Комната сказки. В.А.Сухомлинский
Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому горю.
В сказке ребенок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познает мир не только умом, но и сердцем.
С помощью старших школьников мы оборудовали в школе «Комнату сказки». Много пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем детстве. Вот жилище злой Бабы-яги — избушка на курьих ножках, окруженная таинственными деревьями и пнями, рядом фигурки персонажей — Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хата дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее-синее море-океан, на берегу которого ветхое жилище доброго старика и злой старухи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, высокие сугробы, среди которых пробирается, утопая в снегу, маленькая девочка — мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот огромная рукавичка, в которой живёт мышка... Все это мы сделали сами.
В «Комнату сказки» я вожу детей не часто — раз в неделю, а то и в две. Эстетическая потребность не должна удовлетворяться до пресыщения. В этой комнате сказки звучат для детей по-особому. Вот в окошках избушки вспыхивает огонек, на небе загораются звезды, поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым светом, а по углам становится еще темнее. Я рассказываю народную сказку о Бабе-яге — костяной ноге. Малыши переживают судьбу героев, ненавидят зло, горячо сочувствуют добру. Фигурки злой бабы, доверчивой девочки оживают в их представлении.
Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою добрую волю. Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре — движение, в музыке — мелодия. Ребенку хочется не только слушать, но и самому рассказывать, как хочется ему не только слушать песню, но и самому петь.
В «Комнате сказки» для всех ребят находится любимое занятие. Игра выливается в творчество: малыши превращаются в сказочных героев, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли и чувства.
Меня никогда не смущало, что многие девочки и мальчики и в школьные годы продолжают играть в куклы. Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконечно дорогое, родное. Я внимательно слежу за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и любимыми куклами, радуюсь, что мальчики на протяжении длительного времени дружат с куклами. У Коли К. ничем не примечательная игрушка — старый рыбак с удочкой. У рыбака несколько раз отламывалась нога, и Коля сделал деревяшку, вырезал, кроме того, маленькую суковатую палку, с которой рыбак отправляется теперь на берег реки. У Ларисы Г. любимые куклы — бабушка и внучка. Девочка сделала бабушке очки, под ноги положила теплый коврик, укрыла шалью.
Детская фантазия в «Комнате сказки» неистощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывает его с другим, известным предметом. Рождается фантастическое представление, мысль ребенка трепещет, речь течет плавным потоком. Поэтому мы заботимся, чтобы в «Комнате сказки» были разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то связь. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький испуганный котенок. Детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот лодка с веслом, рядом с ней лягушка — все и просится в сказку. Маленький поросенок и... умывальник с мылом — это не только вызывает улыбку, но и пробуждает фантазию.
Ребенок, который продумывает сказку, связывая в своем воображении несколько предметов окружающего мира, учится мыслить. С большим трудом приходилось пробуждать мысль и укреплять память Вали С. Девочка долго не могла создать ни одной сказки, это беспокоило меня. А какая была радость для нас, когда сама Валя придумала сказку о жабе, лодке и рыбаке. Сказки, созданные детьми, дороги мне, как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у ребят. Если бы не творчество, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра их воображения.
Раз в два-три месяца мы обновляем обстановку в «Комнате сказки» — вырезаем из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строим теремки, дворцы, рыбачьи лачуги и курени. Ребята научились изготовлять фигурки персонажей из папье-маше. Каждый раз обстановка в одном из уголков «иллюстрировала» новую сказку.
Ребята на всю жизнь запоминают услышанное, хотя никто от них не требует этого. Когда слово волнует ребенка своей неповторимой красотой, трепетом оттенков, оно запоминается. Память становится острее, а речь — богаче.
Все, с чем дети знакомятся в «Комнате сказки», навсегда остается в их памяти как удивительный уголок золотого детства. Слово, раскрывающее благородные идеи, откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
- Мне нравится (23)
Комментарии
Сказки для детей
Сказки для детей
Сказки для детей.
Большое спасибо за чудную статью! Согласна с коллегами, которые говорят о детской любви к сказкам. У меня есть внучка Софьюшка, которая обожает сказки, придуманные вместе с ней.Эти сказки она может слушать ежедневно, всякий раз затаив дыхание и предчувствуя счастливый конец.
Сказки для детей
Сказки - это здорово! Они
Сказка- это действительно
Сказка- это действительно целый мир! Любимая сказка неотделима от красоты и доброты!!!
Андрианова Анастасия
Добрый день, коллеги! Согласна полностью. Значение сказки в воспитании детей переоценить просто не возможно. Сказка с детства учит нас верить, что добро всегда побеждает зло. Учит мечтать и фантазировать, сопереживать, поступать по совести, справедливости. Девочки с детсва мечтают стать принцессами, мальчики рыцарями. Сказка учит детей быть добрее, заботиться о близких, обиженых, одиноких.
Сказки помогают...
Сказки у старшексассников
Что за прелесть эти сказки! Но интересный факт: старшеклассники тоже любят сказки, обращаясь при этом к жанру фентези.
Какие замечательные истории придумывают и так интересно рассказывают на уроках и в проектах по литературе.
А ведь. наверное, не задумываются, что всему началом была добрая сказка детства.
Комната сказки
Сказки
Может, потому всем сказки и
Может, потому всем сказки и
Дарит сказка волшебство,
К Сказке, в которой добро
Воспитывая маленького
Спасибо за хорошую статью!
Спасибо за хорошую статью! Сказка нужна и взрослым и детям. Искусство рассказывать сказки досталось нам от наших предков! Его надо сохранить и передать нашим детям. Это великий дар!
Спасибо за хорошую статью!
Спасибо за хорошую статью! Сказка нужна и взрослым и детям. Искусство рассказывать сказки досталось нам от наших предков! Его надо сохранить и передать нашим детям. Это великий дар!
Как говорят, сказка - ложь.
Как говорят, сказка - ложь. да в ней - намёк. Добрым молодцам - урок! Отличная идея!Пусть у вашей сказки будет продолжение!!!
Отличный сайт с авторскими
Отличный сайт с авторскими сказками, где можно опубликовать собственную сказку как взрослую, так и детскую.
http://skazka.ucoz.ru/
Рекомендую "Академию сказочных наук". Участие бесплатное, дети за 10 сказок могут получить звание Академика сказочных наук. Для повышения самооценки, развития воображения, поддержки одарённых детей, думаю неплохо.
Отличная идея. Я возьму на
Отличная идея. Я возьму на вооружение. Когда приходишь работать в группу, приходится проявлять находчивость и смекалку. Черпаю идеи опытных педагогов. Спасибо!
Сказки развивают у детей
Сказки развивают у детей добрые чувства, фантазию. Инсценирование-это, конечно, очень здорово! Но где взять столько времени? Какие бывают интересные обсуждения, сравнения с сегодняшним днем! А еще у нас есть традиция изображать картину понравившегося эпизода: быстренько распределяются герои, фон ( да-да, кто-то и дерево) Раз! Изобразили! Застыли! Я в это время зачитываю нужные строки, что- то поправляем, добавляем атрибут. Хвалю за интересные находки. Все! На позитиве переключаемся к другому виду деятельности.
Замечательная статья! Спасибо
Замечательная статья! Спасибо! Возьму на вооружение.
Очень хорошо. Дети любят
Очень хорошо. Дети любят сказки. Остается главное найти и показать им хорошие и добрые сказки, ведь в наше время много появилось новых и совершенно пустых
Детки моей группы очень любят
Детки моей группы очень любят слушать сказки. Сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка.Сказка учит отличать хорошее от плохого. Cказки в жизни детей занимают важное место: они помогают расширить словарный запас детей, а также развить их связную речь.Представляя образы героев, дети учатся сопереживать им, верить в силу добра.Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, корректирует и улучшает их поведение. Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития детей.
Замечательная статья! Особое
Замечательная статья! Особое внимание уделяем психотерапевтическим сказкам.
Оборудовать в школе "Комнату
Оборудовать в школе "Комнату сказки" это большой труд. Желаю Вам благодарных учеников! Успехов и процветания!
Сказка это универсальный жанр
Сказка это универсальный жанр с огромным педагогическим потенциалом. На любой возраст. На любой случай. Всегда найдется нужная сказка. Научит, утешит, поддержит.
Благодарю автора статьи. В
Благодарю автора статьи. В ней поднята очень интересная и важная тема. Желаем всем организаторам и участникам "Комнаты сказки" успехов и достижения поставленных целей!
Поделюсь своим взглядом на эту тему.
Ни для кого не секрет, что работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует и особого подхода. Для того, чтобы максимально развить способности таких обучающихся, а также максимально адаптировать их к социальной жизни, используются наиболее понятные и удобные для них формы работы. Сказка, игра, фантазия позволяют в ненавязчивой и интересной форме помочь ребенку понять новую тему, смоделировать жизненную ситуацию, отработать определенные навыки, попробовать пофантазировать. Таким образом, такие формы работы активно используются на занятиях и во внеурочное время.
Спасибо, очень полезная
Спасибо, очень полезная статья. Мы тоже стараемся погрузить детей в "Страну сказок" при помощи чтения, инсценировок, оформления группы. Сказки- это доброта, знания, красота!
Сказка - это гениальное
Сказка - это гениальное изобретение народа. Педагогическая и психологическая наука и практика использует сказку не только для изучения её содержания, но и как приём и средство развития ребёнка. Спасибо за статью! Методические подходы в работе "Комнаты сказки" может использовать и библиотекарь: "Найти взаимосвязь сказочных предметов и хорошо известных", "... Игра выливается в творчество: малыши превращаются в сказочных героев, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли и чувства..." и др.