Главные вкладки
Назипов Рамиль Хайретдинович
рабочая программа
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: создать презентации
Увлечения: спорт
Страна: Россия
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: с.Кугунур УлКирова Балтасинский район
Место работы: МБОУ Кугунурская СОШ
Звание, ученая степень: -
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kugunurдумать,думать и еще раз думать
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ10-11КЛАССОВ
общеобразовательный профиль
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ10-11КЛАССОВ
общеобразовательный профиль
(XIкласс – 1 час в неделю, 35 часов в год; XIкласс – 1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Назипов Р.Х., учитель информатики, Iкв. категория
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора _______________
подпись
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ____ _____________ 200__ г. № ____
Руководитель МО _____________
подпись
2011
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 69 часов (в том числе в Xклассе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XIклассе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
- обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
- систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
- заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
- сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
· линию информации и информационных процессов;
· линию моделирования и формализации;
· линию информационных технологий;
· линию компьютерных коммуникаций;
· линию социальной информатики.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачиизучения курса:
· Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
· Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
· Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
· Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.
Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.
Содержание образовательной программы
10 класс
1. Информация - 7 часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
2. Информационные процессы в системах – 11 часов.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
3. Информационные модели - 6 часов.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.
4. Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.
11 класс
5. Технология использования и разработки информационных систем - 23 часа.
Понятие и типы информационных систем. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Интернет как глобальная информационная система. Web-сайт - гиперструктура данных. Геоинформационные системы.Поисковые информационные системы. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
6. Технология информационного моделирования – 8 часов
Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.
7. Основы социальной информатики – 3 часа
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 27
___________ Ионова Г.М.
подпись
Календарно-тематический план
Егоровой Марины Викторовны
учителя информатики на 2009/2010 учебный год
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Количество |
| ||||
|
|
|
| контрольных работ | зачетов | тестовых заданий | лабораторных, практических работ | демонстрация | Автор учебника, год издания |
Информатика и ИКТ | 10б | 35 | 1 | 2 | - | 2 | 8 | - | И.Г. Семакин, 2008 |
Методическая тема на 2009/2010 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
Обеспечение функционирования и развития системы управления методических служб образовательных учреждений. | Совершенствование методической службы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в развитии ведущих учебных умений и формирования положительных поведенческих навыков учащихся. | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и математики. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО заместитель директора
протокол от ___ __________ 200__ г. № ____ ___________ Пиглицына Н.И.
Руководитель МО ___________ Елакова О.А. подпись
подпись
Дата ______________
10 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Календарные сроки планируемые /фактические | Планируемые результаты | Контрольно- измерительные материалы | |||
10Б | знания | умения | ОУУН и способы деятельности | |||||
Информация. | 7 |
|
|
|
|
|
| |
1 | Введение. Структура информатики. Правила ТБ. | 1 | 07.09 |
| в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики; | выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ; | организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
|
|
2 | Понятие информации. | 1 | 14.09 |
| три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; |
| владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; |
|
3 | Представление информации, языки, кодирование. | 1 | 21.09 |
| что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»;
| переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество различных комбинаций; | умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
|
|
4 | Измерение информации.Объемный подход. | 1 | 28.09 |
| сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; | решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
| установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; |
|
5 | Измерение информации. Содержательный подход. | 1 | 05.10 |
| сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения; | решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении); | установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; |
|
6 | Практическая работа «Измерение информации». | 1 | 12.10 |
|
| определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
7 | Контрольная работа «Информация». | 1 | 19.10 |
|
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измерения информации; | умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | Контрольная работа «Информация» традиционная форма |
Информационные процессы в системах. | 11 |
|
|
|
|
|
| |
8 | Введение в теорию систем. | 1 | 26.10 |
| система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике; | приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; | установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом; |
|
9 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. | 1 | 09.11 |
| типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;
| анализировать состав и структуру систем; различать связи материальные и информационные; | установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом; |
|
10 | Хранение информации. | 1 | 16.11 |
| носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
| сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; | установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом; |
|
11 | Передача информации. | 1 | 23.11 |
| модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;
| рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи; | умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;
|
|
12 | Обработка информации и алгоритмы. | 1 | 30.11 |
| основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;
| разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации; | умение логически мыслить; составление алгоритмов; |
|
13 | Автоматическая обработка информации. | 1 | 07.12 |
| что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста; | составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста; | умение логически мыслить; составление алгоритмов; |
|
14 | Практическая работа «Автоматическая обработка данных». | 1 | 14.12 |
|
| составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
15 | Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации». | 1 | 21.12 |
|
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах; | умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации» традиционная форма |
16 | Поиск данных. | 1 | 28.12 |
| что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных; | осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях; осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
| умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; |
|
17 | Защита информации. | 1 | 18.01 |
| виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат; | применять меры защиты личной информации на ПК; | работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения; |
|
18 | Практическая работа «Шифрование данных». | 1 | 25.01 |
| что такое криптография; | применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме); | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
Информационные модели. | 6 |
|
|
|
|
|
| |
19 | Компьютерное информационное моделирование. | 1 | 01.02 |
| определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере; | характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере; | работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу; |
|
20 | Структуры данных. | 1 | 08.02 |
| что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы; | ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы; | умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; |
|
21 | Практическая работа «Структуры данных: графы, таблицы». | 1 | 15.02 |
|
| ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
22 | Алгоритм как модель деятельности. | 1 | 22.02 |
| понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма; | строить алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы; | работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; |
|
23 | Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем». | 1 | 01.03 |
|
| строить алгоритмы управления учебными исполнителями; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
24 | Контрольная работа «Информационные модели». | 1 | 08.03 |
|
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях; | умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности; | КР «Информационные модели» тестирование |
Программно-технические системы реализации информационных процессов. | 11 |
|
|
|
|
|
| |
25 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. | 1 | 15.03 |
| архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.; |
| умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию; |
|
26 | Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера». | 1 | 05.04 |
|
| подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
27 | Программное обеспечение компьютера. | 1 | 12.04 |
| что такое программное обеспечение ПК; структура ПО ПК; | определять виды ПО; | выявление существенных признаков объекта; |
|
28 | Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел. | 1 | 19.04 |
| основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел; | получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; | логически мыслить; анализировать и обобщать информацию; |
|
29 | Практическая работа «Представление чисел». | 1 | 26.04 |
|
| получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
30 | Представление текста, графики и звука. | 1 | 03.05 |
| представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука; | вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; | установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом; |
|
31 | Практическая работа «Представление текстов, графики и звука». | 1 | 10.05 |
|
| вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию; | свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний; |
|
32 | Контрольная работа «Дискретные модели данных на компьютере». | 1 | 17.05 |
|
| демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении данных в памяти компьютера; | умение осуществлять |
О себе
Работая 20 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Семаки и Угринович
Мой взгляд на мир
Отлично
Мои достижения
Учитель года -1 место в районе
Моё портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты