Я считаю, что основные проблемы при изучении математики в школе связаны с вычислительными навыками и поэтому целью моей работы является изучить математические трюки быстрого счета. В своей работе я хочу показать, как можно считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора.
Я поставила перед собой цель: найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, которые не рассматриваются в школьном курсе математики.
Актуальность моего исследования состоит в том, что изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное. Поэтому в своей работе я хочу показать, как можно считать быстро и правильно и что процесс выполнения действий может быть не только полезным, но и интересным занятием.
Проводя анализ, я сделала вывод, что большинство учеников считает, что умение считать пригодится в жизни и необходимо в школе, особенно при изучении математики, физики, химии, информатики и технологии. Приемы быстрого счета знают несколько учеников и почти все хотели бы научиться быстро считать.
И тогда я твердо решила изучить математические трюки быстрого счета и показать их на мастер-классах.
Среди старинных способов я разобрала счет на пальцах – он состоит в загибании или разгибании пальцев обеих рук. Уверена, что на 9 знают все, а вот таблицу на 8 лишь немногие. Именно такой мастер-класс я и провела в 3А классе. Ребятам очень понравилось так умножать!
Дальнейшей моей работой было проведение трех мастер-классов – в 8А и 10 классах «Кто быстрее?». Ну конечно, первой оказалась я, ведь я знаю математические трюки. С секретами я поделилась со старшеклассниками и одноклассниками.
Интересным мне показался крестьянский метод. Надо лишь уметь умножать и делить на 2, и уметь складывать числа.
Выводы, которые я сделала в процессе работы:
· В школьных учебниках практически нет приемов быстрого счета, поэтому результат данной работы – памятка для быстрого счета будет очень полезной для учащихся 5-6 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_tryuki.docx | 285.81 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1
им. А.А.Мезенцева»
Практическая работа
ВыполнилF:
Махина Кристина
ученица 5Б класса
Руководитель:
Спицына Татьяна Дмитриевна
учитель математики
Таксимо, 2018год.
Содержание
Введение
Как – то раз я прочитала: «Быть умным вдвойне, посчитаем все в уме!», и задумалась о том, что стало совсем мало людей, умеющих считать в уме. Почему? Ну, конечно же, мы стали чаще использовать калькуляторы, считаем только на уроках математики, и порой забываем навыки счета на других уроках.
Сейчас не каждый из нас знает, какую профессию он выберет в будущем, но мы понимаем, что математика необходима для решения многих жизненных задач: покупки в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета. И нам всем придется сдавать экзамены в 9-м классе и в 11-м классе, а для этого необходимо осваивать математику и нужно научиться считать.
В наш век информационных технологий умение быстро и правильно производить в уме вычисления не утратило своей актуальности. Быстрый счёт – гимнастика для ума, помогающая в жизненных ситуациях находить хорошие и нестандартные решения. Считая в уме, человек использует те же правилами, что и при письменных вычислениях. Поэтому я решила показать, что процесс выполнения действия может быть важным и интересным занятием. Я считаю, что основные проблемы при изучении математики в школе связаны с вычислительными навыками и поэтому целью моей работы является изучить математические трюки быстрого счета. В своей работе я хочу показать, как можно считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора.
Гипотеза моей работы: если я покажу, что быстрый счет облегчает вычисления, то появиться желание повысить вычислительную культуру учащихся, и им будет легче решать практические задачи.
Я поставила перед собой цель: найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, которые не рассматриваются в школьном курсе математики.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения вычислений
2. Рассмотреть правила вычислений, которыми пользовались в древности и которыми пользуются сейчас.
3. Освоить правила быстрого счета.
4. Показать математические трюки свои одноклассникам и выпускникам.
Объект исследования: приемы быстрого счета.
Предмет исследования: процесс вычислений.
Логика выбранной темы заключается в том, что рассмотренные мною способы быстрого счёта рассчитаны на ум «обычного» человека. Главное – продолжительная тренировка.
Никто не знает, как впервые появилось число, когда человек начал считать. Известно, что десятки тысяч лет назад первобытный человек собирал плоды, ходил на охоту, ловил рыбу, и ему приходилось считать разные предметы. Так возникала необходимость отвечать на вопросы: по сколько плодов сорвали, как разделить, чтобы хватило всем поровну, сколько нужно сделать ножей или копий, и т.п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать и вычислять.
Вначале человек научился выделять единичные предметы. Например, из стада оленей он выделял одного вожака, из выводка птенцов – одного птенца… Они говорили «один», а если их было больше – «много». Даже для названия числа «один» часто пользовались словом, которым обозначался единичный предмет, например «луна», «солнце». Такое совпадение названия предмета и числа сохранилось в языке некоторых народов до наших дней.
Потом стали выделять множества, состоящих из пары предметов (глаза, уши, крылья, руки), такие рассуждение привели человека к представлению о числе два. До сих пор слово «два» на некоторых языках звучит так же, как «глаза» или «крылья». Если предметов было больше двух, то первобытный человек говорил «много».
Так, постепенно человек научился считать до трёх, затем до пяти и до десяти и т.д. Название каждого числа отдельным словом было великим шагом вперёд. Для счёта люди использовали пальцы рук, ног (ведь и маленькие дети тоже учатся считать по пальцам). Но этот способ годился только в пределах двадцати. Система счисления на основе десяти возникла как естественное развитие пальцевого счёта.
2. Изменение счёта при появлении цивилизации.
По истечении времени люди начали использовать слова для обозначения чисел. Для изображения чисел стали применяться рисунки, чертежи или символы. Существовали и системы с отдельными символами для каждой цифры до 9 включительно, как в арабской системе счисления, которую мы сейчас используем. При помощи пальцев рук люди научились не только считать большие числа, но и выполнять действия сложения и вычитания. Древние торговцы для удобства счёта начали накладывать зерна и раковины на специальную дощечку, которая со временем стала называться абаком.
Постепенно люди начали использовать для счёта камешки, палочки, части собственного тела. Вот как известный русский учёный Н.Н. Миклуха–Маклай описывал счёт папуасов: «Папуас загибает один за другим пальцы руки, причём издаёт определённый звук, например «бе, бе, бе…». Досчитав до пяти, он говорит: «Ибон–бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяя «бе, бе…», пока не дойдёт до «ибон–али» (две руки). Затем он идёт дальше, приговаривая «бе, бе…», пока не дойдёт до «самба–бе» (одна нога) и «самба–али» (две ноги). Если нужно считать дальше, папуас пользуется пальцами рук и ног кого – нибудь другого».
«Умноженье – мое мученье, а с деленьем – беда» – говорили в старину. Людям ведь не были известны современные навыки умножения и деления. Деление было настолько долгим и большим, что представляло собой «галеру» или «лодку». Такой способ употреблялся до середины XVIII века. Упоминаются такие способы, как умножение «загибанием», «решеткой», «задом наперед», «ромбом», «треугольником» и многие другие. Многие такие приемы для умножения чисел долгие и требуют обязательной проверки.
Затем в человеческом языке появились числительные, и люди смогли называть число предметов, животных, дней. Обычно таких числительных было мало. Например, у племени реки Муррей в Австралии было два простых числительных: энэа (1) и петчевал (2). Другие числа они выражали составными числительными: 3= «петчевал–энэа», 4 «петчевал–петчевал» и т. д. Ещё одно австралийское племя – камилороев имело простые числительные мал (1), булан (2), гулиба (3) . И здесь другие числа получались сложением меньших: 4=«булан–булан», 5=«булан–гулиба», 6=«гулиба–гулиба» и т.д.
Когда появилась письменность, появились и цифры для записи чисел. Сначала цифры напоминали зарубки на палках: в Египте и Вавилоне, в Этрурии и Финики, в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или чёрточками. Например, число 5 записывали пятью палочками. Индейцы ацтеки и майя вместо палочек использовали точки. Затем появились специальные знаки для некоторых чисел, таких, как 5 и 10 .
При записи дробей, ещё долгое время, целую часть записывали в новой десятичной нумерации, а дробную – в шестидесятеричной. Но в начале XV в. самаркандский математик и астроном аль–Каши стал употреблять в вычислениях десятичные дроби.
Вот так и зародилась потребность в счете….
3.Старинные способы вычислений
1. Умножение на пальцах
Таблицу умножения мы изучаем ещё в начальной школе, это необходимые в жизни каждого человека знания. Зная её, мы легко решаем примеры на умножение: 2·3, 3·5, 4·6 и т.д., но со временем все чаще забываемся на множителях ближе к 9. А многие школьники помнят очень плохо таблицу умножения…
Овладев одной незамысловатой техникой «ручного» умножения, мы можем запросто отказаться от услуг калькулятора.
Например, 7 умножить на 8.
Чтобы умножить любое число от 1 до 9 на 9, посмотрите на руки. Загните палец, который соответствует умножаемому числу (например 9×3 – загните третий палец), посчитайте пальцы до загнутого пальца (в случае 9×3 – это 2), затем посчитайте после загнутого пальца (в нашем случае – 7). Ответ – 27. Этот способ умножения на 9 знаком по-моему каждому.
А еще, мне известен способ запоминания таблицы на 9 (я её часто применяю, если что…)
Теперь рассмотрим пример умножения для числа 8.
Допустим, хотим умножить 8 на 3. Загибаем палец с № 3 и за ним палец с № 4 (3+1). Слева у нас осталось 2 незагнутых пальца, значит, нам нужно загнуть еще 2 пальца после пальца с №4 (это будут пальцы с номерами 5, 6 и 7). Осталось 2 пальца не загнуто слева и 4 пальца – справа. Следовательно, 8·3=24.
Еще пример: вычислить 8·8=? При умножении на число от 6 до 10 нужно отнять от этого числа пятерку, выполнить расчет с новым число х-5, а затем добавить к ответу число 40. У нас х=8, значит, загибаем палец с № 3 (8-5=3) и следующий палец с № 4 (3+1). Слева два пальца остались не загнуты, значит загибаем еще два пальца (с № 5,6). Получаем: слева 2 пальца не загнуты и справа – 4 пальца, что обозначает число 24. Но к этому числу нужно еще добавить 40: 24+40=64. В итоге 8·8=64.
Умножим 9 на 8. 9-5 =4, значит, загибаем палец №4 и следующий за ним №5. Слева три пальца разогнуты, значит, загибаем дальше три пальца. Итак на левой руке три пальца, на правой – два. Получаем 32. Потом 32+40 = 72. Значит 9*8=72. Вот так!
2. Русский крестьянский способ умножения
В России несколько веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ, который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь умножать и делить на 2, и уметь складывать числа. Этот способ получил название крестьянский.
Пример: умножим 47 на 35,
47 | 35 |
23 | 70 |
11 | 140 |
5 | 280 |
2 | 560 |
1 | 1120 |
Пример: умножим 56 на 82
56 | 82 |
28 | 164 |
14 | 328 |
7 | 656 |
3 | 1312 |
1 | 2624 |
Складываем 656 +1312+2624 = 4692.
В своей «Книге об индийском счете» математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль – Хорезми описал способ, придуманный в Древней Индии, а позже названный «Метод решетки». Этот метод даже проще, чем применяемый сегодня.
Пример: умножим 25 и 63.
Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине запишем одно число по длине другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать сверху (вниз и вправо).
2 | 5 | ||
1 2 | 3 0 | 6 | |
0 6 | 1 5 | 3 | |
1 5 7 5 Значит, 25*63=1575
Ещё один пример: умножим 312 на 45
3 | 1 | 2 | |
1 2 | 0 4 | 0 8 | 4 |
1 5 | 0 5 | 1 0 | 5 |
1 3 9 14 0
Итак, запишем ответ справа налево: 14040 (так как 14 – двузначное число, то мы его разбиваем)
Чтобы умножить число на 9, нужно к нему приписать 0 и отнять исходное число.
Например: 72·9=720-72=648
88·9=880-88=792
54·9=540-54=486
«Краешки сложи, в серединку положи» - эти слова помогут легко запомнить данный способ умножения на 11. При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и цифрой десятков вписать сумму этих цифр, причем, если сумма цифр больше 10, то единицу нужно прибавить к старшему разряду (первой цифре).
Рассмотрим пример: 43625*11
Каждая последующая цифра числа складывается со своим правым соседом. Составляем произведение: 5 единиц, 5+2=7 десятки, 2+6=8 сотни, 6+3=9 тысячи, 3+4=7 десятки тысяч, 4 сотни тысяч. Значит, 43625*11=479875.
Так же выполняем умножение: 8324*11=91564
11278*11=124058
9874122*11=108615342
Оказывается, очень просто!
Для того, чтобы число умножить на 101, нужно приписать данное число к самому себе.
Например:34·101 = 3434.
87·101 = 8787
43·101 = 4343
Аналогично производят умножение трехзначных чисел на 1001, четырехзначных - на 10001. Например: 34·1001 = 34034.
34·10001 = 340034.
Чтобы двузначное число умножить 22,33, …,99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа на 11. Выполнить умножение сначала на однозначное число, а потом на 11:
15 *33= 15*3*11=45*11=495.
24*44=24*4*11=96*11=1056
76*22=76*2*11=152*11=1672
24*99=24*9*11=216*11=2376
Сначала возьмём множимым такое двузначное число, сумма цифр которого меньше 10.
Например, 45*111. Так как 111=100+10+1, то 45*111=45*(100+10+1). При умножении двузначного числа, сумма цифр которого меньше 10, на 111, надо в середину между цифрами вставить два раза сумму цифр (т.е. чисел, ими изображаемых) его десятков и единиц 4+5=9. 4500+450+45=4995. Значит, 45*111=4995.
36*111=3996
72*111=7992
61*111=6771
Когда сумма цифр двузначного множимого больше или равна 10, например 68*11, надо сложить цифры множимого (6+8) и в середину между цифрами 6 и 8 вставить 2 раза единицы полученной суммы. Наконец, к составленному числу 6448 прибавить 1100. Значит, 68*111=7548.
78*111=8658
При умножении числа на 111111 первую и последнюю цифры надо раздвинуть на n шагов. Эти вычисления можно легко произвести в уме. Если единиц 6, то шагов будет 1 меньше, то есть 5. Если единиц 7, то шагов будет 6 и т.д.
Например, 42 * 111 111 = 4 (4+2) (4+2) (4+2) (4+2) (4+2) 2 = 4666662. (количество шагов – 5)
36*11111=3(3+6)(3+6)(3+6)(3+6)6=399996(количество шагов 5-1=4)
81*11111111= 8(8+1)…..(8+1)1=899999991(количество шагов 8-1=7)
Немного сложнее выполнить устное умножение, если сумма цифр первого множителя равна 10 или более 10. Тогда, мы добавляем по 1 к каждому разряду.
Умножение на 5, 50, 500 и т. д. заменяется умножением на 10, 100,1000 и т. д. с последующим делением на 2 полученного произведения (или делением на 2 и умножением на 10, 100, 1000 и т. д.). (50 = 100: 2 и т.д.)
54*5=(54*10):2=540:2=270 или 54*5 = (54:2)*10= 270.
84*5= 84:2*10=420
126*5=126:2*10=630
562*5=526:2*10= 2630
824*5=824:2*10=4120 Все очень просто!
Здесь я пользуюсь таким алгоритмом: если хочешь перемножить два двузначных числа, близких к 100, то поступай так:
1) найди недостатки сомножителей до сотни;
2) вычти из одного сомножителя недостаток второго до сотни; (а можно из 100 вычесть сумму недостатков)
3) к результату припиши двумя цифрами произведение недостатков сомножителей до сотни.
Например: 97*96
Найдем недостатки каждого числа до 100: 100-97=3, 100-96=4
97-4=93 или 100-(3+4)= 93
Составим число: 9312, так как 12=3*4 . Все!
Еще один пример: 89*92
Недостатки: 100-89=11, 100-92=8
92-11-81
Составим ответ: 8188, так как 88- это 11*8
Для того чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9.
Например:
8 * 9= 72
46 * 99= 4554
137 * 999= 136 863
3562 * 9999= 35616438
564*999=563436
81245*99999=8124418755
Записал, и считать не нужно!!! Хотите, проверьте!
Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, надо число десятков умножить на следующее за ним число, а к результату справа приписать 25
и приписываем 25, получается 2025
и приписываем 25, получается 625
и приписываем 25, получается 3025
и приписываем 25, получается 7225
Чтобы возвести в квадрат двузначное число, имеющее 5 десятков, нужно к 25, так как 5 во второй степени равно 25, прибавить цифру из разряда единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число:
Вот такие математические трюки быстрого счёта я изучил. И почему на уроках математики нам этого не преподают. О них мы узнали на занятиях внеурочной деятельности «математические забавы». Я рассмотрел только трюки умножения, а дальше хочу изучить трюки на деление.
Умеете ли вы считать? Вопрос, пожалуй, даже неуместный. Кто не умеет считать? Практически все. Каждый ответит, что для этого, особого искусства не требуется. И будет прав. Но вопрос – как считать? Можно считать на калькуляторе, можно считать столбиком в тетради, а можно считать устно, используя приемы быстрого счета.
Для начала, я провела анкетирование в 5А,Б, 8А, 10 классах нашей школы (всего опрошенных – 90 человек). Задавал ребятам простые вопросы. Зачем вообще нужно уметь считать? При изучении каких школьных предметов требуется правильный счет? Знают ли они приемы быстрого счета? Хотели бы научиться быстро считать устно? (Приложение 1)
Проводя анализ, я сделала вывод, что большинство учеников считает, что умение считать пригодится в жизни и необходимо в школе, особенно при изучении математики, физики, химии, информатики и технологии. Приемы быстрого счета знают несколько учеников и почти все хотели бы научиться быстро считать.
После опроса и подведения итогов анкетирования, я провел математический диктант до мастер-классов «Математические трюки или как научиться быстро считать» - в 5Б, 8А, 10 классах. А второй диктант провела после мастер классов, в этих же классах. И заодно сравнила время выполнения работ. (время сократилось почти вдвое!!!!)
Скажу честно, что многим ребятам было интересно, они с удовольствием выполняли задания.
Первый диктант: | Второй диктант: |
Результаты математического диктанта в 5 классе:
Отметка | До знакомства с приемами быстрого счета | После знакомства с приемами быстрого счета |
5 | 2 | 2 |
4 | 2 | 8 |
3 | 8 | 2 |
2 | 2 | 2 |
Результаты математического диктанта в 8А классе:
Отметка | До знакомства с приемами быстрого счета | После знакомства с приемами быстрого счета |
5 | 4 | 7 |
4 | 4 | 8 |
3 | 6 | 1 |
2 | 3 | 1 |
Результаты математического диктанта в 10 классе:
Отметка | До знакомства с приемами быстрого счета | После знакомства с приемами быстрого счета |
5 | 6 | 9 |
4 | 9 | 11 |
3 | 8 | 6 |
2 | 5 | 0 |
Таким образом, я поняла, что гипотеза имеет подтверждение, и я показала, что знание и использование приемов быстрого счета позволит существенно увеличить скорость и качество счета.
В школьных учебниках не рассматриваются приемы быстрого счета, мы с ними знакомимся на занятиях внеурочной деятельности. Поэтому результат данной работы – памятка для быстрого счета будет очень полезной для учащихся и может быть пригодится при подготовке к экзаменам (Приложение 2). Возможно, что с первого раза не у всех получится быстро, с ходу выполнять вычисления с применением этих приемов, даже если сначала не получится использовать прием, показанный в памятке, ничего страшного, просто нужна постоянная вычислительная тренировка. Она и поможет приобрести полезные навыки быстрого счета.
Заключение
Устный счёт имеет широкое применение в повседневной жизни: он развивает сообразительность учащихся, находчивость, память, гибкость мышления, ставя нас перед необходимостью подбирать приёмы вычислений, удобные для конкретного случая. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчёты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять свои ошибки в результатах вычислений, выполненных без помощи калькулятора и соответствующих таблиц.
Описывая старинные способы вычислений и современные приёмы быстрого счёта, я попыталась показать, что как в прошлом, так и в будущем, без математики не обойтись.
Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.
Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Выводы:
Приложение 1
Анкета
1. Зачем нужно уметь считать?
а) пригодится в жизни, например, считать деньги;
б) чтобы хорошо учиться в школе;
в) чтобы быстро решать;
г) чтобы быть грамотным;
д) не обязательно уметь считать.
2. Перечисли, при изучении каких школьных предметов тебе понадобится правильно считать?
а) математика; б) физика; в) химия; г) технология; д) музыка; е) физическая культура; ж) ОБЖ; з) информатика; и) география; к) русский язык; л) литература.
3. Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
а) да, много; б) да, несколько; в) нет, не знаю.
4. Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
а) да; б) нет.
5. Хотели бы вы узнать приемы быстрого счета, чтобы быстро считать?
а) да; б) нет.
Приложение 2
Памятка для быстрого счета | |
Умножение и деление числа на 4.
Например: 26·4=(26·2)·2=52·2=104; 417·4=(417·2)·2=834·2=1668.
Например: 324:4=(324:2):2=162:2=81. | Умножение и деление числа на 5.
Например: 236·5=(236·10):2=2360:2=1180.
Например: 236:5=(236·2):10=472:10=47,2. |
Умножение двузначного числа на 11 При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и цифрой десятков вписать сумму этих цифр, причем, если сумма цифр больше 10, то единицу нужно прибавить к старшему разряду (первой цифре). Например: 23·11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 ставим цифру 5; 57·11=627, т.к. 5+7=12, цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 5 прибавляем 1, вместо 5 пишем 6. | Умножение двузначного числа на 101. Для того, чтобы число умножить на 101, нужно приписать данное число к самому себе. Например: 34·101 = 3434. Умножение двузначного числа на 1001 и т.д. (Добавь нули посередине) 34·1001 = 34034. 34·10001 = 340034. |
Умножение числа на 9. Чтобы умножить число на 9, нужно к нему приписать 0 и отнять исходное число. Например: 72·9=720-72=648. | Умножение на 99, 999 и т.д. Для того чтобы найти произведение числа написанного одними девятками на число имеющее с ним одинаковое количество цифр надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число все цифры которого дополняют цифры указанного получившегося числа до 9. Например: 8 * 9= 72 46 * 99= 4554 137 * 999= 136 863 |
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5 Чтобы возвести в квадрат двузначное число, оканчивающееся на 5, надо число десятков умножить на следующее за ним число, а к результату справа приписать 25 и приписываем 25, получается 2025 и приписываем 25, получается 625 и приписываем 25, получается 3025 | Возведение в квадрат двузначного числа, имеющее 5 десятков Чтобы возвести в квадрат двузначное число, имеющее 5 десятков, нужно к 25, так как 5 во второй степени равно 25, прибавить цифру из разряда единиц и к результату приписать справа квадрат числа единиц так, чтобы получилось четырехзначное число: |
Три коробки с орехами
Разлука
Карты планет и спутников Солнечной системы
Кто грамотней?
По морям вокруг Земли