Большинство школ не приспособлены для комфортного посещения слабовидящих людей, поэтому проект содержит идею по улучшению условий нашей школы посредством использования шрифта Брайля, как средство передачи информации для слабовидящих.
Вложение | Размер |
---|---|
shrift_braylya_onischenko_finalnaya_versia.docx | 67.04 КБ |
shrift_braylya_onischenko.pptx | 2.9 МБ |
Шрифт Брайля
Проектная работа выполнена учеником 11 «Б» класса
МАОУ «СОШ г.Зеленоградска»
Онищенко Александром Александровичем
Научный руководитель: учитель информатики
Ануфриева Евгения Андреевна
Цель работы: создать более комфортные условия в школе для людей с ограниченными возможностями (слабовидящие)
Задачи:
1) ознакомиться с теорией и основными символами данного шрифта
2) выяснить, насколько наша школа оснащена для обеспечения комфортного нахождения людей на ее территории
3) создать прототип обозначения кабинетов на шрифте Брайля
Актуальность: Наша школа является одной из самых современных и оснащенных школ страны и области в частности. У нас есть все условия для того, чтобы в школе могли находиться любые люди, с самыми разными возможностями, но к сожалению, школа не приспособлена для комфортного посещения слабовидящих людей, поэтому я хочу предложить свою идею по улучшению условий нашей школы посредством использования шрифта Брайля, как средство передачи информации для слабовидящих.
Причины выбора: Мой выбор объясняется тем, что я очень неравнодушно отношусь к людям с ограниченными возможностями и хочу поспособствовать тому, чтобы не было никаких рамок в общении с людьми, имеющими своего рода ограничения, вызванные состоянием здоровья.
Краткое изложение проекта:
Глава 1. Шрифт Брайля
1.1) Инвалиды, инвалидность
1.2) Программа «Доступная среда»
1.3) Калининградская область для всех
1.4) Школьное оборудование для детей-инвалидов
1.5) Шрифт Брайля
1.5.1) Историческая справка
1.5.2) Изображение и письмо
1.5.3) Особенности письма
1.5.4) Раскладки
1.6) 3D-моделирование
Глава 2. Практика
1 ГЛАВА- Шрифт Брайля
1.1) Инвалиды, инвалидность
Люди с ограниченными возможностями: Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Принято различать следующие ключевые понятия:
Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. (оказывается инвалидность- это очень широкий спектр, охватывающий огромное множество разных людей, поэтому я взял людей с ограниченными возможностями по физическим признакам)
В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определённые особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.
Образно разделим их на 3 группы:
Колясочники- люди, ограниченные в движении по причине неспособности самостоятельно передвигаться на ногах.
Глухонемые- люди, которые слабо слышат или вообще не слышат. Отсюда вытекает и их неспособность разговаривать и зачастую пользуются слуховыми аппаратами или языком глухонемых.
Слабовидящие- люди, обладающие слабым зрением или полное его отсутствие.
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим зрением.
По некоторым данным количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляет 218 тыс. человек, из них абсолютно слепых – 103 тыс. (данные на 2019 год). Из этого количества 22% составляет молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих.
Однако точные статистические данные почти невозможно найти. В обществах слепых неофициально заявляют, что слепых на самом деле гораздо больше. Банальный пример: больные сахарным диабетом часто слепнут. Но они почти никогда не спешат переходить в категорию слепых, т.к. если они получат статус слепого, значит перестанут получать инсулин бесплатно. К тому же далеко не все слепые обращаются в общества слепых, по количеству членов которого и ведется статистика. Многие, например, всю жизнь проводят в малых населенных пунктах, не зная о существовании подобных учреждений. И подобных ситуаций масса.
1.2) Программа «Доступная среда»
Ответственный исполнитель Программы:
Подпрограммы Программы:
1). Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
2). Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»;
3). Подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы
Цели Программы: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Задачи программы: обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;
обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Целевые показатели и индикаторы Программы:
показатель 1 «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов»;
показатель 2 «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов»;
показатель 3 «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации»;
показатель 4 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)»;
показатель 5 «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)»;
показатель 6 «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации»;
показатель 7 «Доля главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации, оснащенных специальным диагностическим оборудованием, в общем количестве главных бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации»
Этапы и сроки реализации Программы: 2011 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2011 - 2012 годы;
II этап - 2013 - 2015 годы;
III этап - 2016 - 2018 годы; IV этап - 2019 - 2020 годы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1.3) Калининградская область для всех
Организации и возможности Калининградской области для людей с ограниченными возможностями:
1) В Калининградской области функционируют 7 отдельных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам (далее – АООП), в них обучаются 758 обучающихся с ОВЗ, из них 360 детей-инвалидов.
2) В общеобразовательных школах региона 117 отдельных классов, реализующих АООП, в них обучаются 1237 обучающихся с ОВЗ, из них 290 детей-инвалидов.
3) В регионе осуществляют образовательную деятельность 19 инклюзивных школ, в которых обучаются 652 обучающихся с ОВЗ и 80 детей-инвалидов.
4) Численность обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, получающих образование: на дому – 233 человек, дистанционно - 609 обучающихся, в медицинских организациях – 1, в форме семейного образования отсутствуют.
5) В рамках сетевого взаимодействия с организациями среднего профессионального образования осуществляется совместная реализация программ профессиональной подготовки квалифицированных рабочих «Мастер общестроительных работ», «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер столярного и мебельного производства», «Рабочий зеленого хозяйства», «Маляр строительный», «Штукатур, облицовщик, плиточник» и другие.
По итогам обучающиеся сдают квалификационный экзамен и получают разряд и одновременно с этим свидетельство установленного образца об окончании специализированного учреждения.
6) По итогам 2016-2017 учебного года количество выпускников общеобразовательных организаций с инвалидностью и ОВЗ составило: 570 человек выпускников 9 классов, 30 выпускников 11 классов.
7) 99 выпускников с умственной отсталостью окончили 9 класс в общеобразовательных организациях.
8) Государственное автономное учреждение Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (далее - Центр) организует психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Работа Центра осуществляется совместно с коррекционными учреждениями всех видов и типов, ППМС-центрами, имеющими коррекционно-развивающие ресурсы и опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и их семей, а также во взаимодействии с учреждениями дошкольного и общего школьного образования, родителями, общественными организациями, ассоциациями. Центр для реализации своих целей и задач осуществляет также взаимодействие с региональными органами государственной власти, научными учреждениями, общественными организациями, СМИ.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) является основной структурной единицей Центра. Деятельность ПМПК в 2016-2017 учебном году проходила в условиях совершенствования организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии и внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС у/о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
За период с 29 августа 2016 года по 1 июля 2017 года проведено 131 заседание ПМПК. На базе Центра проведено 86 заседаний. В муниципалитетах Калининградской области организовано и проведено 45 заседаний. Восемь заседаний проведено на дому. С целью определения особых образовательных потребностей и определения программы обучения специалистами ПМПК был обследован 5431 ребенок, из них 2771 ребенок дошкольного возраста и 2660 детей школьного возраста. Из обследованных детей: 191 ребенок-сирота и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3 ребенка из приемных семей; 139 детей находятся под опекой; 676 детей -инвалидов; 624 обучающихся для определения условий сдачи ГИА; 1 обучающийся с отклоняющимся (девиантным) поведением. В течение 2016 - 2017 учебного года специалистами ПМПК проведена 5431 консультация по итогам обследования ребенка с родителями (законными представителями) и работникам образовательных организаций, уполномоченных представлять детей при обследовании ПМПК. В течение отчетного периода специалисты Центра принимали активное участие в региональном проекте «Школа эффективного роста - ШЭР».
Сотрудники Центра в соответствии с приказом Министерства Образования Калининградской области от 26.02.2016 № 158/1 «Об организации проведения мониторинговых исследований учета рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательных организациях Калининградской области», провели мониторинговые исследования во всех муниципальных образованиях региона. По итогам мониторинга образовательным организациям даны рекомендации по эффективному использованию имеющихся ресурсов учреждений при сопровождении детей с ОВЗ и инвалидностью.
Специалистами Центра, по запросу родителей (законных представителей) проводятся индивидуальные консультации по вопросам психологии и коррекционной педагогики. В текущем учебном году логопедами, дефектологами, психологами, неврологом и психиатром проконсультировано 212 родителей (законных представителей) и 1135 детей.
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов связано с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов, которые помогают ребенку, родителям и педагогам в решении проблем, или предупреждают их возникновение. В рамках основной деятельности Центр организует курсы повышения квалификации для педагогов и специалистов образовательных организаций по специальной (коррекционной) педагогике и психологии, образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях Калининградской области. В текущем учебном году курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС» (в объеме 72 часа) и «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении» (в объеме 36 часов) прошли 869 педагога образовательных организаций области, из них 569 – педагоги общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, психолого-медико-педагогических центров, 300 – педагоги дошкольных организаций.
С целью методической поддержки педагогов области Центром, совместно с ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» составлен и издан сборник «Организационное и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
Кадровое обеспечение Центра: педагог-психолог-8 чел.; учитель-логопед-5 чел.; учитель-дефектолог-6 чел.; социальный педагог-2 чел.; врач-психиатр -1 чел; врач-невролог -1 чел.; музыкальный руководитель-1 чел.
8) Ежегодно, проводимая на территории Калининградской области, традиционная всероссийская олимпиада школьников доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Отдельные общеобразовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на протяжении многих лет активно сотрудничают с учреждениями культуры, деятельность которых способствует равному доступу к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, создание условий для самореализации личности через творческое общение и развитие социально-культурных инициатив.
Так, сотрудники ГБУККО «Художественная галерея» проводят мастер-классы по рисованию для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; в ГАОУДО «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, обучение уходу за животными; Салон «Прусский мед» проводит мастер-классы по обработке янтаря.
В 2016 – 2017 учебном году воспитанники учреждений, подведомственных Министерству социальной политики и Министерству образования Калининградской области приняли участие и награждены дипломами в следующих конкурсах и фестивалях:
Каждый новый учебный год дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность принять участие во всероссийских и областных культурных мероприятиях различной направленности: спортивно-оздоровительных конкурсах, конкурсах детского творчества и акциях.
В ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» процесс дополнительного образования инвалидов строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей, состояния здоровья и является одним из важнейших элементов комплексной реабилитации инвалидов.
В рамках программ дополнительного образования в 2016 году в учреждении 6 учащихся прошли обучение на курсах подготовки водителей категории «В» и получили удостоверение государственного образца.
Учащиеся ГБСУ КО ПОО «Советский техникум-интернат» активно принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах:
За период участия Калининградской области в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы» в 49 общеобразовательных организациях (из них 43 общеобразовательные, 4 дошкольные и 2 организации дополнительного образования детей) создана универсальная безбарьерная среда для качественного образования детей-инвалидов.
9) В 2017 году участниками государственной программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования стали: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 113, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 10 «Родничок», Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Мамоново, ГБУ КО ОО «Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5».
1.4) Школьное оборудование для детей-инвалидов
Школьное оборудование для детей-инвалидов– необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота – не менее 5 см) и поручни (высота – 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Внутреннее пространство школы
Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.
Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.
Школьная раздевалка
Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) – 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном – это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
1.5) Шрифт Брайля
1.5.2) Историческая справка
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. Разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет поранился в мастерской отца шорным ножом из-за начавшегося воспаления глаза мальчик потерял зрение. В возрасте 15 лет Луи создал свой рельефно-точечный шрифт как альтернативу рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи, вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье. В то время «ночной шрифт» использовался военными для записи донесений, которые можно было прочесть в темноте.
1.5.2) Изображение и письмо
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.
Особенности обучения шрифту Брайля: Обучение слепого ребенка чтению и письму при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь.
Техника письма и чтения по системе Брайля специфична в сравнении с техникой письма и чтения плоским шрифтом. В приборе Брайля текст пишется справа налево (при письме точки прокалываются с помощью специального приспособления — грифеля), затем страница переворачивается, и текст читается по выпуклым точкам слева направо путем последовательного тактильного восприятия символов. Письмо с помощью специального прибора и грифеля (накалывание точек в клетке прибора) осуществляется только движением кисти руки в определенном порядке: с правого края сверху вниз, а затем с левого края сверху вниз. В то время как точки накалываются правой рукой, указательный палец левой руки движется влево, отыскивая последующую клетку для следующего символа. Указательный палец левой руки остается в найденной клетке до момента перехода в эту клетку правой руки с грифелем, после чего палец левой руки снова сдвигается влево и т.д. Процесс письма осуществляется слепым ребенком под кинестетическим контролем, в то время как у нормально видящих людей данный процесс протекает под кинестетическим и зрительным контролем (Г.В. Никулина).
Использование осязательного контроля затруднено, так как для проверки написанного слепому ребенку необходимо вынуть лист из прибора, перевернуть его и тактильно найти то, что написано, или читать написанное грифелем при закрытой крышке прибора Брайля, последовательно нащупывая грифелем в каждой клетке наколотые точки.
Качество контролируется также с помощью слухового восприятия, поскольку количество наколотых точек может быть отслежено по стуку грифеля в момент прокола бумаги. Концентрация внимания во время перемещения грифеля позволяет избежать недоколов (недожатых точек) и переколов (лишних точек), которые в системе Брайля совершенно искажают букву (знак).
Чтение по системе Брайля осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук, которые легко и плавно движутся слева направо по строке текста, а также еле заметно вибрируют сверху вниз и обратно, при этом плотно прикрывают читаемые знаки. Указательным пальцем левой руки находят начало строки, с его помощью начинается восприятие символов, затем к указательному пальцу левой руки приставляют указательный палец правой руки, и часть текста строки читают обоими пальцами. Строчка не дочитывается до конца указательным пальцем левой руки, это делается правой рукой. В то же время левая рука возвращается по строке назад (то есть движется влево), сдвигается на следующую строку и начинает чтение первой трети следующей строки. Когда строка дочитывается правой рукой, ее указательный палец вновь помещается перед указательным пальцем левой руки, и часть текста снова читают обеими руками и т.д. Средний палец, безымянный и мизинец помогают удерживать строку и определять длину слова (предложения), то есть помогают ориентироваться на читаемой строке. Большими пальцами, которые в процессе чтения сдвигаются ниже прочитываемой строки, воспринимают конец раздела или страницы. При правильной установке чтения обе руки несут одинаковую нагрузку. При чтении рельефно-точечного шрифта единицей перцепции является один знак (буква) или одна клетка прибора Брайля площадью в одно шеститочие в отличие от зрительного чтения печатного шрифта, где единицей перцепции является слово или даже фраза.
1.5.3) Особенности обучения
Несмотря на то, что овладение письмом и чтением по системе Брайля является трудной задачей для слепого ребенка, исследований в области освоения рельефно-точечного шрифта не так много.
Пропедевтическая работа педагога структурируется и включает в себя три этапа:
1 этап — сбор анамнестических сведений о ребенке и обследование уровня сформированности базовых неречевых умений. Полученные данные служат основой построения индивидуальной программы коррекционной работы.
2 этап — основной. Его задачи дифференцируются:
3 этап — практическое применение сформированных у учащихся умений (совершенствование полученных умений) писать и читать предложения и тексты при помощи шрифта Брайля.
Рассмотрим этапы подробнее.
На исходном этапе работа педагога включает два шага:
Шаг 1. Развитие и совершенствование пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных умений.
Шаг 2. Формирование образа букв (методика Л.И. Солнцевой).
По завершении каждого шага проводится диагностика, и по ее результатам принимается решение о возможности перехода к следующему шагу.
Развитие и совершенствование пространственных представлений, тактильно-осязательных и двигательных умений проводится в рамках коррекционных курсов «Развитие осязания и мелкой моторики» и «Пространственная ориентировка».
Формирование образа букв педагог может осуществлять в рамках предмета «Русский язык».
Развитие и совершенствование пространственных представлений включает работу над следующими умениями:
Развитие и совершенствование тактильно-осязательных и двигательных умений включает развитие и совершенствование:
Работа по уточнению и закреплению образов букв на уроках русского языка предусматривает:
Таковы компоненты и средства пропедевтики освоения слепым ребенком грамоты по системе Брайля.
Коррекция уже имеющихся трудностей слепых детей в освоении чтения и письма по Брайлю включает весь объем пропедевтической работы, который дополняется:
Работа над различением смешиваемых букв требует определенной последовательности:
Требуется специальная работа по формированию умения воспринимать и представлять каждую изученную букву в различных позициях при письме и чтении. Она проводится на уроках русского языка.
Обучение слепого ребенка умению читать и писать по системе Брайля требует междисциплинарного взаимодействия: педагога, врача-офтальмолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога). Интеграция их профессиональных знаний позволяет выработать индивидуальные рекомендации по подбору рельефно-графического и иллюстративного материала с учетом возможности одновременного использования осязания и зрения ребенком при чтении и письме. Для этого целесообразно:
Пропедевтическая или коррекционная работа проводится в соответствующих подгруппах детей одного класса — по 2–3 ребенка. Не реже, чем 2 раза в неделю.
Для оценки эффективности комплекса предложенных педагогических мероприятий была проведена его апробация на выборке слепых младших школьников. В экспериментальную и контрольную группы вошли по 15 человек (7 первоклассников и 8 второклассников). Все учащиеся, принявшие участие в эксперименте, имели остроту зрения от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией и посещали проводимые учителем-логопедом занятия по коррекции недостатков устной речи.
Оценка эффективности педагогической работы проводилась:
Для оценки уровня сформированности базовых неречевых умений использовалась представленная ранее поэтапная педагогическая диагностика.
1.5.4) Раскладки
Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо.
Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.
Некоторые советские тифлопедагоги продвигали систему нумерации, в которой точки 1 и 3 были переставлены местами. Такая система противоречит международным традициям.
Позднее были добавлены ещё две точки: точка 7 под точкой 3 и точка 8 под точкой 6. Такую систему стали называть расширенной системой Брайля.
Высота выпуклой точки составляет 0.5 мм, этого достаточно для распознавания точки на ощупь. Диаметр точки — 1,2 мм. Расстояние между точками — 2,5 мм, расстояние между символами — 2,3 мм по горизонтали и 3,8 мм по вертикали.
Существует множество форматов листов для печати по Брайлю, распространённость которых варьируется в зависимости от национальных традиций типографского дела. Традиционный для России и постсоветского пространства лист брайлевской книги включает в себя 25 строк по 30 или 32 знака в каждой, обладая общим размером 23 на 31 см.
Используя традиционный (шеститочечный) шрифт Брайля, можно записать 26=64 различных символа: 63 информативных и один пробел. В расширенном (восьмиточечном) шрифте Брайля — 28=256 символов: 255 информативных и один пробел.
Вследствие ограниченности количества различных комбинаций точек часто используются:
Каждая комбинация имеет несколько значений, порой доходящих почти до десятка.
При записи символов шрифта Брайля используются особые письменные принадлежности — прибор и грифель. Из-за этого невозможно изменить размеры и начертание (жирный, полужирный, курсив) символов. Для обозначения строчных и прописных букв перед нужными буквами ставятся специальные символы. Для изменения начертания (жирный, полужирный, курсив) текста, при записи верхнего и нижнего индекса, при записи математического корня до и после текста ставятся специальные символы: один символ ставится в начале текста, другой — в конце. Такой способ написания похож на запись текста между тегами в языке html.
В целом можно выделить следующие отличия брайлевского письма:
1.6) 3D-моделирование
Трёхмерная графика — раздел компьютерной графики, посвящённый методам создания изображений или видео путём моделирования объёмных объектов в трёхмерном пространстве.
3D-моделирование — это процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования — разработать визуальный объёмный образ желаемого объекта. При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).
Графическое изображение трёхмерных объектов отличается тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ. Однако с созданием и внедрением 3D-дисплеев и 3D-принтеров трёхмерная графика не обязательно включает в себя проецирование на плоскость.
3D-принтер — станок с числовым программным управлением, использующий метод послойного создания детали. 3D печать является разновидностью аддитивного производства и обычно относится к инструментам быстрого прототипирования.
Материал: Самым популярным расходным материалом является ABS пластик. Особая структура это вида «расходника» позволяет выдерживать сильное механическое воздействие. Такой пластик относится к ударопрочной группе и если сравнить ABS с обыкновенным полистиролом, то он в значительной степени превосходит другие аналоги в плане механической прочности и жёсткости. Среди других достоинств можно отметить тот факт, что данный вид пластика выдерживает температурную нагрузку в 100 C°. Этот расходный материал также можно использовать для нанесения гальванического покрытия, в сфере вакуумной металлизации и даже для спайки контактов. Он отлично подходит для сварки или точного литья. Материал обладает высокой размерной стабильностью. Распечатанные объекты имеют блестящую поверхность (уровень блеска можно регулировать).
Среди огромного списка достоинств можно отметить стойкость к щелочи, смазке, кислоте, углеводороду, жиру и даже бензину. Однако он прекрасно растворяется в ацетоне, эфире, бензоле, этилхлориде, этиленхлориде, анилине и анизоле. Основной недостаток – чувствительность к воздействию ультрафиолетовых лучей и атмосферных осадков. Данный материал характеризуется низким уровнем электроизоляции.
Применение: Трёхмерная графика активно применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в науке и промышленности, например, в системах автоматизации проектных работ (САПР; для создания твердотельных элементов: зданий, деталей машин, механизмов), архитектурной визуализации (сюда относится и так называемая «виртуальная археология»), в современных системах медицинской визуализации.
Самое широкое применение — во многих современных компьютерных играх, а также как элемент кинематографа, телевидения, печатной продукции.
Трёхмерная графика обычно имеет дело с виртуальным, воображаемым трёхмерным пространством, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги. В настоящее время известно несколько способов отображения трёхмерной информации в объемном виде, хотя большинство из них представляет объёмные характеристики весьма условно, поскольку работают со стереоизображением. Из этой области можно отметить стереоочки, виртуальные шлемы, 3D-дисплеи, способные демонстрировать трёхмерное изображение. Несколько производителей продемонстрировали готовые к серийному производству трёхмерные дисплеи. Но, чтобы насладиться объёмной картинкой, зрителю необходимо расположиться строго по центру. Шаг вправо, шаг влево, равно как и неосторожный поворот головы, карается превращением трёхмерности в несимпатичное зазубренное изображение. Решение этой проблемы уже созрело в научных лабораториях. Германский Институт Фраунгофера демонстрировал 3D-дисплей, при помощи двух камер отслеживающий положение глаз зрителя и соответствующим образом подстраивающий изображение, в этом году пошёл ещё дальше. Теперь отслеживается положение не только глаз, но и пальца, которым можно «нажимать» трёхмерные кнопки. А команда исследователей Токийского университета создали систему, позволяющую почувствовать изображение. Излучатель фокусируется на точке, где находится палец человека, и в зависимости от его положения меняет силу акустического давления. Таким образом, становится возможным не только видеть объемную картинку, но и взаимодействовать с изображенными на ней предметами.
Однако и 3D-дисплеи по-прежнему не позволяют создавать полноценной физической, осязаемой копии математической модели, создаваемой методами трёхмерной графики.
Развивающиеся с 1990-х годов технологии быстрого прототипирования ликвидируют этот пробел. Следует заметить, что в технологиях быстрого прототипирования используется представление математической модели объекта в виде твердого тела (воксельная модель).
2 ГЛАВА: Практика
В качестве своего продукта я хочу представить прототип таблички на кабинет, разработанная специально для слабовидящих людей. (демонстрация). Если снабдить нашу школу подобными, доработанными обозначениями кабинетов и помещений в нашей школе, то нашу школу можно с полной грудью уверенности назвать передовой и оснащенной для посещения людей всех категорий и возрастов.
Оборудование:
1. 3D-принтер ANET A8
2. PLA-пластик (ок.70g)
3. Сайт для создания 3D-моделей TinkerCad
Ход работы:
Принцип работы принтера: принцип бутерброда. Принцип бутерброда- наложение слоя за слоем с конечным созданием продукта работы принтера.
Результаты работы: демонстрационные версии таблички «Кабинет информатики 26» с добавлением символов шрифта Брайля
Вывод:
Слайд 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Зеленоградска » Шрифт Брайля Научный руководитель учитель информатики: Ануфриева Е вгения Андреевна 2019 г Выполнил ученик 11 «Б» класса Онищенко Александр АлександровичСлайд 2
Цель : создать прототипы обозначения кабинетов на Шрифте Брайля, что даст более комфортные условия посещения в школе для людей с ограниченными возможностями (слабовидящие) Задачи : Ознакомиться с теорией и основными символами данного шрифта Выяснить, насколько наша школа оснащена для обеспечения комфортного пребывания людей на территории школы Создать прототип обозначения кабинетов школы на Шрифте Брайля
Слайд 3
Актуальность Наша школа- одна из самых современных и оснащенных школ страны и области в частности. У нас есть все условия для того, чтобы в школе могли находиться любые люди, с самыми разными возможностями, но к сожалению, школа не приспособлена для комфортного посещения слабовидящих людей, поэтому я хочу предложить свою идею по улучшению условий нашей школы посредством использования шрифта Брайля, как средство передачи информации для слабовидящих. Причины выбора: Мой выбор объясняется тем, что я очень неравнодушно отношусь к людям с ограниченными возможностями и хочу поспособствовать тому, чтобы не было никаких рамок в общении с людьми, имеющими своего рода ограничения, вызванные состоянием здоровья.
Слайд 4
оглавление Глава 1. Шрифт Брайля 1.1 ) Инвалиды, инвалидность 1.2 ) Программа «Доступная среда» 1.3 ) Калининградская область для всех 1.4 ) Школьное оборудование для детей-инвалидов 1.5 ) Шрифт Брайля 1.5.1 ) Историческая справка 1.5.2 ) Изображение и письмо 1.5.3 ) Особенности письма 1.5.4 ) Раскладки 1.6 ) 3 D -моделирование Глава 2 . Практика
Слайд 5
Инвалид – человек , у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Слайд 6
Статистика
Слайд 7
Программа «Доступная среда» Ответственный исполнитель Программы: Министерство труда и социальной защиты РФ. 16 участников программы П одпрограммы: 1) « Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»; 2) «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов »; 3) «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы Цели Программы: создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни Этапы Программы I этап 2011-2012гг. II этап 2013-2015гг. III этап 2016-2018гг. IV этап 2019-2020гг.
Слайд 8
Калининградская область для всех 7 отдельных образовательных организаций (360 детей-инвалидов) 117 отдельных классов в школах региона (290 детей-инвалидов) 19 инклюзивных школ (80 детей-инвалидов) Также 233 чел. на домашнем обучении, 609- дистанционно и 1 в мед.организациях . По итогам 2016-2017 учебного года: 570 выпускников 9го класса и 30 выпускников 11го класса
Слайд 9
Школьное оборудование для детей-инвалидов Вход в школу Пандус, ограждающий бортик, двери открываются в противоположную от пандуса сторону, звонок для предупреждения охраны, лестницы и двери при входе в контрастных цветах, открывающиеся части помечены Внутреннее пространство школы Поручни,ширина дверных проемов 80-85см, лифт, подъемники на лестницах Школьная раздевалка Спец.зона в стороне от проходов, оборудованная поручнями, скамьями, полками, крючками для сумок и т.д. Школьная столовая Ширина прохода между столами=1.1м, не сажать отдельно от остальных Школьный туалет Спец.кабинка 1.65х1.8м, ширина двери 90+см,в кабинках поручни,штанги , подвесные трапеции и т.д., все элементы прочно закреплены, высота расположения объектов=80см Территория школы Ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пеш.дорожек , перепады уровней сглажены,ребра решеток перпендикулярны направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1.3см,съезды,покрытие рельефными полосами, Спортивный зал Широкие проходы и дверные проемы, ширина которых 90+см, инвалидная коляска должна входить в душевую кабинку целиком Школьная библиотека Часть кафедры выдачи книг не выше 70см, несколько столов в чит.зале понизить до того же уровня, книги в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске Классные кабинеты Доп.пространство для свободного перемещения, если есть возвышения- оборудовать съездом, одноместные ученические места с индивидуальными приспособлениями для комфортных условий проведения занятий
Слайд 10
Луи Брайль 4 января 1809— 6 января 1852гг. (Франция) -Сын сапожника -Изобрел шрифт для слепых в 15 лет Валентин Гаюи Шарль Барбье
Слайд 11
Шрифт брайля Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми . Для изображения букв в шрифте Брайля используются шесть точек. Точки расположены в два столбца. При письме точки прокалываются, и поскольку читать можно только по выпуклым точкам, «писать» текст приходится с обратной стороны листа. Текст пишется справа налево, затем страница переворачивается, и текст читается слева направо. Для читающего точки нумеруются по столбцам слева направо и по строкам сверху вниз. Для пишущего на перевёрнутой странице нумерация выглядит по иному: точка 1 находится в верхнем правом углу, под ней — точка 2, в нижнем левом углу — точка 6.
Слайд 12
Особенности письма Чтение текста на Шрифте Брайля Специальный прибор для нанесения символов и грифель
Слайд 13
3 D- моделирование — это процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования — разработать визуальный объёмный образ желаемого объекта. При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, человек), так и быть полностью абстрактной (проекция четырёхмерного фрактала).
Слайд 14
материал
Слайд 15
практика Оборудование: 1)3D-printer ANET A8 2) Сайт для создания 3 D -моделей TinkerCad 3) ок . 70g PLA материала Ход работы: Создание прототипа на сайте Подготовка принтера к работе и загрузка данных Ожидание и конечный результат (при желании можно окрасить в нужные цвета) Принцип работы принтера: принцип бутерброда
Слайд 16
Практика
Слайд 17
практика
Слайд 18
вывод Шрифт Брайля- уникальный язык, который расширяет возможности людей, имеющих плохое (или полное отсутствие) зрение. 3 D- моделирование- важный аспект, который может определить наше будущее и, практически, является самым передовым и широкоиспользуемым способом производства чего-либо. PLA пластик- является экологичным и дешевым материалом в производстве.
Свинья под дубом
Машенька - ветреные косы
Сказка "12 месяцев". История и современность
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Военная хитрость