В целях повышения качества преподавания в Рособрнадзоре разрабатывается новая модель аттестации педагогов, рассказал в пресс-центре "Парламентской газеты" заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.
В начале апреля выступая на заседании коллегии Минобразования России, Ольга Васильева, глава ведомства, рассказала о грядущей предметной аттестации учителей в десяти российских регионах, добровольно изъявивших желание принять участие в этой процедуре.
По словам главы Минобрнауки, организация предметной аттестации нацелена на поддержку учителей. Это не является наказанием для педагогов, которые, в первую очередь, получат возможность выявить в своей предметной деятельности пробелы и ликвидировать их.
Об уровне компетентности учителей на прошедшем расширенном заседании говорил и руководитель надзорного ведомства в сфере образования и науки Сергей Кравцов. В своём выступлении он отметил, что 15-20% учителей математики, русского языка и истории не имеют достаточного уровня как предметной, так и методической подготовки. А тот факт, что сразу десять регионов решили принять участие в независимой аттестации учителей, свидетельствует о наличии серьёзной в этой части проблеме.
- Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка? - задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.
По его словам, это исследование поможет сформировать задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии будет способствовать решению имеющихся проблем. По итогам такой аттестации учителей будут направлять на курсы повышения квалификации для оказания «соответствующей методической помощи».
Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.
- Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования, - подчеркнул Сергей Кравцов. - Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный, а развивающий характер.
При этом, как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие результаты — дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.
«Новая модель аттестации разрабатывается совместно с учителями. Но это будет не ЕГЭ для учителей: контрольные измерительные материалы будут содержать блок, непосредственно касающийся предмета, который преподаёт учитель, блок по педагогической науке и блок по психологии», — сообщил Анзор Музаев.
Аттестацию необходимо будет проходить раз в четыре года. Новая модель в пилотном режиме будет опробована в десяти российских регионах уже в 2017-2018 уч. году, сообщил Музаев. В том случае, если учитель не пройдёт аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации: «Если результаты преподавателей будут хромать, мы не предлагаем сразу избавляться от них или наказывать. Но мы предлагаем качественную работу института повышения квалификация с такими слабыми учителями, потому что от их работы страдают целые классы»
В ходе аттестации будет учитываться динамика результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. «Так, Всероссийские проверочные работы (обязательные для учащихся 4-8 классов) оценивают не только учащихся, но и учителей. Все результаты заносятся в базу — по каждой школе и классу у нас есть статистика, итоги легко сравнить», — пояснил Музаев.
Здесь можно посмотреть демонстрационный вариант предметной аттестации по математике. На выполнение отводилось 3 часа. (2016)
Материалы для учителей: "Демонстрационные варианты диагностической работы". (2017)
лишь бы что придумать!!!
Аттестация не страшна. Первая и высшая кат.- это действительно достижения учителя и учеников. Без этого никак нельзя.А вот обобщающая характеристика г.Кравцова по поводу компетентности учителей, обидно. Вглядитесь в московские окна, наверняка, там, где светится окошко, непременно учитель проверяет тетради или готовится к урокам.
Не знаю, как московские окна, а вот наши сельские - точно. Ведь у нас в одном классе из 3-7 учеников часто нет ни одного отличника или обязательно дисграфия у кого-то. Очень разноуровневые дети и думай, как...
Полностью с вами согласна. Погружены в работу целиком. Ещё и с родителями разъяснительная работа каждый вечер. Московские учителя работают в других социальных условиях.
Да не только стоит посмотреть в московские окна, но и в каждом городе, селе и маленькой деревушке поздно вечером горит свет в окне. Чаще всего тетради проверяет учитель русского языка, учитель математики.
Учителя начальных классов тоже проверяют тетрадки)))))
И учитель начальных классов. Ежедневные проверки никуда не деть.
Не только.
Мечтаю= пройти тестирование + провести урок в любом классе с 1 по 11+ анализ экспертами моей работы = подтверждение своей высшей категории в четвертый раз...Ан нетушки...
Интересно, какая сейчас "наполняемость" в регионах по учительскому составу? Везде достаточно специалистов?
В регионах не хватает учителей. В этом году в Краснодаре в одной из школе 30 первых классов. Учителя работают, многие, в две смены. Это разве работа?: Это -выгорание!
У нас в школе учителя английского и русского языка проходили проверку компетенции. Проходили входное тестирование
В новой системе не очень много изменилось, думаю каждому из нас будет интересно пройти новую работу и повысить свой профессиональный уровень.
Согласна с Вами по поводу повышения своего профессионального уровня.
Но разве Вы не сталкивались с тем, что для проведения сегодняшнего современного урока у нас просто не хватает технических мощностей наших школ. Ты бы и рад записать свое занятие. Нет, не открытое, а повседневное. Что бы потом его просмотреть, увидеть то что в реальном времени и не замечаешь.
Но ты сталкиваешься перед выбором. Искать камеру, человека который будет заниматься видеосъемкой, а потом и монтажом. или же самому все это осваивать.
Но вот вопрос, когда все это делать?
Как точно вы выразили мысль, наверное, многих педагогов. У меня в классе нет ни компьютеров, ни нетбуков... как учить на современном уровне ребят не понятно... на внеурочной деятельности ребята садятся в кружок, вокруг меня и по очереди пробуют работать на компьютере.
Елена Александровна! В точку!!!! Компьютеров нет,а всё остальное, только мечты!!!
Согласна с вами,я работаю в сельской школе 8 лет,и у меня даже компьютера не было первое время,не говоря уже о колонках или хотя бы проекторе!Как в советские времена все по картинкам!А требования то...
Согласна с вами Татьяна Владимировна, порой учителю не хватает уверенности в завтрашнем дне,надо идти "в ногу" со временем , дети чувствуют профессионалов.
Портфолио учителя физической культуры, по сравнению с портфолио учителя-предметника, как докторская диссертация.
Почему у вас так отличается портфолио любого предметника от портфолио учителя физкультуры?
Такие критерии разработало областное министерство образования
А я думаю, что новая аттестация совсем не нова.Я уже подобные процедуры проходила- и опыт работы защищала перед большим жюри, и экзамены сдавала и открытые уроки проводила, да не один , а сразу три. Правда и нервы тогда железные были и здоровья побольше. А если придется все это проходить сейчас , не знаю :решусь или нет.
Интересно, это коснется только школ?? надеюсь дошкольному образованию это не грозит!!! а то некогда с детьми работать-одни бумажки. Кто работал, тот и будет работать.... по мне, так не стоит усложнять жизнь педагогу, нужно дать ему больше времени, которое можно посвятить детям!
Здравствуйте наш детский сад уже коснулось, одни бумаги заполняем а на детей совсем мало времени остаётся.Это очень печально.
Екатерина, я с вами согласна... Особенно если педагогу защищаться в этом учебном году, то у него волосы дыбом встают.... одни аттестационные таблицы чего стоят.... что-то провел-бери официальную бумагу... хотя в аттестационной комиссии говорят, а вас никто не обязывает... идите на соответствие... Как будто никто не понимает, почему педагог идет аттестовываться....да за лишнюю копейку...
Согласна,огромная работа,такое ощущение,что не доверяют ни в чем(А обиднее всего,столько времени теряем, лучше бы с классом непосредственно общались.
Согласна, бумаг очень много. В школе некогда вести уроки.
Полностью с вами согласна, очень много бумажной работы.А что бы подготовить интересный урок, а их в день еще и несколько, времени практически не остается. Сложно работать...
Добрый вечер! С продвижением вперёд, с внедрением новых технологий жизнь должна меняться в лучшую сторону вообще - то. А у нас наоборот... Больше бумажной волокиты. Согласие на то, согласие на это... Одних журналов заполняем видимо - невидимо: электронный журнал, по карточкам "Проход - питание", черновой журнал бумажный и чистовой журнал бумажный... То ли ещё будет...
Данная аттестация предполагает определённые категории или только соответствие занимаемой должности?Для соответствия вполне годится, а высшая категория, на мой взгляд, требует не только знание предмета и методики. Опять же, если динамика результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по каждому учителю имеется в единой базе, может имеет смысл вообще освободить учителей, имеющих стабильно высокие результаты от аттестации?...
Конечно,особенно учителей с большим стажем работы!
У учителей физической культуры нет ЕГЭ.ОГЭ и ВПР. Но мы работаем, принимаем участие в соревнованиях. Только по итогам соревнований оценить работу трудно, ведь мы не спортивная школа.
Помимо участия в соревнованиях, меня обязали печататься в сборниках, выступать на семинарах, принимать участие не только в практической деятельности, но и в теории. С этого года в нашем регионе стала проводится олимпиада по физкультуре. Школьный этап прошел, готовим на районный уровень. Вот вам и результаты вашей педагогической деятельности. Помимо этого принимаем участие и в творческих конкурсах по теме "Физкультура и спорт". Также недавно провели исследовательскую работу. Я думаю, если захотите, можно зарекомендовать себя не только как практика, но и теоретика
Считаю, что результаты ВПР, ОГЭ и пр. не являются критерием оценки профессионализма учителей. К сожалению, имея такой контингент, как сейчас в наших школах, сложно в одиночку добиться хороших результатов. Поэтому мы имеем то, что имеем... К профессиональной компетенции учителя это не имеет никакого отношения!
Я согласна, что результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и пр. не являются критерием оценки профессионализма учителей. Например, в прошлом году по физике у меня решили сдавать ЕГЭ 4 ученика, которые не учили ее последние 2 года, обучались в гуманитарном классе. Только тратой личного времени и нервов удалось им преодолеть нижний порог, но их результат снизил итоги работы в физмат классе, ведь выводится средний балл по всем сдававшим ученикам.Обидно!!!
Полностью согласна!Только по результатам ЕГЭ и ОГЭ нельзя оценивать степень профессионализма педагога!Есть ещё конкурсы предметные, олимпиады, внеклассная работа и т.д.
Полностью с Вами согласна. На различных совещаниях с педагогами, администрация нашего района любит сравнивать систему образования с сельским хозяйством, приводя в пример то, что доярки и комбайнеры дают высокие результаты в своей работе. Но мы ведь не можем пускать на убой неуспевающего ребенка, и к нам не завозят элитных учеников из Голландии и мы не можем вскормить нашим ученикам тонны удобрении. Лично для меня такое сравнение очень обидно.
Согласна!
Да,полностью с вами согласна!!!
Не знаю, конечно как в других общеобразовательных учреждениях, но у нас в гимназии уровень компетенции педагога, качество его преподавания проверяется постоянно. Мы ежегодно проходим курсы повышения квалификации, у нас организуются семинары, конференции, завуч систематически посещает уроки. А вот аттестация раз в 4 года - это лишняя трата времени, нервов, процедура, направленная не в помощь педагогу. Она увеличивает его нагрузку, отвлекает от практической работы с детьми, чем мы прежде всего и должны заниматься.
А мне иногда кажется, что усугубление процедуры аттестации-это госзаказ на оптимизацию зарплаты педагогов. Чтоб не ходили они аттестовываться, а сидели на соответствии занимаемой должности.... плачевная политика
Согласна полностью!
Скорей всего, так и есть!Одной рукой дают. другой - забирают!
Конечно, со временем все меняется. Поэтому новая модель аттестации имеет место быть. Другое дело, что нельзя результаты ВПР, ОГЭ и ЕГЭ рассматривать как основной критерий
Учителя нашей школы в этом году проходили тестирование на профсоответсвие. Это очень волнительно, особенно коллеги постарше волновались, у них опыт работы по 30 лет, за плечами стабильные результаты ЕГЭ, ОГЭ, комплексные проверки... а тут ещё тестирование. Я лично помогала некоторым коллегам, хотя у них другие предметы. От волнения некоторые даже на нужную кнопку нажать не могли...Но сдали все успешно, по 45, 50 баллов из 60 возможных набрали. Готовились в течении месяца, разбирали вопросы репетиционных тестов. Обидно то, что аттестацию нам никто не засчитал по этой системе: по старому собирали портфолио или писали самоанализ.
А не слишком ли часто всё меняется? Ведь новый порядок аттестации был введён всего лишь 3 года назад?
Осенью этого года в 13 регионах пройдет апробация новой модели оценки знаний и умений учителей русского языка и математики. В апробации примут участие 300 школ и не менее 4000 педагогов.
В пресс-службе Рособрнадзора РИА Новости сообщили, что готовность участия в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017 году подтвердили в Хабаровском крае, республике Татарстан, Ингушетии, Чечне, Адыгее, Кабардино-Балкарии, а также Московская, Ленинградская, Рязанская, Волгоградская, Курганская, Ярославская и Томская области.
Появились первые демонстрационные задания по математике, русскому языку и профессиональные задачи: https://teacherslevel.herzen.spb.ru/?page_id=702
"В ходе аттестации будет учитываться динамика результатов ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. «Так, Всероссийские проверочные работы (обязательные для учащихся 4-8 классов) оценивают не только учащихся, но и учителей.", по моему мнению не совсем объективен...а что если до 9 класса был один учитель, а потом сменился...или в 11 классе...нужно тогда индивидуальную траекторию каждого педагога, в частности, рассматривать, а не общую динамику...
."... Нацелена на поддержку учителей..." Да уж!!! Через четыре года! А может каждый год?! ни одна профессия не предполагает затрат такого количества жизненного, личного времени, как учительская- преподавательская. Ночами светятся окна не только московских педагогов, но и сельских учителей. А что плохого было в аттестации на уровне самого учебного заведения? Субъективность? Так и независимые эксперты могут быть необъективными, не знать глубину преподаваемого предмета, тем более всего модуля. Лучшая модель - аттестация в своей организации; . А вот если преподаватель не согласен с результатами аттестации в самой образовательной организации, тогда- в вышестоящую аттестационную инстанцию, которая должна быть обязательно. Меньше стресса будет. Понимаю, что это глас вопиющего..Высказалась!!!!!
Страницы