Физминутка позволяет активизировать умственную работоспособность детей, утомление, нарушение осанки, способствует психоэмоциональной разрядке, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи у детей с различными речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР, ФНР). В умело подобранном несложном стихотворении отрабатываются поставленные звуки, развиваются фонематические процессы, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью. Данные физминутки применяются на занятиях с детьми 5-7 лет (индивидуальных, групповых и подгрупповых) при знакомстве с образом буквы и запоминании звуков (закреплении).
Гласные звуки «А, У, И, О, Э, Ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
«А, О, У, И»
Мы в лес пошли, дети маршируют на месте.
Топор нашли, остановиться, руки в «замок».
Дрова рубили: ноги на ширине плеч, руки в «замок».
- Ах! Ох! Ух! Их! энергичные наклоны с произношением слогов на выдохе.
Свистящие звуки.
«С»
У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль туловища;
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);
Мы шагаем на носках шагаем на носках;
И пойдём на пятках. шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;
Ну а если надоест, то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи» руки на поясе
Во так, вот так.
«З»
Зайки белые сидят присесть на корточки;
И ушами шевелят. кисти рук приставить к макушке, локти
развести в стороны, лопатки свести;
Вот так вот так
Ушами шевелят движения кистями рук;
Зайкам холодно сидеть встать, ручки встряхнуть, расслабить;
Надо лапки им погреть поглаживающие движения обеих рук
Вот так, вот так, (поочередно);
Надо лапки им погреть
Зайкам холодно стоять руки на пояс;
Надо зайкам поплясать потопать на месте
Вот так, вот так, поочередно выставлять вперед
Надо зайкам поплясать. правую и левую ножки.
Шипящие звуки
«Ш»
По ровненькой дорожке, наклон туловища влево;
По ровненькой дорожке наклон вправо;
Шагают наши ножки шаг на месте;
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам, руки на поясе, прыжки в стороны;
по камушкам руки на поясе, прыжки вперед – назад;
по камушкам, в ямку – бух! присесть.
Cонорные звуки
«Р-Рь»
Ручеек в лесу бежал руки на поясе, повороты туловища;
И зайчонка повстречал:
Тра-та-та, тра-та-та - постукиваем ладонями по ногам ;
Зайка лапками стучал.
Ручеёчек вторит зайке:
- дзынь-дзынь-дзынь, ритмично «выбрасываем» пальчики из
Дзынь-дзынь-дзынь. сжатого кулака, поднимая руки вверх;
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, плавно покачивать головой вперед-назад,
Динь-динь-динь. вправо-влево;
Белочка спустилась с ветки ручки на поясе, прыжки на месте
И орешками – хрум-хрум. ритмично щелкаем пальцами (хлопаем в ладоши)
Ах , какой поднялся шум! руки на поясе, топаем ногами.
«Л-Ль»
Кач-кач-кач,кач-кач-кач ритмично покачиваем «куклу» на руках;
Лены слышен плач.
Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,
Сильно качается
Весело звенит. руки на поясе, наклоны туловища:
вправо-влево, приседание;
Дили-дили-дили-дон – ритмичное покачивание из стороны в сторону
Слышен всюду звон.
Плакать Леночка устала, хлопаем в ладоши
И сама качаться стала: руки на поясе, наклоны туловища с
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. опорой то на правую, то на левую ногу.