В проекте описаны возможности среды Arduino для изучения основ алгоритмизации и программирования. Благодаря данному проекту, мы узнаем, с чего начинается электроника и как она работает. Проект направлен на развитие навыков детей по работе с настоящей электроникой и изучение основ программирования. Мы научимся читать электронные схемы и самостоятельно конструировать на макетной плате и писать скетч. Мы будем изучать язык программирования не стандартным методом.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 61.6 КБ |
Районный конкурс учебно- исследовательских,
проектных и поисковых работ учащихся «Юный исследователь»
Направление конкурса: «Информационно –технологическое»
(математика, физика, информатика)
Проектная работа
«Arduino и программирование»
Автор проекта: Агафонов Вячеслав Сергеевич, ученик 10 класса МОУ «Первомайская СОШ » | |
Руководитель проекта: Кочеткова Марина Анатольевна, учитель МОУ« Первомайская СОШ» |
2021г.
Содержание
1. | Паспорт проекта | 4-10 | ||
1.1.Общая информация | 4 | |||
1.1.1. Наименование проекта | 4 | |||
1.1.2. Участники проекта | 4 | |||
1.2. Описание проекта (аннотация) | 5 | |||
1.2.1. Проблема проекта | 5 | |||
1.2.2. Актуальность проекта | 5 | |||
1.2.3.Цель проекта | 5 | |||
1.2.4. Задачи проекта | 6 | |||
1.2.5.Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | 6 | |||
1.2.6.Новизна проекта (научная, технологическая и пр.) | 6 | |||
1.2.7.Предполагаемая практическая значимость результатов проекта | 7 | |||
1.2.8.Оригинальность и качество результатов (решений) проекта | 7 | |||
1.2.9.Научное обоснование проекта | 7 | |||
1.2.10.Финансово-экономическое обоснование проекта | 7 | |||
1.2.11.Экология проекта | 7 | |||
1.3. Реализация проекта | 7 | |||
1.3.1. Границы проекта | 7 | |||
1.3.2. Методы исследования / реализации проекта | 8 | |||
1.3.3. Ресурсное обеспечение проекта | 8 | |||
1.3.4.Финансовое обеспечение | 8 | |||
1.3.5.Использование языка программирования | 8 | |||
1.3.6.Сроки и этапы реализации проекта | 8 | |||
1.3.7.Коммуникации проекта | 9 | |||
1.3.8.Проблемы проекта | 9 | |||
1.3.9.Состав проектной и сопроводительной документации | 9 | |||
1.4. Выводы / рекомендации | 10 | |||
1.5. Планируемое дальнейшее развитие / внедрение результатов проекта | 10 | |||
2. | Содержание проекта | 11 | ||
3. | Результаты реализации проекта | 14 | ||
4. | Глоссарий | 16 | ||
5. | Использованные литература и источники информации | 17 | ||
Приложение-презентация |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1.1.1
Наименование проекта | Arduino и программирование |
Период выполнения проекта | 3 месяца (декабрь-февраль 2021 г.) |
Ссылка на презентацию проекта |
1.1.2.
Участники проекта | |||
Фамилия Имя Отчество | Место учебы, класс Место работы, должность | Контактный телефон, электронная почта | Роль в проекте |
Кочеткова Марина Анатольевна | МОУ « Первомайская СОШ», учитель | 89510510224 mak291277@yandex.ru | Руководитель проекта. |
Агафонов Вячеслав Сергеевич | МОУ «Первомайская СОШ», 10 класс | 8(83441)27655 | Автор проекта, исполнитель |
Краткое описание проекта (аннотация) |
|
1.2.1
Анализ проблемной ситуации (решаемая проблема) |
Изучение программирования достаточно сложная задача для большинства ребят. Написать программу хоть на каком-нибудь языке могут только ученики профильных классов в школах с углублённым изучением физико-математических дисциплин. Робототехника, программируемые контроллеры, Arduino должны помочь разжечь интерес, дать возможность применить свои знания в программировании на практике при написании скетч. Использование «Ардуино»- это изучение языка программирования не стандартным методом, который поможет повысить интерес в вопросах изучения школьного курса алгоритмизации и программирования. |
1.2.2
Актуальность проекта |
Arduino — это всемирно известная платформа, на которой удобно осваивать программирование, микроэлектронику и робототехнику. Актуальностью проекта является то, что Arduino создает программы следующего поколения, которые расширяют возможности учащихся в процессе обучения в средней школе, старшей школе и университете и помогают нам развиваться. |
1.2.3
Цель проекта |
|
1.2.4
Задачи проекта |
|
|
|
|
1.2.5
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
|
1.2.6
Новизна проекта (научная, технологическая и пр.) |
Новизной данного проекта является то, что Arduino — это удобный способ изучения языка программирования в старшей школе по информатике. Программируются микроконтроллеры на упрощенной версии языка C++ . |
1.2.7
Предполагаемая практическая значимость результатов проекта |
Практическая значимость очевидна:
|
1.2.8
Оригинальность и качество результатов (решений) проекта |
Отсутствие аналогов. Каждая модель индивидуальна. Ардуино имеет полностью открытую архитектуру. Открытый исходный код. Это позволяет людям создавать свои собственные функции и библиотеки. |
1.2.9
Научное обоснование проекта |
Есть возможность реализации проекта в будущем. Arduino - одна из самых распространенных платформ для обучения программированию. Вышла новая линейка Arduino . |
1.2.1
Финансово-экономическое обоснование проекта |
Для того что бы начать создавать разнообразные электромеханические устройства нужен только сам микроконтроллер и компьютер с USB портом. Компьютер есть практически у всех, а микроконтроллер можно купить по цене от 100 рублей. В состав электронного конструктора на основе Ардуино уже входит необходимый базовый комплект для конструирования и программирования. |
1.2.11
Экология проекта |
Исполнение проекта не оказывает отрицательного влияния на экологическую ситуацию. |
1.3.1.
Границы проекта | ||
Сделать обязательно | Мы можем сделать | Не должны делать |
|
( ШРЭК) | Ошибок в синтаксисе скетча |
1.3.2.
Методы исследования / реализации проекта |
Использованные методы исследования (реализации) проекта |
|
1.3.3.
Ресурсное обеспечение проекта | |
Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение | |
ПК; Электронный конструктор на основе Ардуино. |
|
1.3.4.
Финансовое обеспечение | |||
Статьи расходов | Объем затрат | Источники финансирования | |
Не предусматривается | Не предусматривается | Материальное обеспечение школы |
1.3.5.
Использование языка программирования | |
Язык программирования | Как использовался |
Си++ | Написание скетч |
1.3.6.
Сроки и этапы реализации проекта | ||
Ключевое событие | Дата | Задача |
1 этап – подготовительный | 23.11-28.11 | Разработать содержание, формы и методы |
2 этап – практический | 01.12-15.01 | Апробировать механизм реализации проекта |
Модуль 1 | 01.12.2020 | Овладение умениями управлять светодиодом |
Модуль 2 | 08.12.2020 | Овладение умениями управлять серводвигателем (тремя светодиодами) |
Модуль 3 | 15.12.2020 | Овладение умениями управлять RGB светодиодом |
Модуль 4 | 22.12.2020 | Овладение умениями собирать схему, в которой светодиод загорается при нажатии кнопки |
Модуль 5 | 12.01.2021 | Овладение умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы. |
Модуль 6 | 13.01.2021 | Освоить работу с датчиками: термодатчиками. |
Модуль 7 | 15.02.2021 | Овладение умениями по сборке робототехнического колесного шасси ( ШРЭК) |
3 этап – заключительный | 15.02-22.02 | Систематизировать и обобщить полученные материалы работы по проекту. |
1.3.7.
Коммуникации проекта | ||
Вид коммуникации | Инструменты | Периодичность |
Беседы с консультантами, с руководителем проекта; Сбор письменной информации (анкетирование учащихся школы) | Карандаш, ручка, бумага. | По мере необходимости. |
1.3.8.
Проблемы проекта | ||
Наименование проблемы | Причина | Меры реагирования |
Отсутствие опыта в программировании и конструировании. | Недостаточный уровень сформированности информационной компетентности и мотивации в процессе изучения программирования. | Приобретение опыта. |
Состав проектной и сопроводительной документации | |
Название документа | Объем (листов А4) |
Паспорт проекта. | 10 страниц |
Презентация |
|
Сегодня путем проведения занимательных экспериментов я собрал свою работоспособную электронную схему и написал управляющую программу. При создании Arduino- робота я изучал основы автоматики и робототехники путем проведения занимательных экспериментов . Принцип «от простого к сложному» обеспечил последовательное и эффективное освоение основ программирования и робототехники. Я изучаю язык программирования не стандартным методом и это повышает интерес, мне хочется экспериментировать и видеть результат своей работы. |
В дальнейшем я планирую познакомить со своим проектом всех детей нашей школы. |
Хочу приобрести навыки работы в команде. |
Я хочу углубленно заняться изучением программирования. Изучить языки высокого уровня. |
В базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование отводится очень мало времени. Овладение даже основами программирования представляется весьма сложным вопросом. Написать программу хоть на каком-нибудь языке могут только ученики профильных классов в школах с углублённым изучением физико-математических дисциплин. С одной стороны, активно развивающиеся информационные технологии «выталкивают» программирование.
Но с другой стороны – олимпиады, различные конкурсы предусматривают наличие у нас хороших навыков формализации различных задач, уверенного владения приемами программирования.
21-столетие это век «цифры», инноваций, кибернетики, робототехники. Поэтому сейчас мы все чаще слышим такое слово, как «программирование». Робототехника, программируемые контроллеры, Arduino— всё это, на мой взгляд, помогает разжечь интерес. Использование Arduino – это изучение языка программирования не стандартным методом.
Что такое «Ардуино», и как это поможет при изучении алгоритмизации и программирования, эти вопросы стали основополагающими в моей проектной работе.
Этапы реализации проекта:
Сроки и этапы реализации проекта | |||
Ключевое событие | Дата | Задача | Методы исследования |
1 этап – подготовительный | 23.11-28.11 | Разработать содержание, формы и методы | Диагностика. |
2 этап – практический | 01.12-15.01 | Апробировать механизм реализации проекта | |
Модуль 1 | 01.12.2020 | Овладение умениями управлять светодиодом | Работа с интернет – источниками. Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 2 | 08.12.2020 | Овладение умениями управлять серводвигателем (тремя светодиодами) | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 3 | 15.12.2020 | Овладение умениями управлять RGB светодиодом | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 4 | 22.12.2020 | Овладение умениями собирать схему, в которой светодиод загорается при нажатии кнопки | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 5 | 12.01.2021 | Овладение умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы. | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 6 | 13.01.2021 | Освоить работу с датчиками: термодатчиками. | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
Модуль 7 | 15.01.2021 | Овладение умениями по сборке робототехнического колесного шасси (ШРЭК) | Опыт. Эксперимент. Анализ. |
3 этап – заключительный | 15.01-22.01 | Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта. 2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения. 3. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения. 4. Обобщение результатов работы. 5. Представление опыта, полученного в ходе реализации | Документирование. Анализ. Сравнение. Систематизация. |
3. Результаты реализации проекта.
Позади 7 модулей, в каждом из которых присутствовал интересный эксперимент, направленный на изучение алгоритмизации и программирования. Все эти модули направлены еще и на получение практических навыков подключения к контроллеру различных электронных устройств и компонентов.
Этапы реализации проекта | Сроки реализации | Результат |
Модуль 1 | 01.12.2020 | Умею управлять светодиодом. Мигание светодиода на борту контроллера помогло понять мне принципы составления программного кода. |
Модуль 2 | 08.12.2020 | Собираю схему уже с использованием внешнего более крупного светодиода, который будет использоваться в дальнейшем для световой сигнализации в различных электронных схемах. |
Модуль 3 | 15.12.2020 | Умею управлять RGB светодиодом (три светодиода). Скетч, который я загрузил, демонстрирует красивые световые эффекты. В этом модуле я экспериментировал и дополнял скетч для получения различных оттенков RGB светодиод. |
Модуль 4 | 22.12.2020 | На этом этапе я отрабатывал умение собирать схему, в которой светодиод загорается при нажатии кнопки. Все модули, рассмотренные ранее, управлялись исключительно по заранее заданной программе, и повлиять на этот процесс не было никакой возможности. Однако возникла необходимость управления процессом в реальном времени. Этого я достиг при помощи датчика-кнопки. |
Модуль 5 | 12.01.2021 | Овладел умениями собирать схему светофора и запрограммировать алгоритм его работы. Собрал собственный светофор и заставил его работать. |
Модуль 6 | 13.01.2021 | Умею собирать схему с термодатчиками. При достижении температуры больше 29 градусов загорался светодиод, а при опускании ниже 29 градусов снова погасал. |
Модуль 7 | 15.02.2021 | Сборка робототехнического колесного шасси (ШРЭК). Собрал трехколесное шасси, которое двигается не по прямой линии. Созданный и запрограммированный мною, робот Ардуино танцует. |
В результате реализации проекта выяснилось, что робототехника на платформе Arduino позволяет осваивать основы алгоритмизации и программирования. При изучении Робототехники, программируемых контроллеров, Arduino возникает интерес у ребят для того, чтобы начать изучать программирование.
.
Цель моего проекта была достигнута: Возможности среды Arduino для изучения основ алгоритмизации и программирования исследованы. Я умею самостоятельно конструировать свои знания.
Все поставленные задачи в начале нашего проекта были выполнены: Я научился разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Си ++ на основе Arduino.
В результате проделанной работы я пришел к выводу, что робототехника на платформе Arduino располагает всеми возможностями для освоения основ алгоритмизации и программирования.
Используя платформу Arduino, я научился выбирать интересные для меня направления работы, формулировать свои идеи, воплощать их в жизнь, делиться результатами. И на этом моя работа ещё не закончена. В дальнейшем я хочу продолжить изучение языка программирования Си++, для того, чтобы усовершенствовать свою программу на платформе Ардуино, добавить больше новых функций. Мне также интересно познакомится и с другими языками программирования, чтобы шагать в ногу со временем.
4.Глоссарий.
Arduino — торговая марка аппаратно-программных средств для построения и прототипирования простых систем, моделей и экспериментов в области электроники, автоматики, автоматизации процессов и робототехники.
Плата - это платформа, которая состоит из двух основных частей: самой платы (часто называемой микроконтроллер) и программного обеспечения (специальной оболочки для программирования платы).
Скетч - это программа, написанная для платформы Arduino и имеющая определенную структуру.
Светодиод — это устройство, которое представляет собой полупроводниковый прибор, способный излучать свет при пропускании через него электрического тока в прямом направлении (от анода к катоду)
Сервопривод Ардуино (англ. - arduino servo) - устройство с электрическим мотором, которое можно повернуть на определенный угол и оставить в этом положении на определенное время.
RGB светодиод (R – red, G – green, B — blue) – это многоцветный (или полноцветный) светодиод, который может светиться различными цветами благодаря смешиваю 3х цветов (красный, зеленый, синий) различной интенсивности.
ШРЭК - шасси робототехническое « Эвольвектор» колесное
Автор | Название | Выходные данные /ссылка | Год издания |
Савинский И.Н. | Учебное пособие по изучению программируемых | 2020 | |
Джереми Блум | Изучаем Arduino | 2019 | |
Интернет-источники; | Что такое Arduino? | https://doc.arduino.ua/ | |
Интернет-источники; | Ардуино - это очень просто! | https://arduino-kit.ru/ | |
Интернет-источники; | Официальный сайт Ардуино | https://all-arduino.ru/ |
В Китае испытали "автобус будущего"
Как нарисовать китайскую розу
Композитор Алексей Рыбников
Военная хитрость
Кто чем богат, тот тем и делится!