"организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях при изучении курса гигиены экологии человека"
статья

В ходе проведения практического занятия  происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определениями. Студенты учатся выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками, устанавливать и решать интеллектуальные проблемы и задачи, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_organizatsiya_samostoyatelnoy_raboty_studentov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

А. И. Восквицова

Государственное автономное

профессиональное образовательное

учреждение Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЯХ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

В учебном процессе основной и ведущей функцией практических (семинарских) занятий является функция познавательная. При хорошей подготовке занятия в процессе обсуждения конкретных проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.

Практические (семинарские) занятия призваны развить творческое и профессиональное мышление, познавательную мотивацию и профессиональное применение знаний в учебном процессе. Семинар является продолжением лекционных форм обучения, и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки использования знаний.

В ходе подготовки семинара происходит процесс использования знаний – свободного владения языком соответствующей темы, умение оперировать формулировками, понятиями, определениями. На занятиях студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками, устанавливать и решать интеллектуальные проблемы и задачи, доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от студентов высокого уровня самостоятельности, умения работать с литературными источниками, сравнивать, обобщать полученные результаты и делать выводы.

Важным элементом семинара выступает дискуссия – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. При этом обсуждаемый вопрос должен быть сложным, важным, неоднозначным по подходу и толкованию, т.е. предполагать альтернативные ответы.

Функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов раскрывает сильные и слабые стороны в достижении поставленной цели перед студентами, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении дисциплины. Сказанное не исключает возможности и других форм контроля, например, индивидуальных собеседований.

На семинарских  занятиях функция учета и контроля проявляет себя в различной степени:

при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере (например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с рефератами) - в меньшей. Познавательная, воспитательная функции и функция контроля и учета выступают в единстве и взаимосвязи; в зависимости от типов и форм занятий изменяется лишь их соотношение при определяющей познавательной функции.

В рамках дисциплины «гигиены и экологии человека» темы семинаров определены для следующих разделов: пищевой рацион и рациональное питание, пищевые отравления, профессиональные заболевания, урбанизация населенных мест и другое. Выбор определенного раздела для семинарского занятия продиктован трудностью усвоения и значительным объемом информации.

Целью семинарского занятия, проводимого в форме дискуссии, является формирование важных личностных убеждений, взглядов, умения аргументировать выводы. Успех семинара во многом зависит от преподавателя, т.к. результативность доклада и дискуссии обусловлена конкретизацией цели и задач, формулированием вопросов для обсуждения, конструктивными замечаниями и дополнениями.

Преподаватель вводным словом изучаемой темы начинает семинарское занятие, формулирует цель и основные задачи занятия, дает краткую характеристику темы, подчеркивает его практическую значимость.

Далее предоставляется слово докладчику.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

•Проследить связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

•Раскрыть сущность проблемы.

•Показать методологическое значение для профессиональной и практической деятельности.

Обязательным требованием к выступающему является демонстрация плана выступления, доклада, реферата, что достигается хорошим результатом при использовании технических ресурсов, например презентации.

Из опыта работы формируется следующий вывод - многие студенты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняются кратко изложить основные положения своего доклада. Многие студенты не могут систематизировать выступление.

При определенных трудностях в подготовке заявленной темы можно рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада с достаточно глубоким осмыслением, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Такая форма подготовки исключает поверхностный подход к выполнению задания.

Важнейшее требование к докладам – самостоятельный подбор фактического материала и его анализ, а также умение приводить примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них. И наконец, дискуссия позволяет в интересах лучшего усвоения использовать даже ошибочные или явно неправильные высказывания, делая их предметом дискуссии. Именно в дискуссии разрешимы проблемы оптимального соотношения между глубиной проникновения в обсуждаемую проблему и шириной охвата вопросов для обсуждения, ибо логика говорит о необходимости разобраться в одном главном вопросе, нежели поверхностно затронуть второстепенные.

Положительная сторона дискуссии – в умении  коллективно размышлять.

Для стимулирования самостоятельного мышления могут использоваться различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания «закончить предложение», тесты.

При совместном обсуждении итогов занятия студенты проводят самооценку собственных знаний, выявляют «белые пятна» в системе своих знаний, преподаватель исправляет допущенные ими ошибки, указывает на недостатки, и мотивирует желание выступить на следующем семинаре, поддерживает стремление слабых студентов, а также минимально участвующих в дискуссии, укрепляя их веру в свои силы, что определит в дальнейшем их заинтересованность и активность.

По окончании семинара преподаватель выставляет оценки за основные выступления, за ответы на дополнительные вопросы.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на семинарских занятиях / Е.В. Громов. - М., 2001. - 325 с.

3. Макеева И.В. Роль семинарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией / И.В. Макеева // Советская педагогика. – 2003. - № 5. - 61 с.

4. Педагогика : учебник для студентов педагогических вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое Общество России, 2002. - 608 с.

5. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента / А.Л. Реан // Вопросы психологии.- 2001. - № 5. - 76 с.

6. Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов / Г. Розман // Высшее образование в России.- 2003. - № 1. - 87 с.

7. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во МГУ, 2002. - 482 с. 179 Л.В. Труфанова, Л.Л. Петрова, А.Б. Салмина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое указание на домашнее задание для самостоятельной работы студентов к практическому занятию. "Асептика и антисептика. Отходы хирургического отделения"

      Методическое указание на домашнее задание для самостоятельной работы студентов к практическому занятию № 1.3,1.4 составлено в соответствии с требованиями федерального госуд...

Учебное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях очной формы обучения по специальности Фармация

  В учебном пособие отражены вопросы общей рецептуры – раздела фармакологии о правилах выписывания в рецептах различных лекарственных форм. Приведены примерыпо выписыванию лекарствен...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методические указания по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» предназначены для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных з...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)Десмургия: мягкие повязки

Методические указания по изучению темы «Десмургия» разработано для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 2. Сестринс...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело. Сестринский уход: при механических травмах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания

Травматизм делит 2-3 место в общей структуре летальности с онкологическими заболеваниями (на первом месте – смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы) и занимает 3 место среди причин...

Методическое пособие для самостоятельной работы студента на практическом занятии "Сестринский процесс при анемиях"

Методическое пособие для самостоятельной работы студента на практическом занятии Сестринский процесс при анемиях...

Методические указания для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме: «Гнойные заболевания легких».

Методические указания для самостоятельной работы студентов на практическом занятии по теме: «Гнойные заболевания легких».Собрать анамнез у пациента.Жалобы:Обратить внимание на наличие:повы...