Назипов Рамиль Хайретдинович

рабочая программа

учиться и работать

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: создать презентации

Увлечения: спорт

Страна: Россия

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: с.Кугунур УлКирова Балтасинский район

Место работы: МБОУ Кугунурская СОШ

Звание, ученая степень: -

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kugunur
думать,думать и еще раз думать

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУИНФОРМАТИКА И ИКТ

ДЛЯ10-11КЛАССОВ

общеобразовательный профиль

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУИНФОРМАТИКА И ИКТ

ДЛЯ10-11КЛАССОВ

общеобразовательный профиль

 

(XIкласс – 1 час в неделю, 35 часов в год; XIкласс – 1 час в неделю, 34 часа в год)

 

Составитель: Назипов Р.Х., учитель информатики, Iкв. категория

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора _______________ 

подпись

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от ____ _____________ 200__ г.  № ____

Руководитель МО _____________

подпись

 

 

2011

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан  на изучение учащимися 10-11 классов в течении 69 часов (в том числе в Xклассе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XIклассе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Про­грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

-     обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

-     систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

-     заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

-     сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

 

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

·      линию информации и информационных процессов;

·      линию моделирования и формализации;

·      линию информационных технологий;

·      линию компьютерных коммуникаций;

·      линию социальной информатики.

 

Цели и задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·      освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

·      овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

·      воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

·      приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачиизучения курса:

·      Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

·      Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

·      Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

·      Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

 

Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.

Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.

 

 


Содержание образовательной программы

10 класс

1. Информация - 7 часов.

Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

 

2.  Информационные процессы в системах – 11 часов.

Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.            

 

3. Информационные модели  - 6 часов.

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.        

 

4.  Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.

 

11 класс

5.  Технология использования и разработки информационных систем - 23 часа.

Понятие и типы информационных систем. Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Интернет как глобальная информационная система. Web-сайт -  гиперструктура данных. Геоинформационные системы.Поисковые информационные системы. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).  Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

 

6. Технология информационного моделирования – 8 часов

Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования.

 

7. Основы социальной информатики – 3 часа

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 27

___________ Ионова Г.М.

     подпись

 

Календарно-тематический план

Егоровой Марины Викторовны

учителя информатики на 2009/2010 учебный год

План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по  информати­ке и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).

 

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольных работ

зачетов

тестовых заданий

лабораторных, практических работ

демонстрация

Автор учебника, год издания

Информатика

и ИКТ

10б

35

1

2

-

2

8

-

И.Г. Семакин, 2008

 

Методическая тема на 2009/2010 учебный год

 

Городская

Школьная

Учителя

Обеспечение функционирования и развития системы управления методических служб образовательных учреждений.

Совершенствование методической службы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в развитии ведущих учебных умений и формирования положительных поведенческих навыков учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики и математики.

 

 

РАССМОТРЕНО                                                                            СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                                                                            заместитель директора

протокол от ___ __________ 200__ г.  № ____                            ___________ Пиглицына Н.И.

Руководитель МО ___________ Елакова О.А.                               подпись

                                               подпись                                                                                                 

                                                                                                          Дата ______________


10 класс

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Календарные сроки

планируемые /фактические

Планируемые результаты

Контрольно-

измерительные материалы

10Б

знания

умения

ОУУН

и способы деятельности

Информация.

7

 

 

 

 

 

 

1

Введение. Структура информатики. Правила ТБ.

1

07.09

 

в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики;

выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;

организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;

 

 

2

Понятие информации.

1

14.09

 

три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

 

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

 

3

Представление информации, языки, кодирование.

1

21.09

 

что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»;

 

переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество различных комбинаций;

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;

 

 

4

Измерение информации.Объемный подход.

1

28.09

 

сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов);

выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

 

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

 

5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

05.10

 

сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;

решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

 

6

Практическая работа «Измерение информации».

1

12.10

 

 

определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

7

Контрольная работа  «Информация».

1

19.10

 

 

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измерения информации;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

Контрольная работа  «Информация»

традиционная форма

Информационные процессы в системах.

11

 

 

 

 

 

 

8

Введение в теорию систем.

1

26.10

 

система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;

приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

 

9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1

09.11

 

типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;

 

анализировать состав и структуру систем;

различать связи материальные и информационные;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

 

10

Хранение информации.

1

16.11

 

носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

 

сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

 

11

Передача информации.

1

23.11

 

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;

 

рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известной скорости передачи;

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;

 

 

12

Обработка информации и алгоритмы.

1

30.11

 

основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;

 

разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации;

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

 

13

Автоматическая обработка информации.

1

07.12

 

что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

 

14

Практическая работа «Автоматическая обработка данных».

1

14.12

 

 

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

15

Контрольная работа «Хранение, передача и обработка информации».

1

21.12

 

 

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

Контрольная работа  «Хранение, передача и обработка информации»

традиционная форма

16

Поиск данных.

1

28.12

 

что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;

осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;

осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;

 

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

 

17

Защита информации.

1

18.01

 

виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;

применять меры защиты личной информации на ПК;

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения;

 

18

Практическая работа «Шифрование данных».

1

25.01

 

что такое криптография;

применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

Информационные модели.

6

 

 

 

 

 

 

19

Компьютерное информационное моделирование.

1

01.02

 

определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;

характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере;

работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу;

 

20

Структуры данных.

1

08.02

 

что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;

ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

 

21

Практическая работа «Структуры данных: графы, таблицы».

1

15.02

 

 

ориентироваться в граф-моделях; строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

22

Алгоритм как модель деятельности.

1

22.02

 

понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;  что такое трассировка алгоритма;

строить алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

 

23

Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем».

1

01.03

 

 

строить алгоритмы управления учебными исполнителями;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

24

Контрольная работа «Информационные модели».

1

08.03

 

 

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;

умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;

КР «Информационные модели»

тестирование

Программно-технические системы реализации информационных процессов.

11

 

 

 

 

 

 

25

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации.

1

15.03

 

архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.;

 

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

 

26

Практическая работа «Выбор конфигурации компьютера».

1

05.04

 

 

подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

27

Программное обеспечение компьютера.

1

12.04

 

что такое программное обеспечение ПК; структура ПО ПК; 

определять виды ПО;

выявление существенных признаков объекта;

 

28

Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.

1

19.04

 

основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;

получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

 

29

Практическая работа «Представление чисел».

1

26.04

 

 

получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

30

Представление текста, графики и звука.

1

03.05

 

представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;

вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

 

31

Практическая работа «Представление текстов, графики и звука».

1

10.05

 

 

вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

 

32

Контрольная работа «Дискретные модели данных на компьютере».

1

17.05

 

 

демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении данных в памяти компьютера;

умение осуществлять

О себе

Работая 20 лет

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Семаки и Угринович

Мой взгляд на мир

Отлично

Мои достижения

Учитель года -1 место в районе

Моё портфолио

 

Награды, звания:
Победитель районного конкурска "Учитель года 2010", в республики победил в номинации "Внедрение современных компьютерных технологий",
 Грамота МНО РТ и благодарственное письмо МНО РТ(2010 год) за активную и плодотворную работу в период подготовки и реализации проекта "Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет" и образовательной программы INTEL "Обучение для будущего",
 Благодарственное письмо за подготовку победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады по астрономии в 2010-11 году,
 благодарственное письмо Институт развития образования РТ благодарит Вас за плодотворное сотрудничество и вклад в развитие Международной программы INTEL "Обучение для будущего" в очно-дистанционной форме, множество грамот -2006,2007,2008,2009,2010,2011 годы
 • Диплом всероссийского конкурса «Кит», 2010 год.
 • Диплом всероссийского конкурса «Кит», 2011 год.
 • Благодарность всероссийского конкурса "Инфознайка". 2011 год.
 • Благодарность всероссийского конкурса "Инфознайка". 2012 год.
Дополнительная информация:
Закончил в 1992 году Казанский Государственный Педагогический Институт, отделение физико-математический.
 Люблю участвовать в различных районных, республиканских и российских конкурсах.В своей профессиональной деятельности, помимо основной работы, большое внимание уделялось повышению квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий в качестве тьютора по реализации программ - "Компьютерная грамотность педагогов и администрации образовательных учреждений"/

Добавить грамоту в портфолио