная компетенция ПК3.1 формируется если студент знает элементы систем отопления, их устройство, принцип работы и влияние на работу системы отопления в целом, а также умеет из них конструировать современные системы отопления. И только знания и умения для формирования профессиональных компетенций способны студентам дать возможность быть востребованными на рынке труда и профессионально решать различные задачи осуществления модернизации, реконструкции и реформирования ЖКХ России.
1.7 Гипотеза исследования
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональных компетенций будущих специалистов –техников по монтажу внутренних
сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции в учебном заведении будет эффективнее, если:
- - формирование профессиональной компетенций будет органично
включено в процесс профессиональной подготовки в ГБПОУ КО «Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К Ципулина и составит совокупность фундаментальных теоретических знаний, практических умений и навыков , возможности применений их практических и теоретических задач при выполнении самостоятельной работы, курсового проектирования, учебных и производственных практик, при выполнении дипломного проектирования и защите дипломного проекта;
- -реализуются следующие педагогические условия:
1. создана образовательная среда, побуждающая студентов к личностно-профессиональному росту в освоении профессиональных компетентностей;
2. используется в учебно-методическом обеспечении ПМ 03 «Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха» сочетание интегративной, проблемной, игровой, информационно-коммуникационной технологий;
3. приоритетность отводится практической направленности при освоении профессиональных модулей, на основе профессионально-ориентированных задач и практических работ, связанных с будущей профессией.
2. Основная часть
К учебно-творческому проекту я с группой студентов Ст 31 приступили 30 февраля, на выполнение мною было запланировано времени 4-5 учебных недель. Заслушать готовый проект планировалось в конце марта-начале апреля 2016 года.
Создание учебно-творческого проекта я разделяю на следующие части :
- выбор темы проекта и определение участников по каждой малой группе;
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.6 |
- самостоятельный подбор материала, иллюстраций по теме, создание проекта презентации и устных выступлений;
- показ выполненного проекта преподавателю, консультации по доработке предложений и изменений проекта;
- выступление с готовым проектом на внеаудиторном занятии.
При выполнении проекта наблюдается и индивидуальная самостоятельная работа и групповая, последняя самая доступная и простая из форм самостоятельной работы. Студенты больше начинают доверять друг-другу, узнают друг-друга, приобретают навыки общения, уважения, начинают ценить как собственное время, так и время товарищей и педагога.
Мотивация деятельности студентов начинается с постановки четкой цели проекта, вида конечного результата и сроков выполнения. Всегда студентов интересует, кто будет присутствовать на занятии из администрации и студентов других групп. Сам преподаватель должен проявлять интерес к работе студентов, давать четкие и дельные советы по выполнению презентации и устных выступлений.
Содержание учебно-творческого проекта – Элементы систем отопления выбрано не случайно, эта тема является основной при изучении профессионального модуля ПМ 03«Участие в проектировании систем водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха »по теме 3.8 «Отопление и тепловые сети» и воспринимается студентами сложно. Проект разбит на три основные части, как и система отопления любого здания. Часть 1 – Трубопроводы. Част 2 – Узел управления. Часть 3 – Отопительные приборы. Направленность каждой части студентам предложено определить самостоятельно, но обратить внимание на : материалы из которых изготовлены элементы, где в системе отопления устанавливаются, их значение в системе отопления и как применяются эти элементы в современных системах отопления. В каждой малой группе проявился лидер с хорошими или даже можно сказать отличными навыками созданий мультимедийной продукции, навыками работы с ИКТ, навыками распределения работы между студентами.
Контроль как средство побуждения выполнения проекта проходил не всегда так как планировалось. Периодически я договаривалась с студентами о просмотре выполнения каждой группой проекта, иногда мои надежды на качество работы не оправдывалось, но тем не менее каждая малая группа собралась и конечный результат достигли все. При предварительном выступлении каждой группы , мною рекомендованы переходы устных выступлений и показа презентации, указаны сложные моменты выступлений и как их избежать если таковые возникнут на открытом занятии, как избежать напряженности и самим выйти из затруднительной ситуации если кто-то из студентов забудет текст или часть текста своего выступления.
Проверка и оценка результатов выполнения учебно-творческого проекта отводится мне как педагогу – консультанту. В результате проверки выявляется
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.8 |
общий итог работы всей группой и мой как консультанта. К показателям характеризующим конечный результат отношу :
- Достигнутый уровень знаний;
- Достигнутый уровень умения представить материал по проекту;
- Достигнутый уровень умения работать в команде ;
- Индивидуальные пробелы в знаниях;
- Достигнутый уровень самостоятельности, логичность ответов на возникающие вопросы;
- Достигнутый уровень в творческом подходе для реализации проекта.
3.Заключение
Как сформировать профессиональные компетенции, позволяющие дать качественное образование и получить грамотного специалиста? Как преподаватель я постоянно в поиске, поэтому считаю , что такой подход к самостоятельной работе как учебно-творческий проект укрепит интерес к своей специальности студентов, сформирует у них профессиональные компетенции и позволит им успешно защитить дипломный проект и найти свое место на профессиональном поприще.
4. Список литературы
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8
4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
5. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70
6. Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13
7. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
8. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153
9. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196
10. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
11. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
ПМ03 | Внеаудиторная самостоятельная работа студентов | Стр.9 |
12. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195
13. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216
14. Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю
Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по профессиональному модулю «Выполнение работ по рабочей профессии «Кассир» для студентов СПО специальности38.02.01Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, задания для самостоятельной работы, тесты...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для спе...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
В данной научно-методической разработке показано как с помощью самостоятельной работы студентов при создании учебно-творческих проектов для более углубленного изучения материала по професс...
"организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении курса гигиены экологии человека"
В ходе проведения практического занятия происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определения...