Главные вкладки
Бунтова Анна Владимировна
сайт учителя начальных классов
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Педагогика - мое призвание
Увлечения: Наблюдение за природой
Регион: Нижегородская область
Населенный пункт: Шатки
Место работы: МОУ Смирновская СОШ
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/buntova-anna-vladimirovnaО себе
Закончила Лукояновское педучилище им. Горького и затем Арзамасский пединститут им. Гайдара
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Николай Островский «Как закалялась сталь»
Александр Фадеев "Молодая гвардия"
Моё портфолио
Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя
Язык, как известно, является важнейшим средством общения между людьми. Говорящий всегда что-то сообщает собеседнику, или спрашивает его о чем-то, или побуждает его к чему-либо, причем, конечно, желает, чтобы собеседник понял его; собеседник же воспринимает и стремится понять говорящего адекватно мысли или желанию говорящего. Для того чтобы достичь взаимного понимания, участвующие в процессе общения вынуждены пользоваться теми средствами родного языка, которые являются общими для них, т. е. пользоваться фонемами родного языка и их сочетаниями, словами и их формами, строить словосочетания и предложения по действующим в языке нормам, уметь объединять предложения в более сложные целые.
И ребенок с первых шагов своей жизни, в целях общения с окружающими его людьми, и в условиях дошкольного воспитания, и на разных ступенях школьного обучения учится владеть средствами родного языка, по крайней мере, в такой степени, чтобы быть понятым окружающими людьми и понимать их.
Исследования детской речи показывают, что уже к школьному периоду ребенок может достичь довольно высокого уровня речевого развития, хотя «и к 7 годам ребенок еще не достиг полного усвоения всех традиционных форм», к тому же он овладевает разговорно-бытовым стилем речи. Наоборот, грамматические элементы книжного стиля остаются неусвоенными им... «Усвоение этих элементов литературного языка уже падает на школьный возраст».
Пользуясь сокровищами родного языка в той мере, в какой он им постепенно овладевает, ребенок, как и взрослый, выражает свои мысли. Мысль выражается в слове. Впрочем, по выражению Л. С. Выготского, «мысль не выражается в слове, но совершается в слове» — такая тесная связь существует между языком и мышлением. При помощи языка образуются понятия, слово обобщает и абстрагирует, участвует в аналитико-синтетической познавательной деятельности человека, в том числе и ребенка.
Говоря о роли языка как средства общения и выражения мыслей, мы в то же время ни на минуту не должны забывать, что язык служит важным средством познания действительности;
Недаром поэтому современная программа по русскому языку для начальных классов, говоря о задачах обучения этому предмету, рекомендует не только «обогащать речь учащихся», но и «развивать и обогащать представления детей об окружающем мире».
Имея в виду не только начальные классы, Л. П. Федоренко правильно утверждает, что «ученик, у которого недоразвиты грамматические навыки, учится плохо не только русскому языку, но и по всем остальным школьным предметам».
Только что упомянутая программа, формулируя задачи, которые стоят перед обучением языку, говорит об обязанности начальной школы «способствовать выработке у детей умений владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста». Здесь заслуживает особого внимания указание на две формы речи — устную и письменную, которые являются не только для школьника, но и для всякого образованного человека одинаково важными.
В семье, в детском саду ребенок усваивает родной язык, включая элементы в свою речевую деятельность, чисто практическим путем, подражая взрослым, сопоставляя, обобщая. В школе к этому обычному, естественному процессу добавляется усвоение языка через книгу, через учебник, через теорию. Усвоение теории языка, правил, определений имеет значение не столько само по себе (для знаний, для умственного развития), сколько для формирования навыков, для того, чтобы знания превращались в навыки. Этот путь формирования речевых навыков более интенсивный, организованный путь осознанного усвоения языка, в то же время наиболее сложный для ребенка.
Последний должен: 1) понять и закрепить предлагаемые ему сведения о языке; 2) приобрести путем упражнений умения применять свои знания в учебной работе, например при грамматическом разборе, при аналитико-синтетических упражнениях; 3) довести свои знания и умения, по языку такого состояния, чтобы они стали речевыми навыками, чтобы, думая о содержании своего высказывания, школьник мог свободно, почти автоматически, пользоваться в своей речи элементами своего родного языка, для чего знания и умения по языку должны быть точными, устойчивыми.
Этот путь усвоения, как сказано, довольно сложный, хотя для школы, как показывает многовековой опыт всех народов, он является основным;
Раздел программы по грамматике и правописанию, посвященный изучению частей речи в начальных классах, самый большой: специально этому разделу в программах 2 – 4 классов отводится 212 час, т. е. почти половина всех часов, отводимых на грамматику и правописание в этих классах, не считая количества часов, которые в учебниках приходятся на повторение в начале и конце учебного года.
Одно это обстоятельство говорит о большом значении, которое придается изучению названного раздела в начальных классах.
В самом деле, части речи — это основные, самые общие разряды слов, в которых соединяются лексические и грамматические значения; в науке о языке их обычно называют лексико-грамматическими разрядами слов.
Без изучения частей речи детям трудно разобраться и в правописании слов. Многочисленные и разнообразные окончания слов, которые меняются в процессе речи, подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятия частей речи и их грамматические формы.
Такое фундаментальное значение знаний о частях речи в общей системе работы по языку предполагает сознательное и прочное усвоение учащимися всего того, что им сообщается в школе по данному разделу, а от учителя требует не только продуманного плана занятий, но и непрерывного возвращения к уже изученным разделам и установления связей нового со старым.
Имя существительное — очень важная часть речи. Если из языка убрать все имена существительные, то нам станет не о чем разговаривать. Почему? Имена существительные — это те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. Такие слова отвечают на вопрос кто? или что?.
«Предметы» в науке о языке — это всё, о чём можно спросить кто это? или что это?, — люди, животные, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей.
Язык служит также важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить школьника к нашей высокоидейной и высокохудожественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему потребность читать газеты и журналы, полноценно общаться со взрослыми.
Вся система занятий русским языком должна обеспечивать воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа, «языкотворца».
Один из богатейших выразительными средствами и наиболее развитых языков, русский язык уже стал языком межнационального общения и вышел на мировую и международную арену, став языком высокогуманной культуры и искусства.
Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты