Белым Ирина Борисовна

сайт учителя-дефектолога детского сада

Вся жизнь - игра!

Профессия: учитель-дефектолог

Профессиональные интересы: Оздоровление, образование и воспитание детей с задержкой психоречевого развития

Увлечения: разносторонние

Регион: Московская область

Населенный пункт: г. Серпухов

Место работы: детский сад компенсирующего вида №26 "Солнышко"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-10
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе.
Фридрих Ницше

Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.Константин Ушинский  Много раз на практике убеждалась в действенности этого изречения.  Доверие ребёнка стоит многого.

 Присутствовали с педагогами на Посвящении в первоклассники в кинотеатре Россия 19 ноября. Были Министр образования Московской области и Председатель правительства Московской области. Поздравляли, говорили, желали всем самого лучшего. Приурочили Посвящение ко многим датам. Думала, наградят кого, раз педагоги такие хорошие и дети умные и талантливые. Нет. Никого. Значит, не такие хорошие. Жаль, что о педагогах вспоминают только по праздникам или, наоборот, когда они уходят. Сказа "О потерянном времени" в исполнении "Зазеркалья" была весёлая и интересная. Посмотрели с удовольствием. Дети очень артистичные и действительно талантливые. Артисты взрослые играли детей уморительно правдоподобно.

О себе

Даже не помышляла, что буду работать с детьми, иметь своих троих и применять на практике некоторый опыт работы с маленькими людьми от нормы в развитии до лёгкой степени недоразвития. Работала воспитателем в детском доме-интернате 8 вида, учителем начальных классов в коррекционной школе. В настоящее время воспитываю и развиваю детей от четырёх до семи лет с задержкой психоречевого развития в детском саду компенсиирующего вида.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко А. С. "Педагогическая поэма"

Мой взгляд на мир

Думаю, что мир можно сделать лучше, если это желание обоюдно.

Мои достижения

Мои достижения - это мои дети.

Моё портфолио

Развитие операции обобщения у детей с задержкой психоречевого развития на организованной подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности.

Формирование первых детских обобщений.

Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол» различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом «падать» падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении, мысленно объединяя ряд сходных предметов и явлений.

Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий. Так, один полуторагодовалый ребёнок называл одним словом «киса» кошку, меховой воротник на маминой шубе, белку, сидящую в клетке, и тигра, нарисованного на картинке.
Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы ещё неотделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое и т. д.

Таким образом, мышление ребёнка раннего возраста, хотя и неразрывно связано с речью, носит ещё наглядно-действенный характер.
Второй особенностью детского мышления на ранних этапах его развития является своеобразный характер первых обобщений. Наблюдая окружающую действительность, ребёнок различает в первую очередь внешние признаки предметов и явлений, обобщает их по внешнему сходству. Ребёнок не может разобраться ещё во внутренних, существенных особенностях предметов и судит о них лишь по внешним качествам, по наружному облику.
Л. Н. Толстой писал о маленьком ребёнке: «То качество в вещи, которое первое поразило его, он принимает общим качеством всей вещи. В отношении к людям дитя составляет себе понятия о них по первому наружному впечатлению. Ежели лицо произвело на него впечатление смешное, то он и не подумает о хороших качествах, которые могут быть соединены с этой смешною стороною; но уже о всей совокупности качеств лица составляет самое дурное понятие».

Характерной особенностью первых детских обобщений является то, что они основываются на внешнем сходстве между предметами и явлениями.

Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

В связи с этим изменением содержания мышления меняется характер детских обобщений.
Как мы уже говорили, дети раннего возраста в своих обобщениях исходят, главным образом, из внешнего сходства между вещами. В отличие от этого дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям.

Прослеживая развитие понимания различного рода явлений, можно видеть, как ребёнок на протяжении дошкольного возраста переходит от обобщений по внешнему, случайному сходству между предметами к обобщениям по более существенным признакам. Дети младшего дошкольного возраста часто строят свои предположения о весе, исходя из таких внешних признаков, как форма и величина предмета, в то время как дошкольники среднего возраста и особенно старшего возраста всё больше ориентируются на такую существенную в данном случае особенность предмета, как материал, из которого он сделан. Эти успехи обнаруживаются, в частности, в том, что ребёнок старшего дошкольного возраста может усваивать не только видовые, но и родовые понятия, точно соотнося их друг с другом.
Так, ребёнок не только всех собак различного цвета, размера и формы называет собаками, но и всех собак, кошек, лошадей, коров, овец и т. п. относит к группе животных, т. е. делает обобщение второго порядка, усваивает более общие понятия.

Он также может сравнивать, сопоставлять между собой не только конкретные предметы, но и понятия. Например, старший дошкольник может рассуждать по поводу того, какое различие существует между дикими и домашними животными, между растениями и животными и т. д.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста общих понятий имеет важное значение для дальнейшего развития мышления в школьном возрасте.А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Обучение грамоте
Окружающий мир
Разное
Добавить грамоту в портфолио