Киле Евгения Алексеевна

сайт туристов-краеведов

Дороги хватит на всех

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: туризм, прикладное творчество

Увлечения: туризм, национально-прикладное творчество, гитара

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: г. Комсомольск-на-Амуре

Место работы: МОУ ДО ДТДиМ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kile-evgeniya-alekseevna
День - это маленькая жизнь, и надо прожить ее так, будто ты должен умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки.
Максим Горький

Если родители и учителя дорожат целью и направляют к ней подрастающее поколение, тогда они становятся партнерами для детей, продвигаясь и развиваясь вместе с ними.К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. /Я.Коменский/ .

О себе

Я, педагог дополнительного образования МОУ ДО ДТДиМ, реализую программу туристско-краеведческой направленности, увлекаюсь прикладным творчеством, туризмом.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Джек Лондон "Любовь к жизни".

Всеволод Сысоев "Золотая Ригма".

Всеволод Сысоев "Звероловы".

Владимир Арсеньев " Дерсу Узала".

Дмитрий Нагишкин "Амурские сказки".

Николай Задорнов "Амур-Батюшка"

Мой взгляд на мир

Воспринимай мир таким, какой он есть

Моё портфолио

Реализую программы туристско-краеведческой направленности: "Мир своими глазами", "Дорогой предков".

Программа "Дорогой предков"

Пояснительная записка.

Одной из самых актуальных проблем стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Перед системой образования встает необходимость передачи подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина и является воспитательной базой его духовного и нравственного развития.

Введение стандартов нового поколения требует качественно иного подхода к отбору содержания образования. В соответствии с новой редакцией Закона РФ об образовании, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», ФГОСами нового поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие образовательной и молодежной политики Хабаровского края» необходимо использовать предметное содержание, позволяющее воспитать компетентных, высоконравственных, творческих личностей, способных социализироваться в современном обществе.

Реализация программы «Дорогой предков» предполагает развитие общекультурной компетенции школьников через изучение особенностей народов Приамурья, их культуры и быта, традиций. Данная программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях народов Приамурья, их культуры и быта, традициях средствами туристско-краеведческой деятельности, углубляя и расширяя содержание общешкольных дисциплин.

Программа «Дорогой предков» построена на основе национального воспитания идеала – жителя Хабаровского края – человека, принимающего судьбу малых народов Дальнего Востока как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее края, в котором он живет.

В полной мере раскрыть  содержание этнографического туризма, позволяет краеведение, являющееся современным общепедагогическим принципом, сущность которого состоит в установлении связи изучаемого предметной области (этнографии, туризма, экскурсионное дело) со знаниями и навыками, приобретенными в результате практического исследования родного края. В процессе сбора материалов по истории, географии, культуре и экологии родного края дети учатся наблюдать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные сведения.                                                            Краеведение расширяет кругозор школьников, повышает научный уровень обучения.

Важнейшая сторона занятий туризмом и краеведением - оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые взрослеют в условиях города. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях или гуляют по улицам с плохой экологией. Поэтому даже однодневный туристский поход является необходимым и эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы, туристские соревнования, экскурсии, разрывают напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением.

Анализ программ данного профиля (этнографический туризм:  программы "Юные туристы-краеведы", Д.В.Смирнов, Константинов Ю.С., Маслов А.Г., - Москва, 2004; "Основы экскурсионного дела", Бруцкая И.М. В.Новгород, 2011г.; программа факультативного курса "Декоративно-прикладное искусство Нани", И.Е. Дигор, г. Хабаровск, 2006 г.; "Моя малая Родина", С. В. Митрахович, г. Красноярск, 2009 г.), показал, что опыт создания программ по этнографическому туризму в Российской Федерации совсем не велик, а их содержание носит в основном прикладной или специализированный характер.

Таким образом, воспитательный и развивающийся потенциал этнографического туризма недостаточно реализован в современной образовательной практике. Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. Реализация программы «Дорогой предков» предусматривает использование в образовательном процессе оригинальных и специфических форм этнографического туризма. К оригинальным формам относятся явления и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно- культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшения, орнаментация и т.п.). Специфические конкретные формы присутствуют при выражении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением элементов сельской и городской культуры, воздействием современных этнических процессов.

В ходе выполнения программы «Дорогой предков» совершенствуются психологические, эстетические, этнические и морально-волевые качества.

Цель программы: воспитание компетентной, высоконравственной, творческой личности, способной социализироваться в современном обществе средствами туризма, этнографии и краеведения.

Задачи программы:

  • формирование знаний и опыта деятельности воспитанников в сферах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества,
  • развитие учебно-познавательных компетенций, первоначальных навыков исследовательской деятельности: наблюдение, сравнение, анализ, описание, использование простейших приборов и пособий (справочников, определителей); развитие самостоятельности, самоконтроля, познавательных и творческих способностей;
  • расширение общекультурных компетенций, через изучение физико-географических особенностей края и региона, его этнографии, растительного и животного мира, его древней истории;
  • всестороннее личностное самосовершенствование; укрепление здоровья в процессе туристических, эмоционально-нравственных, и деятельностно - практических отношений с окружающей средой; воспитание мотивации к здоровому образу жизни;
  • предоставление возможности самореализации, сопровождение процесса социализации в разнообразных видах деятельности;

Реализация программы  основана на следующих принципах:

  • предоставление ребёнку свободы выбора объёма учебного материала и темпа его освоения;
  • соответствие образовательным интересам и запросам детей;
  • ориентированность на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, её образовательной активности;
  • деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребёнка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
  • отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребёнка с достижениями другого;
  • оценка образовательных результатов на основании личностно-значимых ценностей;
  • сотворческий характер взаимоотношений педагогов с обучающимися;

По структуре данная программа является блочно-модульной, концентрической:

  • программа состоит из интегрированных блоков по образовательным областям: этнография, туризм, краеведение, экология, география и т.д. и взаимосвязанных модулей по образовательным целям: формирование базовых навыков - практическая деятельность-развитие личности - творческая деятельность);
  • содержание программы разделено на ряд секторов, расширяющихся по мере усвоения материала:

- этнография (знакомство с народами Приамурья, их бытом и традициями);

- туризм (основы автономного существования, топография, ориентирование  и т.д.).

- краеведение (основы исследовательской деятельности, экскурсоведения, музейного дела, психолого-педаагогический1 практикум)

- географии (физико-географические особенности края и региона, основы картографии);

- экологии и биологии (флора и фауна Хабаровского края, основы экологической культуры)

            Механизм и условия реализации программы.

Методы работы.

В процессе реализации программы «Дорогой предков» используются различные методы обучения:

1) методы учебно-познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- личностно-ориентированный.

2)методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- обучающего контроля;

- взаимоконтроля;

- самоконтроля;

- объяснения;

- работа с книгой;

- формирование личного портфолио.

            Обучение целесообразно начинать с 11-ти лет по окончании адаптационного периода к условиям школьного обучения.

Программа реализуется в течение 3-х лет.

Первый год обучения - 144 часа, второй  год обучения - 216 часов, третий год обучения – 216  (144) часов.

Норма наполнения учебной группы 1 год обучения - 12-15 человек, 2 год обучения - 10-12 человек, 3 год обучения 8-10 человек.

Условия успешной реализации программы:

- возможность образовательного учреждения выделить на изучение этого курса необходимое количество часов;

-  наличие в ОУ педагогических кадров, готовых к чтению данного курса.

-  норма наполнения групп 12- 15 человек;

            Периодичность занятий устанавливается в зависимости от выбранной формы проведения теоретических и практических занятий.

Режим и форма занятий.

Периодичность и продолжительность занятий: в первый год обучения занятия по 2 часа - 2 раза в неделю, во второй  и третий год обучения по 2 часа - 3 раза в неделю.

Основными формами занятий являются:

- практикумы

-развивающие и интерактивные игры;

- контрольные срезы;

- индивидуальные занятия;

- создание проектов;

- экскурсии;

- консультации;

- походы;

-  тренинги

- мини – экспедиции.

- погружения в ситуацию

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, мультимедийного материала, сюжетных игр развивающих мышление, дидактических игр, художественных произведений о коренных народах Дальнего Востока, их быте, культуре, фольклоре.

В летнее время по отдельной программе проводится этнографический практикум с выездом за территорию города.

Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у младших школьников ключевых компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих (подробное описание которых приводится ниже).

Система результативности (знаний, умений, навыков) учащихся осуществляется через  «личный рейтинг» в несколько этапов и предусматривает уровни обученности:

- уровень - репродуктивный с помощью педагога;

- уровень - репродуктивный без помощи педагога;

- уровень - продуктивный;

- уровень – творческий.

Оценка производится с использованием промежуточного и итогового контроля:

- тестовый контроль;

- фронтальная и индивидуальная беседа;

- игровые формы контроля;

- анкетирование;

- графические и цифровые диктанты;

- семинары;

- конференции, диспуты;

- интеллектуальное лото

Таблица 1. Ожидаемый результат реализации программы и методы оценки качества.

Результат - показатели

Методы оценки

Сформированность базовых краеведческих, этнографических и туристических знаний; подготовка школьников к усвоению истории, этнографии, географии, культурологии.

Владение методами научного поиска

Наличие навыков исследовательской деятельности.

 Тест - зачеты, анализ итогов краеведческих мероприятий, контрольные срезы по программе.

Анализ содержания и процесса написания исследовательских работ и анализ результатов выполнения практических работ.

 

Сформированность этнографической культуры. Владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности.

 Методика "Закончи историю" (Отношение к моральным нормам) (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). «Моя родословная»

Способность к общению в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

Методика

исследования уровня межличностных отношений

ребёнка с родителями

(автор Г.Т.Хоментаускас)

Тест-опросник «Стили конфликтного реагирования» К. Томас.

Сформированность основных туристских навыков.

Анализ итогов туристических соревнований и конкурсов. Анализ аналитических записей наблюдателей – оценка поведения на туристических соревнованиях и походах по заданным параметрам.

Улучшение физической формы, оздоровление детей.

Анализ показателей туристских соревнований, динамики заболеваемости. Карты здоровья.

Повышение уровня познавательной активности.

Тестирование по методике Е.П. Ильина «Направленность на приобретение знаний».

Обогащение эмоционального и интеллектуального опыта, снижение уровня тревожности, агрессивности

Тестирование по диагностическим методикам: «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша, рисуночные проективные тесты «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек»; тест Люшера.

 

Добавить грамоту в портфолио