В.А. Сухомлинский. Рождение добра
Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но и этого снохе показалось мало. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.
Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».
Не дрогнул сын, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет маленькое материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бескорыстно, как родная мама.
И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и долинами, вышли на широкий простор и стали двумя высокими курганами.
Такова легенда, созданная народной мудростью.
Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой — любовь и благодарность детей...
Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскрывающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире — удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, — удовольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.
Мы все делаем для того, чтобы дети были счастливы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.
Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел любви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни — результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!
Здесь таится большая опасность — вырастить человека эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное — его личные нужды, а все остальное — второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.
Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить детей делать добро для нас — родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!
Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.
Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на первый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радости — радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагораживающей юное сердце.
Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость — жить для людей.
Воспитание в младшем возрасте — от 6 до 10 лет — я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стремятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.
Дети переступили порог школы, стали первоклассниками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедельно мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слушаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы сообща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассников об осеннем Празднике розы (ученики 2—4 классов уже знают о нем). Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, характерная для многих наших детских праздников: они проводятся не в школе.
В них нет излишней парадности, за которой, к сожалению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.
Осенний Праздник розы — это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы — возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси радость матери, отцу, дедушке, бабушке.
Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное — это память, постоянная забота, настойчивость в достижении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.
Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю... Однообразный труд не очень-то радует, а результат—благоухающий цветок — в детском представлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и прокладывая путь к решению поставленной задачи.
Но вот появились первые зеленые листочки на кустике — в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.
Наконец неожиданно для ребенка появляется первый бутон. Потом второй, третий... Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые лепестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от предстоящей экскурсии.
Это радость творения добра для самых дорогих людей — матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон расцветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цветок, — для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя...
Для меня самое большое счастье — видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.
Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цветок просто, зазря.
Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая традиция — ко дню рождения матери, отца, бабушки, дедушки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму — тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .
Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцветающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок повредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.
В такой заботе — живой источник человеческой чуткости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью — в саду, зимой — в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом постепенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.
У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5—8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в плодовом саду. Небольшую делянку обсадили диким виноградом. Его заросли образовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хризантемы. Вокруг беседки — сиреневая аллея. Целое лето в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающихся с работы. Здесь для них замечательное место отдыха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.
Через один-два года после начала обучения школьник закладывает сад благодарности. Сажает яблони — матери, отцу, бабушке и дедушке; виноградные кусты — матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе — здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела зависит от настойчивости и жизненной мудрости родителей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревьях, посаженных, как кажется ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появление — всегда радостная неожиданность. Теперь ни учителям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, — он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда можно снять плоды и понести счастливо взволнованной матери.
Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме — это то, что дает необходимый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечному поступку.
«Мне надо учиться отлично по всем предметам, — сказал Коля Б., ученик 4-го класса, — у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет оберечь сердце матери.
Стремление детей хорошо учиться (особенно маленьких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно пробуждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.
Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чуткость зависит от того же: от добра, сделанного ребенком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает — у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить задание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Десятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участливости получает каждый ребенок.
Детство должно стать для ребенка естественной школой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красотой — чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С первых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном престарелых родителей, мужем, отцом.
- Мне нравится (14)
Комментарии
Очень хорошая статья. К
Самое главное, по-моему, в
Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость — жить для людей. Сопереживать - это дано не каждому. Как родители относятся к окружающему , так и дети. Редко бывает иначе. Наша задача достучаться до сердца малыша и школьника.
Да, статья из другого века - это точно...
Рождение Добра.
Детство - школа сердечности
Жестокость порождает
Рождение добра
Да, Татьяна Ивановна,
О добре.
сердечность,чувственность,забота о ближних
Полностью согласна с вами,
О дурном родительском примере
Себастьян Брант
Легенда поучительна и
Легенда поучительна и стихотворение ценно словами.
Рождение добра
Надеяться и верить!
В.А.Сухомлинский. Рождение добра
Теория "Чистой доски"
Очень хорошая статья.
Очень хорошая статья.
Спасибо за статью и за
Спасибо за статью и за комментарии. Обязательно стихотворение, напечатанное Аллой Николаевной, прочитаю на родительском собрании. Совсем не поздно, Татьяна Юрьевна. А легенду хочу прочитать ребятам (нач.классы) и обсудить. Сейчас пишу, и вижу глаза своих детей и представляю их реакцию…
Интересная статья!Спасибо!Все
Интересная статья!Спасибо!Все начинается с дошкольного возраста.
Интересно.
Интересно.
Интересная статья!
Интересная статья!
Очень хорошая статья! Я
Очень хорошая статья! Я полностью подписываюсь под вашими мыслями и чувствами. Я работаю воспитателем, в мае выпускаем будущих первоклассников. И прежде всего стараюсь в детях своих развить эмпатию, воспитываю сердечность, умение принимать решения по зову сердца без оглядки. Недавно читали маленький рассказ, в котором мальчик постеснялся проявления сочувствия по отношению к упавшей девочке. Обсудили рассказ с детьми, разобрали поступок. И одна девочка говорит, что ей жаль мальчика, он не умеет быть настоящим. Многие её поддержали. Я ими горжусь, не зря работаю. На ум пришло стихотворение, не помню автора: За все приходится платить. За любовь, за добро, за верность. Тщетно думать, что можно судьбу обхитрить, В этом тайна и закономерность. Я за все заплачу: посажу семена, И ростки доброты воспрянут. И появится в жизни моей цена, В том, как люди меня помянут.
Прекрасная статья! Мы с мамой
Прекрасная статья! Мы с мамой даже всплакнули. Я считаю, доброте и отзывчивости могут научить только родители своим примером. А для учителей дети могут только демонстрировать доброе поведение.
Дитятко — что тесто: как
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
Статья замечательная! Видно,
Статья замечательная! Видно, переживания самого автора на тему любви матери и ребенка. Конечно, хочется видеть его достойным членом общества. Но тут важно, что сам ребенок возьмет для себя в приоритеты жизни: любовь или ненависть, добро или зло. Ведь самое главное не сломаться и не потерять свое достоинство, не изменять своим жизненным принципам.
Очень интересная статья!!!
Очень интересная статья!!!
Очень интересная статья!
Очень интересная статья!
Очень интересная статья,
Очень интересная статья, спасибо вам большое.
Очень важная, животрепещущая
Очень важная, животрепещущая тема. Есть много мнений. И у каждого здесь свой рецепт. Кто-то считает, что нужно детей воспитывать в строгости, кому-то важно учить быть благодарным, третьи просто любят слепой родительской любовью. Думаю, здесь важна золотая середина. И главное, всем научиться понимать, где они, эти границы.
Порой даже у самых заботливых
Порой даже у самых заботливых и любящих родителей вырастают неблагодарные дети.
Цитата французского писателя Александра Дюма
у одной мамы в моем классе тоже больное сердце. Ей часто нужна помощь сына, которого она очень любит. Но и сын уже не маленький и частенько пользуется данной ситуацией оправдывая свои проступки. Мама конечно же оправдывает его.