Главные вкладки
Гильфанова Лилия Габделфатовна
Лилия Габделфатовна Гильфанова
Профессия: Учитель биологии
Профессиональные интересы: Нетрадиционные формы обучения
Увлечения: Кулинария
Страна: Россия
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: г. Нижнекамск, Нижнекамский район
Место работы: МБОУ "Лицей №35" Нижнекамского муниципального района РТ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/liliya-gabdelfatovna-gilfanovaКто не знает в какую гавань он плывет для того нет попутного ветра…
Эссе
учителя биологии МОУ «Лицей № 35» г Нижнекамска РТ
Гильфановой Лилии Габделфатовны
«Мое педагогическое кредо»
Кто не знает в какую гавань он плывет
для того нет попутного ветра…
Сенека
У каждого человека в жизни есть период, когда нужно выбрать путь, по которому он будет идти всю свою жизнь. Этот момент настает не тогда, когда он оканчивает школу и перед ним стоит выбор профессии, а в самом раннем возрасте. Взрослые любят задавать детям вопрос: «Кем ты хочешь стать?» И ребенок отвечает им без лукавства.
Я всегда говорила «Учителем!» и этот ответ не менялся никогда.
Любовь к профессии учителя заложена в меня генетически. Мой прадед по линии матери Фатих сын Юсуфа ещё до революции был учителем русского и татарского языка. Любовь к природе, сельскохозяйственному труду привилось в ходе жизни, и мои предки по линии отца Ахмаям, Ибатулла, Гыйзатулла были владельцами больших садов, выращенных своими руками на неровных склонах возвышенностей и огромных пахотных земель. В младших классах с гордостью выполняла поручения учителей - занималась с менее успешными сверстниками, а победа в республиканской олимпиаде по биологии стала моим решением – буду учителем биологи.
Для учителя биологии должны быть свойственны профессионально важные качества: аналитические и математические способности, логическое мышление, развитая кратковременная и долговременная память, способность переносить физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях. Ведь мы работаем не только в классных кабинетах, но знакомим учащихся с закономерностями природы и на учебно-опытных участках, экскурсиях, палаточных лагерях.
Хотя наука биология (естествознание) считается одной из древних, наличие данных качеств, помогает быстро адаптироваться к условиям и требованиям, которые возникают при стремительных изменениях современного мира.
Школа – структура, через которую проходит все человечество, а учителя, являются примером того, каким должен быть современный человек. Мы учителя – пионеры всех нововведений и должны научить детей соответствовать требованиям общества - быть конкурентоспособными и всесторонне развитыми людьми.
Учитель – тот, который, как маяк, светит в темноте и указывает путь, чтобы не заблудиться во взрослой жизни и при всем этом всегда оставаться человеком.
О себе
Мы живем в сложное, но интересное время – меняются подходы к обучению, складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Новое время диктует нам новые компетенции и модели профессионального роста. Быть компетентным – значит знать, когда и как действовать.
Достижению педагогической компетентности способствуют самообразование учителя и, прежде всего, его опыт. Основными условиями самообразования будут выступать «три кита»: творчество, опыт и рефлексия. Свои творческие разработки по изучению флоры и фауны Нижнекамского района, банком заданий для проверки знаний учащихся и подготовки к олимпиаде по биологии, я могу передать, как опыт своей работы и другим учителям. Для этого в наше время много возможностей: это и публикации, семинары, мастер-классы и сообщества.
Как инновационный практик использую практико-ориентированный подход в обучении, большое внимание уделяю на уроках проведению демонстрационных экспериментов, опытов, лабораторных работ, практикумов, экскурсий, решения задач, проведений наблюдений, после которых учащиеся приходят к определенным выводам, создают проекты и представляют их через сетевые сообщества в Интернете. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к биологии, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, развитию умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.
Современный учитель – профессионал, который должен не только знать свой предмет, но иметь представление и о других предметах: это человек, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий детей, любящих свой край, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Вовлечение детей в природоохранную деятельность – одна из задач учителя биологии, который помогает формировать экологическое мышление. Профиль лицея №35 – химико-биологический, что определило тесное сотрудничество с различными организациями, которые работают в данных областях. Совместно со специалистами эколого-биологического центра проводим такие мероприятия по экологическому воспитанию, как «День Земли», «Экологический календарь», формирую группу учащихся, желающих продолжить обучение в профильном лагере «ЭкоГрад». Как активный гражданин участвую с лицеистами в муниципальной природоохранной акции «Эковесна» в рамках экологического двухмесячника, в городских экологических акциях «Марш Парков», «Первоцвет», «Белая береза», «Покорми птиц зимой» и привлекаю к участию в данных мероприятиях лицеистов. Число участников растет из года в год: …это и уборки территории лицея и парка, подготовка кормушек и корма для птиц, участие в рейдах по охране растений из Красной Книги.
Экология тесно связана с историей и культурой родного края. Будучи классным руководителем 5А класса, я большое внимание уделяю работе по формированию патриотического воспитания, стараюсь воспитывать у учеников любовь к малой Родине, к своей стране, уважение к традициям народов, проживающих на территории Татарстана. Например, в этом году в традиционном лицейском мероприятии «Дружба народов» учащиеся моего класса стали номинантами. В 2016 в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей ОО Республики Татарстан («Учитель-мастер») реализовывала аутентичный проект по теме «Традиции народов, проживающих на территории Нижнекамского муниципального района РТ в формировании экологической культуры у подрастающего поколения». Ученик 8Б класса Гайнанов Динар в 2015 году стал призером в республиканской экологической конференции школьников «Природа и мы», с исследовательской работой «Традиции татарского народа в формировании экологической культуры у подрастающего поколения».
Самое главное – каждый ученик должен поверить в свои возможности, почувствовать успех. Как педагог-лидер я добиваюсь успешности своих учеников: в 2015-2016 г.г. подготовила 2 победителей, 2 призеров муниципального уровня, в 2016-2017 г.г. – 2 победителей, 3 призеров муниципального уровня, 2 призёров Республиканского уровня по биологии, в 2017-2018 гг. – 1 победителя, 6 призеров муниципального этапа. Мои ученики ежегодно принимают участие в различных конкурсах и конференциях, занимая призовые места: в Республиканской юношеской научно-исследовательской конференции школьников им. С.С.Молодцова (2016 г. – 2 призера, 2018 г. – 2лауреата); в Республиканском экологическом фестивале школьников «Природа и мы» (2016 г. – 1 призера, 2017 г. – 3 призера); в Республиканской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь» (2017 г.– 1 призер); в Республиканской научно-практической конференции «Дебют в науке» (2017 г. – 1 победитель); во Всероссийской научно-практической конференция школьников «Биологические науки: прошлое, настоящее, будущее», «Нобелевские надежды КНИТУ», в конкурсе «Твой первый шаг в медицину» (КГМУ).
Таким образом работаю над воспитанием социально активных учеников, уважающих традиции, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями, осознающих свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Как наставник я делюсь с коллегами опытом работы в инновационной, научно-исследовательской деятельности, в работе с одаренными детьми через сетевое сообщество, которое создано для учителей Нижнекамского муниципального района. В Нижнекамске сложилась особая система работы с детьми. Помимо традиционных для всех городов школьных и муниципальных методических объединений у нас работают базовые школы по внедрению ФГОС и по работе с детьми с ОВЗ, муниципальное методическое объединение «Ресурсный центр по работе с одаренными детьми». Как наставник я реализую себя в двух подобных сетевых сообществах Нижнекамского муниципального района – базовые школы по внедрению ФГОС и ресурсный центр по подготовке к олимпиадам по биологии и экологии. В рамках работы базовых школ сетевое сообщество учителей биологии разрабатывает учебные программы и программы внеурочной деятельности, которые впоследствии реализуются во всех школах города; ведет разработку методических материалов по внедрению ФГОС, разработку открытых уроков и мероприятий, демонстрацию и их анализ. В рамках работы ресурсного центра по биологии и экологии сетевое сообщество учителей Нижнекамска проводит регулярные заседания с презентацией опыта работы каждого члена данного методического образования; мастер-классы и доклады, выступления и разбор заданий олимпиад по биологии и экологии.
Человек всю жизнь должен работать над своим развитием, совершенствованием. «Уча других, мы учимся сами...» говорил Сенека. Деятельность старшего учителя – коммуникативного, готового к взаимодействию в команде – расширяет круг профессионального общения и взаимодействия. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Война и мир" Л.Н. Толстой
"Утырып уйлар уйладым" Туфан Миннулин
Мой взгляд на мир
Мир так прост, усложняем его только мы сами
Дети - цветы жизни
Свое счастье куёт себе сам
Хочешь, чтобы тебя уважали окружающие, отнесись с уважением к ним сам
Мои достижения
Моё портфолио
Мы вообще знаем очень мало, ужасно мало. И всё-таки мы знаем достаточно!
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты
Мои публикации:
- Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
- Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)