Слово об Учителе
Учитель-идеал. Какой он? Умный, талантливый, улыбчивый, добрый, со строгими нотками в голосе, обладающий чувством юмора… Еще стройный, стремительный, не знающий усталости… Ребенок смотрит, наблюдает, замечает все: как одет, как говорит, как чувствует любимый учитель, как он поступает в той или иной ситуации, как реагирует на проступки и успехи своих учеников, всегда ли он искренен. Для детского восприятия важны даже мелкие детали: взгляд из-под очков, цвет платья и помады, интонации и тембр голоса…
...Вспоминаю свою первую учительницу Лидию Ивановну Шашкову. Ничего похожего на этот идеальный образ. …Усталый взгляд, белый воротничок, вечный костюм цвета хаки, хотя и сидит с иголочки. Но сильнее других деталей врезались в память стоптанные каблуки стареньких бежевых туфель. Небрежность или бедность? Не знаю. Но больше всего люблю и жалею ее за эти каблуки, до слез...Теперь только понимаю, что главное для нее было не это. Не форма, не внешние проявления содержания. Вспоминаю пословицы, часто произносимые учительницей: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», - это о невыученных правилах. «Кашу маслом не испортишь», - это о ежедневных дополнительных занятиях. Уходить можно было только тем, кто самостоятельно справился с задачкой.
Парадоксы нашей профессии встречаются на каждом шагу. И часто мы запоминаем совсем не то, что надо, а то, что определяет впоследствии наше жизненное кредо. И любим и уважаем человека тоже не за звания и награды.
Задумываясь над тем, почему эта профессия выбрала меня, (именно она меня выбрала, а не наоборот), чем так зацепила детскую душу (а ведь учителем решила стать уже в детстве, классе в пятом), прихожу к мысли, что дело в чем-то более существенном, чем только внешний образ педагога.
Думаю, что второй шаг в Вершине Учителя гораздо сложнее. Дитя взрослеет и требует от своего кумира более серьезных вещей. Что же жизненно важно в образе учителя? Учитель - неоспоримый профессионал. Он не случайный человек в школе. Ошибаться? – такого права у него нет. Нужно подтверждать каждый день, что ты такой, каким тебя хотят видеть и понимать, не разочаровать, не обмануть ожидания. Постоянно поднимать свою планку. Это все очень важно! Но всего важнее, чтобы учитель был Человеком с большой буквы, Личностью. И в этом смысле мне повезло.
Учительница русского языка и литературы Тамара Константиновна Жолобова вела наш класс всего-то год в школе №1 г. Сальска Ростовской области. Интеллигентная, начитанная, она обладала редким даром: умением найти нужную пропорцию строгости и доброты, держала дистанцию и одновременно с этим была простой, демократичной. Я всегда поражалась ее уникальной способности по одному взгляду определить, готов ты к уроку или нет. Ее факультативные занятия были неподражаемы: она могла часами пересказывать рассказы Рокуэлла Кента или Вашингтона Ирвинга. И мы слушали, переносясь в необычный мир! Она обладала даром рассказчика. А потом сами находили эти книги и читали. Необыкновенно порядочный человек. Редкая проницательность, неравнодушие. Ироничность сочеталась с материнской заботой. Умела находить подход даже к самому «пропащему» двоечнику и учила так тонко чувствовать смысл произведения! И до сегодняшнего дня бьюсь над вопросами: когда она все успевала? кто научил ее тонкостям психологии?
Необычайно мудрый, спокойный, любящий и знающий свой предмет – историю – Игорь Иванович Смигельский. Меня он покорил своими обширными знаниями, а еще глубоким уважением к ученикам. Ко всем старшеклассникам он обращался только на Вы. Даже к хулиганам и раздолбаям. Это он методично учил нас конспектировать первоисточники, что потом очень пригодилось в вузе. Да и сейчас на своих уроках я пользуюсь его универсальным методом осмысленного чтения. Втроем с моими подругами мы ходили на его факультатив по истории Великой Отечественной войны. И он для нас готовил много интересного материала по истории войны, рассказывал тогда еще очень секретные подробности уничтожения верхушки Вермахта, о которых, конечно, мы не могли нигде прочесть.
Размышляя о своих учителях, которые были необыкновенными людьми, талантливыми педагогами, не могу умолчать о своей маме. Она никогда не была учителем по профессии, но по призванию, бесспорно! Это ее нереализованные мечты о педагогической деятельности вдохновенно воплотились, стали путевкой в мою профессию. И не только для меня, но еще для двух моих сестер. Перефразируя А.П.Чехова, можно так выразить напутственные слова моей мамы: «В школу! в школу!» Быть всегда сильной, превозмогать усталость, не хныкать, не жалеть себя – этому я училась, конечно, только у мамы. «Самая трудная борьба – это борьба с самим собой», - мамины слова никогда не теряют своей актуальности.
Конечно, велик соблазн подражания, стремления быть похожим на своего кумира. Но если ты хочешь двигаться вперед, идти выше и выше, если хочешь найти себя, свою философию, свой образ, ты должен дойти до сути вещей.
Если отбросить все эмоции и оставить только самое главное… Главное - это то, что люди, повлиявшие на мой профессиональный и жизненный выбор, будучи Учителями с большой буквы, посвятили меня в свою веру – веру в Человека. Вот так и иду по жизни. На том и стою. Отсюда мои принципы педагогики:
- Люби своего ученика, умного и не очень, послушного и дерзкого, будь справедлив и строг по отношению к нему.
- Требуй со всех учеников одинаково, не выделяй любимчиков, находи возможность похвалить даже самого злостного разгильдяя, вдруг в будущем это Энштейн.
- Будь разным на уроке, расти сам, не застаивайся, ищи возможность для творчества.
- Не мешай ученикам превзойти тебя, радуйся их успехам и новым возможностям, не тормози их развитие.
Пусть твои ученики станут выше, лучше, талантливее тебя. Ведь слава, гордость и память учителя – в его учениках!
- Мне нравится (7)
Комментарии
Наталья Анатольевна, спасибо
Наталья Анатольевна, спасибо за откровение. Я тоже помню своего классного руководителя 5-11 классов - Федорову Надежду Владимировну. Только ей я могла раскрыть свои переживания. И она как-то по-доброму и по-матерински "обходилась" с нами. Кого надо - хвалила, а кого-то и журила.Здорово, что есть такие учителя!
Читала о ваших, Наталья
Читала о ваших, Наталья Анатольевна, а вспомнились свои....Спасибо)
Любовь Викторовна, благодарю
Любовь Викторовна, благодарю за отклик. Это то, что греет, как говорится, "во дни сомнений"...
Татьяна Михайловна, я Вас
Татьяна Михайловна, я Вас понимаю. Вы настоящий друг!
Читала и перечитывала...
Читала и перечитывала... Тепло, без пафоса, ДУШЕВНО!!! СПАСИБО, Наталья Анатольевна!
Какое счастье, что у нас по жизни - в пути к себе, к своей профессии встречались замечательные педагоги, которые окрылили в нас желание работать с детьми, и помогли нам поверить в свои возможности - учить детей...
И моя мама была лучшим другом для нас с сёстрами! Мне очень больно... 22августа ее с нами не стало... Как жить дальше... Сложно... Мои внуки тревожно смотрят в мои заплаканные глаза... Надо учиться...
Людмила Андреевна, благодарю!
Людмила Андреевна, благодарю! Держитесь, хотя это непросто. Я Вам сочувствую!
Наталья Анатольевна, Вы нашли
Наталья Анатольевна, Вы нашли такие чудесные и душевные слова о своих учителях! Читала и думала о тех, кто воспитал меня. Спасибо за момент теплых воспоминаний.
Александра Сергеевна, спасибо
Александра Сергеевна, спасибо за отзыв. Эти теплые воспоминания всегда с нами.
Какие прекрасные слова!
Какие прекрасные слова!
Очень душевно написано.
Очень душевно написано. Действительно, читая о Ваших учителях, вспоминаешь своих. Сейчас таких нет. Учителям и воспитателям не дают быть УЧИТЕЛЕМ. Не дают родители, дети, власть, да много причин. Нужно защищаться, оспаривать, отстаивать. И, иногда, теряется вера в человека. А принципы работы у Вас очень хорошие, правильные.
Спасибо, Оксана Владимировна,
Спасибо, Оксана Владимировна, надежда всегда есть, что не зря и не напрасно...
..."велик соблазн подражания"
..."велик соблазн подражания"...
https://nsportal.ru/user/1140098/page/uchitel
))) думаю, Вы тоже улыбнетесь. Спасибо Оксане Владимировне, что подняла Ваше эссе.
Благодарю, Игорь Вячеславович
Благодарю, Игорь Вячеславович!
Прекрасная статья. Думаю,
Прекрасная статья. Думаю, любой из нас вспоминает человека или ,если повезёт, нескольких людей, повлиявших на становление характера, выбор профессии, профессиональный рост. Это родители, друзья, учителя. А принципы я Ваши поддерживаю на все 100%. Уверена, что только так можно оставить добрый след в душах учеников. Спасибо Вам!
Спасибо, Валентина
Спасибо, Валентина Александровна, писала от души
Учитель должен быть добрым и
Учитель должен быть добрым и адекватным во всём, учитель - друг!
Спасибо, Оксана Владимировна,
Спасибо, Оксана Владимировна, за ваш труд! Очень проникновенно!
Замечательные слова!
Замечательные слова!
Спасибо!
Спасибо!
Не мешай ученикам превзойти
Не мешай ученикам превзойти тебя, радуйся их успехам и новым возможностям, не тормози их развитие.
Пусть твои ученики станут выше, лучше, талантливее тебя. Ведь слава, гордость и память учителя – в его учениках!