Внеклассное занятие «С.П. Королев — ученый конструктор»
Вложение | Размер |
---|---|
vn._mer._den_kosmonavtiki.doc | 82 КБ |
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное образовательное учреждение Калужской области
«Козельская школа - интернат»
(ГКОУ КО )
«С.П. Королев — ученый конструктор»
Открытое внеклассное мероприятие
посвященное дню космонавтики
Разработала: Ратушная Ирина Геннадиевна, воспитатель |
г. Козельск 2024г.
Положение
о проведении открытого внеклассного мероприятия
«С.П. Королев — ученый конструктор»
1. Организация проведения
Данное мероприятие является внеклассной работой. В нем принимают участие обучающиеся 6-х классов
2. Цели и задачи:
- Ознакомить обучающихся с биографией и научной работой Российского ученого конструктора Сергея Павловича Королева
- Главные изобретения ученого С.П.Королева.
- Развивать разносторонний интерес обучающиеся к изучению биографий и открытий великих ученых России.
- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
3. Место проведения мероприятия - аудитория № 10
4. Организатор мероприятия - воспитатель И.Г.Ратушная
5. Ведущие мероприятия обучающиеся 6-х классов
6. Вводное слово воспитателя Ратушной И. Г.
Королев Сергей Павлович [31 декабря 1906 (12 января 1907) - 14 января 1966, Москва], российский ученый и конструктор, организатор ракетной и космической программ, основоположник практической космонавтики.
1-й ведущий: Родился в городе Житомире почти в двухстах километрах от древней столицы Руси — Киева в семье учителя Павла Яковлевича Королева. из разночинцев. Из-за распада семьи с двух до десяти лет воспитывался в Нежине под Киевом в большой купеческом семье родителей матери, Н. Я. Москаленко.
2-й ведещий: Через десять лет он по-мальчишески восторженно встретит социалистическую революцию, и созданная ею власть рабочих и крестьян сделает его таким, каким он вошел в историю советского народа - великим учёным. С 1917 жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу, а в 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.
Становление в авиации
В 1921 познакомился с летчиками гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17- как автор проекта безмоторного самолета К-5
3-й ведущий: В 1924-26 учился в Киевском политехническом институте. В 1926 перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где участвовал в организации первой в стране планерной школы, окончив ее, стал инструктором и испытателем планеров, также окончил школу летчиков.
4-й ведущий: С четвертого курса совмещал учебу с работой в конструкторских бюро (КБ).
С 1927 четыре года подряд участвовал во Всесоюзных планерных
состязаниях в Коктебеле, в 1929 представил там свой первый
планер-паритель СК-1 «Коктебель», на котором сам же показал наибольшую
продолжительность полета - 4 час. 19 мин.
5-й ведущий: В 1926 году Королёв впервые услышал содержательный рассказ об идеях К.Э.Циолковского, о ракетах. Сергея Королёва заинтересовал раздел, посвящённый идеям Циолковского. Книги, чертежи, схемы, модели - всё стало для студента подлинным открытием
В 1929, посетил в Калуге К. Э. Циолковского, чтобы проконсультироваться по вопросу полета планера на сверхдальность, но ученый посоветовал Королеву заняться решением проблемы космического полета. В качестве напутствия Циолковский подарил энтузиасту авиация свою последнюю книгу «Космические ракетные поезда». Знакомство с трудами К. Э. Циолковского сыграло особую роль в решении Королева взяться за изучение реактивного движения, за создание ракетопланов , различных ракет.
В феврале 1930 Королев успешно защитил дипломный проект легкого самолета СК-4 (руководителем был А. Н. Туполев). Параллельно Королев конструировал еще один рекордный аппарат, рассчитанный «на все случая жизни», - планер СК-З «Красная звезда», на котором в октябре 1930 впервые в мире были выполнены петли Нестерова в свободном полете. Сам Королев не смог осуществить этот полет из-за тифа, который дал тяжелое осложнение (временная глухота и расстройство памяти). После болезни он был вынужден записывать каждый намечаемый шаг, несмотря на то что до заболевания обладал феноменальной памятью.
С марта 1931 Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в ЦАГИ, где летал вместе с М. М. Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота. Но главным событием во время его работы в ЦАГИ можно считать встречу с Цандером, который еще в сентябре 1930 начал программу огневых испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР- 1. Королев активно включается в совместную работу. В августе 1931 Королев женился на своей бывшей однокласснице К. М. Винцентине, ставшей врачом. В 1935 у них родилась дочь Наталья, но брак оказался неудачным. В сентябре 1931 в системе Осоавиахима создается Группа изучения реактивного движения (ГИРД) во главе с Цандером.
1-й ведущий: Первые шаги отечественной ракетной техники
В ГИРД устремились энтузиасты со всей Москвы и других городов. Московская ГИРД стала называться Центральной, а Королев возглавил ее научно-технический совет. С этого времени Королев уделял разработке ракетного оружия первостепенное внимание, понимая, что укрепление обороноспособности страны является непременным условием и для выполнения программ использования ракетной техники в мирных целях.
Постепенно сколачивался коллектив, способный на большие свершения.
Однако необходимой производственной базы не было. Это тормозило
развитие практической стороны дела. Этот коллектив состоял из изобретателя
Цандера, профессора Тихонравого и, конечно, С.П. Королёва.
В результате работы этого коллектива, 17 августа 1933 первая советская жидкостная ракета ГИРд-09 достигла высоты 400 м, что являлось принципиальным достижением. Этот полет доказал, что ракетная техника - не фантастика, а реальность.
Итоги первых шагов ракетостроения Королев подвел в своей книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934), в которой осветил реальные некосмические возможности применения ракет в научных и военных целях.
В сентябре 1933 был основан первый в мире Реактивный институт, заместителем директора которого был назначен 26-летний Королев. Чтобы ускорить создание экспериментального ракетоплана, с помощью Осоавиахима построил тяжелый двухместный планер-паритель СК-9, который сначала прошел все летные испытания, включая полет в Коктебель и обратно на буксире за самолетом для участия в планерных состязаниях (1935), а затем был использован для опытов с ЖРД.
2-й ведущий: К управляемому ракетному оружию
Подтверждение на практике РНИИ преимуществ методов и конструкций, разработанных в ГИРД, привело к организации в начале 1936 специального отдела по разработке ракетных летательных аппаратов, главным конструктором которого был назначен Королев.
Энциклопедические знания, системный подход, редкая интуиция и немалый опыт уже тогда позволяли Королеву применять самые выгодные для данного случая конструктивные схемы аппарата, типы двигателей и систем управления, виды топлив и материалов. В результате в его отделе к 1938 была разработана экспериментальная система управляемого ракетного оружия включающая проекты жидкостных крылатой 212 и баллистической 204 ракет дальнего действия с гироскопическим управлением, авиационных ракет 201 дня стрельбы по воздушным и наземным целям, зенитных твердотопливных ракет 217 симметричной и самолетной аэродинамических схем с наведением по световому и радиолучу. Стремясь получить поддержку военного руководства и в разработке высотного ракетоплана 218, Королев впервые в мире обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, способного в несколько минут достигать большой высоты и атаковать самолеты, прорвавшиеся к защищаемому объекту.
Из-за аварии при испытании ракеты 212, получив ранение головы, он попал в больницу, а когда выписался из нее, 27 июня 1938 был арестован по печально знаменитой 58-й статье как участник контрреволюционной троцкистской организации внутри РНИИ. Королев был приговорен к 10 годам заключения, наказание отбывал на Колыме.
Тем не менее исследования Королева по ракетоплану были продолжены, хотя не так интенсивно, как при нем.
Наркомат авиапромышленности рекомендовал продолжить разработку реактивных самолетов другим конструкторам, но без участия Королева создание боевого ракетного самолета оказалось невозможным.
3-й ведущий: Вклад в Победу и освоение трофеев
В сентябре 1940 Королев благодаря ходатайству Туполева был вызвал с Колымы для разработки в ЦКБ-29 нового бомбардировщика. Королев сразу же занялся разработкой крыла самолета. После того как в декабре 1941 самолет совершил первый успешный полет, коллектив Туполева был эвакуировал в Омск, где он организовал в спешно построенных цехах серийное производство самолета, получившего название Ту-.2 и ставшего впоследствии лучшим фронтовым бомбардировщиком. Королева решено было направить в Казань в КБ тюремного типа (так называемая шарашка) для того, чтобы найти применение разработанному Глушко ЖРД (жидкостно - ракетньтй двигатель) с тягой 300 кг. Королев предложил ряд вариантов, из которых был выбран проект авиационной ракетной установки (АРУ), обеспечивающей кратковременное увеличение скорости боевых самолетов. 1 октября 1944 был осуществлен первый полет Пе-2рд с включением ЖРД на 2 минуты, за которые скорость самолета возросла на 120 км/час. В результате отработки установка получила высокую оценку. Королев за эту работу был награжден орденом «Знак Почета» и освобожден от отбывания наказания.
Королев был направлен в составе группы советских специалистов на немецкие предприятия. Ознакомившись с тем, что осталось от ракетного центра Пенемюнде, Королев пришел к выводу, что можно создать и свои отечественные ракеты с существенно лучшими характеристиками. В мае 1946 советским руководством было принято постановление о развитии ракетостроения в СССР, в соответствии с которым в советской оккупационной зоне был создал Институт Нордхаузен, где под руководством Королева были подготовлены предложения по созданию ракет с большей дальностью, а также составлены специальные железнодорожные поезда для проведение летных испытаний ракет в период до создания стационарного полигона. Но главным содержанием этого постановления было решение о создании в подмосковном Калининграде Государственного союзного НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), одним из главных конструкторов которого был назначен Королев.
Дальнейшие события развивались стремительно: в апреле 1947 Королев, докладывая свои предложения Сталину, получил от него указание сделать копию немецкой ракеты, что стало хорошей школой и для промышленности, и для армии. После этого можно было переходить к реализации своих идей; в октябре у Капустина Яра провел летные испытания ракет А-4; в 1948 с гораздо лучшими результатами по надежности и точности попадания испытал первые ракеты Р- 1. Королев показал себя незаурядным организатором, сумев скоординировать работу созданного им Совета главных конструкторов (В. П. Бармин - наземный комплекс, Глушко - ЖРД, В. И. Кузнецов, Н. А. Пилюгин, М. С. Рязанский - системы управления), министерства вооружения (Д. Ф. Устинов), военных подразделений (маршал артиллерии М.
И. Неделин), коллективов НИИ-4 в Болшеве и Государственного центрального полигона Капустин Яр.
В мае 1947 Королев познакомился с Ниной Ивановной Котенковой, работавшей в НИИ-88 переводчицей. Вскоре она стала его женой и фактически единственным другом в жизни.
4-й ведущий: Покорение вершин военной техники
Благодаря созданию ракеты с дальностью 300 км, которая во всем мире признавалась «чудом техники», Королев открыл дорогу для воплощения на практике своих технических идей. В 1948 была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, которая могла уже достигать, например, некоторых американских авиационных и морских баз.
Параллельно с отработкой на надежность и сдачей на вооружение ракет Р-1 и Р-2, Королев развернул широкомасштабные межведомственные проектно-теоретические научно-исследовательские работы по нескольким перспективным направлениям, в которых ОКБ играло роль головного предприятия.
В результате появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км, оснащенная ядерной боевой частью. 2 февраля 1956 на Семипалатинском полигоне были успешно проведены испытания этой первой в мире стратегической ракеты.
Королевым активно велись поиски путей создания ракет на долго хранящемся жидком топливе, поскольку применение быстро испаряющегося жидкого кислорода было крайне неудобно в боевой эксплуатации. Их результатом стала ракета Р- 11 с ЖРД А. М. Исаева. Им был также разработал пред эскизный проект стратегической ракеты на долго хранящемся топливе Р- 12, совмещающей в себе совершенство Р-5М и удобство в эксплуатации Р- 11. Этот проект был передан Королевым на «Южмаш» в Днепропетровске, где возникло новое ОКБ по стратегическим ракетам во главе с М. К. Янгелем.
Основное королевское направление было связано с проблемами создания много ступенчатых ракет, достигающих межконтинентальной дальности. Первая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, уникальная и по конструкции, и по летным характеристикам, была вскоре создана, при стартовой массе 283 т она была способна доставлять на расстояние 8 тыс. км головную часть массой 5,4 т с термоядерным зарядом мощностью 3-5 Мт.
Создав Р-7 и на ее основе космические ракеты-носители, Королев надеялся целиком сосредоточиться на космической технике. Королев создал экспериментальную твердотопливную ракету РТ- 1, достигшую на испытаниях 1962 дальности 2,5 тыс. км. В феврале 1966 была испытана твердотопливная МБР РТ-2, которая в дальнейшем использовалась по 15-17 лет. В настоящее время все новейшие российские стратегические ракетные комплексы оснащаются только твердотопливными ракетами, являющимися наследницами по прямой королевской МБР РТ-2.
5-й ведущий: Открытие космической эры
Разработка оружия, обеспечившего мирное сосуществование, была для Королева не самоцелью, а лишь условием для начала освоения космоса. Еще в 1935 Королев писал о том, что если будет «процветание ракетного дела, то будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю». Но работа над космической темой, начавшаяся с высотных ракетных запусков, стала возможной только в конце 1940-х - начале 1950-х гг. В мае 1954 Королев направил Устинову докладную записку о возможности и необходимости разработки и запуска с помощью этой ракеты искусственных спутников Земли. В этом документе в кратком виде была намечена дальнейшая программа освоения околоземного космического пространства, включая полеты на Луну. Вслед за этим Королев еще не раз направлял в правительственные и академические инстанции предложения о необходимости начать разработку спутников, но ответа на них не было, и ему пришлось заняться проектированием спутника на собственный страх и риск. Лишь после того, как в январе 1956 ОКБ-1 посетил Н. С. Хрущев, оставшийся очень довольным ходом работ над стратегическими ракетами, Королев обратился к нему с просьбой разрешить работы по спутнику. Хрущев одобрил эту инициативу при условия, если она не задержит разработку МБР.
Вскоре было принято решение о создании в 195 7-58 на базе разрабатываемой ракеты Р-7 неориентированного искусственного спутника Земли массой до 1400 кг с комплексом научной аппаратуры. Но еще до начала летных испытаний ракеты Королев выдвинул предложение использовать их для запуска простейших спутников весом около 50 кг с минимумом приборов, что и позволило опередить США в разрекламированном ими проекте запуска мини-спутников. 4 октября 1957 впервые в истории человечества был запущен искусственный спутник Земли: сверхмощная ракета, преодолев земное тяготение, разогналась до скорости 8 км/с и стала обращаться вокруг Земли как самостоятельное небесное тело, после чего от нее отделился шарообразный спутник, наблюдать и принимать сигналы которого мог весь мир. Это был рубеж в истории человечества: первый период до спутника, второй - после спутника. И хотя первый длился более 40 тысячелетий, а второй продолжается немногим более 40 лет, качественное состояние нашей цивилизации уже изменилось, причем не только в мировоззренческом философском плане, но и практически, в первую очередь, благодаря глобальным информационным системам связи и наблюдательным спутниковым системам. Имевшийся технический задел и опыт ракетных исследований позволил Королеву менее чем за месяц создать и в ноябре 1957 запустить второй спутник с собакой Лайкой на борту. Этот эксперимент доказал, что длительная невесомость не смертельна для живых существ. Реальностью становился полет человека в космос. Спроектированная с большими запасами грузоподъемности двухступенчатая ракета Р-7 позволила при установке на нее третьей ступени выводить на орбиту полезный груз в 4,6 т, а при установке четвертой ступени выводить на межпланетные траектории до 1,2 т. Для этого пришлось решить множество проблем, в частности, разработать способы ориентации и стабилизации аппаратов в космическом пространстве и запуска ЖРД в пустоте и невесомости. Благодаря этому были открыты возможности для исследований Луны и планет с помощью автоматических межпланетных станций, запуска спутников на высокоапогейные орбиты (36 тыс. км и более), для создания космических кораблей с достаточно большими запасами надежности, обеспечивающими высокую степень безопасности полета человека.
1-й ведущий: 12 апреля 1961 был осуществлен исторический полет Ю. А. Гагарина. В реализации первых полетов человека с помощью ракеты-носителя «Восток» непосредственно участвовало 123 предприятия 32 различных министерств и ведомств СССР, но главными создателями были, конечно, люди: уже упоминавшиеся члены созданного Королевым Совета главных конструкторов и пополнившие его: А. М. Исаев и С. А. Косберг (двигатели), А. Ф. Богомолов (радиотелеметрическая система), С. М. Алексеев (скафандр и системы катапультирования), Г. И. Воронин (системы жизнеобеспечения), Ф.
д. Ткачев (парашютные системы), В. И. Яздовский (медико-биологическое обеспечение полета). В ОКБ- 1 ведущими разработчиками ракеты-носителя и космического корабля «Восток» были: К. д. Бушуев, Л. А. Воскресенский, В. П. Мишин, М. К. Тихонравов и др... Чтобы все системы сработали безотказно и не подвели десятки тысяч производственников, изготавливавших всю технику, и военных ракетчиков-испытателей, осуществлявших подготовку и пуск «Востока» на космодроме Байконур, Королевым были приняты беспрецедентные научно-технические, организационно-колтрольные, экономические, воспитательные и психологические меры. Еще семь осуществленных при жизни Королева полетов пилотируемых космических кораблей были выполнены успешно.
Всего за восемь лет начала космической эры под непосредственным руководством Королева были запущены два простейших спутника (ПС), первая космическая научная станция (объект Д), две первых космических системы “Электрон”, первые спутники прикладного хозяйственного и оборонного назначения: связные «Молшя-1» и фоторазведчики «Зенит-2». Первые из них получили дальнейшее развитие в Красноярском, а вторые — в Куйбышевском филиалах ОКБ-1, которые под руководством заместителей Королева М. Ф. Решетнева и Д. И. Козлова выросли в крупнейшие центры российской космической промышленности.
Королев возглавлял работу по запуску 15 первых в мире станций для исследования межпланетного пространства, Луны, Венеры и Марса, причем благодаря Королеву на дальнейшее развитие этого исключительно мирного направления было переведено одно из крупнейших оборонных предприятий
- авиастроительное НПО им. С. А. Лавочкина. Ему также принадлежит лидерство в осуществлении первых в мире полетов многоместных космических кораблей «Восход» и «Восход-2» (из которого 18 марта 1965 человек впервые вышел в открытый космос). Затем были разработаны многоцелевой трехместный космический корабль «Союз»
Корабль для облета Луны Л-1, лунный экспедиционный комплекс Н1-Л3, предэкскизные проекты тяжелой орбитальной станции «Звезда» и тяжелого межпланетного корабля. Дальнейшее осуществление советской космической программы Королев планировал на основе сверхтяжелой ракеты-носителя Н- 1, испытания которой после его смерти и первых неудачных полетов в 1969-72 были свернуты по политическим причинам. Объем осуществленных и задуманных Королевым проектов не может вместить одна человеческая жизнь, а Главному конструктору Богом было отпущено немного.
КОРОЛЕВ Сергей Павлович - член АН СССР (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961), лауреат Ленинской премии (1957) и Золотой медали им. К. Э. Циолковского АН СССР (1958).
С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича (остановка сердце после хирургической операции) не прервала творческий полёт его мыслей. После смерти 14 февраля 1966 г. урна с прахом С. П.. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
2-й ведущий: Безвременная кончина Королева явилась подлинной трагедией, как для отечественной, так и мировой космонавтики, в результате чего постепенно снизились темпы развития всех космических программ. Как показало дальнейшее развитие космонавтики, равной ему по масштабу личности так и не появилось ни в России, ни в США.
Именем Королева названы улицы во многих городах. Его имя носит Наукоград Королев, Московская область
-Кратер на Марсе
-Кратер на обратной стороне Луны
-Астероид 1855 Королёв
В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в Королёв.
Имя Королева носит и один из центральных проспектов города.
СГАУ - Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им.
академика С. П. Королёва
Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия)> им. С. П. Королёва
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
Военный институт г. Житомира…
Тем не менее, и сегодня продолжаются научные программы исследования космоса, его обживание с помощью долговременных орбитальных комплексов. Все это - убедительное свидетельство исторической значимости и непреходящей ценности деятельности Королева, который верил, что «космонавтика имеет безграничное будущее, ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная»
по Ю. В. Бирюков
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Весенняя сказка
Сторож
Рождественский венок
Пока бьют часы