Размышления на тему "С чего начинается педагогическое мастерство"
Размышления на тему «С чего начинается педагогическое мастерство»
С чего начинается педагогическое мастерство или просто осознание того, что ты, как учитель профессионал, владеешь инструментами своей профессии? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала и т.д. Работая над осмыслением своего опыта, учитель развивает профессиональные умения вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на преподавание предмета и найти свои подходы, нестандартные решения, определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею, описать сущность собственного опыта, отразить факторы успешности представляемого опыта, определять цели и задачи, описать технологию, последовательность действий, показать результативность и обозначить условия эффективности, показать за счет чего возможно получение высоких результатов. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта.
Таким образом, работа по обобщению педагогического опыта является эффективным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя, является результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Работа по созданию мини-сайта является демонстрацией учителем умения эффективно использовать современные информационные ресурсы и технологии. Работа в сети дает уникальную возможность ощущать себя в единстве с учителями России. Мы делимся своим опытом и находим информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомимся и сопоставляем свою деятельность с современными подходами и технологиями обучения для того, чтобы осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику. Работа по обобщению педагогического опыта и создание мини-сайта требует тщательной подготовки, в процессе которого учитель становится исследователем собственного педагогического опыта. Так же необходимо отметить, что данная работа подводит учителя к переоценке накопленного опыта. Обобщение опыта является не только формой представления своего педагогического опыта, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Сложная и трудоемкая работа, в конечном итоге, приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.