Проверка и оценка знаний учащихся

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы.   Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки, которые призваны облегчить работу учителя.  Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности  использования учителем конкретного учебно-методического комплекса, применения методов и приемов обучения.  Но всё чаще прихожу к убеждению, что оценивание знаний и умений учащегося согласно стандартам предмета становится условным. На практике, особенно в малочисленных классах, эта оценка знаний становится относительной. Относительно общего уровня подготовленности класса, относительно отправной точки учащегося. Так как правильно оценить ученика? Согласно нормам оценки или относительно его пусть и небольших успехов?

 

Комментарии

Унаджева Найме Даутовна

Ирина Евгеньевна, добрый вечер! Тема предложенной дискуссии , уверена, не оставит равнодушными многих учителей. Лет 10-15 назад я ответила бы категорично:Надо строго соблюдать "железные" нормы оценок! " А сейчас то ли некоторая жизненная мудрость, то ли простая материнская забота за моих учеников заставляет крикнуть: " Я за оценивание пусть небольших, но Успехов! " Мы, взрослые дипломированные Учителя, ставя двойку, не лишаем ли маленького Человечка права на ошибку?! Убеждена : надо оценивать умение логически мыслить,умение коряво, неумело ,но самостоятельно решить задачку.Я за помощь ученику стать успешным!Ставя "2" не лепим ли мы Человечка с пониженной самооценкой,неуверенного в своих силах,...( не хочется перечислять далее). Да, безусловно , планка достижений должна быть : но пусть эту планку каждый поднимет для себя сам. А мы поможем! Мне самой понравилось говорить перед самостоятельной работой:" Ребята, я не буду ставить в журнал "плохие" отметки, но вы очень- очень постарайтесь. Я с удовольствием поставлю ваши "4" и "5"! Да, потом придётся мне оставаться после уроков с теми , кто не справился с работой, помочь им победить непонятные примеры, задачи.Но я убедилась: лучше так , чем постоянно ставить как приговор "неудовлетворительно". А вот к" 5" более одной ошибки не допускаю.Конечно, придётся отстаивать свою позицию перед проверяющими.
Некрасов Александр Григорьевич

Уважаемые коллеги, не хочу быть банальным, но мне подчас не хватает градации в пятибальной системе. В Белоруссии 10-ти бальная система. Мне она показалась более удобной для оценивания знаний. Кстати, в ЕГЭ нет отметок, мы старательно оцениваем.

Мне кажется, что любая контролирующая работа ученика для учителя является точкой опоры при дальнейшем обучении. Видя результаты проделанной работы, мы выбираем стратегию коррекции знаний и их дальнейшее пополнение. А чтобы не травмировать психику ребенка, я порой использую метод самооценки или вырабатываю вместе с ребятами строгие критерии оценки. Еще один способ- это ведение листа личных достижений ученика, который, как правило, заполняется в период изучения темы или раздела.
Унаджева Найме Даутовна

Александр Григорьевич, я соглашусь с Вами : пятибальная система на практике изживает себя; она слишком зажата в рамках, она не " гуманна " - двойка не способствует дальнейшему повышению знаний, сильно снижает самооценку ученика, "пятерка " - часто самоцель любой ценой, престиж, что ли... Я замечаю на своём опыте работы: баллы, рейтинговая система более интересна детям, даёт больший стимул для роста. Что интересно ,мои ученики с удовольствием готовы заниматься тестами , чем писать контрольную работу. Да и интереснее им выбирать правильный ответ из предложенных вариантов.
Некрасов Александр Григорьевич

Уважаемая Найме Даутовна, я тоже отдаю предпочтение тестам. Это не только удобно детям и веление времени, но прежде всего и тренировка для ЕГЭ и ГИА. Кстати, я за ЕГЭ, хотя его многие и ругают. Спасибо, всего Вам хорошего.
Паначёва Ирина Евгеньевна

Спасибо большое всем, кто высказал собственную точку зрения на этот вопрос. Понятно, что мы мало, что можем изменить в системе оценивания знаний учащихся, но осознание того, что есть люди разделяющие твою точку зрения дорогого стоит.