Главные вкладки
Курильская Оксана Владимировна
сайт учителя - логопеда
Профессия: учитель - логопед
Профессиональные интересы: ИКТ
Увлечения: рисование
Регион: Кемеровская область
Населенный пункт: г. Юрга, Кемеровской обл.
Место работы: МКОУ "Школа-интернат"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kurilskaya-oksana-vladimirovnaНе говорите о том, что у вас нет времени. Времени у вас ровно столько же, сколько его было у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Томаса Джефферсона, Пастера, Хелен Келлер, Альберта Эйнштейна.
Специфика педагогической работы в коррекционном учреждении 8 вида обусловлено, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатическими особенностями умственно отсталого ребенка, и прежде всего, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
Нарушения чтения (дислексии) и письма, (дисграфии) очень распространены среди учащихся вспомогательной школы. Эта проблема несомненно актуальна, так как учебный процесс осуществляется исключительно за счет речи, как устной, так и письменной. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерно аналитико-синтетическое чтение, но в три раза позже. Дети очень медленно запоминают буквы, долго формируется связь между звуковым и графическим образом, часто смешивают буквы по начертанию, долго не могут перейти от этапа бухштабированного чтения на послоговое. Характерно наличие разных способов чтения. Наблюдаются пропуски букв и слогов, перестановки, выпадения слов, потеря строки при чтении, а также страдает выразительность чтения: монотонное, без остановок между словами и на знаках препинания. Страдает осознанность, смысловая сторона чтения, не понимают значения слов, не соотносят звуковой образ с предметом, качеством.
Механизмы нарушений чтения:
1. Не сформированность фонетической стороны и операций звукобуквенного анализа и синтеза;
2. Недоразвитие зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений;
3. Бедность словарного запаса, не сформированность грамматического строя речи;
4. Низкая способность концентрировать внимания и низкая работоспособность.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают сложности при всех операциях процесса письма.
Больше сложности связаны с не сформированностью фонематических процессов, операций анализа и синтеза. Большинство из них не дифференцируют на слух акустически сходные звуки и поэтому с трудом запоминают буквы. Все это усугубляется множественными дефектами звукопроизношения. Отсутствует интерес к звуковой оболочке букв. Характерна недостаточность зрительного восприятия – дети медленно запоминают графический образ букв, путают их по начертанию. Недоразвитие мелкой моторики приводит к тому, что дети утомляются при письме, часто не заканчивают начатое слово, пишут буквы отдельно друг от друга. Буква могут быть разной величины, из-за сильного напряжения может быть и тремор на письме.
Механизмы нарушений письма:
1.недоразитие познавательной деятельности;
2. нарушение устной речи;
3.несформированность всех ведущих анализаторов;
4.низкая способность концентрации внимания, слабая память.
Распространенные ошибки: замена букв, обозначающих артикуляторно и акустически сходные звуки; оптические ошибки, пропуски букв, слогов, слов во фразах, аграмматизмы на письме, самостоятельных видах письма, множественные смысловые замены, искажения структуры фраз. Как правило, меньше ошибок при записи более частотных слов и тех слов, которые активно отрабатывались в классе. Ошибки звукопроизношения переносятся на письмо.
По данным М.Е. Хватцева, Д.И. Орловой, В.В. Воронковой, нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.
Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В. Воронкова, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, К.К. Карлеп, Д.И. Орлова).
Дисграфия у умственно отсталых детей сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.
Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой – трудностями использования орфографических правил.
Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т. д.).
Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи.
Пути преодоления нарушений письменной речи
Механизм нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционной работы по их устранению имеется много общего.
Основные этапы работы:
1. Звук. Буква.
2. Слог. Слово.
3. Словосочетание. Предложение.
4. Текст.
О себе
В 2008 году окончила ГОУ ВПО "Томский государственный педагогический университетт" по специальности "Логопедия" и квалификации учитель - логопед . Работаю в коррекционной школе 8 вида..
В своей практической коррекционно - логопедической деятельности использую технические средства обучения, информационные компьютерные технологии,создаю презентациии, буклеты. Систематически использую здоровьесберегающие технологии в проффесиональной деятельности
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Художественная литература в основном классика,, психология , эзотерика.
Моё портфолио
Проблемы, над которыми ведется работа:
- постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков;
- формирование фонематических процессов;
- развитие языкового анализа и синтеза, анализа структуры предложения, слогового анализа и синтеза;
- уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
- практическое усвоение форм словообразования и словоизменения;
- формирование умения строить и пользоваться в речи предложением;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- формирование диалогической и монологической форм речи.
- улучшение состояния учебной деятельности и коммуникативной сферы.
Коррекционно-логопедическая работа проводится поэтапно, и каждый этап имеет свою специфику:
1 этап (1 – 2 классы) – целью логопедических занятий на данном этапе является уточнение артикуляции и звучания звуков с одновременным формированием элементарного фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза, а также предупреждение нарушений чтения и письма. Последовательность работы соответствует порядку изучения букв по букварю, т.к. к моменту освоения буквы в классе необходимо обеспечить правильное произношение соответствующего звука, а также научить детей производить доступные операции по анализу слов с этим звуком. Следует отметить, что у поступающих в первый класс детей совершенно отсутствуют предпосылки к учебной деятельности, и в связи с отсутствием подготовительного класса, букварный период растягивается вплоть до середины второго года обучения.
2 этап (3 - 4 классы) – цели занятий: а) закрепление звуков в слогах, словах, предложениях, связных высказываниях; б) развитие фонематических процессов; в) формирование готовности к анализу звуко-слогового состава слова; г) дифференциация звуков; д) уточнение значения слов, обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического оформления речи; е) преодоление нарушений чтения и письма.
На каждом занятии первого и второго этапов отрабатывается определенная лексическая тема, подобранная в соответствии с основной тематикой, где лингвистический материал насыщен изучаемым звуком. Как обязательный атрибут коррекционных занятий, широко используются упражнения по тренировке общей и мелкой моторики, содержание которых также отражает лексическую или основную тему занятия. Важное место отводится формированию потребности общения, развитию высших психических функций.
3 этап (5 – 7 классы) – цели логопедических занятий: а) уточнение, обогащение и активизация словаря; б) практическое усвоение форм словообразования и словоизменения; в) коррекция нарушений чтения и письма; г) развитие и формирование связной речи, навыков общения.
Планирование занятий второго и третьего этапов строится с учетом тематического материала по курсу «Русский язык».
Следует отметить то, что грамматические темы коррекционно-логопедических занятий каждого этапа тесно переплетаются с работой по звукопроизношению, а лексическая насыщенность подчинена одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны, и дополняют друг друга.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты