"Куда как чуден создан свет!" (11 кл, 15 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И.М.)
Для 11 классов разработан экспериментариум по волновым свойствам света
Но обучающимся с помощью стендовых вопросов предлагалось самим догадаться о теме занятий
Мало кто мог ответить на все эти вопросы в начале экспериментариума, но зато к его завершению все 11-классники знали правильные ответы:
Группа F64 – неформальное объединение калифорнийских фотографов, общей для которых была принципиальная установка на получение абсолютно резких, чётко детализированных фотографий. В качестве названия — F/64 — было использовано крайнее на тот момент значение диафрагмы (её-то они и любили закручивать), позволяющее сделать максимально чёткий фокусный кадр. Основано в 1932 году в Сан-Франциско. Группа просуществовала три года и распалась в 1935 году.
Врагом резкости является дифракция света на краях очень закрытой и сильно открытой диафрагмы.
Хроматические и геометрические аберрации из-за проявления волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция, поляризация). «Лечение» - настройка техники, подбор нужного ракурса, использование фильтров и др.
Обсудив вопросы вводной части и определившись с темой занятия обучающиеся получали индивидуальные оценочные листы, вносили в них данные о себе и заполняли целеполагательный блок "Мои ожидания"
После подробных разъяснений от учителя о предстоящей работе, количестве и способах получения отметок начиналось изучение волновых свойств света, которое происходило сразу на практике при:
- наблюдении дисперсии света;
- работе со светофильтрами и поляризаторами;
- наблюдении интерференции монохромного света на тонкой нити и двух щелях;
- наблюдении дифракции света;
- измерении длины световой волны и расстояния между щелями.
Также у групп, на которые делился каждый класс, были задания:
- на составление цитат (из отдельных премешанных фрагментов) и определение свойств света, о которых идёт речь:
- «Прозрачные вещества, такие, как стекло, вода, воздух и пр., если их сделать очень тонкими выдуванием в пузыри или изготовляя иным способом в виде пластинок, обнаруживают различные цвета соответственно их различной тонкости, хотя при больших толщинах они кажутся очень ясными и бесцветными» (И. Ньютон)
- «Утверждение Ньютона – чудовищное предположение. Да и как это может быть, чтобы самый прозрачный, самый чистый цвет – белый – оказался смесью цветных лучей?» (И. Гёте)
- «Вот бесспорно самая странная из гипотез! Кто бы мог подумать, что свет, слагаясь со светом, может вызвать мрак?» (Д.Ф. Араго)
- «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы» (Марк Твен)
- проявление, применение и роль света
В конце занятия обучающиеся заполняют рефлексивный блок "Мои результаты", выставляют само- и взаимооценки, получают рекомендации по выполнению дополнительных работ - публикаций в нашей vk-группе ФизArt
Один раз нас посетили ребята 9 класса при выполнении задания в рамках СОМа. Они создали пост и видеообзор нашего занятия (можно пройти по ссылкам-скриншотам)
В одном нашем занятии смог принять участие профессиональный фотограф, продемонстрировавший артековцам "оптические болезни" и способы их "лечения". У ребят была возможность на практике создавать и устранять хроматические и геометрические аберрации
Ниже представлены облака слов из ответов участников всех экспериментариумов по физике 7-11 кл, но в них можно увидеть ответы, относящиеся к нашему занятию:
Облако 1 о том, что узнали/вспомнили
Облако 2 - чему научились и что закрепили
Облако 3 - что понравилось выполнять, и как часто это происходит в своей школе
Облако 4 - что такое экспериментариум
Больше фото смотрите ЗДЕСЬ
Добавить запись в Гостевую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018-15_tk_fizika_11_kl.docx | 268.34 КБ |
2018-15_tk_fizika_11_kl_razdatka.pdf | 791.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _______________________ _______________________ «____»_________201_ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора школы по УР_______________________ ____________________________ «____»____________201_ г. |
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Номер и тематика смены | 15 смена 2018 г. («ArtekNewYear.ru») | |||
Название (тема) занятия | «Куда как чуден создан свет!» | |||
Класс | 11 класс | |||
Предметные области | Физика, химия, литература, искусство, биология, география | |||
Разработчик(и) занятия | Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики | |||
Цель занятия | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по волновым свойствам света | |||
Задачи занятия |
| |||
Краткое описание занятия (аннотация) |
В ходе экспериментариума обучающиеся открывают для себя такие особенности света, как дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация. Анализируется роль света в литературе, искусстве и в мире природы. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности | |||
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| |||
Объем и распределение учебного времени занятий в составе экспериментариума | Структурные блоки экспериментариума | Реализаторы/ количество академических часов | ||
Учитель | Педагог дополнительного образования | Педагогический работник лагеря | ||
Блок общего образования | 2 | 0 | 0 | |
Блок дополнительного образования | 0 | 0 | 0 | |
Блок ОД в лагере | 0 | 0 | 0 | |
Сумма | 2 | 0 | 0 |
Раздел 2. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) | |
Учитель-разработчик (физика) Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна | Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов. Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование) | |
Заместитель директора школы по координации образовательных программ | Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение занятия и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике | |
Заместитель директора школы по учебной работе | Консультирование разработчика занятия по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением сетевого образовательного занятия на практике, анализ проведённого занятия | |
Специалист по фотографии (Редакция печатных и электронных СМИ) | Проведение занятия по учёту волновых свойств света (дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация) в фотографии |
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Куда как чуден создан свет!» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света | 1 | |||
Дифракция света. Дифракционная решетка Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны» | 1 | |||
Поперечность световых волн. Поляризация света | 1 | |||
Лабораторная работа № 7 «Оценка информационной ёмкости компакт-диска (CD)» | 1 | |||
Педагогические и образовательные технологии |
| |||
Используемые площадки проведения |
| |||
Тематические партнёры | - | |||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) и формы контроля результатов | ||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| ||
2. | Эффекты занятия | Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
| ||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | |||
|
| |||
|
| |||
|
|
Модель занятия
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 5 минут | Знакомство. Проверка присутствия обучающихся. Инструктаж по ПТБ: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события | Кабинет физики |
| 5 минут | Рассуждение обучающихся над вопросами:
Обсуждая предложенные вопросы, артековцы определяют объём неизвестной им информации | Кабинет физики |
| 5 минут | Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме. Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу и критерии оценивания. Дети узнают о возможности выполнения дополнительной оцениваемой работы в виде vk-публикации по проявлению волновых свойств света. Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по волновой оптике) | Кабинет физики |
| 30 минут | Практическая работа в группах:
Обучающиеся заполняют оценочный лист до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену). Группы, быстро справившиеся с этой частью, изготавливают диск Ньютона (Максвелла) или работают с дополнительным материалом (волновые свойства света в химии, литературе, искусстве, биологии, географии; история развития волновой теории света – вклад учёных) | Кабинет физики |
| 25 минут | Фронтальное обобщение результатов работы групп Практическая работа с фотографом по учёту волновых свойств света в фотографии или экспериментальная работа в группах по наблюдению:
| Кабинет физики / территория около школы |
10 минут | Группы, успевшие изучить дополнительный материал, делятся этой информацией таким образом, чтобы все остальные догадались о чём/ком идёт речь | Кабинет физики | |
| 5 минут | В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия, сравниваются выводы по итогам лабораторной работы | |
| 3 минуты | Обучающиеся выполняют задание № 1 в оценочных листах в блоке «Мои результаты» | Кабинет физики |
| 2 минуты | Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке |
Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в рамках экспериментариума
Перечень необходимого | Назначение | Количество | |
1. Транспортное обеспечение | |||
| - | - | - |
2. Материальное сопровождение | |||
Таблицы по волновой оптике | Изучение и усвоение нового материала | 1 комплект | |
Оборудование для наблюдения волновых свойств света | Проведение экспериментов | 6 наборов | |
Бумага А4 белая офисная | Раздаточный материал | 1 уп. | |
Бумага А4 цветная офисная | Раздаточный материал | 1 уп. | |
Скотч широкий | Для изготовления карточек | 1 шт. | |
Маркеры с губкой для маркерных досок | Работа у доски | 2 уп. | |
Конверты | Для распределения заданий | 12 шт. | |
Планшеты с зажимом | Для работы вне кабинета | 30 шт. | |
Ручки шариковые (синие) | Для заполнения рабочих листов | 30 шт. | |
Ручка шариковая (чёрная) | Для заполнения документации | 1 шт. | |
Ручка шариковая (красная) | Для проверки работ | 1 шт. | |
Папка с кнопкой (конверт) | Для хранения материалов смены | 2 шт. | |
Скрепки | Для карточек | 1 уп. | |
Кнопки для пробковой доски | Для оформления стенда | 1 уп. | |
Биндеры | Для разделения работ по классам | 12 шт. | |
Картон А4 | Для творческой работы | 1 уп. | |
Цветная бумага | Для творческой работы | 3 уп. | |
Клей | Для творческой работы | 6 шт. | |
Ножницы | Для творческой работы | 6 шт. | |
3. Информационно-техническое сопровождение | |||
Ноутбуки с установленной программой цифровой лаборатории по физике | Проведение экспериментов | 6 шт. | |
4. Прочее обеспечение | |||
- | - | - |
Приложения к технологической карте
Приложение 1
Рабочие (оценочные) листы, раздаточные материалы
|
Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя, регион __________________________________________ Класс, лагерь, отряд: ______________________________________________ Поток I или II, смена 1 или 2
|