Меня зовут Набиева Гульшат Рамзиловна. Работаю логопедом в детском саду с недавнего времени, до этого работала воспитателем. Образование высшее. Работу свою очень люблю, всегда стремлюсь к новым знаниям. Хочу достигнуть высоких результатов в своей новой должности.
" Мастер и Маргарита" М. Булгакова, Б. Васильев "Завтра была война", сборник стихотворений Ф. Тютчева.
Жизнь скоротечна, нужно использовать каждый миг, чтобы быть счастливым. Жить надо по совести и по велению сердца, творить добро, помогать, быть вежливым, чистым душой, жить в любви и согласии с самим собой и с окружающим миром!
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г. БИРСКА РБ
28 января 2022 г.
Набиева Г.Р.,
с. Нижнеяркеево, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие
приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, коли-
чество таких детей среди дошкольников 4-5 лет увеличилось. Эти нару-
шения способствуют затруднениям в формировании также и других
высших психических функций, а в последствии, и возникновению труд-
ностей при обучении в школе.
В различных исследованиях причинами данных отклонений в
развитии речи называются:
– минимальные мозговые дисфункции (ММД);
– перинатальные поражения центральной нервной системы
(ЦНС);
– гипоксические поражения ЦНС;
– рост патологий беременности, внутриутробные инфекции;
– родовые травмы;
– поражение анализаторов и артикуляционного аппарата;
– задержки психического развития ребенка;
– ухудшение экологической обстановки;
– социальные причины.
Принципы функциональной организации человеческого мозга
разработал отечественный психолог А.Р. Лурия. Согласно его теории,
мозг состоит из 3-х блоков:
1 блок: Энергетический. Регуляция тонуса и бодрствования обес-
печивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.
2 блок: Приём, переработка и хранение экстероцептивной (т.е.
исходящей из внешней среды) информации.
3 блок: Программирование, регуляция и контроль за сознатель-
ной психической деятельностью.
Наукой, изучающей связь высших психических функций с моз-
говой организацией – является нейропсихология.
69
Речь – как известно – одна из высших психических функций че-
ловека.
Логопедия – междисциплинарная наука, которая занимается ре-
чью и ее патологией.
Использование нейропсихологического подхода в логопедии по-
могает:
1. Построить работу, исходя из потенциальных возможностей ре-
бенка.
2. Наметить индивидуальную программу развития высших пси-
хических функций ребенка.
3. Создать базовую предпосылку для овладения чтением, пись-
мом, математическими знаниями.
Коррекционно-логопедическая работа с использованием прие-
мов нейропсихологической коррекции.
1. Массаж (массаж ушных раковин, рук, ног, су-джок, самомас-
саж)
Стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле,
они включаются в движение, пространственную ориентацию и визуаль-
ное восприятие, что способствует нормализация мышечного тонуса и
опосредованное стимулирование речевых областей в коре ГМ.
2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус.
Упражнения: «Репка»; «Солдат»; «Достань яблоко».
3. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позво-
ляющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Упражнения: «Зеркальное рисование» (Круги двумя руками син-
хронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу
всего мозга); «Колечко»; «Кулак-ребро-ладонь»; «Кивки головой» («По-
киваем головой, чтобы был в душе покой»).
4. Дыхательные упражнения – обучение правильному речевому
дыханию.
Упражнения: «Задуваем свечи»; «Трубочка»; «Поныряем».
5. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поля
зрения, улучшить зрительное восприятие.
Упражнения: «Рисуем восьмерку»; «Глаз на прогулке»; «Поиг-
раем глазами».
4. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения,
направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, по-
движности и точности движений органов, участвующих в речевом про-
цессе.
Упражнения: комплексы артикуляционных упражнений; артику-
ляционные сказки.
70
5. Коммуникативные упражнения.
Индивидуальные – направлены на углубление контакта с соб-
ственным телом (Игра «Походка»).
Парные – формируют способности чувствовать, понимать и при-
нимать партнера (Игра «Зеркало»).
Групповые – дают возможность ребёнку навыки взаимодействия
в коллективе через организацию совместной деятельности (Игра «В
темноте»).
6. Упражнения для развития мелкой моторики (Комплексы паль-
чиковой гимнастики).
7. Когнитивные упражнения – способствуют развитию познава-
тельной сферы (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображе-
ния).
Упражнения: «Чаша доброты» (визуализация); «Цветная го-
лова»; «Постучим вместе».
8. Психогимнастика. Развивает у детей память, внимание, волю,
воображение, творческие способности, координацию движений. Со-
здает положительный эмоциональный настрой, устраняет замкнутость.
Упражнения: Игра «Тень»; Игра «Сова».
Таким образом, все речевые проблемы детей, с точки зрения
нейропсихологии, тесно переплетаются с проблемами современной ло-
гопедии, а использование нейропсихологических методов и приемов
логопедами дают возможность более качественно вести коррекционно-
логопедическую работу.
Литература:
1. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лу-
рия. – М.: Педагогика, 1970. – 496 с.
2. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста /
Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
3. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Фили-
чева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: ЭКСМО, 2015. – 320 с.