Презентация является самостоятельным продуктом, результатом изучения материалов, посвящённых первому в мире приводнению спускаемого аппарата и единственному полёту космонавта, уроженца Нижегородской области (ранее-Горьковская облпасть) Вячеслава Дмитриевича Зудова.
Работа может применяться в объединениях авиамоделирования (в классе S) при изучении истории отечественной пилотируемой космонавтики. А также в рамках патриотического воспитания в кружках и объединениях других направленностей.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Юбилею космонавта посвящается Вячеслав Дмитриевич Зудов | 2.32 МБ |
Слайд 1
Зудов Вячеслав Дмитриевич Юбилею космонавта посвящается… Управление образования администрации городского округа город Выкса МБУ ДО «ДЮЦ « ТЕМП»» город Выкса 2022 год Выполнил: Ерёмин Ярослав Иванович 13 лет (дата рождения 16.08.2009) Учащийся объединения « Лаборатория моделизма» Руководитель: Шаронова Ольга АлексеевнаСлайд 2
Содержание Биография Зудова Вячеслава Дмитриевича Программа и задачи полёта Перед стартом Как проходил полёт Спуск Непреднамеренное приводнение Награды Полёт в памятных знаках и книгах Источники информации Трудное спасение
Слайд 3
Биография Зудова Вячеслава Дмитриевича Вячеслав Зудов родился 8 января 1942 года в городе Бор, Нижегородская область. Мальчик вырос в семье служащего. Отец- Зудов Дмитрий Васильевич; мать- Зудова (Никитина) Анна Ивановна. О себе он сказал: «Я родился на Бору и Нижегородская область для меня – родная. Шла война, люди пытались выживать. Мы с матерью переезжали, искали выход из сложного положения. Жили в деревне Мухтолово, потом Алферово , у родственников. В 1949 году оказались в городе Электросталь Московской области, где я пошел в школу». После окончания школы №3 в 1960 г. поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Закончив его, с 1963 г. служил в частях военно-транспортной авиации Советской Армии. Начинал на Ли-2, потом на Ил-14, а больше всего летал на Ан-12. В 1965 году был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошёл полный курс космической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз». В 1970-е годы проходил подготовку к полётам на военной орбитальной станции типа «Алмаз». В июле и августе 1974 года входил в экипажи поддержки при полётах космических кораблей «Союз-14» и «Союз-15». С 14 по 16 октября 1976 года вместе с Валерием Рождественским совершил полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-23». Содержание Жена - Зудова (Никитина) Нина Васильевна, 1939 г.р. Дочь - Наталья, 1965 г.р. Дочь - Елена, род. 23.11.1971 Вячеслав Зудов-космонавт №80(37)
Слайд 4
Программа и задачи полёта Содержание Программа второй экспедиции на «Салют-5» была рассчитана на две недели. Основная задача — обследование орбитальной станции. После стыковки космонавты должны были надеть противогазы и только после этого, открыв внутренний люк, перейти на борт станции. Используя различные газоанализаторы, им необходимо было проверить газовый состав атмосферы орбитальной станции. Кроме того, экипаж должен был провести важный эксперимент. Необходимо было вручную, открыв специальный клапан, постепенно выпустить воздух со станции в космос, а затем с помощью бортовой системы наддува вновь восстановить атмосферу станции. В оставшееся время космонавты должны были заниматься фотосъемкой в интересах министерства обороны и народного хозяйства страны . Вячеслав Зудов перед полётом Станция Салют-5 на сборке
Слайд 5
Перед стартом Содержание Можно сказать, космическая экспедиция «Союза-23» с экипажем на борту, состоящим из Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского не задалась с самого начала. Старт запланировали на 8 октября. Но буквально накануне взорвалась ракета с аналогичными характеристиками в Плесецке и старт решили перенести, что считалось очень плохим предзнаменованием. Новой запланированной датой старта стало 14 октября, в который православные отмечают день Покрова. Работать в этот праздник не положено, иначе быть беде. Но, космонавты все поголовно атеисты и на православный запрет внимания не обратили . «И вот мы в автобусе едем на стартовую площадку. В наушниках звучит музыка, настроение приподнятое, сбывается наша мечта о полете в космос. До стартовой площадки оставалось метров сто, как вдруг автобус остановился: поломка двигателя! В окно вижу, как подбежали люди, как они тщетно пытаются дотолкать нас до ракеты. Подали другой автобус, и уже он доставил нас на стартовую площадку. Такого на Байконуре никогда раньше не случалось. ЛАЗ-699П «Украина » доставка космонавтов к стартовой площадке космодрома «Байконур» возлагалась на автобусы, сделанные во Львове Карта перемещения Вячеслава Зудова за период карьеры
Слайд 6
Как проходил полёт Содержание Старт космического корабля и выход на орбиту прошел нормально. А вот при сближении с орбитальной станцией корабль стал раскачиваться, переходя из одной плоскости в другую. Подвела автоматика, произошел большой перерасход горючего, предназначенного для сближения. Топлива в баках корабля осталось только для возвращения. Нам пришлось отключить автоматику и уйти от станции. А ведь предполагалось, что мы будем работать на орбите 14 дней. Обидно! Мы стали готовиться к встрече с Землей. Понимая, что предстоит жесткий "разбор полета", зарисовали положение антенн, которые мы видели в иллюминаторы. Валерий проверил системы посадки и жизнеобеспечения. Вход в атмосферу Земли всегда постепенный, корабль вначале как бы нехотя касается атмосферы и уходит от нее, но двигатели управляемого спуска упрямо направляют его вниз. Мы контролируем работу систем и ожидаем выход парашюта. В иллюминаторы ничего не видно, они сплошь покрыты гарью, копотью. Многие космонавты сравнивают прохождение плотных слоев атмосферы, когда корабль горит и дрожит, с ездой по булыжной мостовой. Очень точное сравнение. Наконец сильный рывок, тряска, загорается табло "основной парашют", и мы спускаемся в ночи на Землю. Баллистическая Траектория спускаемого аппарата Казахстан. Кызылординская область. 14 октября 1976 г. Ночной старт ракеты-носителя с космическим кораблем "Союз-23"
Слайд 7
С пуск Содержание Приготовились к жесткой посадке - и вдруг куда-то проваливаемся, слышим шипение за бортом и раскачивание. Понимаем, что попали в воду, чего не должно было быть в принципе. Открыли одно из дыхательных отверстий - а там действительно вода. Откуда? С поискового вертолета нам сообщили, что угодили мы в озеро Тенгиз. Оставалось ждать спасателей. Неожиданно ощутили "взрыв", спускаемый аппарат даже подпрыгнул - это некстати сработала запасная парашютная система. Как потом выяснилось, соленая вода по капиллярам проникла в мембранные коробочки и замкнула реле. Над озером на мгновение возник огромный купол (его площадь более пятисот квадратных метров) и, опадая в холодную воду Тенгиза, потянул за собой спускаемый аппарат. Гигантский купол, отстрелить который невозможно, намок, лег на дно. Нас перевернуло, и внутри "кастрюльки" мы оказались вверх ногами ... Об озере Тенгиз я раньше, честно говоря, и слыхом не слыхивал. Оно является седьмым по площади среди озёр Казахстана. В одном с ним ряду – Каспийское море, Аральское море , Балхаш. Вот в самую середину Тенгиза и угодил наш спускаемый аппарат . Буксировка вертолетом аппарата с парашютом Так выглядит озеро Тенгиз со спутника
Слайд 8
Непреднамеренное приводнение Содержание Предполагаемое место приводнения Место приводнения Совершив 32 витка вокруг планеты, «Союз-23» экстренно включил тормозную систему и начал плавно опускаться в атмосферу планеты. Согласно расчетам он должен был совершить приземление в Акмолинском районе Северного Казахстана. На место предполагаемой посадки немедленно выдвинулись вертолеты с необходимыми специалистами и группой спасения на борту. Но «Союз-23» в заданной точке так и не появился. Горе космонавты вместо суши оказались в водах крупного озера Тенгиз в 121 километре от того места, где их ждали спасатели. Самое неприятное, что их приземление на деле оказалось первым в истории отечественной космонавтики приводнением капсулы с космонавтами на борту. Еще хуже было то, что входной люк оказался под водой, а люди, запертыми в капсуле спуска. Подобно легендарному царю Салтану выбраться самостоятельно из места своего заточения они не могли. Так бы и пропасть космонавтам, если бы у одного из местных трактористов в этот день не родилась дочь и праздная толпа не отправилась гулять к озеру. Увидев в его водах космический аппарат, колхозники мгновенно сообразили, в чем дело и вызвали помощь. Но прилетевшие на вертолетах спасатели, лишь развели руками. Ночью в темноте они физически не могли вытащить капсулу с космонавтами из воды.
Слайд 9
Трудное спасение Содержание Приближалось утро. Снежные заряды прекратились, открыв звездное небо. Сразу похолодало. Температура снизилась до -22 ºC . Выработавшие горючее вертолеты Аркалыкского спасательного комплекса застыли недалеко друг от друга. Спасатели и вертолетчики жгли костры, пытаясь согреться. Противный едкий дым от горящих старых покрышек, найденных на берегу, стелился над землей . Рождественский , доложил , что Зудов потерял сознание. Приближалась драматическая развязка. Находившийся в резиновой лодке у спускаемого аппарата командир вертолета МИ-6 капитан Николай Чернавский , замерзал. Он ничем не мог помочь экипажу. В разыгрывавшейся трагедии становилась очевидной немощность спасательной службы и ее неспособность управлять сложной ситуацией . Связь с экипажем космического корабля прекратилась из-за того, что обледеневшая антенна оказалась в воде. Неизвестность усиливала тревогу . И вдруг послышался рокот вертолета. Он приближался. П рилетел из Караганды. Пилотировал его один из опытнейших вертолетчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев — начальник Карагандинского спасательного комплекса. Вертолет сел. Кондратьев предложил Силаеву забраться в вертолет, но тот наотрез отказался. Полетел Давыдов. Пушкарев и Чекин остались на земле. Через несколько минут вертолет завис над спускаемым аппаратом. На борту кроме Давыдова, был водолаз-спасатель и врач-моряк. Осмотрели спускаемый аппарат сверху. Его положение на воде исключало эвакуацию космонавтов на борт вертолета . Спустили водолаза-спасателя вместе с надувной лодкой. Сообщение водолаза неутешительно — изменить центровку аппарата нет возможности, люк находится в воде, до замка открытия люка не добраться. По перестукиванию с экипажем понятно, что Зудов и Рождественский живы, но нужно спешить, чтобы не опоздать с помощью . С борта вертолета опустили толстый капроновый фал, водолаз закрепил его за трос стренги парашютной системы. Выход только один: срочно буксировать спускаемый аппарат вместе с экипажем на берег. Но такая буксировка запрещена инструкциями по эвакуации экипажей космических кораблей вертолетами . Кондратьев перевел вертолет из режима висения в режим медленного движения вперед. Вертолет напрягся, преодолевая страшную силу наполненного купола парашюта. И вот аппарат на суше . К нему с разных сторон спешат люди . И вот из люка появилось измученное бледное лицо Вячеслава Зудова . Он улыбается. Его спускают на землю, и следом вытаскивают Рождественского.
Слайд 10
Награды Содержание Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина Медаль «За заслуги в освоении космоса» Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне» 1.Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (05.11.1976) 2.Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года). Награжден медалями: 3.«Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне» 4.«50 лет «Вооружённых Сил СССР» 5.«60 лет «Вооружённых Сил СССР » Деятельность Вячеслава Дмитриевича оценило правительство. В копилке космонавта следующие награды :
Слайд 11
Награды Содержание Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» Нагрудный знак «Летчик-космонавт СССР» 6.«70 лет «Вооружённых Сил СССР» 7.«В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» 8.«За безупречную службу » 9.«Ветеран Вооружённых Сил СССР» 10«В память 850-летия Москвы» 11.Нагрудный знак «Почётный строитель Байконура 12.Значок «Строитель Байконура»
Слайд 12
Награды Содержание Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» Нагрудный знак « Почётный строитель Байконура» Значок «Строитель Байконура » Медаль «В память 850-летия Москвы» Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР » Медаль « За безупречную службу»
Слайд 13
Полёт в памятных знаках и книгах Содержание Почтовая марка СССР «ЛЕТЧИКИ- КОСМОНАВТЫ В.Д.ЗУДОВ И В.И.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ» год выпуска-1976. Значок «Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Зудов Вячеслав Дмитриевич» Серия – “ Космонавты СССР и России ” размер значка 25х39 мм материал - латунь, запекаемый пигмент крепление - цанга Михаил Ребров. Космические катастрофы. Странички из секретного досье. ЭКСПРИНТ 1996 г. Цирульников , А.М. Слово на орбите - Н.Новгород : Вектор ТиС , 2011 .
Слайд 14
Источники информации 1. https://inbio.livejournal.com/338191.html 2. https:// нгодб.рф /? p=13888 3. https://rus.team/people/zudov-vyacheslav-dmitrievich 4. http://www.vbega.ru/book/e5e477ed.html 5. https://www.roscosmos.ru/1954/ 6. https://rgantd.ru/news/pamyatnye-daty/soyuz-23-i-v-kosmose-i-v-vode/ 7. https://www.liveinternet.ru/users/5396012/post420683253 8. https://suharewa.ru/pochemu-polet-soyuza-23-schitaetsya-samym-neschastlivym/ 9. https :// ru.wikipedia.org/wiki/ Награды_Байконура К содержанию 10. http ://www.airbase.ru/books/authors/books/authors/rus/r/rebrov-m-f/space_crash/14 / 11. https :// www.livelib.ru/book/1005461215-slovo-na-orbite-aleksandr-tsirulnikov 12. https :// www.trud.ru/article/04-10-2006/108514_noch_na_ozere_tengiz.html 13. https :// ru.russiaislove.com/read/993-russian-crew-dragon 14. https :// dzen.ru/a/YHR7sgY6PST5kcHg
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рождественские подарки от Метелицы
Снегири и коты
Волшебные звуки ноктюрна
Сказка "12 месяцев". История и современность