"Мистический кабинет по притягательности" (11 кл, 10 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И. М.)
Дидактические единицы (единицы содержания)
- Физика: магнитное поле и его индукция, силы Ампера и Лоренца, магнитные свойства вещества.
- Крымоведение: места Крыма с повышенным магнетизмом (магнитные аномалии), размагничивание кораблей Черноморского флота.
- География: магнитные полюса и магнитное поле Земли, стороны света, ориентирование на местности, места с магнитными аномалиями, работа с картой.
- История: развитие учений об электричестве и магнетизме, история мореплавания и развитие способов ориентирования, противоминная защита в период ВОв.
- Биология: навигационные способности представителей живой природы.
Описание работы с детьми (две пары в разные дни)
Занятие № 1 (первая пара)
Всё начинается с попадания артековцев в "Мистический КакБыНет" нашей СтраноЧудесной КакБыШколы, где каждая парта с непривычным названием таит в себе некое физическое знание, о котором может сказать только избранный 11-тиклассник. А именно, ребята, произвольно занявшие места в классе, читают название СтраноЧудесной учебной дисциплины и приводят примеры её взаимосвязи с физикой. Например, "Лживопись" - оптическая иллюзия, преломление света и т.д.
Вопрос артековцам: "В какой обуви можно то прилипать к поверхности, то парить над ней?"...
Объявление классу названия экспериментариума - "Мистический кабинет по притягательности".
О какой притягательности идёт речь?..
Получение всеми обучающимися индивидуальных оценочных листов разного цвета (6 цветов), внесение в них информации о себе, краткий обзор содержания и возможных видов работы, разъяснения по количеству отметок и их критериям.
Сообщение обучающимся о нашей vk-группе ФизArt, где можно публиковать свои творческие работы по магнетизму. Заполнение блока "Мои ожидания" с опорой на содержание рабочих листов (целеполагание)
Работа с левой страницей внутреннего разворота оценочных листов "Лучший способ объяснить – это самому сделать!"
I. "Магнория" ("магнитная" теория)
Фронтальный разбор теории со схематичным оформлением её в соответствующем блоке оценочного листа:
- Магнитное поле. Индукция магнитного поля
- Сила Ампера
II. "Магнименты" ("магнитные" эксперименты)
Распределение на 6 групп, причём артековцам предлагается назвать способ их деления. Не во всех классах находились самые наблюдательные и догадливые, обратившие внимание на разные цвета оценочных листов.
Получение группами наборов необходимого оборудования и подробных инструкций для выполнения "магнитных наблюдений":
- Изготовление компаса и определение направления линий магнитного поля Земли.
- Изучение картины силовых линий магнитного поля вокруг постоянного магнита и соленоида.
- Исследование зависимости FА от I.
- Наблюдение действия FА на катушку с током.
- Наблюдение за действием электромагнита с сердечником.
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Обучающиеся выполняют свои "магнименты" и готовятся к их публичной демонстрации, ведь "Лучший способ объяснить – это самому сделать!".
III. "Магноверка магнаний" ("магнитная" проверка знаний)
Задания в рисунках на применение правила левой руки для определения направления одной из величин: магнитной индукции, силы тока и силы Ампера. Выполняются после проведения "магниментов", до начала фронтальных выступлений.
"Магросы" ("магнитные" вопросы)
Группы, быстро подготовившие свою демонстрацию и выполнившие задания III, получают дополнительный материал по магнетизму, где необходимо сначала самим узнать, о ком идёт речь, а потом в конце занятия предоставить такую возможность одноклассникам, выдавая им информацию порциями по мере увеличения степени её узнавания.
По команде учителя группы начинают презентовать результаты своей работы, сообщая название своего эксперимента, перечисляя и показывая используемое оборудование, описывая последовательность действий и формулируя свой вывод по итогам наблюдений. Отвечают на вопросы и принимают советы слушателей (для повышения внимания слушателей и уменьшения их соблазна во время выступления одноклассников готовиться к своему выходу каждая группа должна подготовить один уточняющий вопрос по эксперименту и одну рекомендацию по улучшению качества публичной презентации)
Занятие № 2 (вторая пара)
Работа с правой страницей внутреннего разворота оценочных листов "Во всём есть своя мораль, нужно только уметь её найти!"
Выездное занятие - посещение музея сувенирных магнитиков и античного крымоведения "Форт Уна".
1. "Магнория" ("магнитная" теория)
По дороге в музей идёт актуализация знаний обучающихся и мотивация к предстоящей работе:
- на модели движущегося автобуса, условно принимаемого за проводник с током во внешнем магнитном поле, закрепляются правила стрелы, буравчика, правой руки Максвелла, правой руки для соленоида, левой руки для силы Ампера и силы Лоренца, Флеминга;
- обсуждается первое обнаружение магнита, источники магнитного поля, ферромагнетики, магнитные аномалии.
В музее после краткого знакомства с ним артековцы, работая в составе ранее сформированных групп:
- 2. "Магночники" (источники магнитного поля) - учатся пользоваться цифровым датчиком магнитного поля, с помощью которого определяют самый древний (из числа предоставленных сотрудниками музея) керамический экспонат, так как керамика во время обжига запоминает интенсивность и направление уже ослабевающего магнитного поля Земли, что для многих стало удивительным фактом
Если занятие не в музее, то обучающиеся исследуют на уровень магнитного поля различные материалы и предметы, находящиеся в местах большого скопления детей (зоны рекреации, буфет, места сбора, раздевалки, электронные устройства и др.);
- 3. "Магналии" (магнитные аномалии) - находят в интернете информацию (название, местонахождение, особенности) о магнитных аномалиях в Крыму, в РФ за пределами Крыма, в мире за пределами РФ;
- 4. "Магноверка магнаний" ("магнитная" проверка знаний) - заполнение таблицы на соответствие названий "магнитных" правил с их изображениями;
- у географической карты мира и Крыма презентуют результаты работы своей группы (если не хватает времени, то группы отчитываются в автобусе)
- заполняют блок "Мои результаты" с вопросами по магнетизму и отвечают на вопрос, заданный в начале экспериментариума: "В какой обуви можно то прилипать к поверхности, то парить над ней? Кто, зачем и как это может использовать?"
- проходят рефлексивный онлайн опрос в Google Формах, результаты которого опубликованы ЗДЕСЬ.
На обратной дороге в школу проводится устная рефлексия и игра 5. "Кто? Зачем? Как", в ходе которой обучающиеся предлагают варианты применения магнитного поля в знаменательные даты смены, при этом отвечая на вопросы названия игры.
Все фото с занятий размещены в нашей vk-группе ФизArt в альбоме "10 смена 2018 | Экспериментариумы по физике".
Результаты традиционного анкетирования артековцев по итогам смены:
Добавить запись в Гостевую
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018-10_tk_fizika_11_kl.pdf | 1.26 МБ |