Разработка урока согласно тематическому планированию уроков музыки для 7 класса
Вложение | Размер |
---|---|
экоурок по музыке | 806.51 КБ |
Тема урока музыки «Под музыку Вивальди…»
Тип урока—формирование и совершенствования новых знаний, но с учётом требований ФГОС это урок «открытия» нового знания.
Цель урока: дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.
Исходя из цели урока ставятся следующие задачи:
За последнее время задачи урока музыки расширились. Всё большее значение приобретают его самообразовательная и стимулируюшая задачи.
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
по источнику информации и характеру деятельности:
Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая
Ход урока.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения,
музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…
Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.
Платон
Не случайно на доске не написана тема нашего урока. Попробуем определить её самостоятельно чуть позже.
Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему
-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?
-Вы знаете такие произведения?
Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.
Сегодня мы разделились на 3 группы: музыканты, поэты, художники. И мы постараемся сравнить, как изображено одно из времен года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди, русского композитора П.И. Чайковского, которые сумели отразить в своей музыкой красоту родной природы.
Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой. Именно поэтому многие русские художники, окончив Академию Художеств, отправлялись на стажировку в Италию.
Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года.
Предлагаю вам послушать одну из частей часть концерта и поработать в группах. Для начала давайте разберемся, что за форма в музыке, которую называют концертом.
Концерт - (в переводе с итальянского означает согласие, с латинского – состязание). Концерт - музыкальное произведение, для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Обычно состоит из трех частей. Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения. Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства. Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. был создателем жанра – инструментального концерта.
Как вы думаете, с какого времени года начинает композитор свое произведение?
Ответы учащихся.
Речь пойдет о весне. Как вы думаете почему именно с весны начинается?
Ответы учащихся.
Итак, какую весну рисует нам композитор?
Группа музыкантов определяет характер с помощью словаря эстетических эмоций В. Ражникова.
Группа художников с помощью палитры красок теплых и холодных оттенков.
Группа поэтов с подбором поэтических строк представленных у них на столе.
СЛУШАНИЕ 1 ЧАСТИ КОНЦЕРТА «Времена года» А. Вивальди
Ответы учащихся
А вот послушайте какими поэтическими строками Антонио Вивальди рассказывает о своей весне…
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Картину природы можно показать не только с помощью музыки и стихов, но и увидеть в репродукциях. Каждый художник по своему чувствует и видит природу. Взгляните на экран и определите какая репродукция больше соответствует звучанию музыки.
Показываю 6 репродукций.
Ответы учащихся
-Какое время года?
-Это весна.
Что вы видите? Опишите свои ощущения от картины.
Ответы детей
Мы с вами видим что и на картинах разных художников весна разная, но всегда несет нам только приятные впечатления…
Физкультминутка:
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Для глаз.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти.
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Но не только Антонио Вивальди отражает красоту природы в своей музыке, и русский композитор П.И. Чайковский в одноименном произведении фортепианный цикл «Времена года», где одна из частей посвящена месяцу апрелю и весеннему цветку. Предлагаю послушать и определить о каком цветке пойдет речь?
Слушание фрагмента «Подснежник».
Работа в группах.
Ответы учащихся
Что мы еще знаем об этом цветке?
Какая музыка по характеру?
Что мы еще знаем об этом цветке?
Что за книга?
Почему исчезают растения? (Сказка «Двенадцать месяцев»)
Что произойдет с нашей планетой если мы не будем беречь природу?
Просмотр видеофрагмента мультфильма «Валли» …
Как вы думаете, смогли бы Антонио Вивальди и П.И. Чайковский написать такие произведения в наше время? Что вдохновляло музыкантов?
Что нужно сделать чтобы сохранить планету живой?
Ответы учащихся…
Я предлагаю написать письмо нашим потомкам, чтобы они берегли нашу землю.
Дети в группах пишут письмо, зачитывают…
А как же передать наше письмо?
Вывод.
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- о природе
- о цвете
- о временах года
- о музыке
- о стихах
-Как бы вы назвали тему нашего урока?
«Искусство и природа…» или «Музыка и природа»
Сегодня на уроке мы послушали какую музыку вокальную или инструментальную?
Как назывались музыкальные произведения, которые мы прослушали?
Посмотрите внимательно на доску, что по вашему мнению не хватает в данном списке?
А что происходит с природой в мае?
Ответы учащихся…
Исполнение песни «Песня о земной красоте»
Хотелось бы закончить наш урок словами русского педагога
К.Д. Ушинский сказал: «Природа и музыка – два великих учителя, позволяющих за короткое время, но на долгие годы, воспитать гуманистов.»
Раздаточный материал
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала… А.Плещеев
_____________________________________________________________________
Первый гром прогремел,
Туча пронеслася,
Чистой влагой дождя
Травка напилася.
Охватила всю даль
Радуга дугою,
Брызнул солнечный луч
Ярко над землёю… С.Д. Дрожжин
__________________________________________________________________
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней… Ф.И. Тютчев
Только снег сойдёт с опушки,
- Воздух звонче и теплей.
У подснежников макушки
Снега белого белей.
Как нежны в наряде белом
Эти скромные цветы!
Не срывай их между делом,
Будь же умницею ты!
У подснежника – цветочка
Есть один лишь цветонос.
Не родится сын иль дочка
Если ты цветок унёс.
Он не может дать отпора
В платье беленьком цветок.
Лишь росинками с укором
Вслед заплачет лепесток. Г. Меловик
Солнце елочки пригрело,
Сосны и валежники.
На полянку вышли смело
Первые подснежники.
Распрямились, расцвели
В эти дни весенние
Дети нежные земли –
Всем на удивление.
На проталинке стоят,
На ветру качаются,
Словно звездочки, горят,
Лесу улыбаются.
Иногда дожди идут
И снежинки падают,
А подснежники цветут,
Мир собою радуют. Г. Ладонщиков.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином. А. Майков
Заяц-хваста
Лиса Лариска и белка Ленка
Заколдованная буква
«Течет река Волга»
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев