Жерешенкова Елена Михайловна

сайт воспитателя

педагог ДОУ-это призвание

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: педагогика

Увлечения: математика

Регион: Брянская область

Населенный пункт: Брянск

Место работы: МБДОУ д/с № 144

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-mihaylovna-zhereshenkova
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.  Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Вся история педагогики свидетельствует о том, что постоянно передовыми её представителями вёлся поиск, направленный на определение принципов, условий, факторов, методов, организационных форм обучения, обеспечивающих успешное развитие человека в соответствии с социально – историческими условиями общества. Это в полной мере относится и к поиску путей математического образования детей дошкольного возраста. Математическое развитие дошкольников выступает в качестве особого «ключа» к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Оно значимо для формирования «картины мира» ребёнка и предполагает не только усвоение им математических представлений, но и развития у дошкольников мыслительных способностей. «Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций». 

О себе

В свободное,  от занятий время, я с детьми играю в сюжетно – ролевые игры «Магазин»,  где дошкольники совершенствуют  навыки операций с числами: сложение (при  «покупке» нескольких товаров считают общую сумму «покупки»), вычитание (сколько «денег» осталось после …«покупки»). Помимо математических представлений в играх такого типа развиваются социальные навыки. «Детский сад», «День рождения куклы», «Путешествие» и др. – отражение событий, традиций. Цель: закрепление навыков счета и отсчета.

 Во время прогулки ежедневно провожу разные подвижные игры, но каждая из них будет  математической, если дети имеют возможность отрабатывать навыки счёта  и отсчёта. Например, в подвижной  игре « Два Мороза»,  можно спросить (Сколько детей «заморозили» братья? А предыдущие «морозы» сколько заморозили? Кто из водящих оказался самым ловким? Почему вы так решили?) Цель: Учить детей сравнивать группы закрепить навыки счета.

При отработке предметных действий с величинами (сравнение предметов путём наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и пр.) широко использую разнообразные упражнения. На начальном этапе обучения чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки.

В своей работе я широко использую дидактические игры и упражнения  математического содержания. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой  деятельности. Структурные компоненты: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможность применить имеющийся запас знаний. Они регулируют поведение малышей, их взаимоотношения.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1.    Примерная основная общеобразовательная программа  « От  рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва «Мозайка – синтез» 2011г.

Мой взгляд на мир

     Теоретической базой опыта является рассмотрение основных закономерностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста и раскрытие содержания понятия «развивающая игра».

Теоретические основы развития логического мышления у детей дошкольного возраста

Самым благоприятным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективного развития и дает возможность ребенку достичь больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образцов и легкость манипулирование ими.

    Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Проблема связности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.

    Толковый словарь русского языка трактует понятие логика, как:

1.                наука о законах мышления и формах мышления человека;

2.                убеждение, точка зрения, ход рассуждений.

    Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

     Чтобы ребенок стал использовать слово, как самостоятельные средства мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий. С этой целью ребенка сначала учат при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым рассуждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные  моменты этого действия.

     В конечном счете, рассуждение начинает проводиться не вслух, а про себя; оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи.

Мои достижения

Дидактическая игра – ведущая форма обучающего воздействия на ребенка.

          Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

          Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо учитывать те из них, которые доступны для детей и соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.

           Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр педагог приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

          В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами, игрушками, природным материалом; настольно-печатные и словесные игры.

Моё портфолио

         В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться  логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

        С  помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая,  что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Да - нет» и др.

       Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

        В особую, четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное», «Белого и черного не называть» и др.   

Добавить грамоту в портфолио