Главные вкладки
Юркова Наталья Васильевна
сайт учителя ритмики
Профессия: учитель ритмики
Профессиональные интересы: режиссура
Увлечения: музыка
Регион: Омская область
Место работы: КОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 I вида"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/natalya-vasilevna-yurkova
школьник с нарушением слуха имеет конкретно-образное мышление. Он так же, как нормальный ребёнок младшего возраста, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Однако, в отличие от нормально развивающегося ребёнка, такие дети, особенно младших классов, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственная практика, которая лежит в основе обучения и с которой начинается путь к абстрактно логическому мышлению, у них до школы была ограничена. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изображают изученный предмет в лепке, в рисунке или учитель организует их труд в изготовлении наглядных пособий, которые в дальнейшем используются на уроках.
Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.
В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий. Например, первоначальные упражнения проводятся под руководством учителя, он исправляет ошибки, Дополнительно разъясняет то, что ученикам было недостаточно понятно. По мере овладения правилом самостоятельность их увеличивается.
Учителю необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли и др. свойств того или иного контингента учащихся, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что ученики в состоянии понять и усвоить содержание урока. Каждый ученик имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает. Трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.
О себе
Много лет работаю с глухими ребятишками
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Дюма "Три мушкетера"
Моё портфолио
Умение управлять движениями своего тела у ребенка зависит от зрелости корковых структур мозга. Тотальное недоразвитие коры мозга при олигофрении неизбежно отражается на организации двигательных актов у детей, обучающихся во вспомогательной школе. Отмечается слабая способность к координированным движениям, быстрой смене моторных установок. Наблюдается малодифференцированная бедная мимика, скудная маловыразительная жестикуляция, иногда и паретические явления в разных группах мышц. Причем, чем грубее выражен психический дефект у ребенка, тем беднее и менее выразительны его движения. Все это вызывает необходимость организации в школах для детей с интеллектуальными нарушениями коррекционных занятий, направленных на развитие двигательной сферы: организованности, целенаправленности, плавности и выразительности движений. Большую роль в развитии двигательной активности детей играют уроки ритмики.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развития младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы; воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустна), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, попевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
На уроках ритмики определенное место занимает изучение танцевальных элементов и несложных танцев. Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме, умственно отсталые учащиеся постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, прививается хороший эстетический вкус, совершенствуются музыкальные данные. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить движение и их последовательность. Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, скромность, чувство взаимопомощи. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку, во время танца бережно к ней относится, провожает ее на место после совместного исполнительства. Все проникаются общим настроением, участие в коллективных действиях объединяет и сплачивает. Танец становится одним из средств не только эстетического, но и нравственного воспитания. Систематические занятия танцами оказывают корригирующее влияние на физическое развитие, улучшается и осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития умственно отсталых учащихся, уровня их знаний и умений. Материал в программе расположен по степени усложнения и увеличения объема заданий и сведений, что способствует расширению круга знаний и умений учащихся.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- ритмико-гимнастические упражнения;
- упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Упражнения на ориентировку в пространстве должны входить составным элементом в каждый урок и являться его организующим началом. Задания этого раздела преследуют задачу научить детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага (маршировка с высоким подниманием колен, с отбрасыванием ног, осторожный, мягкий, пружинящий шаг, ходьба и бег с поскоками, с приседаниями, между предметами и др. перестроения в различные фигуры).
Во всех видах построения следует добиваться организованности, выработки определенных умений: быстро находить свое место в строю и сразу проверять интервалы, сохранять правильные дистанции, вставать точно в затылок друг другу, быстро выравнивать общую линию, принимать правильное исходное положение. Колонну удобнее строить по росту, начиная с маленьких. В дальнейшем при построении в два, три, четыре ряда и в шахматном порядке для выполнения ритмико-гимнастических упражнений они оказываются впереди высоких, что дает возможность всем детям видеть учителя. Овладевая простейшими строевыми навыками дети приобретают умения выполнять перестроения, которые понадобятся им в дальнейшем в процессе разучивания и исполнения танцев, плясок. В подготовительном и 1 классе рекомендуется обозначать место каждого ребенка в строю, в 2-3-х рядном построении каким-либо предметом (флажок, кегли, палочка и др.) или рисовать мелом кружок. Это необходимо для того, чтобы ребенок чувствовал и запоминал интервалы в разных видах построений и в дальнейшем пытался самостоятельно соблюдать их.
Упражнения на ориентировку в пространстве должны включать в себя элементы занимательности и носить имитационный характер, особенно в подготовительном, 1 и 2 классах.
На первых занятиях можно начертить круг мелом, разложить веревку или ленту, что поможет детям контролировать себя. Построения и движения по кругу развивают чувство пространственной формы.
Упражнения первого раздела выполняются по инструкции учителя, что воспитывает умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения на ориентировку в пространстве являются начальным этапом урока, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие, внутренне и внешне организовать группу, обеспечить нормальную работу. При этом учитель обращает внимание детей на ведущую роль музыки.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног. Его по усмотрению учителя можно дополнять упражнениями из программы по физической культуре. Недопустимо разучивание упражнений без музыки, под счет. Учитель может вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а закачивать упражнения учащиеся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыкального сопровождения. Вместе с тем не следует превращать урок в обычную зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмическому образу.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых умственно отсталым детям, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения, связанные с координацией и ритмом.
Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот, от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой. Возбудимым учащимся следует давать упражнения с успокаивающей лирической мелодией. Детей вялых, аппатичных надо учить двигаться с полной амплитудой, предельным напряжением мышц, четко, быстро.
Основная цель данных упражнений - научить умственно отсталых детей согласовывать движения обеих рук в разных направлениях или сочетание движений рук с поворотами головы в ту или другую стороны, упражнения выполняются под ритмичную, но не быструю музыку, с нечастой сменой движений. В дальнейшем задания усложняются, добавляются сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, ног в коленях, перекрестные одновременные движения рук и ног с поворотами туловища и головы и т.д. Убыстряется темп музыки, соответственно и движений, происходит более частая смена заданий.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Игра на детских музыкальных инструментах во вспомогательной школе вводится с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития дыхания. Именно поэтому программой предусматривается овладение гаммой и легкими упражнениями, песнями, не требующими большого количества времени для разучивания.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаковый и требует большей свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Начинать обучение лучше с детского пианино, используя цифровую систему. Цифры, нанесенные на верхнюю часть белых клавиш, помогают детям при исполнении мелодии найти нужную клавишу. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем, а для каждой клавиши указать удобное их расположение (аппликатуру).
Значительно труднее умственно отсталым детям дается игра на аккордеоне. Но именно игра на этом инструменте служит хорошим упражнением на координацию движений рук, поскольку здесь требуется одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой. Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно использовать четырехпальцевую систему игры (большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне).
Духовая гармоника имеет фортепьянную клавиатуру, поэтому обучение игре на ней не взывает больших затруднений. Сила звука, извлекаемого из духовой гармоники во время игры, зависит от струи вдыхаемого в нее воздуха. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне.
Для исполнения на детских музыкальных инструментах подбираются несложные и хорошо знакомые детям мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы вызывают затруднения у умственно отсталых детей. Выученную на пианино мелодию дети могут исполнить на аккордеоне и духовой гармонике.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после исполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Большинство умственно отсталых детей не умеют или не решаются выражать свое отношение к музыке в движениях. Необходимо возбудить у них желание двигаться, когда звучит музыка. Для этого вначале целесообразно предложить им задания подражательного типа под мелодию, характерную для данного образа. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например, «Зайчик» (подпрыгивание), «Лошадка» (прямой галоп), «Кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «прыгать», «шагать»).
Не следует предъявлять сразу слишком большие требования к четкости и выразительности исполнения. Эти навыки учащиеся приобретают постепенно, по мере овладения в процессе упражнений различными видами движений. Предварительное прослушивание музыки при импровизации не рекомендуется, ученики должны находить нужное движение под непосредственным ее воздействием. Но если большинство детей неверно реагируют на данную мелодию, учителю следует постепенно подводить их к правильному решению. Такой подход способствует преодолению скованности, стеснения, придает ученикам уверенность в своих силах. На этом этапе работы не рекомендуется отмечать более успевающих, иначе все дети начнут перенимать их движения.
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание (2 класс). В дальнейшем предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок» (3 класс). В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
При импровизации и инсценировании учителю очень важно следить за мимикой детей. Надо, чтобы умственно отсталые учащиеся умели не только движением, но и выражением лица передавать настроение и характер изображаемого ими образа.
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего – с задорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Отработке плавности движений способствует разучивание казахских танцев («Камажай»).
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка движения казахских танцев и национальных танцев народов Казахстана). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей, воспитывает чувство интернационализма.
Во вспомогательной школе рекомендуется разучивать не более 3-4 танцев в течение учебного года. На начальном этапе обучения целесообразно подбирать танцы и пляски с повторяющимися движениями, заранее хорошо отработанными детьми. Это позволяет уделять немного времени на их разучивание. Кроме того, близкий положительный результат вызывает у умственно отсталых детей эмоциональное удовлетворение и познавательный интерес.
На всех этапах работы на уроках ритмики необходимо использовать в качестве музыкального сопровождения произведения казахстанских композиторов.
Работа над ритмом речи не выделяется в отдельный этап урока, но должна предусматриваться педагогом в сочетании с разными видами деятельности. Например, ритмико-гимнастические упражнения, игра на детских музыкальных инструментах с исполнением попевок («Лесенка», «Андрей-воробей» и т.п.), сопровождение плавных хороводных танцев пением. Развитие чувства музыкального ритма может сочетаться с ритмом стихотворения.
Уроки ритмики следует проводить в просторном зале, оснащенном всем необходимым инвентарем: музыкальный инструмент для учителя, проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, предметы для выполнения упражнений на каждого ученика (разноцветные флажки, шары, ленты, платочки, обручи, мячи, скакалки, погремушки, бубны, барабаны), детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеоны, духовые гармоники). В зале также необходимо иметь стульчики и подставки для игры на детских музыкальных инструментах. На занятия мальчики могут приходить в спортивной форме, девочки в футболке (или топик) и лосинах, на ногах мягкие тапочки (чешки).
Вход в зал должен быть организованным. Учащиеся, построившись в шеренгу, приветствуют учителя: мальчики – легким поклоном головы, девочки – полуприседанием.
На уроке необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача.
Учитывая то, что занятия ритмикой входят в раздел «Коррекционные технологии» базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта, традиционные пятибальные оценки на этих уроках не выставляются. Оценивание детей осуществляется словесным поощрением и стимулирован
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты