В чем сила песочной терапии?

Моисеева Татьяна Александровна

В чем сила Песочной терапии? Почему интерес к ней постоянно растет и чем Песочная терапия отличается от других форм терапии игрой?

Согласно Ж. Пиаже (1951), игра - ведущий источник развития детей в дошкольном возрасте. К. Юнг (1971) говорил о том, что " фантазия - мать всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе".

В последние годы особое внимание к «внутреннему ребенку» как ребенка, так и взрослого вдохновило психологов использовать терапию игрой. У людей существует потребность в игре и желание играть. Это помогает освободить творческий потенциал, внутренние чувства и перенести их во внешнюю действительность.

В контейнере с влажным или сухим песком можно расположить миниатюрные объекты и создать образы. Используя осязание, обоняние и зрение воплотить в физическую форму свои самые внутренние сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, с помощью активного воображения и творческой символической игры, является практическим, основанным на опыте методом, который может создать мостик от бессознательного состояния до сознательного, от умственного и духовного к физическому, и от невербального к вербальному. Часто человек не может понять и вербализовать источник своих трудностей, боли или конфликта. Песочная терапия обеспечивает такому клиенту возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.  То есть образы становятся языком, через который ребенок может сообщить бессознательный материал психологу и себе.

Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество Песочной терапии состоит в том, что это позволяет человеку создавать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы быть создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную и совершенную дорожку к самооткрытию, происходит глубоко трансформационная работа как для ребенка так и для психолога.

Песочная терапия в настоящий момент является действенным инструментом для психологов различных теоретических ориентаций. «Техника Мира», предшественник Юнгианской Песочной терапии, была развита Маргарет Лоувенфельд, британским педиатром, в конце 1920-ых. Песочная терапия нашла свое место всюду по Европе, США и активно занимает свои позиции в нашей стране. Исторически она используется прежде всего как игровая среда для детей, но в последнее время становится методом, также используемым со взрослыми, парами, семьями, группами личного роста и др.

Так что же фактически является Песочной терапией? В Песочной терапии психолог обеспечивает поднос с песком, воду, множество объектов и материалов, чтобы создать сюжеты с образами в ограниченном пространстве. Рут Амманн сравнивала поднос с песком с «садом души». Это своего рода контейнер для показа психической жизни клиента. Поднос с песком - "промежуточное место", где внутренняя и внешняя жизнь ребенка может показать себя и развить. То свободное и пустое место, где ребенок и взрослый  имеет возможность создать свой собственный мир и преобразовать свой существующий мир с новым пониманием. Психолог обеспечивает защиту и среду принятия, в которой человек может позволить своему внутреннему голосу говорить. В продолжение метафоры Рут Амманн, это "промежуточное место", в котором сознательный и бессознательный материал может разворачиваться, объединяться и становиться целым, а так же мост между ребенком и психологом. Это - место, где бессознательные состояния и ощущения психолога и клиента встречаются и взаимодействуют.Создавая то, что выражает внутренний голос, ребенок привносит во внешнюю действительность его собственные отношения с собой и позволяет бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит больше осознания того, что прежде подавлялось или было непонятным.    (Н.Сакович)

 

Комментарии

Татьяна Николаевна Смыслова

Да, игры с песком полезны не только детям. Взрослым нужно тоже раскрепощаться, становиться ребенком, для снятия отрицательных эмоций, отойти хоть на маленький шажок от повседневных проблем.

Моисеева Татьяна Александровна

Совершенно верно....работа с фигурами и песком это целая магия, которая освобождает бессознательное и на символическом уровне помогает человеку справиться с вытесненными проблемами, обогащает ресурсами, снимает напряжение.

Почебутова Олеся Станиславовна

Очень интересная информация

К.Ушинский-"Самая лучшая игрушка для ребенка -это кучка песка. Песок- естественная среда для активного развития ребенка." Неоценима роль песка в развитии мелкой моторики ребенка, что очень важно для становления речи

Хоруженко Ольга Игоревна

Полезно)) Будем пробовать

Кузярина Наталья Юрьевна

У нас в группе тоже есть центр "песка и воды".Дети очень любят там играть. Это очень полезно для развития мелкой моторики рук.