Применение фонетико – фонематических физкультминуток на занятиях логопеда

Клементьева Лидия Сергеевна

Физминутка позволяет активизировать умственную работоспособность детей, утомление, нарушение осанки, способствует психоэмоциональной разрядке, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи у детей с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР). В умело подобранном несложном стихотворении отрабатываются поставленные звуки, развиваются фонематические процессы, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью. Данные физминутки применяются на занятиях с детьми 5-7 лет (индивидуальных, групповых и подгрупповых) при знакомстве с образом буквы и запоминании звуков (закреплении).

Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы»

А – ротик шире детвора ААА                                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                                        руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                                  руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                                         руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                                 руки овалом спереди

Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

 «А, О, У, И»

Мы в лес пошли,                                                       дети маршируют на месте.

Топор нашли,                                                            остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили:                                                            ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                                                       энергичные наклоны с произношением слогов на выдохе.

Свистящие звуки.

«С»

У нас славная осанка-                                         встать в струнку, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки.                                               свести лопатки (руки на поясе);

Мы шагаем на носках                                          шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                            шагаем на пятках

Пойдём мягко,                                                      как лисята пройти плавно;

Ну а если надоест, то пойдём

Мы косолапо, как медведи ходят в лес.             пройти «по медвежьи» руки на поясе

Во так, вот так.

«З»

Зайки белые сидят                                                 присесть на корточки;

И ушами шевелят.                                                  кисти рук приставить к макушке, локти

                                                                                  развести в стороны, лопатки свести;

Вот так вот так

Ушами шевелят                                                       движения кистями рук;

Зайкам холодно сидеть                                           встать, ручки встряхнуть, расслабить;

Надо лапки им погреть                                            поглаживающие движения обеих рук

Вот так, вот так,                                                       (поочередно);

Надо лапки им погреть

Зайкам холодно стоять                                            руки на пояс;

Надо зайкам поплясать                                           потопать на месте

Вот так, вот так,                                                        поочередно выставлять вперед

Надо зайкам поплясать.                                            правую и левую ножки.

Шипящие звуки

«Ш»

По ровненькой дорожке,                                            наклон туловища влево;

По ровненькой дорожке                                             наклон вправо;

Шагают наши ножки                                                    шаг на месте;

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,                                               руки на поясе, прыжки в стороны;

по камушкам                                                           руки на поясе, прыжки вперед – назад;

по камушкам, в ямку – бух!                                   присесть.

Cонорные звуки

«Р-Рь»

Ручеек в лесу бежал                                           руки на поясе, повороты туловища;

И зайчонка повстречал:

Тра-та-та, тра-та-та -                                           постукиваем ладонями по ногам ;

Зайка лапками стучал.

Ручеёчек вторит зайке:

- дзынь-дзынь-дзынь,                                         ритмично «выбрасываем» пальчики из

Дзынь-дзынь-дзынь.                                           сжатого кулака, поднимая руки вверх;

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь,                                                 плавно покачивать головой вперед-назад,

Динь-динь-динь.                                                 вправо-влево;

Белочка спустилась с ветки                              ручки на поясе, прыжки на месте

И орешками – хрум-хрум.                                 ритмично щелкаем пальцами (хлопаем в ладоши)

Ах , какой поднялся шум!                                  руки на поясе, топаем ногами.

«Л-Ль»

Кач-кач-кач,кач-кач-кач                                              ритмично покачиваем «куклу» на руках;

Лены слышен плач.

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,

Сильно качается   

Весело звенит.                                                             руки на поясе, наклоны туловища:

                                                                                     вправо-влево, приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                                ритмичное покачивание из стороны в сторону

Слышен всюду звон.

Плакать Леночка устала,                                            хлопаем в ладоши

И сама качаться стала:                                               руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                                       опорой то на правую, то на левую ногу.